Научная статья на тему 'Профессионал как представитель профессиональной династии: проблемное поле исследования (на основе материалов экспертного опроса)'

Профессионал как представитель профессиональной династии: проблемное поле исследования (на основе материалов экспертного опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
династия / профессиональная семейная преемственность / инженер / учитель / юрист / врач / профессиональные ценности / социальный ресурс / dynasty / professional family succession / engineer / teacher / lawyer / doctor / professional values / social resource

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермолаева Юлия Вячеславовна, Иванова Елена Юрьевна, Колесникова Елена Михайловна, Колесникова Елена Юрьевна, Мансуров Валерий Андреевич

В статье рассмотрены некоторые аспекты влияния семейного профессионального наследования на процессы профессионализации в определённых сферах человеческой деятельности. Актуальность исследования обусловлена стремительно изменяющимися и усложняющимися процессами формирования профессиональной структуры российского общества, являющихся следствием глобального переформатирования системы социально-экономического развития мирового хозяйства. Профессиональная династия в современных условиях трансформационных процессов, с одной стороны, выполняет роль стабилизирующего фактора, с другой стороны, в рамках внутрисемейного взаимодействия обладает адаптационными к инновационным процессам качествами. Процессы жизнедеятельности династии и степень ее влияния на профессионализацию младшего поколения в значительной степени зависят от отраслевых особенностей условий ее реализации. На основе анализа мнений экспертов – представителей трехпоколенных династий в различных профессиональных средах – были систематизированы мотивации к продолжению династии, а также преимущества, приобретаемые младшими поколениями (наследование образовательной траектории, обеспечение условий для эффективной карьерной реализации, передача профессиональных ценностей, передача социального и репутационного ресурса), обозначены критерии оценки уровня профессионализма, зафиксированы причины нежелательности наследования детьми родительской профессии (недостаточный престиж, отсутствие возможности трудоустроиться, отсутствие перспектив карьерного продвижения, недостаточность получаемых доходов). Исследование основано на материалах опроса экспертов – лидеров мнений и представителей профессиональных династий: инженеров, врачей, юристов, педагогов и других профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермолаева Юлия Вячеславовна, Иванова Елена Юрьевна, Колесникова Елена Михайловна, Колесникова Елена Юрьевна, Мансуров Валерий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional as a representative of a professional dynasty: problem field (based on the materials of an expert survey)

The article discusses some aspects of the influence of family professional inheritance on the processes of professionalization in certain spheres of human activity. The relevance of the study is due to the rapidly changing and increasingly complex processes of formation of the professional structure of Russian society as a result of the global reformatting of the system of socio-economic development of the world economy. A professional dynasty in modern conditions of transformation processes, on the one hand, plays the role of a stabilizing factor, on the other hand, within the framework of intra-family interaction, it has qualities that adapt to innovative processes. The processes of life of the dynasty and the degree of its influence on the professionalization of the younger generation largely depend on the sectoral characteristics of the conditions for its implementation. Based on the analysis of the opinions of experts – representatives of threegeneration dynasties in various professional environments, the motivations for the continuation of the dynasty were systematized, as well as the advantages acquired by the younger generations (inheritance of the educational trajectory, provision of conditions for effective career realization, transfer of professional values; transfer of social and reputational resources), the criteria for assessing the level of professionalism were outlined, the reasons were recorded undesirability of inheritance by children of the parental profession (lack of prestige; lack of opportunity to find a job; lack of career prospects; insufficiency of income). The study is based on a survey of experts – opinion leaders and representatives of professional dynasties: engineer, doctors, lawyers, teachers, etc.).

Текст научной работы на тему «Профессионал как представитель профессиональной династии: проблемное поле исследования (на основе материалов экспертного опроса)»

Ъ0110.191817ezlieg.2023.12 [ IэN (||1/(|1У

Профессионал как представитель профессиональной династии: проблемное поле исследования (на основе материалов экспертного опроса)

Ермолаева Юлия Вячеславовна, Иванова Елена Юрьевна, Колесникова Елена Михайловна, Колесникова Елена Юрьевна, Мансуров Валерий Андреевич, Семенова Анна Валерьевна, Юрченко Олеся Викторовна

Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты влияния семейного профессионального наследования на процессы профессионализации в определённых сферах человеческой деятельности. Актуальность исследования обусловлена стремительно изменяющимися и усложняющимися процессами формирования профессиональной структуры российского общества, являющихся следствием глобального переформатирования системы социально-экономического развития мирового хозяйства. Профессиональная династия в современных условиях трансформационных процессов, с одной стороны, выполняет роль стабилизирующего фактора, с другой стороны, в рамках внутрисемейного взаимодействия обладает адаптационными к инновационным процессам качествами. Процессы жизнедеятельности династии и степень ее влияния на профессионализацию младшего поколения в значительной степени зависят от отраслевых особенностей условий ее реализации. На основе анализа мнений экспертов — представителей трехпоколенных династий в различных профессиональных средах — были систематизированы мотивации к продолжению династии, а также преимущества, приобретаемые младшими поколениями (наследование образовательной траектории, обеспечение условий для эффективной карьерной реализации, передача профессиональных ценностей, передача социального и репутационного ресурса), обозначены критерии оценки уровня профессионализма, зафикси-

рованы причины нежелательности наследования детьми родительской профессии (недостаточный престиж, отсутствие возможности трудоустроиться, отсутствие перспектив карьерного продвижения, недостаточность получаемых доходов).

Исследование основано на материалах опроса экспертов — лидеров мнений и представителей профессиональных династий: инженеров, врачей, юристов, педагогов и других профессий.

