УДК 378: 54
В.И. Рукавишникова
РУКАВИШНИКОВА Валентина Ивановна - доцент кафедры алгебры, геометрии и анализа Школы естественных наук (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Рукавишникова В.И., 2012
Профессионализация математических знаний как одно из направлений компетентностно-ориентированного обучения
Рассматриваются вопросы, связанные с изложением курса математики для студентов Инженерной школы ДВФУ. Делается упор на прикладную направленность обучения, способствующую формированию профессиональной компетентности специалиста.
Ключевые слова: компетентностный подход, прикладная направленность, математическое образование.
The professionalization of mathematical knowledge as part of kompetentnostno-oriented education.
Valentina I. Rukavishnikova - School of Natural Sciences (Far Eastern Federal University, Vladivostok). The article deals with setting out the course of mathematics for students of the engineering school. Focus on application-oriented education, which contributes to the professional competence of the expert. Key words: kompetentnostnyj approach, applied orientation, mathematical education.
В настоящее время одним из направлений повышения качества высшего профессионального образования является ориентация на формирование компетенций (профессиональные, общекультурные, личностные и др.).
Компетентностный подход можно рассматривать как подход, обеспечивающий эффективность профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к профессиональной деятельности являются компетентность и компетенции. Компетентность - результат образования, выражающийся в определенном уровне владения набором компетенций. Основой компетенции являются знания. Умения рассматриваются как внешние проявления компетенции.
Основной целью математического образования студентов Инженерной школы ДВФУ является овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для исследования математических моделей профессиональных задач.
В перечне различных форм обучения (лекции, практические занятия) важное место занимает лекционная форма. В основе лекции лежит упорядоченная информация, побуждающая слушателя к самостоятельному мышлению. Лекции по математике должны раскрывать возможности применения математических методов в различных практических ситуациях. Но в связи с общей тенденцией сокращения аудиторных часов перед преподавателем стоит задача, как более компактно, не забывая о доказательности, осветить те или иные вопросы. Следует разумным образом сочетать логическую стройность курса с необходимостью дать студенту аппарат для лучшего усвоения других дисциплин. Вследствие этого возникает вопрос о связи между математикой и будущей специальностью.
Проблеме прикладной направленности обучения математике должно уделяться большое внимание, но на практике обращаются к ней лишь эпизодически. В результате в процессе обучения упускается возможность формирования практических умений, связанных с решением конкретных задач, раскрывающих связь математики с будущей практической деятельностью.
Простые примеры, которые иллюстрируют применение математических понятий для изучения реальных явлений: понятие производной как скорости движения материальной точки, определенного интеграла как работы силы.
Одна из тем при изложении курса линейной алгебры касается решения систем линейных алгебраических уравнений. Для студентов первого курса, обучающихся по образовательной программе «Строительство», это начальный этап процесса обучения, но уже на этом этапе имеет смысл связать тему с дисциплинами профиля. В строительной механике приходится решать несколько систем с одной и той же матрицей, но с разными столбцами свободных членов. Такая ситуация возникает, например, при определении деформаций
какой-нибудь конструкции, вызванных действием различных нагрузок. При этом нагрузки описываются столбцами свободных членов, а матрицы системы характеризуют упругие свойства самой конструкции.
В теории дифференциальных уравнений можно показать, что объекты различной природы описываются одними и теми же уравнениями. Для студентов профиля «Теплогазоснабжение и вентиляция» полезной окажется задача о вентиляции, в которой предлагается найти закон у = у (I), позволяющий рассчитывать концентрацию вредных примесей в помещении в любой момент времени t, если начальное значение этой концентрации (остаток от работы предыдущего дня) равно уд. При этом из условия задачи известно, что в помещении объемом V под влиянием технологических процессов выделяются вредные вещества, концентрация которых за минуту составляет некоторое данное значения а. Вентиляторы приносят Вм3 свежего воздуха в минуту, причем приточный воздух содержит ту же вредность в концентрации Ь. По данному условию составляется дифференциальное уравнение, находится его решение у (¡), практическая ценность которого заключается в том, что по известным значениям параметров V, а, Ь, у0 можно рассчитать мощность вентиляторов, чтобы через определенное время tl уровень загрязненности не превышал заданной нормы у1.
Конечно, изучение математики нельзя подменить обучением составлению математических моделей, не разъясняя сущности математических понятий. Но формирование элементов профессионально ориентированных свойств личности является неотъемлемой частью математической подготовки специалистов. От уровня этой подготовки в значительной степени зависит уровень сформированности профессиональной компетентности будущего инженера.
X
УДК 72:378.2
В.А. Баранов, Т.П. Баранова
БАРАНОВ Валерий Александрович - доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры гидротехники, теории зданий и сооружений Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] БАРАНОВА Тамара Петровна - доцент кафедры гидротехники, теории зданий и сооружений Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).
© Баранов В.А., Баранова Т.П., 2012
Принципы построения содержания дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в бакалавриате
Предлагаются принципы построения содержания обучения бакалавров, противопоставленные тем, которыми руководствуются при подготовке специалистов. Ключевые слова: принципы, содержание обучения, специалист, бакалавр.
Principles of forming up the content of discipline "Architecture of civil and industrial buildings" in bachelor's programme. Valeriy A. Baranov, Tamara P. Baranova - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
Forming up the content of Bachelor's programme the proposed principles counter with Specialists' programme. Key words: principles, content of study, specialist, bachelor.
С 1 сентября 2011 г. все высшие учебные заведения России перешли на двухуровневую - «бакалавр-магистр» - подготовку выпускников. И хотя вопрос о том, что лучше, бакалавриат или специалитет, продолжает обсуждаться, но не так активно, как прежде. Переход осуществлен волевым порядком, и теперь основная задача - организовать учебный процесс в новой системе надлежащим образом, потому что существует опасность такой организации обучения, которая по сути окажется усеченной подготовкой прежних специалистов. Даже в буклетах некоторых вузов для абитуриентов в качестве аргумента в пользу бакалавриата