Научная статья на тему 'Принципы построения содержания дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в бакалавриате'

Принципы построения содержания дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в бакалавриате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / PRINCIPLES / CONTENT OF STUDY / SPECIALIST / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Валерий Александрович, Баранова Тамара Петровна

Предлагаются принципы построения содержания обучения бакалавров, противопоставленные тем, которыми руководствуются при подготовке специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Валерий Александрович, Баранова Тамара Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of forming up the content of discipline Architecture of civil and industrial buildings in bachelor's programme

Forming up the content of Bachelor's programme the proposed principles counter with Specialists' programme.

Текст научной работы на тему «Принципы построения содержания дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в бакалавриате»

какой-нибудь конструкции, вызванных действием различных нагрузок. При этом нагрузки описываются столбцами свободных членов, а матрицы системы характеризуют упругие свойства самой конструкции.

В теории дифференциальных уравнений можно показать, что объекты различной природы описываются одними и теми же уравнениями. Для студентов профиля «Теплогазоснабжение и вентиляция» полезной окажется задача о вентиляции, в которой предлагается найти закон у = у (I), позволяющий рассчитывать концентрацию вредных примесей в помещении в любой момент времени t, если начальное значение этой концентрации (остаток от работы предыдущего дня) равно уд. При этом из условия задачи известно, что в помещении объемом V под влиянием технологических процессов выделяются вредные вещества, концентрация которых за минуту составляет некоторое данное значения а. Вентиляторы приносят Вм3 свежего воздуха в минуту, причем приточный воздух содержит ту же вредность в концентрации Ь. По данному условию составляется дифференциальное уравнение, находится его решение у (¡), практическая ценность которого заключается в том, что по известным значениям параметров V, а, Ь, у0 можно рассчитать мощность вентиляторов, чтобы через определенное время tl уровень загрязненности не превышал заданной нормы у1.

Конечно, изучение математики нельзя подменить обучением составлению математических моделей, не разъясняя сущности математических понятий. Но формирование элементов профессионально ориентированных свойств личности является неотъемлемой частью математической подготовки специалистов. От уровня этой подготовки в значительной степени зависит уровень сформированности профессиональной компетентности будущего инженера.

X

УДК 72:378.2

В.А. Баранов, Т.П. Баранова

БАРАНОВ Валерий Александрович - доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор кафедры гидротехники, теории зданий и сооружений Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] БАРАНОВА Тамара Петровна - доцент кафедры гидротехники, теории зданий и сооружений Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

© Баранов В.А., Баранова Т.П., 2012

Принципы построения содержания дисциплины «Архитектура гражданских и промышленных зданий» в бакалавриате

Предлагаются принципы построения содержания обучения бакалавров, противопоставленные тем, которыми руководствуются при подготовке специалистов. Ключевые слова: принципы, содержание обучения, специалист, бакалавр.

Principles of forming up the content of discipline "Architecture of civil and industrial buildings" in bachelor's programme. Valeriy A. Baranov, Tamara P. Baranova - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

Forming up the content of Bachelor's programme the proposed principles counter with Specialists' programme. Key words: principles, content of study, specialist, bachelor.

С 1 сентября 2011 г. все высшие учебные заведения России перешли на двухуровневую - «бакалавр-магистр» - подготовку выпускников. И хотя вопрос о том, что лучше, бакалавриат или специалитет, продолжает обсуждаться, но не так активно, как прежде. Переход осуществлен волевым порядком, и теперь основная задача - организовать учебный процесс в новой системе надлежащим образом, потому что существует опасность такой организации обучения, которая по сути окажется усеченной подготовкой прежних специалистов. Даже в буклетах некоторых вузов для абитуриентов в качестве аргумента в пользу бакалавриата

выдвигается лозунг о возможности получения профессии за более короткий срок. Примут ли работодатели бакалавров на те же должности, на которые принимали специалистов, покажет время. Ведь, скажем, по специальности «Проектирование зданий» с квалификацией «Инженер-архитектор» обучение велось 5,5 лет. Сейчас бакалавр обучается всего 4 года. Значит, если следовать вышеуказанному лозунгу, необходимо содержание образования 5,5 лет втиснуть в эти 4 года.