Ключевые слова: династия, профессиональная семейная преемственность, инженер, учитель, юрист, врач, профессиональные ценности, социальный ресурс

Актуальность проведённого коллективом авторов исследования профессиональной династии как социального феномена, формирующего, накапливающего и транслирующего профессиональную культуру и тем самым запускающего эффективный механизм воспроизводства профессиональных групп, обусловлена стремительно изменяющимися и усложняющимися процессами формирования профессиональной структуры российского общества под влиянием глобальных процессов и особенностей современных национальных рынков труда. Разнонаправленность векторов структурных преобразований предполагает многоаспектный анализ экономических, политических, культурных, социальных, психологических факторов и их влияния на изменения общественных отношений в целом и на процессы, связанные с процессами жизнеспособности различных профессиональных групп.

В качестве объекта изучения выделены профессиональные династии инженеров, врачей, юристов, педагогов, дипломатов и других профессий, что позволило применить эмпирический метод сравнительного анализа, зафиксировать особенности процессов профессиональной семейной преемственности в различных профессиональных средах и, как результат, восполнить пробел в российской социологии профессий, создать определённую научную базу для углублённых многофакторных и междисциплинарных исследований для профессиональной сферы.

Основными направлениями исследования роли профессиональных династий в формировании профессионала в определённой сфере деятельности явились:

— выработка критериев сравнительной оценки жизненного цикла профессиональных династий в различных профессиональных группах и с учётом региональных особенностей: исторический взгляд на возникновение профессиональных династий, теоретико-философское обоснование социальной роли изучаемых профессий в обществе, субъективные и объективные факторы, способствующие возникновению династий, особенности формирования и угасания профессиональных династий;

— выявление взаимосвязи между индивидуальными (субъективными) и социальными (объективными) факторами в профессиональном самоопределении представителей семейных профессиональных династий [Профессиональные династии.., 2020: 45];

— изучение профессиональной преемственности как некой культурно-этической модели эффективного трудового поведения, которая обеспечивает трансляцию профессиональных этических норм, ценностей, навыков;

— фиксация общих и особенных черт в позициях респондентов —представителей или не представителей профессиональных династий по вопросам особенностей жизнедеятельности этого социального феномена;

— анализ форм влияния социально-экономического, политического и идеологического контекста на образование и поддержку профессиональных династий;

— анализ векторов трансформации практик профессионального семейного взаимодействия в современных реалиях.

Для решения задач проекта использована комбинация качественных и количественных методов: анализ реальных биографических историй представителей профессиональных династий; массовый опрос студентов профильных вузов о роли и значимости семейной преемственности, о механизмах передачи профессиональной культуры от поколения к поколению,

о реальных практиках рекрутирования в профессию; вторичный анализ результатов исследований, полученных другими научными коллективами, в той или иной мере изучающими процессы семейной профессиональной преемственности, и др.

В рамках исследования проведён экспертный опрос представителей профессиональных групп и видов деятельности (162 интервью). Опрос проходил в 2020 году в восьми Федеральных округах РФ: Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском Центральном, Южном. Были выделены две группы экспертов:

1. Лидеры мнений: представители органов управления (предприятий, организаций, профессиональных учебных заведений, кадровых служб, профсоюзов); депутаты, научные работники и исследователи; представители различных профессий, занимающие высокостатусные позиции в своей области (врачи, юристы, педагоги, инженеры, военные); представители СМИ (журналисты, редакторы профессиональных изданий).

2. Представители профессиональных династий в различных отраслях экономики (медицина, юриспруденция, педагогика (высшее образование, среднее образование, дошкольное образование), творческие профессии, наука, армия, инженерия и т. д.).

Профессиональная принадлежность респондентов, принявших участие в опросе (в процентах от всех респондентов) следующая: инженеры, конструкторы, руководители цехов и предприятий — 24%; педагоги — 21%; медицинские работники — 15%; юристы — 12%; представители творческих профессий и СМИ — 11%; научные работники — 7%; депутаты, представители общественных профессиональных организаций — 7%; предприниматели — 3%. Эти цифры в полной мере отражают реальную структуру распространённости семейной профессиональной преемственности.

Для реализации целей исследования использовалось глубинное гайд-интервью с представителями династий (более двух поколений). Участие в опросе приняли представители как вертикальных династий (отец — сын), так и горизонтальных (братья, сестры — сводные и двоюродные).

Из всей совокупности интервью мы отобрали 46 с представителями трехпоколенных династий учителей, преподавателей вузов, учёных, инженеров, юристов, врачей.

Для анализа результатов опроса был предложен следующий концептуальный фрейм: личный контекст (мотивация продолжать профессиональное направление, психологические качества, таланты), внутрисемейный контекст (семейные ценности, политический и социальный капитал, образовательный ресурс, круг общения, профессиональный опыт), внешний социально-экономический и исторический контекст при определённых условиях, способствующий как положительно, так и негативно влиять на пути реализации имеющегося династий-ного профессионального потенциала.

Профессиональный капитал династии, а также факторы, способствующие или препятствующие его реализации в современных реалиях трансформационных изменений, под которыми мы понимаем преобразование как следствие воздействия принимаемых управленческих решений на государственном или межгосударственном уровнях на группообразование в конкретной профессиональной среде или превращение как изменение целей, задач и функционала, возложенных на профессиональную группу и ее представителей в соответствии с потребностями общества, исследовались в контексте следующих тем обсуждения:

— общественная роль профессии, критерии оценки, по которым определяется уровень профессионализма ее представителей, ассоциативный ряд, связанный с понятием профессиональной династии, главные черты династии;

— особенности профессиональной биографии, связанной с осознанием принадлежности к династии (детство, учёба в школе, образовательная траектория, причины выбора профессии; карьерные достижения, сложности профессиональной реализации; отношение с государством и общественными организациями и др.);

— психологические оценки (позитивные и негативные) значимости факта принадлежности к династии, влияние династического фактора на внутрисемейные отношения;

— отношение к продолжению профессиональной династии последующими поколениями (воспитание детей и образование детей, участие в их карьерной реализации, отношение к профессиональному выбору младшего поколения);

— фиксация тенденций межпоколенческой трансформации элементов профессиональной культуры.

