Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (33), с. 108-113
УДК 316.444.5
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ВЗГЛЯД СОЦИОЛОГА
© 2014 г. И.М. Фадеева
Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева, Саранск
Поступила в редакцию 10.10.2013
Предпринимается попытка исследования явления профессионализации в контексте развития различных обществ - индустриального, постиндустриального и кризисного. Обращается внимание на негативные последствия массовой депрофессионализации и выхода из профессии по причине рассогласования статусных позиций профессионала в условиях современной России. Рассматриваются тенденции трансформации института профессионализации, феномены фрагментизации и гибридизации профессий.
Ключевые слова: профессионализация, депрофессионализация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, множественная профессионализация.
Традиционно профессионализацию связывают с выделением специализаций под влиянием общественного разделения труда и активизацией деятельности института профессионального образования. Одна из функций данного института - формирование квалификационно -профессионального состава населения, воздействие на профессиональную структуру общества, обеспечение воспроизводства профессиональных слоев. Однако такое воспроизводство на практике не бывает идеальным, нередко в силу инерционности или ошибок управления могут возникать перепроизводство или недопроизводство отдельных специалистов по тем или иным профессиям, что негативно сказывается на профессиональной культуре общества, распространении непрофессиональных критериев в оценивании работников и их социальном продвижении. По оценкам специалистов, в настоящее время дефицит кадров в российской экономике составляет около 15% [1]. И основная причина заключается не в числе выпускников, а в недостаточном уровне их профессиональной квалификации, то есть профессиональной незрелости для выполнения профессиональных ролей.
Профессионализация как социальное явление становится массовой для современных обществ, имеющих рост населения с высшим образованием, а также испытывающих влияние глобализации на сферу профессионального труда. Современные постиндустриальные общества характеризуются неустойчивостью, нелинейно-
стью развития, кризисами и усилением конкуренции. Нарастающее взаимодействие института профессионального образования с различными общественными сферами (экономикой, политикой, культурой, социумом), проникновение в них, развитие форм непрерывного образования усиливают его влияние на общественное развитие, формирование рынка профессионального труда либо в позитивном, либо в негативном направлении. Качественная сторона функции профессионализации общества через институт образования состоит в формировании производственных качеств работников до их профессиональной деятельности и вне ее, в формировании творческого потенциала будущего работника. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран, уровень образования, интересы и увлечения личности вне профессиональной сферы тесно связаны с уровнем инновационной активности и производительности труда работника.
В России, как и многих странах мира, институты профессионализации подвержены влиянию глобальных вызовов. Глобализация как процесс взаимозависимости и открытости культур различных стран друг другу формирует новую повестку дня для института профессионального образования. Это проявляется прежде всего в повышении академической мобильности, межстрановой интеграции образовательных программ, создании поля для конкуренции вузов, направлений подготовки, изменения идентичности и ментальности преподавательских
кадров. Несмотря на то что образование активно участвует в формировании профессиональной структуры общества и нуждается в привлечении значительных общественных ресурсов, его влияние на рынок труда опосредовано политикой, состоянием экономики, миграцией, демографией и т.д. Вместе с тем сфера профессионального образования находится под пристальным вниманием общества, что отражается в публичном обсуждении проблем образования, принятии тех или иных документов с целью его реформирования. Как сфера стратегических интересов государства, образование является основой для его модернизации, именно поэтому от него ожидают и более эффективных результатов по профессионализации общества.
Сфера профессионального труда является значимой для любого индивида, поскольку предполагает его самореализацию в профессии и получение необходимых благ для физического существования и функционирования в социуме. Многие мыслители и современные ученые уделяли внимание труду (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Гидденс), поскольку он имеет значение не только как сфера производства, но и как сфера развития личности. Трудовые отношения из плоскости собственно труда перемещаются в плоскость профессиональной деятельности и профессиональных отношений, формулируя критерии, показатели и условия достижения профессионализма как составной части процесса профессионализации индивида.
На пути познания исследуемого явления так или иначе приходится отвечать на ряд вопросов, имеющих гносеологическое значение. В чем состоит универсум профессионализма в условиях общественной трансформации? Как отражается проблема профессионализации в условиях современного общества в общественном сознании? Почему депрофессионализация в настоящее время становится массовым явлением и, порой, слабоуправляемым процессом? Какие проблемы ждут исследователя на пути изучения понятия профессионализации? Ответить на данные вопросы, с одной стороны, полезно в рамках даже небольшой работы, с другой стороны, каждая попытка ответа может оказаться дискуссионной и, в свою очередь, породить множество других вопросов.
