Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ И СЕМЕЙНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ И СЕМЕЙНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС / СТУДЕНТ / ИНЖЕНЕР / ДИПЛОМАТ / ВРАЧ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мансуров Валерий Андреевич, Иванова Елена Юрьевна

В статье рассмотрены некоторые аспекты профессиональной культуры, а также значимость семейной преемственности (династийности) в процессе наследования свойственных ей ценностей. Актуальность исследовательских подходов обусловлена недостаточностью теоретического осмысления профессиональной культуры в системе координат культуры как социального конструкта, а также роли этических норм и правил, связанных с трудовой деятельностью, выработанных профессионалами «снизу», опирающимися на объективные и субъективные действия регулятора «сверху». Анализ общих и особенных черт профессионализма в различных сферах человеческой деятельности позволил выделить факторы, оказывающие решающее воздействие на процессы формирования, преобразования и поддержки профессиональной культуры. На основе данных эмпирических исследований были систематизированы мотивы поддержки профессиональной семейной преемственности, обусловленной объективными и субъективными причинами, а также методы и формы передачи от старших представителей династии к младшим культурного профессионального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мансуров Валерий Андреевич, Иванова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CULTURE IN THE PROCESS OF INSTITUTIONALIZATION AND FAMILY SUCCESSION

The article examines some aspects of professional culture, as well as the importance of family succession (dynasties) in the process of inheritance of its peculiar values. Relevance of research approaches due to the insufficiency of theoretical reflection on professional culture in the system of cultural coordinates as a social construct, as well as the role of ethical norms and rules related to labor activity, developed by professionals “from below”, relying on the objective and subjective actions of the regulator “from above”. The analysis of general and special features of professionalism in various spheres of human activity made it possible to identify factors that have a decisive impact on the processes of formation, transformation and support of professional culture. Using the data of empirical studies, the motives for supporting professional family succession due to objective and subjective reasons were systematized, as well as methods and forms of transferring cultural professional capital from older dynasty representatives to younger ones.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ И СЕМЕЙНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ»

Научная статья УДК 316.454.52

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.4

Профессиональная культура в процессе институализации и семейной преемственности

Валерий Андреевич Мансуров1, Елена Юрьевна Иванова2

12Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-7915-4760 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8925-7608

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты профессиональной культуры, а также значимость семейной преемственности (династийности) в процессе наследования свойственных ей ценностей. Актуальность исследовательских подходов обусловлена недостаточностью теоретического осмысления профессиональной культуры в системе координат культуры как социального конструкта, а также роли этических норм и правил, связанных с трудовой деятельностью, выработанных профессионалами «снизу», опирающимися на объективные и субъективные действия регулятора «сверху». Анализ общих и особенных черт профессионализма в различных сферах человеческой деятельности позволил выделить факторы, оказывающие решающее воздействие на процессы формирования, преобразования и поддержки профессиональной культуры. На основе данных эмпирических исследований были систематизированы мотивы поддержки профессиональной семейной преемственности, обусловленной объективными и субъективными причинами, а также методы и формы передачи от старших представителей династии к младшим культурного профессионального капитала.

Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональная династия, профессиональная группа, институализация, профессиональный кодекс, студент, инженер, дипломат, врач

Финансирование: исследование выполнено при помощи данных, полученных в ходе реализации проекта «Инженерные династии России» (грант РГНФ № 15-03-00666), а также в рамках научного проекта «Профессиональные династии как социальный механизм воспроизводства профессиональных групп» (грант РФФИ 18-011-01129).

Для цитирования: Мансуров В.А., Иванова Е.Ю. Профессиональная культура в процессе институализации и семейной преемственности // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 43-52. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.4.

Original article

Professional Culture in the Process of Institutionalization and Family Succession

Valery A. Mansurov1, Elena Yu. Ivanova2

12Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7915-4760 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8925-7608

Abstract. The article examines some aspects of professional culture, as well as the importance of family succession (dynasties) in the process of inheritance of its peculiar values. Relevance of research approaches due to the insufficiency of theoretical reflection on professional culture in the system of cultural coordinates as a social construct, as well as the role of ethical norms and rules related to labor activity, developed by professionals "from below", relying on the objective and subjective actions of the regulator "from above". The analysis of general and special features of professionalism in various spheres of human activity made it possible to identify factors that have a decisive impact on the processes of formation, transformation and support of professional culture. Using the data of empirical studies, the motives for supporting professional family succession due to objective and subjective reasons were systematized, as well as methods and forms of transferring cultural professional capital from older dynasty representatives to younger ones.

Keywords: professional culture, professional dynasty, professional group, institutionalization, professional code, student, engineer, diplomat, doctor

Funding: The reported study was funded by data obtained in the course of the project "Engineering Dynasties of Russia" (RFBR grant No. 15-03-00666) and the research project "Professional Dynasties as a Social Mechanism for Reproduction of Professional Groups" (RFBR grant No. 18-011-01129).