Основной и наиболее важный вывод исследования состоит в том, что сами респонденты не считают влияние социальных условий определяющими в системе координат направлений выбора профессионального самоопределения. Свои мотивы и причины выбора они объясняют прежде всего созданным династией капиталом разноаспектных знаний (включая информацию, опыт, этические нормы и правила), что существенно расходится с подтверждёнными результатами социальных исследований. Это позволяет предположить, что «ощущение» респондентов о принадлежности к определённой группе профессионалов с детства или юности является результатом всепоглощающего влияния, вдохновения, открытости, формирования комплекса личной мотивации. Респонденты предполагают, что существует «дух родительской памяти», «ген памяти». Анализ полученных от респондентов комментариев свидетельствуют о необходимости более углублённого изучения мотивационного выбора профессии социальными науками с учётом не только идеи доминирования социальной среды и личного круга над формированием профессиональной траектории, но и процесса инте-риоризации, переживаний, ощущений, активно влияющих на формирование комплекса личной мотивации, состоящего как из рациональных, так и из иррациональных установок и представлений. Ролевые ориентиры различных профессий имеют как типичные, так и особенные характеристики.

Представители династии о своей профессии

Опрошенные респонденты-преподаватели свою преподавательскую (учительскую) роль определяют как основную, важную, а профессию как одну из самых древних и необходимых миру, поскольку она наиболее всего связана с профессиональной передачей мультипредметных знаний, навыков, опыта. Как правило, учёные, совмещающие науку с преподавательской деятельностью, предпочитают двойную идентификацию. «Когда-то называю себя «преподаватель», когда-то называю «учёный», хотя мне больше нравится слово, долго искал, мне очень нравится слово «деятель», оно очень собирательное. Изменять мир к лучшему» (представитель династии преподавателей-педагогов). Образ преподавателя более респектабелен и представителен, овеян ореолом харизмы: «образ мужчины, солидного профессора, который заходит в аудиторию и все с уважением к нему относятся»; «образ учителя — более скромен, но должен быть не менее уважаем, но особенно — детьми». Истинный преподаватель «не печётся о материальном своём благе, достатке, а занимается развитием науки. Материальный аспект для него вторичен» (представитель династии преподавателей). Педагог должен быть коммуникабелен, стрессоустойчив, иметь представление об индивидуальном подходе к ученику, обладать навыком популяризации знания, тогда, считают респонденты, он будет интересен и востребован. Любовь к студентам (детям) должна проявляться особенно в желании передавать знания. Однако на практике невысокий уровень зарплаты учителей, финансирование отрасли по остаточному принципу являются существенными негативными факторами, свидетельствующими о необходимости реформирования системы образования, закрепления за ней статуса отрасли особой стратегической важности.

Инженеры связывали свою профессию с функцией жизнеобеспечения. Профессия инженера представляется респондентами как многогранная и ответственная. «Конечно, это — всесторонне образованный человек не только в своих областях, но и в смежных. Это человек, открытый для информации, который умеет с ней

работать и обрабатывать ее, который знает, где прочитать, где почерпнуть, откуда можно позаимствовать информацию и использовать ее в своей дальнейшей работе» (инженер-энергетик). «Без положительного заряда успеха не добьёшься» (инженер-энергетик). «Мы проезжаем там, где никто не проезжает» (технолог). Конструирование технических объектов, технология их применения и использования, эксплуатация и модернизация объектов — основа деятельности представителей данной профессии. «Химия — это связь с жизнью, общественностью, потому что все, что мы едим, все, что мы пьём, все, чем мы лечимся, — все непосредственно связано с химией» (химик-технолог). Анализ интервью позволил зафиксировать проблему с идентификацией профессии инженера в настоящее время: «Проблема современного инженера — в отсутствии самоидентификации, потому что у нас много таких слов с приставкой «инженер», и в результате слово «инженер» — девальвированное» (инженер-технолог). Отсутствие на законодательном уровне чёткого и однозначного определения сущностных черт этой профессиональной деятельности приводит к размыванию функциональных и компетентностных требований к профессии. Чтобы быть хорошим и востребованным специалистом, важны знания техники и опыт, большой интерес к этому делу. «Надо думать каждую минуту, каждый час, и даже ночью, когда спишь. Потому что техника не прощает ошибок. Но если ты их делаешь, то расплатой будет человеческая жизнь. Это — подход. И этот подход не о том, что ты должен учиться и тогда ты сделаешь какие-то механизмы, машины... человек — важнее всего. Ошибок здесь быть не может, потому что ошибки — это человеческая жизнь» (представитель династии инженеров).

Юристы коррелируют свою профессиональную функцию с врачеванием общества от беззакония, с помощью людям, испытывающим неопределённость или несправедливость по отношению к себе. «Для юриста закон — логическое ограничение всей его деятельности в профессиональном плане, профессия даёт ощущение понимания права, общества и его функционирования, а не даёт того, что ты всегда работаешь сугубо в рамках закона. Юрист, он работает с существующим законом, внутри

закона, а его нарушение — по сути преступление» (представитель династии юристов). Постоянное самосовершенствование вместе с изменением системы законодательства и правоприменительной практики — базовое качество деятельности юристов.