О профессионализме и профессионализации говорить непросто, поскольку на разных этапах общественного развития выделяют те или иные формы профессионализации и каждая ступень профессионального развития индивида, подтвержденная личным опытом, претендует на собственную оценку (самооценку) его профес-
сионализма с учетом возрастающих требований общества. Кроме того, профессионализация, связанная с непрерывным процессом оценивания профессиональных действий молодежи и его результатов со стороны профессионального сообщества, имеет противоречивый характер, поскольку профессиональная рамка старшего поколения формировалась в других общественно-экономических условиях и ее перенос без учета новых условий часто связан с конфликтами ценностей и смыслов. Последний аспект вызывает необходимость постоянного формулирования (переформулирования) требований к тем или иным профессиям, уровням квалификационных компетенций и профессиональной аттестации работников.
Процесс профессионализации является многоуровневым, поскольку включает множество действий на различных сегментах социально-профессиональной реальности. Этот процесс тесно связан с профессиональным самоопределением личности, частью которого является профессиональный выбор (как социальное действие субъекта). В условиях неопределенности общественного развития действия субъекта по собственному самоопределению имеют характер поиска устойчивости, достижения состояния некоторой социально-профессиональной определенности [2]. Это подчеркивает взаимосвязь личного и общественного в ходе профессионализации индивида, обретение личностью определенного статуса и чувства удовлетворенности. Профессиональный отбор в идеале имеет объективный характер и связан с выявлением соответствия между требованиями организации к квалификации и уровнем подготовки претендента на вакансию. Бюрократические организации (по М. Веберу) показателями своей эффективности представляют четкое следование принципу соответствия квалификации уровню занимаемой должности, обезличивание в процессе отбора и обеспечение карьерной мобильности за счет личных достижений индивида.
Профессиональное самоопределение связано с процессом профессионального выбора, который выпускник школы осуществляет при поступлении в институт профессионального образования. Профессиональный выбор имеет динамичный характер и находится под влиянием ряда субъективных и объективных факторов. Чувствительность профессионального выбора к различным факторам будет показана на материале социологического исследования, проведенного (под нашим руководством) Н.П. Касаткиной. В ходе данного исследования было осуществлено несколько замеров траек-
тории выбора (на «входе» в вуз, в процессе профессионального обучения и на «выходе» из вуза), который возникает в большей мере под влиянием профессиональной самоидентификации индивида и ситуации на региональном рынке труда [3].
Поведение выпускников школ на «входе» в вуз было изучено посредством массового опроса, проведенного в 2010 году в восьми муниципальных районах Республики Мордовия по квотной гнездовой выборке по типам школ и населенных пунктов (п=520). Самостоятельность выбора (мы допускаем, что сам факт выбора того или иного направления подготовки и поступление имеет отношение к самостоятельности; однако косвенные вопросы выявили, что это решение находилось под влиянием достаточно сильной позиции «родитель-ребенок») явилась показателем того, насколько осознанным он оказался. В процессе профессионального выбора в той или иной мере актуализируются личностные либо социальные ресурсы семьи. От степени их актуализации зависит, насколько значимым для индивида будет выбор профессии и направления подготовки в вузе. Как оказалось, деятельность индивида до профессионального выбора является значимым фактором для дальнейшей его профессиональной судьбы, поскольку активизирует его деятельностный потенциал и оказывает влияние на устойчивость выбора. По результатам опроса, около 40% выпускников 11 -х классов проявляло активность при самоопределении в сфере профессии. Примерно такая же часть выпускников на «выходе» из вуза была ориентирована на работу по специальности и трудоустроилась таким образом. Причем наблюдается значительная дифференциация активности субъекта при выборе профессии по линии «город-село», демонстрирующая большую поведенческую активность городских школьников по сравнению с сельскими. Показательным является, что институт профессионального образования (вузы) не проявляет заинтересованности в массовом трудоустройстве по полученной специальности из-за формального отношения к судьбе выпускника в силу замещения элитного характера высшего образования массовой его формой, коммерциализацией, снижающей уровень требований на «входе» и, соответственно, на «выходе» из него.
