Научная статья на тему 'Professional preparedness of the teacher to innovative activity'

Professional preparedness of the teacher to innovative activity Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETENCE OF TEACHER / READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Shilov K. V.

The problem of professional readiness of the teacher to innovative activity is considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Professional preparedness of the teacher to innovative activity»

Осипова И.В., Тарасюк О.В.; под ред. Романце-ва Г.М. - Екатеринбург: Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 287 с.

5. Сластенин В.А., ЧижаковаГ.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 481 с.

6. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя // Психологический журнал. - 2001. - Т. 19 - .№1. - С. 165-170.

7. ШепельВ.М. Управленческая этика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 320 с.

УДК 378. 147

Шилов Константин Васильевич

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск)

shilov1980@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовленности учителя к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, компетентность учителя, подготовленность к инновационной деятельности.

Анализ ситуации и изучение потребностей рынка труда в специалистах с выс-. шим педагогическим образованием показали необходимость формирования педагога нового типа: исследователя, проектировщика, разработчика новых технологий образования и воспитания.

Решение данной стратегической задачи требует организации подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в учебном процессе вуза, как наиболее важной ступени, которая по-прежнему готовит весомую долю кадров для образовательной сферы и обеспечивает дальнейшее получение специалистом профессиональных знаний на более высоком уровне, способствуя его профессиональному становлению и формированию инновационного потенциала.

Инновационная педагогическая деятельность связана с осознанием учителем необходимости перемен, нововведений, направленных на разрешение профессиональных проблем. Поэтому стимулом инновационной деятельности, как и творческой деятельности вообще, является социально значимая проблема, осознаваемая и вербализуемая субъектом. Проблема складывается в результате осознания учителем некоторого противоречия (или системы противоречий) между своими представлениями и необходимым реально возможным состоянием рассматриваемого объекта. В.И. Андреев выделяет три группы противоречий педагогической системы, лежащих в основе становления творческой деятельности субъекта [1].

1. Личностные или психологические противоречия, когда человек в процессе деятельности и в своем стремлении к ней вступает в противоречие с самим с собой. Эти противоречия лежат в основе самодвижения творческих способностей человека.

2. Социально-педагогические противоречия между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием педагогической системы, которая является частью социальной подсистемы, - с другой.

3. Собственно педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе.

Осознание педагогической проблемы связано, с одной стороны, с принятием ответственности на себя, побуждающим к активным преобразовательным действиям, а с другой стороны, чтобы действовать, преобразовывать объект воздействия, необходимо познать его и свои возможности в его преобразовании. Поэтому подчеркнем, что к инновационной деятельности учитель приходит через ряд этапов профессионального развития.

В.П. Беспалько [2; 3] профессиональное развитие педагога рассматривает как процесс освоения четырех уровней способов решения педагогических задач.

I уровень - педагог решает проблему, узнаваемую, решенную когда-либо им ранее.

II уровень - зная цель и понимая педагогическую ситуацию, педагог решает проблему, пользуясь усвоенными способами действий.

III уровень - педагог видит цель деятельности, но педагогическая ситуация ему не ясна, так

© Шилов К.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

361

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОТИВАЦИОННО-

ЦЕННОСТНЫЙ

КОМПОНЕНТ

КОГНИТИВНЫИ

КОМПОНЕНТ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТ

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Рис. 1. Структурная модель профессиональной подготовленности учителя к инновационной деятельности

как она нетипична. Этот уровень требует от педагога эвристической деятельности, активного преобразования усвоенных знаний и умений.

IV уровень - творческий уровень. Имеет ярко выраженную исследовательскую основу.

Интерпретируя данные подходы в соответствии с нашей проблемой, мы можем сказать, что учителя первого и второго уровней строят профессиональную деятельность на готовых способах и моделях обучения. Удовлетворение данным уровнем может привести к формированию учителя инертного типа, недостаточно осознающего потребности в новых педагогических подходах. Проявляется необходимость овладения третьим и четвертым уровнем профессионального развития, которые основываются на творческой активности, а значит, служат основой для инновационной деятельности.