Юрист ориентируется, как правило, не на продвижение себя, а на потребности клиента: «Основополагающее — это помогать людям, выполнять некие задачи, которые перед ним ставит клиент... <> ... У юристов отсутствует чётко выстроенная иерархия, имеет место определённая ограниченность в практиках горизонтальной мобильности. Внутри профессиональной группы наблюдается чёткое разделение на две группы в формулировке профессиональных маркеров: «те, кто помогает людям», и «те, кто на стороне помощи государству и правоохранительным органам»» (представитель династии юристов).

Профессия юриста стоит на страже порядка и справедливости. Отсутствие юристов повлекло бы за собой беспорядок, беззаконие и хаос. «Если даже на земле останутся всего лишь три человека, один из них должен быть юристом, потому что в любом случае как положительные, так и отрицательные, т. е. все отношения между людьми складываются в какие-то определённые споры и разногласия» (представитель династии юристов). Юристы в качестве фактора нестабильности для своей профессии видят перенасыщенность рынка специалистами с юридическим образованием.

Общественная миссия врача — лечить людей. Если рассматривать профессию врача через институциональные изменения последних десятилетий и определение ее места в системе общественного разделения труда, то, во-первых, респонденты-врачи не фиксируют разделение медицины как науки и практики врачевания (диагностика, лечение и профилактика заболеваний) и здравоохранения как отрасли, организующей и обеспечивающей охрану здоровья населения. Экспертный опрос показал, что многие врачи испытывали кризис в осознании своей миссии. Врачи отмечают сложные материальные условия, организационную модернизационную чехарду, которые сопровождают систему здравоохранения длительное время, влияние личного

кризиса — профессионального эмоционального выгорания, а также изменение «качества» и отношения пациентов к врачам, рост случаев самолечения. «Возможно, ещё бы лет 20 назад я бы легко ответил на этот вопрос [о миссии]. А сейчас — нет. Подгорел сам уже, столкнулся со многими вещами. Цель — лечить людей. Но беда в том, что лечить можно только тех, кто хочет. Очень сильно поколение изменилось, жёстко, на глазах. Изменилось, в первую очередь, отношение людей к себе к самим. Они считают, что им кругом все обязаны... Вот как так можно, если пациенту поставили диагноз панкреонекроз, а его через неделю привозят пьяного в приёмный покой?Это что?Вот тут диссонанс и наступает. А для чего я все это делаю? Кому?Получается, что себе...» (представитель династии врачей). «Общественная роль у этой профессии сейчас одна — враг» (представитель династии врачей). Пандемия 2020 года несколько сгладила вышеупомянутые негативные тенденции, реальное подтверждение получила высокая миссия врача, заявленная и на государственном уровне, и на уровне общественного осознания роли, значения, ответственности медицинского персонала в периоды максимальной потребности в его профессионализме. Основные ценности, которые традиционно должны сохраниться и будут мотивировать молодёжь на продолжение профессиональной династии, — «самоотверженность и помощь людям».

Профессиональное семейное наследование как осознанный выбор

Отвечая на вопросы: «Можно ли сказать, что в вашей семье сформировалась династия? Если да, то почему?», респонденты первым делом отмечали количество поколений (не менее двух) в династии как первый признак ее наличия. Второй признак — желание совершенствоваться, продолжать профессию «на генетическом уровне». Интересно, что общим у представителей всех профессий оказалось стремление продолжить династию, продиктованное личными, а не внешними причинами. Первая группа причин профессиональной преемственности: пример

успешно работающего родителя, уважение к нему и желание быть как он; роль общества, которое уважительно относилось к родителю-специалисту. В детских и подростковых воспоминаниях сохраняются подробные рассказы о комплексе респекта к профессии взрослых и высокой мотивации к наследуемому делу предков. «Мама всегда говорила, что приходит домой около 6 вечера и при этом имеет достаточную зарплату для женщины. И я видела, что это — престижная работа и к маме относятся с уважением» (представитель династии юристов); «я видел, как папа идёт по коридору и с ним все здороваются с уважением» (представитель династии педагогов). Вторая группа причин желания продолжить профессию — это «генетическая память, интуиция», «мне было ясно на интуитивном уровне, как это работает», «сверхинстинкт бытия», «семья была пропитана таким духом медицины, что, ну, как бы не знали других профессий» (представитель династии врачей). Третья группа причин — накопленный значительный интеллектуальный и властный внутрисемейный капитал, который является необходимым ресурсом для успешной карьерной реализации. Феномен профессиональной династии был раскрыт не только с точки зрения наличия влияния прямородственных связей, но и с точки зрения идеологических связей, желания продолжать дело того или иного известного стороннего представителя профессии (не члена семьи).

«Интересно, ведь нельзя же говорить, что династия — это папа, мама и так далее. Это красиво, но ведь, например, может ребёнок из не очень благополучной семьи прочитать книжку, например, про Королева... Такие примеры есть в нашей космонавтике, среди наших инженеров и техников. Когда они читали в детстве книжку про Королева, видели его, с ним работали, и дети тоже приходили. И такой энергией они пропитывались, что они как бы становились членами династии Королева. Такое тоже есть: когда человек хотел бы стать похожим именно на этого человека, ему следовать, продолжать то, что он начал. Это опять-таки династия, но не на генном коде основанная, а именно на моменте такого хорошего подражания, хорошего примера» (представитель династии инженеров).