Закрепление выбора в процессе обучения в вузе происходит в большей степени у студентов, относящихся, по определению Н.П. Касаткиной, к деятельно-активистскому типу профессионального выбора [3, с. 15-16]. Несмотря на то что большинство абитуриентов при «входе» в
вуз демонстрирует неустойчивость профессиональных ориентаций (73.5%), значительная доля второкурсников (71.5%) отмечают несоответствие их склонностей, способностей и личных качеств требованиям профессии [3, с. 17]. На этапе завершения обучения такое несоответствие отмечает большинство (67.7%), что говорит о дисфункциональности института профессионального образования и нарастании влияния факторов дестабилизации профессиональных установок у студенческой молодежи. С учетом того что многие региональные рынки труда в России характеризуются схожими тенденциями развития (устареванием технологий, деградацией традиционных для региона производств, массовым перетоком рабочей силы в сферу обслуживания, досуга и т.д.), описанная выше ситуация говорит об усилении тенденции перехода выпускников в другие профессии и имеет типичный для большинства российских регионов характер. По данным центра трудоустройства выпускников Мордовского государственного университета, наблюдается широкий диапазон доли трудоустроившихся по полученной специальности - от 23% до 92% [4, с. 185-186]. Причем нижние показатели трудоустройства по полученному образованию соответствуют непрестижным (прежде всего, гуманитарным) специальностям, верхние - высокопрестижным (медицинским, высокотехнологичным и др.).
Современный отечественный рынок труда диверсифицирован по отношению к профессиям, а также имеет выраженную региональную специфику из-за высокой региональной дифференциации (часто это согласуется с экономической пропорцией регионов-доноров и дотационных регионов). Диверсифицированность рынка проявляется в том, что одна и та же профессия может быть востребована в различных регионах с разным набором требований к квалификации претендента на ту или иную должность. Социально-экономическая дифференциация российских регионов, уровень развития технологий и производств создают ситуацию напряжения в различных сегментах рынка труда, различной востребованности специалистов и разных уровней оплаты труда профессиональных работников в разных регионах. Это отражается на характере взаимодействия рынка труда и сферы профессионального образования (активном или пассивном), а также на ориентации выпускников школ на выбор не только наиболее престижных специальностей и направлений подготовки, но и на выбор сегмента «универсального образования» (экономика, юриспруденция, иностранные языки и др.).
Профессиональное самоопределение индивида также связано с существующей практикой профессионального отбора как действий организации по осуществлению подбора и приема на работу. Закономерным процессом профессионального отбора в условиях информатизации общества является открытость вакансий и квалификационных требований к занимаемой должности. Наличие специализированных порталов и сайтов, размещающих сведения о вакансиях, а также профессиональных требований к ним, делает систему отбора открытой, позволяющей определить возможности на рынке труда для субъекта трудоустройства, его шансы для занятия вакансий.
Многие организации предпочитают набор персонала из числа молодежи, используя принцип «с чистого листа», без предъявления требований к профессиональному опыту, формируют качества, важные для организации в рамках ее организационной культуры. Главное требование к претендентам в таких слушаниях, как правило, не их профессиональные знания, а высокая обучаемость и адаптивность. Профессионализм рассматривается как качество, приобретаемое на практике, в процессе обучения на рабочем месте и профессионального общения. Однако это возможно лишь в отношении «облегченной» занятости и не касается традиционных профессий, (учитель, ученый, врач, юрист, инженер, программист и ряд других), для которых требуются глубокие профессиональные знания и умения.
Примечательное для российского общества несоответствие системы оплаты профессионального труда сложности профессиональной деятельности является «застаревшей проблемой». Сложившиеся в ходе социально-экономического перехода российского общества деформации в системе оплаты труда (когда целые профессиональные группы работников бюджетной сферы подверглись нисходящей социальной мобильности) не были устранены за 20 лет социально-экономических реформ. Это вызвало статусную рассогласованность (несоответствие различных элементов статуса, прежде всего - уровня квалификации и уровня оплаты труда), существенную деформацию системы профессионализации и, как следствие, массовый выход из профессии по указанному мотиву. По оценкам социологов, до 30% выпускников медицинских вузов не трудоустраивается по специальности, при этом сфера здравоохранения испытывает дефицит кадров по ряду медицинских специализаций [5]. При этом часть высококвалифицированных врачей выходит из профессиональной группы на различных стадиях профессиогенеза, вызывая про-
блему старения медицинских кадров (в настоящее время до 25% работающих в отрасли - пенсионеры). Это, с одной стороны, характеризует институциональный характер проблемы депрофессионализации врачей, с другой - низкий уровень социальной ориентированности мероприятий модернизации института здравоохранения. Выходом из сложившейся ситуации некоторые исследователи называют определение стратегии профессионализации студента-медика посредством выбора будущей специализации на додипломном этапе обучения [6]. Эмпирически Н.А. Клоктунова, автор исследования стратегий профессионализации студентов медицинских вузов, выявила взаимосвязь мотивов выбора медицинской профессии и выбора конкретных специализаций, а также влияние факторов риска, деформирующих мотивацию занятости по профессии, среди которых ведущую роль играют социально-экономический фактор, дифференцированный характер уровня жизни в малых городах и сельской местности по сравнению с более крупными городами, а также профессиональные риски - слабая материально-техническая оснащенность лечебно-профилактических учреждений, правовая незащищенность медиков, психологические проблемы и др. [6].