Мы еще далеко не полностью понимаем суть совершаемой реорганизации высшего образования, в том числе и строительного. Это не просто изменение «названия» выпускника и сокращение сроков обучения. Все гораздо сложнее. Потребуется серьезная переоценка ценностей и, соответственно, существенное изменение методики и методического обеспечения образования.

Следует помнить, что постоянное обучение становится необходимым условием служебного соответствия. И в этом постоянном процессе бакалавриат лишь первая ступень к профессии, поэтому его существенной целью должно быть привитие навыков к самостоятельному обучению. Образовательная задача бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование, состоит в формировании базового уровня профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Бакалавр должен иметь более широкую фундаментальную подготовку в отличие от специалиста, который получает конкретную, узко направленную специализацию в какой-то определенной сфере. То есть в бакалавриате программы дисциплин должны балансировать между широкими и специальными знаниями и делать упор на универсальные умения.

В преподавании дисциплины «Архитектура» для строительных специальностей существует стойкая традиция - при любых изменениях в учебных планах этих специальностей (а все изменения шли прежде всего по пути сокращения сроков архитектурной подготовки) следовать программе, разработанной в Московском инженерно-строительном институте (сейчас Национальный исследовательский московский государственный строительный университет) еще в 1950-х годах в качестве так называемой министерской программы. Иными словами, в программе дисциплины почти ничего не меняется, а сроки на это же содержание сокращаются. Так, в 1950-х годах прошлого столетия на специальности «Промышленное и гражданское строительство» курс «Архитектура» имел 4 семестра лекций (2 ч в неделю, 144 ч), столько же практических занятий (144 ч), 2 курсовых работы и 4 курсовых проекта. В учебном плане 2005 г. - 40 ч лекций, 82 ч практических занятий и два курсовых проекта.

При переходе на двухуровневую систему эта традиция сокращения сроков без изменения содержания должна принципиально измениться. Чтобы понять, в каком направлении следует изменить содержание дисциплины, надо изучить принципы, заложенные в действующие программы, и противопоставить им новые. Опыт разработки рабочих программ курса архитектуры для специалистов дает основание выделить как минимум три принципа построения их содержания.

Первый - принцип широты охвата материала. Архитектура промышленных и гражданских зданий всегда являлась дисциплиной, содержащей знания о функциональной и материальной структуре зданий различного типа. Поэтому считается, что чем больше она будет содержать материала, тем более полноценными и всесторонними окажутся представления студентов. Не случайно в связи с этим учебник по архитектуре, выпущенный еще в 1980-х годах и действующий поныне, состоит из пяти томов общим объемом в 1230 страниц.

Этому принципу в бакалавриате должен быть противопоставлен принцип общности, согласно которому важным содержанием дисциплины становятся наиболее общие закономерности устройства и проектирования зданий. Эти закономерности должны быть выявлены, выделены и утверждены в качестве того, чем должен овладеть студент.

Второй - принцип конкретности описываемых объектов. Он означает то, что в основу содержания дисциплины кладется обзор существующей практики проектирования и строительства зданий. Это и их отдельные объемно-планировочные решения, и очень подробные конкретные конструкции и узлы их сопряжений. Последние, в большинстве случаев, даже без какой-либо подготовки к учебному процессу берутся прямо с рабочих чертежей.

Третий - принцип материальной детальности, означающий максимальную детализацию всех описываемых конструктивных решений. Знаменитые в этом отношении учебные пособия И. А. Шерешевского изобилуют самыми различными, как говорится, на все случаи жизни, детальнейшими конструктивными решениями.

Этим двум объектно-материальным принципам в бакалавриате следует противопоставить принцип действия, когда важным становится не изучение бесчисленных объектов практики, а овладение действиями, способами, умениями воссоздания любых объектов данной дисциплины с любой степенью их детализации. Тот широкий материал, который представлен в существующих учебниках, должен перейти из разряда предмета овладения в разряд средства, с помощью которого овладевают деятельностными принципами, умениями и навыками. Только в этом случае выпускник бакалавриата не будет недоученным инженером, а станет соответствовать степени «бакалавр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.