Элементы социобиологии, генетики обсуждались неоднократно и подробно. «Всегда есть момент подражательства. В принципе, как правило, сын или дочь начинают копировать родителей, потому что тянутся к более сильному, хотят подражать сильному, это как в животном мире, здесь ничего нового нет. Поэтому вольно или невольно они начинают тянуться к этому, им это интересно, им это нравится, потому что есть некий доминирующий, скажем так, — главный лев, — на него все хотят походить, охотиться так же, как он, делать [что-то в жизни], так же, как он, — это нормальная история. Вторая вещь здесь — это, безусловно, гены. Как бы что ни говорили, но то, что уже заложено в человеке, та информация, которая пришла от предков, от родителей, от бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек по разным линиям, может быть, с какими-то перерывами, — это тоже очень много значит» (представитель династии инженеров).

«Главное в выборе профессий — «передать по наследству способность к какой-либо профессии»» (представитель династии врачей).

образовательные и карьерные стратегии

Процесс определения с выбором профессии — только первый этап профессиональной самореализации, второй этап — получение образования и последующее практическое подтверждение правильности выбора и полноты полученных и необходимых компетенций, что удостоверяло бы, насколько реальное стремление «делать карьеру» в выбранной сфере соответствует личным потребностям и желанию актуализировать те или иные навыки и знания именно на этом поприще, в конкретном учреждении или организации. Чтобы династия «сработала» и в неё вовлекались новые поколения, нужны определённые условия: интеллектуальная (генетическая — по словам опрошенных) предрасположенность, существующие социально-экономические условия (спрос на профессию), воспитание и образование преемника как специалиста (но без жёсткого навязывания будущей профессии).

Желание продолжать династию в кризисных ситуациях подстёгивало ощущение родства: «Сколько людей уже вложили труда, опыта, и почему бы тебе, вернее, ну, в какой-то степени говорили: «Не подведи их!»» (представитель династии педагогов и учёных).

Династия всегда была хорошей опорой и ресурсом для респондентов разных профессиональных направлений. «Нужно принадлежать к династии, понял, что это — очень большой плюс, в том смысле, что преемственность поколений в одной профессии позволяет передавать опыт, причём столько опыта, сколько накопили все предыдущие поколения. У нас [в России], например, я не знаю, не определился до сих пор, какое у нас отношение к этим вещам, но на Западе, например, семейный бизнес — хорошее социальное явление. Потому что позволяет передать не только профессиональный опыт, но и моральные ценности своей семьи и двигаться примерно всем по одному пути, не сворачивая. Это — очень хорошо, когда тебя много людей близких поддерживает. Это — важно! Тебя не кидает в разные стороны» (представитель династии педагогов).

В некоторых семьях, особенно, инженеров и врачей, детей уговаривали не продолжать династию, поскольку это — «тяжелейший или невыносимый труд», однако это не останавливало младшее поколение в выборе профессиональной траектории родителей. Под трудностями подразумевались тяжёлые условия работы (например, ночные смены у врачей), напряжённая интеллектуальная работа (например, постоянный стресс у инженеров), моральная профессиональная ответственность за принятие решений, от которых зависят жизни людей (об этом в равной степени упоминали врачи, инженеры и юристы), несоизмеримость пользы и потерь. «Ясмотрел бы на пользу, т. е. приношу ли я какую-то пользу? Потому что если я не приношу пользу, то есть ли смысл вообще работать? Если нет, то все это бесполезно» (представитель династии юристов).

Педагоги и преподаватели отмечали, что со временем меняются требования к профессиональным качествам учителя. В настоящее время востребованы такие из них, как терпение,

стрессоустойчивость, организованность и многозадачность. По большому счету, эти качества могут быть полезными для реализации в различных профессиональных средах, требующих коммуникаций с людьми. В этом контексте, по словам педагогов, «если ты можешь работать педагогом в детском саду, ты сможешь работать везде» (представитель династии педагогов). Кроме того, надо отметить, что педагоги — представители династий, работающие в школах, на протяжении многих лет не меняют место работы.

Респонденты-врачи, как правило, отмечают, что зарабатывание денег в медицине — это совсем не главное, ради чего они пришли в профессию. Однако, по их наблюдениям, ценности меняются от поколения к поколению, особенно в период трансформации системы здравоохранения и ее миграции в сторону частной медицины. Многим представителям старших поколений претит целеполагание молодых врачей удовлетворять только свои материальные потребности, используя для этого врачевание.

Старшие представители династий в советское время жили в основном нематериальными ценностями, ориентировались на ценности социальной ответственности и возможности влияния профессии на географическую мобильность и политические возможности. Трансформационные процессы привнесли коррективы в ценностный ряд профессионалов и дополнили их ориентиром на материальное благосостояние. В личностном развитии по-прежнему «царствуют» нематериальные ценности, но на бытовом уровне — материальный достаток, возможность обеспечить себя и своих детей, особенно в нестабильное время. «Династии облегчают выбор, они уже почву создают и базу создают. Вот в этом смысле, конечно же, династии важны, т. е. они [молодые] не начинают с нуля. Тут все уже с детства в семье воспитывается. И в то же время для некоторых династии неприемлемы. Для тех, кто имеет индивидуальность, может быть, самостоятельность, кто имеет какие-то дарования [иные]. Вот здесь ни в коем случае династией воздействовать на ребёнка нельзя. Если в семье родился хотя

бы один ребёнок с музыкальными способностями, ни в коем случае нельзя его в свою династию переманивать» (представитель династии врачей).

Карьера как концепция индивидуального роста

Карьера как концепция индивидуального роста стала более важна, однако не стала краеугольным камнем в развитии и упрочении династических отношений.

Врачи и инженеры разделяют общее мнение о том, что на их профессии в значительной степени оказывает влияние технологический и технический прогресс. «Ну, наверное, каждое поколение становится лучше предыдущего, современнее. Более современный взгляд, новые технологии... И поэтому багаж знаний, естественно, будет пополняться» (представитель династии врачей).

Для юристов карьерный рост имеет ограниченную вертикальную, но широкую горизонтальную мобильность.