Учитывая традиционно сложившуюся высокую ценность образования для российского общества, его относят к проблеме профессионализации через институт профессионального образования. В советский период высшее образование носило фундаментальный и элитарный характер, а человек, нередко находясь в единственной профессии в течение всей жизни, накапливал профессиональные знания и опыт, становясь профессионалом высокого класса. В массовом сознании продолжают поддерживаться профессиональное долгожительство, четкое соответствие полученного образования занимаемой должности, что характеризует больше общество индустриального типа. Практика показывает, что для чтения вузовских курсов более важным является исследовательский и практический опыт, чем профиль когда-то полученного образования, однако при аккредитации отечественных вузов главным показателем продолжает оставаться наличие диплома по профилю читаемых курсов (нередко следствием становится отставание уровня вузовских знаний от практики).
В условиях переходной экономики, где сосуществуют элементы плановой и рыночной систем, общества аграрного, индустриального и постиндустриального типа, традиционные институты профессионализации (образования, наставничества, рынка профессионального тру-
да) теряют свою устойчивость, подвергаются факторам риска и нередко характеризуются дисфункциональностью. Профессионализация как процесс начинает приобретать одновременно черты архаизации и модерна, когда узкая специализация, новое прикладное знание начинают конкурировать со знанием фундаментальным и широким, позволяющим специалисту иметь кругозор и уметь устанавливать причинно-следственные связи, выходить на междисциплинарный уровень решения проблем. Низкая востребованность профессиональных знаний в классическом виде порождает излишнюю импровизацию, профессиональную «игру» в рамках профессии, что является одновременно опасным (поскольку фрагментизирует и атоми-зирует профессиональное поле, размывая границы между знанием и интуитивной практикой, ведет к утрате профессиональной идентичности индивида) и позитивным явлением, открывающим новые грани профессиональной деятельности, приводящим к освобождению знаний от зашоренности и косности.
Почему депрофессионализация в настоящее время становится массовым явлением и, порой, слабоуправляемым процессом? В эпоху нестабильности и кризисов депрофессионализация не только порождает проблемы, но и открывает новые возможности для освоения новых профессиональных ролей. Профессионализм, рожденный в одной профессии, может помочь в быстром освоении новых ролей (при условии сформированной установки личности на профессиональную мобильность) и, напротив, выступить фрустрирующим фактором, тормозящим освоение новой профессиональной роли (если личность не мыслит себя вне единственно усвоенной профессии, что порождает синдром безысходности, тупика и разрушенных надежд). Психологический механизм формирования компетенций личности, способной освоить различные профессиональные знания и применить их на практике, ее высокая обучаемость может выступить основанием для множественной профессионализации в течение жизни без ущерба для профессиональной карьеры, которая может иметь многовекторный характер. Поэтому целесообразно рассматривать первичную (после получения профессионального образования) и последующую (вторичную, третичную и т.д.) профессионализацию (после повторного образования, обучения на рабочем месте или самостоятельного освоения профессии). При этом вынужденную депрофессионализацию в условиях кризиса и выбор новой профессии в такой комбинации следует считать позитивным
процессом. Прогнозируется, что мировой экономический кризис будет носить перманентный характер, поскольку связан с переходом от индустриальной к инновационной стадии развития общества.
Какие проблемы ждут исследователя на пути изучения явления профессионализации и депрофессионализации в современном обществе?
Во-первых, российский исследователь должен ориентироваться на социальный заказ общества не столько индустриального, сколько постиндустриального и рыночного типа, согласно которому каждый подготовленный в вузе выпускник должен найти свое место на рынке труда в соответствии со своими способностями, а не только по полученной специальности. Такая ориентация учитывает позднюю социализацию выпускников школ, большей частью неготовых к осознанному выбору профессии на «входе» в вуз. К тому же установка «первая профессия как временный проект, старт в профессиональную жизнь» имеет все большее распространение среди молодежи, ведущей поиск своего витального смысла и нацеленной на постоянное экспериментирование с профессиональным знанием. Более поздняя социализация современной молодежи ориентирует вузы переходить на программы, сочетающие общекультурную компоненту на начальных (1-2) и специализацию на старших (3-4) курсах бакалавриата. Отложенный характер профессионального самоопределения содействует более осознанному выбору профессии для профессионального старта, что в итоге повышает отдачу от профессионального образования.