Проведенный анализ позволяет нам выделить и объединить профессиональные характеристики педагога, необходимые для создания, внедрения педагогических инноваций в собственную деятельность, в категорию профессиональная подготовленность учителя к инновационной деятельности. Сложность явления подготовленности учителя к инновационной деятельности диктует необходимость системного структурирования отдельных ее компонентов. Применение систем-

ного подхода по отношению к подготовленности учителя к инновационной деятельности означает возможность рассматривать ее внутреннюю структуру, выявлять каждый из ее элементов и понимать их взаимосвязь с другими элементами. Системное видение подготовленности педагога к инновационной деятельности расширяет представление о ней и обо всех входящих в ее структуру компонентах как подструктур более глобальной системы профессионального саморазвития педагога. Системно-структурный подход к анализу и изучению подготовленности учителя к инновационной деятельности в контексте профессионального саморазвития учителя условно представим в виде схемы (рис. 1).

Взаимосвязь структурных компонентов системы профессионального развития учителя тесна, и изменение и развитие одного из них может привести к изменению другого, а также системы в целом. Источник формирования подготовленности к инновационной деятельности лежит внутри компонентов целостной системы профессионального развития учителя: личностных особенностей и опыта профессиональной деятельности. Пути формирования подготовленности будущего учителя к инновационной деятельности в учебном процессе вуза не могут определяться без учета взаимосвязи ее важнейших внутренних

362

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

компонентов. Подготовленность учителя к инновационной деятельности имеет сложную структуру, побудительным источником которой является активная личностная позиция учителя в контексте образовательного процесса.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что профессиональная подготовленность учителя к инновационной деятельности - результат личностного роста учителя в своей профессии, которая характеризуется сформированностью активной личностно-ориентированной позиции, овладением содержательно-операциональной сто-

роной инновационной деятельности, реальными действиями по совершенствованию своего профессионального мастерства и индивидуального стиля.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - 197 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.

3. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. - 1998. - .№2. - С. 12-17.

УДК 378

Адоевцева Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

irina_adoevtceva@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена важнейшей проблеме профессионального образования педагога-музыканта — формированию его методологической культуры на основе рефлексивно-деятельностного подхода, как наиболее адекватного природе и специфике художественно-педагогической деятельности педагога-музыканта. Охарактеризованы компоненты методологической культуры, входящие в структуру её теоретической модели, обосновано значение данного методологического подхода в профессиональной подготовке педагога-музыканта к реализации художественно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: методологическая культура; художественно-педагогической деятельности педагога-музыканта; профессиональная подготовка; рефлексивно-деятельностный подход.

Происходящее кардинальное реформирование современной системы образования закономерно вызывает повышение требований ко всем социальным институтам и системам, и в частности системы профессионального образования педагога-музыканта.

К современному педагогу-музыканту общество предъявляет высочайшие требования, как к профессиональным качествам, так и личностным, ведь музыка способна затрагивать тончайшие струны души, воздействовать на эмоции и чувства ребенка, которого педагог обращает к тому или иному музыкальному произведению. Все это обуславливает содержание задач профессионального образования педагога, включающих в себя формирование не только широчайшего спектра практических умений художественнопедагогической деятельности педагога (музыкально-исполнительской, вокально-дирижерской, музыковедческой и т.д.), формирование готовности к самостоятельной исследовательской деятельности; формирование навыков методологического

анализа; формирование умений профессиональной рефлексии, но и высокого уровня развития убеждений, самосознания педагога, и в целом, основ методологической культуры педагога.

Разработанный на сегодняшний день Государственный стандарт высшего профессионального образования, отвечающий национальной доктрине и концепции общего среднего образования, дает возможность для формирования такового комплекса художественно-педагогических умений и профессионально-значимых личностных качеств будущего педагога-музыканта.

Наиболее полно при определении средств формирования основ художественно-педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта отвечает рефлексивно-деятельностный подход, так как если целостный педагогического процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов будет осуществляться на основе данного подхода, то будут созданы необходимые педагогические условия для формирования у них основ методологической

© Адоевцева И.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

363

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.