«Возвращаемся к специализации. Например, адвокат. Для него предел мечтаний — это создать своё агентство. Он работает на свой авторитет, для него нет предела. Чем он становится лучше как профессионал, тем больше его достаток и репутация. Юристы, работающие в судебной сфере, стремятся стать судьями, председателями суда, попасть в Конституционный суд. Многие юристы уходят в политику или другую смежную профессию, т. е. предел мечтаний зависит от целей, которые себе ставит человек. Если касается непосредственно доходов, здесь зависит от количества доверителей, от материальной обеспеченности. Мы можем вчера заработать миллион, завтра заработать миллиард. Профессиональный рост — совершенствование в профессии» (представитель династии юристов).

Мобильность врачей и инженеров растянута во времени и в большей степени коррелирует со способностями, стрессоу-стойчивостью и возможностью постоянно повышать квалификацию. Специалисты этих направлений имеют большую вероятность получить повышение, если обладают организационными и административными талантами.

Карьерный рост на инженерном поприще зависит от той отрасли, в которой работает специалист. В приоритетные отрасли, поддерживаемые государством (нефтедобыча, космонавтика, энергетика, машиностроение, армия и пр.), поступают значительные финансовые ресурсы и в них работают эффективные социальные программы. «Очень хорошая социальная поддержка, она связана, во-первых, со здравоохранением. Нам обеспечивают добровольное медицинское страхование, которое нам позволяет лечиться в платных клиниках. У нас очень хорошо развит профсоюз. У нас предоставляют путёвки в санатории (по показаниям, соответственно) за минимальную стоимость путёвки. Нам предоставляют льготы, например, на те или иные материальные выплаты. Мы пользуемся, скажем так, благами профсоюза и в культурной сфере: нам билеты предоставляют в театры. Каждый месяц ходим в какой-либо театр — это обязательно. Нам оплачивают тренажёрный зал. Ну, т. е. поддержка очень хорошая — как культурная, так и социальная. Но к нам и требования очень [большие]» (представитель династии инженеров).

Проблемы профессионализации в современных реалиях

В последней части интервью обсуждались проблемы профессионализации в модернизирующемся обществе, сложности институализации и то, что следует изменить государству или заинтересованным частным институтам, чтобы профессия стала более востребованной и приносила большее удовлетворение.

• Некоторые юристы нестабильно себя чувствуют в частной практике: «Ябы, наверное, пошёл в государственные структуры. Они наиболее надёжны, стабильны. Это интересно. Там есть куда расти, переходить из одной организации в другую. Может, это старые предрассудки, что работать на государство — это более надёжно» (представитель династии юристов).

• Для юристов притягательной может быть место работы, связанное с принятием управленческих решений: «Это должность, на которой принимают управленческие решения. Сейчас

рано ещё говорить о таком. Но для меня своего рода успех, что я уже работаю в данной сфере. Что я хотя бы работу нашёл. Многие, кто учились со мной, процентов 30, решили, что никогда не будут работать в этой сфере. Потому что трудно найти хорошо оплачиваемую работу по специальности. Мне до сих пор непонятно, почему она так низко оплачиваема» (представитель династии юристов).

• Обесценивание понятия «инженер» приводит к обесцениванию профессии. «[Раньше] к званию инженера относились с почтением и уважением. Потому что инженер — это был человек, который мог решить не просто одну задачу, отдельно выделенную, а весь комплекс поставленных задач» (представитель династии инженеров). Каждый день предъявляются новые требования к компетенциям инженера. Инженерам нужно время, чтобы адаптироваться к технологическим вызовам. «Династий таких, инженерных, уже мало. На моем веку я знаю 5—7, они яркие, но короткие. И печальные. Потому что многие сейчас работают курьерами или таксистами или просто нигде. И это повод, чтобы сказать своему ребёнку: "Никогда не ходи в эту профессию, не будь инженером. Иначе будешь, как папа, курьером или охранником работать ". Что важнее в этой связке проблем: возрождение промышленности или развитие инженерного образования?.. Момент возрождения приоритетности интеллектуальной составляющей в стране для ее будущего — это важно» (представитель династии инженеров).

• Более всего кризис отразился на инженерах в 90-е годы прошлого века. «На тот момент трудоустраиваться было очень тяжело. Предприятия не брали на работу, тем более молодых специалистов после института. И на какое-либо химическое предприятие устроиться было невозможно. Все было занято. И тогда встал вопрос попробовать себя в роли педагога химии в школе. Я обзвонила ближайшие школы, где я жила, и в одну из школ как раз преподаватель химии нужен был. Я пришла работать в школу» (химик-технолог и педагог, преподаватель химии из династии инженеров). «Кризис 1997года очень сильно отразился на нашей

семье, если брать то, чем занимался наш отец, именно — изготовлением металлорежущего инструмента. В кризис 1997 года, кода начали рушиться многие предприятия, во-первых, это в принципе сузило рынок тех, кому можно было предложить продукцию. Во-вторых, если до этого предприятия прогнозировали закупку оборудования на год-два и брали инструмент под склад, то с нехваткой денег они стали эти складские объёмы убирать. И, кроме того, обанкротившиеся предприятия стали продавать очень много неликвидов. Из-за этого к 2000 году все стало очень плохо, и, соответственно, где-то в 2002 году фирма обанкротилась» (представитель династии инженеров).