Во-вторых, массовый характер образования, не обеспечивающий одинаковые шансы для входа на рынок профессионального труда, служит фактором диверсификации трудоустройства (по полученной профессии, по смежной профессии, по другой профессии). Трудовая сфера все чаще рассматривается как поле коммуникации и самореализации, имеющей для личности множественный смысл. Развитие новых форм предпринимательства и усиление конкуренции позволит реализовать профессиональный интерес в непредсказуемых для личности сферах (следуя маркетинговой стратегии «найти общественную потребность и удовлетворить ее»).
В-третьих, динамизм социальной жизни порождает взаимопроникновение одних профессий в другие, где знания в чистом виде используются все реже, а чаще требуется их синтез. Появление новых видов профессиональной занятости, междисциплинарный характер профессиональной деятельности расширяет поле компетенций, осво-
ение которых раньше происходило в рамках разных профессий (например, компьютерный дизайн, биоинженерия, юридические практики по отраслям экономики и др.). Ситуация по «сращиванию» профессий требует от личности все новых и новых способностей, знаний и навыков, позволяющих их сочетать в самых немыслимых комбинациях, что открывает перспективы для пока еще редких профессий, однако усложняет оценку профессионализма носителей гибридных профессий с опорой на традиционный подход.
Список литературы
1. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета. 04.10.13. Москва, Кремль. - URL: http://www.kremlin.ru/news/19359 (дата обращения 08.10.13).
2. Удалова К.С. Профессиональное самоопределение личности: социально-философский анализ: Автореферат дис. ... канд. филос. наук. Саранск: МГУ им. Н.П. Огарёва, 2013. 22 с.
3. Касаткина Н.П. Динамика профессионального выбора молодежи в системе «школа-вуз-рынок труда»: социоструктурный анализ (на примере Республики Мордовия): Автореферат дис. ... канд. соц. наук. Саранск: МГУ им. Н.П. Огарёва, 2013. 24 с.
4. Краковская И.Н. Управление инвестициями в человеческий капитал в российских вузах: монография. Саранск: Изд-во Саранского ун-та, 2010. 236 с.
5. Леонова В.А. Депрофессионализация в медицине как медико-социальная проблема: Автореферат дис. ... канд. мед. наук. Волгоград: ВолгГМУ, 2013. 28 с.
6. Клоктунова Н.А. Социальные факторы формирования стратегий профессионализации студентов медицинского вуза: Автореферат дис. ... канд. соц. наук. Волгоград: ВолгГМУ, 2013. 24 с.
PROFESSIONALIZING AND DEPROFESSIONALIZING IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY:
A SOCIOLOGIST'S OPINION
I.M. Fadeyeva
The author studies the phenomenon of professionalizing within the framework of different society types: industrial society, postindustrial society, and recession society. Particularly, the author focuses on the negative effects of mass deprofessionalizing and disaffiliation with the profession due to misfitting of professional status under the contemporary Russian conditions. The author also considers the tendencies of professionalizing institution transformation as well as the phenomena of profession fragmentation and hybridization.
Keywords: professionalizing, deprofessionalizing, professional identity, career choice, multiple professionalizing.
References
1. Stenograficheskii otchet o zasedanii Gosudar-stvennogo soveta. 04.10.13. Moskva, Kreml'. - URL: http://www.kremlin.ru/news/19359 (data obrascheniya 08.10.13).
2. Udalova K.S. Professional'noe samoopredelenie lichnosti: social'no-filosofskii analiz: Avtoreferat dis. ... kand. filos. nauk. Saransk: MGU im. N.P. Ogareva, 2013. 22 s.
3. Kasatkina N.P. Dinamika professional'nogo vy-bora molodeji v sisteme «shkola-vuz-rynok truda»: soci-ostrukturnyi analiz (na primere Respubliki Mordoviya):
Avtoreferat dis. ... kand. soc. nauk. Saransk: MGU im. N.P. Ogareva, 2013. 24 s.
4. Krakovskaya I.N. Upravlenie investiciyami v che-lovecheskii kapital v rossiiskih vuzah: monografiya. Saransk: Izd-vo Saranskogo un-ta, 2010. 236 s.
5. Leonova V.A. Deprofessionalizaciya v medi-cine kak mediko-social'naya problema: Avtoreferat dis. ... kand. med. nauk. Volgograd: VolgGMU, 2013. 28 s.
6. Kloktunova N.A. Social'nye faktory formirovaniya strategii professionalizacii studentov medicinskogo vuza: Avtoreferat dis. ... kand. soc. nauk. Volgograd: VolgGMU, 2013. 24 s.