Список литературы
1. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: уч. пос. М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.
2. Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. М.: Педагогика, 2007.
Popova E.V., Saburov P.A.
YOUTH PROFESSIONAL ORIENTATION ON PARTICIPATION IN QUALITY OF APPLICANTS IN SELECTION OF COSMONAUTS
Article is devoted to some practical aspects of vocational guidance of studying youth on a profession of the cosmonaut, used nowadays in activity of the Center of preparation of cosmonauts.
Key words: vocational guidance of seniors, professional socialization of youth, choice of profession of the cosmonaut.
Получено 15.10.2012
УДК 371.3.016
Е.В. Попова, нач. отделения, 8-985-389-17-03, lena [email protected] (Россия, Московская обл., г. Звездный городок, НИИ Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина)
ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Посвящена комплексному рассмотрению содержания понятия, педагогических целей, форм и средств профессионализации школьников старших классов как системы их ориентирования и морально-психологической подготовки к выбору будущей профессии.
Ключевые слова: профессионализация школьников, профессиональная социализация, выбор профессии, профессиональная ориентация и отбор.
Рассматривая проблему развития профессиональной направленности старшеклассников в условиях современного состояния образовательной системы и отраслевой профессиональной деятельности, важно определить, какие пути и технологии могут применяться для повышения качественного соответствия выбираемого молодыми людьми направления профессионального роста их личностным свойствам, а также, что может способствовать укреплению кадрового потенциала таких сложных и ответственных отраслей деятельности, как аэрокосмическая сфера.
Профессионализация в нашем понимании - это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер по по-
мощи в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности школьника и общества на всех этапах обучения в школе; профессионализация должна обеспечить оптимальное соответствие личностных особенностей школьника особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы профессионализационной работы -оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами школьников и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
Можно выделить основные подсистемы профессионализации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.
• профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
• профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;
• в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
• с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
• профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
• профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Профессионализация школьников призвана решать четыре группы задач: 1) информационно-справочную, просветительскую; 2) диагности-ко-корректирующую; 3) морально-эмоциональной поддержки, формирования оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; 4) конкретного отбора, принятия решения или готовности совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы.
Эффективная работа по развитию профессиональной направленности школьников основывается на глубоком информировании их о воз-
можностях реализации себя в профессии и характеризуется следующими признаками:
• достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);
• актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);
• перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
• обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
• доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
• привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Поскольку профессия - это вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки и умения, способности, постольку профессиональная ориентация и весь дальнейший комплекс действий по профессиональному отбору в высшую школу должны основываться на профессиографии.
Если проанализировать историю развития профессиональной ориентации в нашей стране, то видно, что она преследует в основном две цели: помочь молодежи выбрать необходимые профессии, чтобы каждый был лучшим исполнителем порученной ему работы; оказать помощь молодому человеку в выборе такой работы, которая доставила бы ему наибольшее творческое удовлетворение и в которой он мог бы лучше проявить себя.
В настоящее время система профориентационной работы педагога включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны спе-циалистов-профконсультантов.
4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у школьников чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Педагоги общеобразовательных учреждений в области профессиональной ориентации школьников:
• участвуют в разработке профессиографических материалов;
• участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в школах;
• осуществляют профессиональное информирование учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ, учителей и родителей о ситуации на рынке труда региона и города в целом о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в учебных заведениях региона и области, в том числе по направлениям органов государственной службы занятости;
• проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование школьников;
• совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для школьников;
• создают специализированные кабинеты профориентации и организуют их работу в общеобразовательных учреждениях;
• взаимодействуют с местными органами образования, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, профессиональными учебными заведениями и предприятиями в решении проблем профессиональной ориентации молодежи региона.
Таким образом, профессионализация в средней школе включает:
• изучение учащихся, профессиональное просвещение,
• предварительную теоретическую и практическую подготовку к работе в избранной области;
• профессиональную консультацию и контроль (18).
Педагогика как наука, охватывающая все аспекты воспитания и образования, в соответствии с естественным уровневым делением этих сфер, также может быть разделена на подобласти. Поэтому и в научном, и в практическом обращении широко используются такие понятия, как дошкольная педагогика, педагогика общеобразовательной школы, педагогика начального профессионального, среднего, высшего профессионального образования, педагогика образования взрослых и т. д. Профессионализацией занимается педагогика и психология профессионального образования, тесно связанные с педагогикой общего образования. Под
педагогикой профессионального образования следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научно-педагогического знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.
Каждому человеку рано или поздно приходится определяться в своей профессии или специальности. Современное разделение труда объективно требует подготовки будущих специалистов по тысячам профессий, каждая из которых имеет свою специфику. Вполне понятно, что такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития учащихся на всех этапах профессионального становления человека. Элементы такого становления просматриваются уже с самых первых шагов приобщения ребенка к окружающему его миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребенок в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, имеются «зачатки» тех или иных профессиональных компонентов, независимо от того, в какой сфере общественно полезного труда ему предстоит в дальнейшем реализовать свои индивидуальные интересы и способности.
E.V. Popova
PROBLEM OF EARLY PROFESSIONALIZING IN THE MODERN SECONDARY GENERAL EDUCATION
Article is devoted to complex consideration of the content of concept, the pedagogical purposes, forms and means of professionalizing of school students of the senior classes as systems of their orientation and moral and psychological preparation for a choice of future profession.
Key words: professionalizing of school students, professional socialization, choice of profession, vocational guidance and selection.
Получено 15.10.12