• Для врачей проблемами остаются неповоротливость бюрократической системы управления, технологическое и техническое старение учреждений здравоохранения в регионах, тяжёлый график работы, низкая зарплата. «В Москве все хорошо. В Москве все доступно, все есть, все аппараты, все, что нужно, есть. А вот уже за МКАДом ничего нет. Буквально сразу!» (представитель династии врачей). «В России медицина стала очень плохо спонсироваться, здравоохранение разваливается. Но если гипотетически я в перспективе остаюсь врачом в России, то у меня вторая есть мечта — я надеюсь, когда-нибудь у нас, может, будет с мужем такая возможность открыть свою клинику, чтобы я там работала, понятное дело... И у нас чётко видны две группы населения — очень обеспеченные и необеспеченные. К сожалению, те, которые обеспеченные, они могут себе позволить лечиться, не в том плане что лечиться в Лапино1 или где комфортные условия и стены. Дело не в стенах, а, скажем, с качественными препаратами. А те, которые не могут, они лечатся так, как получается. И не всегда это так, как хотелось бы. Поэтому я бы очень хотела бы два дня в неделю сделать так, чтобы приходили абсолютно бесплатно люди с любыми патологиями, с любыми проблемами, чтобы им оказывалась квалифицированная помощь — бесплатно, за счёт средств клиники, чтобы они понимали, что ещё

1 В подмосковной деревне Лапино находится крупная частная клиника.

не все потеряно, что ещё есть такие клиники, где можно спокойно получить достойную помощь. Вот это две мои мечты, наверное» (представитель династии врачей).

выводы и заключение

Анализ результатов экспертного опроса позволил нам сделать несколько важных выводов. Поскольку исследование касалось только реализованных династий, его основной целью стало определение условий, при которых возможно продолжение династии (сформулированные положения не распространяются на прерванные династии).

1. 1. 1. Данные нейрокогнитологии, теории социальной и профессиональной адаптации расходятся с внутренними ощущениями респондентов о путях формирования мотиваций и желаний продолжить династию. По мнению респондентов, влияние на профессиональный выбор оказывают «гены и память» — коллективная и родовая, вместе с внешним влиянием родителей и «важных» взрослых из ближнего круга семьи. Многофакторный и многоаспектный анализ процессов мотивации позволит оценить иерархию причин и стимулов, оценить место и роль социальных, психологических и генетических факторов, влияющих на мотивационное поведение в процессе профессиональной преемственности и профессиональной самореализации.

2. Форс-мажорные обстоятельства (революции, войны, репрессии, распад СССР, экономические кризисы), как и благоприятные условия (объективные или субъективные), в значительной степени повлияли на процессы формирования, существования или упадка профессиональных династий в России. Несмотря на то, что профессии врача, инженера, педагога, юриста оставались всегда востребованными, наследовали профессиональные миссии, внутрисемейные ценности (лечить, учить, помогать, быть ответственным, честно работать, учиться, гордиться семьёй, хранить историю), носители этих профессий вынуждены были приспосабливаться к «духу» времени, к модернизационным

изменениям как в экономике, так и в политике. Накопленный интеллектуальный ресурс, социальный и культурный капитал позволяли профессиональным династиям порой «возрождаться из пепла», обеспечивать вертикальную мобильность младшим поколениям, которые вносили и вносят свой достойный вклад в профессиональную биографию династии.

3. Основываясь на мнениях информантов, находящихся на позиции уже состоявшегося профессионального пути, предложена методология оценки специфики моделей влияния семьи на профессиональный выбор младшего поколения. Такие модели могут формироваться в стратегиях целенаправленности семейного воспитания на наследование детьми профессии родителей или, напротив, на поддержание возможной самореализации ребёнка с учётом его склонностей, возможностей, интересов и мотиваций вне династийных связей. Исследовательский вопрос направлен на выяснение того, как пересекаются эти основные стратегии. Анализ внутрисемейной практики профессионального наследования позволил выделить факторы и причины, способствующие образованию и поддержке династий или ограничивающие их продолжение [Социология и общество.., 2020: 1568—1587]. «Однако объективная взвешенная оценка преобладания той или иной тенденции в динамическом процессе формирования профессиональной династии позволит оценить стабильность изучаемого процесса, его эффективность для усиления политико-социального ресурса профессиональной группы, спрогнозировать направления развития семейной профессиональной преемственности в различных сферах деятельности и с различным целеполаганием и задачами» [Профессиональные династии.., 2020: 25]. Выделен комплекс причин, приводящих к профессиональному семейному наследованию, каждая из которых может стать доминирующей в оказании решающего влияния на выбор профессиональной и образовательной траектории младшими поколениями. Первая группа причин связана с эмоциональным отношением к семейной профессии (пример для подражания, уважение окружающих, ощущение сопричастности и ответственность

с мотивацией — «не подвести»). Вторая группа причин — профессиональное предназначение, значительные преимущества перед сверстниками и простота овладения профессиональными навыками наследуемой профессии. Третья группа — накопленный интеллектуальный, практический ресурс в семье, властный и культурный капитал, связи и респектабельность династии, что создаёт молодому поколению наиболее эффективные условия для продолжения карьеры в русле профессиональной семейной траектории.

4. Отмечаем важность исторического подхода к оценке жизнедеятельности династий. Профессиональные династии исследованы с точки зрения носителей коллективной памяти, представлений о прошлом профессиональной группы и основаны на нарративах членов семьи. Каждый член династии добавляет свои собственные повествования, которые относятся к разным периодам истории. Такие истории являются важной составляющей идентичности профессии, фактором сплочённости семьи. Они используются для обоснования социального статуса профессии, для коррекции формальной версии эволюции профессии, которая может ситуационно контролироваться и корректироваться государством или другими внешними агентами путём выделения одних событий и оттеснения других.