© Мансуров В.А., Иванова Е.Ю., 2023

For citation: Mansurov, V.A. & Ivanova, E.Yu. (2023) Professional Culture in the Process of Institutionalization and Family Succession. Theory and Practice of Social Development. (6), 43-52. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.6.4 (In Russian).

Профессиональная культура представляет собой особую подсистему культуры вообще, возникшую как результат разделения труда и становления самостоятельных видов деятельности в его рамках, появления новых профессий и специальностей, формирования социальных групп, объединенных общим родом трудовой деятельности (Коган, Ханова, 1987), а также социальный феномен, отражающий высший уровень профессионализма. Особенности этого вида культуры в различных отраслях человеческой деятельности, а также роль профессиональной семейной преемственности в ее формировании и воспроизводстве являются предметом настоящего исследования.

Были поставлены следующие задачи:

- оценить факторы, влияющие на формирование особенностей профессиональной культуры, присущей различным группам специалистов;

- проанализировать практики закрепления в правовом контуре норм и правил профессиональной культуры в различных средах проявления;

- систематизировать пути воздействия семейной преемственности (династийности) на трудовом поприще на формирование и транслирование профессиональной культуры;

- зафиксировать тенденции межпоколенческой трансформации элементов профессиональной культуры.

Методологической базой для анализа представленного феномена послужили работы зарубежных и отечественных ученых. Профессиональную культуру с разных методологических позиций исследовали К. Далкир (Dalkir, 2015), Е. Эванс (Evans, 2008) и др. Российские специалисты (Абрамов, 2016; Культурные традиции и связь поколений (информация о научном проекте) ..., 2022; Прокофьев, 2018, Лымарь, 2006 и др.) рассматривали профессиональную культуру с точки зрения праксиологии (знаний, умений, навыков) и духовно-нравственных критериев, в совокупности связанных с конкретным видом труда, а также общей культурой личности профессионала -носителя определённого вида деятельности.

Анализ трудового законодательства Российской Федерации, а также внутриведомственных документов, регламентирующих ценностные, этические нормы в различных профессиональных реализациях, позволил систематизировать факты правового регулирования, т.е. институа-лизации профессиональной культуры как социального феномена. Под ней мы понимаем процесс перехода от спонтанного, неупорядоченного поведения в процессе профессиональной деятельности к регулируемому путем определения и закрепления специальных норм и процедур.

Информационной базой проведенного исследования явились результаты, опроса экспертов - лидеров мнений (органы управления, профессиональные организации, педагоги вузов, занимающиеся подготовкой инженеров, и руководители промышленных и других предприятий с использованием инженерного труда), проведенного в рамках проекта «Инженерные династии России» (грант РГНФ № 15-03-00666).

Место и роль семейной профессиональной преемственности исследовались в рамках научного проекта «Профессиональные династии как социальный механизм воспроизводства профессиональных групп» (грант РФФИ 18-011-01129).

В опросе студентов (1200 респондентов) приняли участие выходцы из более чем 180 населённых пунктов Российской Федерации и зарубежья. В рамках указанного проекта также были проведены 46 глубинных гайд-интервью. Большинство династий, представители которых были опрошены в ходе этой работы, включало три поколения, максимум - восемь, минимум - два. Были проинтервьюированы члены вертикальных (отец - сын) и горизонтальных (братья, сестры, сводные и двоюродные) семейных трудовых структур.

Рассматривая профессиональную культуру как часть общей, в значительной степени влияющей на вербальные формы коммуникативного взаимодействия, мы использовали данные, полученные в рамках опроса российского студенчества, проведенного в 2022 г. Российским обществом социологов «Культурное наследие и связь поколений» (Культурные традиции и связь поколений (информация о научном проекте) ..., 2022).

Профессиональная культура как социальный феномен: общее и особенное. С одной стороны, профессиональная культура подразумевает ценностно-символическую систему, включающую нормы, знания, приоритеты, связанные с формальными и неформальными практиками и отношениями представителей конкретного рода занятий (Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии ..., 2014); с другой стороны, рассматриваемый феномен является важнейшим индикатором идентичности профессиональной группы, то есть «профессионализм отражает в большей степени внешние требования, тогда как профессиональная культура - то, что позволяет членам профессиональной группы приспосабливаться к этим требованиям»

(Evans, 2008). Социологический анализ профессиональной культуры предполагает в условиях рыночных реалий обращение к феноменам престижности и статусных позиций в обществе, соответствия деятельности и социальных установок профессионалов интересам государства и задачам осуществления социально-значимых функций и только затем - анализ сложности труда, его творческого характера (Мансуров, Юрченко, 2009; Темницкий, 2017).