5. Профессиональная преемственность представляет собой стратегию смягчения современной социально-экономической нестабильности путём опоры на семейные ресурсы для построения профессиональной карьеры. Исследование показало, что жизненный цикл династии и появление новых ниш для активации процессов семейного профессионального наследования существенно зависят от изменения ситуации на рынке труда. Изучение возможности и практик возникновения династий не столько в традиционных, а, скорее, в новых сферах человеческой деятельности (цифровизация, робототехника, искусственный интеллект, программирование и др.) является, на наш взгляд, необходимым вектором методологических и экспериментальных разработок.

6. Необходимо отметить и деструктивную роль, которую могут играть профессиональные династии в общественном развитии, ограничивая восходящую социальную мобильность для ее «не членов». Среди негативных проявлений профессиональной семейной преемственности выделяем такие, как: «социальная монополия, способствующая социальной мобильности членов семьи; социальная монополия, затрудняющая социальную мобильность «не членов» семьи; «спасательный круг» в результате отсутствия иных ресурсов для социальной мобильности» [Инженерные династии.., 2017: 32].

7. На основе ответов респондентов могут быть выделены перспективные исследовательские направления дальнейшего изучения феномена профессиональных династий. Такими фреймами обозначены: социобиология; социопсихология; исследование социальной иерархии внутри семьи, распределение респектабельных ролей, которые обозначились и как ценность, и как мотивация при выборе профессии; бихевиоризм, рассматривающий поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды, главного элемента социального действия — подражание.

Проведённый экспертный опрос членов трехпоколенных династий в традиционных профессиях позволил зафиксировать и систематизировать факторы, влияющие на сохранность процессов семейной профессиональной преемственности, а также деструктивные проявления, ограничивающие передачу ценностно-культурного потенциала династии. Следует обратить внимание на то, что исследовательский интерес социологии лежит в плоскости изучения династий в сфере интеллектуального труда и не затрагивает рабочие профессии, поддержка которых и повышение престижа которых как на государственном, так и на ведомственном уровне в условиях дефицита кадров становится очевидной и реализуется как на государственном уровне, так и в ряде регионов Российской Федерации.

Список литературы

Инженерные династии России: монография / Ю. Е. Антонов, Ю. В. Ермолаева, К. Э. Гринева [и др.] ; науч. ред. В. А. Мансуров. М. : РОС, 2017. 331 с. ISBN 978-5-90480420-6. EDN YOLNPN. Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп: монография / В. А. Мансуров, Р. М. Валиахметов, Ю. В. Ермолаева [и др.] ; отв. ред. В. А. Мансуров ; ред. Е. Ю. Иванова ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2020. 208 с. ISBN 978-5-90480431-2. DOI 10.19181/monogr.978-5-904804-31-2.2020. EDN WLMCLH. Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14—16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров ; ред. Е. Ю. Иванова. М. : РОС ; ФНИСЦ РАН, 2020. 6003 с. ISBN 978-5-904804-30-5. DOI 10.19181Aongress.2020.192. EDN QUMLRR.

Сведения об авторах Ермолаева Ю. В.

научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН,

Москва, Россия

E-mail: mistelfrayard@mail.ru

Иванова Е. Ю.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: ele6248@yandex.ru Колесникова Е. М.

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: kolesnikova@mail.ru

Колесникова Е. Ю.

старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН,

Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: koleselena1@yandex.ru

Мансуров В. А.

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: mansurov@isras.ru Семенова Анна Валерьевна

кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: annasem62@yandex.ru Юрченко Олеся Викторовна

кандидат социологических наук, PhD, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: olesya@mail.ru

DOI 10.19181/ezheg.2023.12

Professional as a representative

of a professional dynasty: problem field

(based on the materials of an expert survey)

Y. V. Ermolaeva

Research Fellow, Institute of Sociology, FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: mistelfrayard@mail.ru

E. Y. Ivanova

Candidate of Economics, Senior Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS,

Moscow, Russia

E-mail: ele6248@yandex.ru

E. M. Kolesnikova

Candidate of Sociology, Senior Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS,

Moscow, Russia

E-mail: kolesnikova@mail.ru

E. Yu. Kolesnikova

Candidate of Sociology, Senior Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS,

Moscow, Russia

E-mail: koleselena1@yandex.ru

V. A. Mansurov

Doctor of Philosophy, Professor, Chief Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: mansurov@isras.ru

A. V. Semenova

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Leading Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: annasem62@yandex

O. V. Yurchenko

Candidate of Sociology, PhD, Senior Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: olesya@mail.ru

Abstract. The article discusses some aspects of the influence of family professional inheritance on the processes of professionalization in certain spheres of human activity. The relevance of the study is due to the rapidly changing and increasingly complex processes of formation of the professional structure of Russian society as a result of the global reformatting of the system of socio-economic development of the world economy. A professional dynasty in modern conditions of transformation processes, on the one hand, plays the role of a stabilizing factor, on the other hand, within the framework of intra-family interaction, it has qualities that adapt to innovative processes. The processes of life of the dynasty and the degree of its influence on the professionalization of the younger generation largely depend on the sectoral characteristics of the conditions for its implementation.

Based on the analysis of the opinions of experts - representatives of three-generation dynasties in various professional environments, the motivations for the continuation of the dynasty were systematized, as well as the advantages acquired by the younger generations (inheritance of the educational trajectory, provision of conditions for effective career realization, transfer of professional values; transfer of social and reputational resources), the criteria for assessing the level of professionalism were outlined, the reasons were recorded undesirability of inheritance by children of the parental profession (lack of prestige; lack of opportunity to find a job; lack of career prospects; insufficiency of income).

The study is based on a survey of experts - opinion leaders and representatives of professional dynasties: engineer, doctors, lawyers, teachers, etc.). Keywords: dynasty, professional family succession, engineer, teacher, lawyer, doctor, professional values, social resource

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.