Нельзя не согласиться с систематизацией функций профессиональной культуры, предложенной А.Н. Лымарь. Рассматриваемый феномен формирует, сохраняет, накапливает, выбраковывает и обновляет ценности и нормы, эталоны, модели профессиональной деятельности, необходимые для поддержания и развития выполняющей ее социальной группы; регламентирует общественно-трудовые отношения в процессе профессиональной деятельности (внутригруппо-вые, межгрупповые, между акторами профессиональной деятельности); передаёт социальный и профессиональный опыт от поколения к поколению (Лымарь, 2006: 253).

Особенности профессиональной культуры, связанные со спецификой трудовой деятельности в различных профессиональных средах, в значительной степени зависят от форм результатов труда (материальный продукт или услуга), а также объектов и предметной области труда (свойства и взаимоотношения объектов (человек-техника, человек-природа, человек-творчество, человек-знак, человек-человек), процессы). Некоторые социальные особенности формирования профессиональной культуры в зависимости от предметной области можно проиллюстрировать на примере инженерной деятельности, медицины и дипломатии.

Инженерная деятельность. Предметом труда в инженерной деятельности являются технические системы, материалы, энергия, знаковые системы, информация. В связи с этим профессиональная культура ориентирована на поиск эффективного решения в проблемной ситуации технологического вызова, преобладает творческий импульс профессиональной деятельности над рутинным, но обязательным. Практическая деятельность базируются на принципах системности, «расчётные алгоритмы предзадают модели понимания мира и организации труда на основе рациональности, которые поддаются расчёту и опираются на ясные, логически и математически выверенные закономерности» (Абрамов, 2016: 100).

Медицинская деятельность. Деятельность, результат которой имеет отложенный эффект, направленный непосредственно на человека, привносит в характеристику профессиональной культуры свои особые черты. Так, например, ее формированию уделяется особое внимание при подготовке медицинских работников, что подтверждается и специальными курсами в профильных вузах1. Систематизация показателей профессиональной культуры врачей позволила структурировать их по следующим группам: «а) квалификационные компетенции; б) профессиональная самоидентификация; в) социально-психологический механизм взаимодействия врача и пациента; г) профессиональные взаимодействия между врачами; д) функциональной связи между врачебной профессией и системой здравоохранения»2. В проблемное поле профессиональной культуры вносится компонент иерархии коммуникационных взаимоотношений.

Дипломатическая деятельность. Предметом труда дипломатии как вида государственной деятельности являются международные отношения. Профессии, которые по своей сути являются квинтэссенцией многих видов деятельности, существенно обогащают представление о профессиональной культуре. Например, в дипломатической среде она базируется на системе семантических, психологических, символических, знаковых связей между акторами, действующими в русле выполнения поставленных задач на внешнеполитическом контуре. Причём указанная система функционирует в координатах юриспруденции, языкознания, страноведения, истории и пр., необходимых для встраивания в международную дипломатическую практику этических норм и правил, регламентирующих поведение специалиста в рамках протокола. Профессионализм деятельности дипломата подтверждается, если он «действует принципиально и, в то же время, прагматично и гибко, избегает догматизма и сектантства, не боится компромиссов, идущих в конечном счете на пользу национальным интересам»3.

Таким образом, профессиональная культура - сложный социальный конструкт, отражающий многоаспектное взаимодействие внешних и внутренних факторов, формирующих содержательные аспекты особенностей деятельности в различных профессиональных средах, а также универсальных и особых элементов профессиональной культуры, которые оказывают влияние не только на характер труда, его результат, удовлетворяющий коллективные и индивидуальные

1 Крутиков Е.С., Карпова И.Д., Сугробова Ю.Ю. Профессиональная культура врача : учебное пособие. Симферополь, 2020. 175 с.

2 Пацаева А.Г. Профессиональная культура врача: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Минск, 2018. 24 с.

3 Кузьмин Э.Л. Протокол и этикет дипломатического и делового общения : учебное пособие. М., 1996. 381 с.

потребности, но и на формирование менталитета, способа мышления и принятие решений самого носителя этой профессии.

Роль семейной преемственности в формировании профессиональной культуры.

Овладение профессиональной культурой индивидуумом происходит в процессе поступательного вхождения в социальную группу представителей определенного вида трудовой деятельности на всех этапах профессионализации. Роль династии, обладающей «межпоколенческим семейным психолого-культурным ресурсом, семейной профессиональной стратегией, неформальными методами и практиками воспитания в сложившейся профессиональной среде» (Инженерные династии России ..., 2017), представляется одной из ключевых в обеспечении условий для эффективной адаптации и карьерной реализации молодого поколения в контексте трансформации социально-экономических реалий.

Опрос студентов педагогических, медицинских, технических и других направлений подготовки позволил проанализировать мнения молодёжной аудитории относительно роли семейной преемственности в формировании профессиональных групп как носителей соответствующей культуры в разрезе специальностей, видов деятельности и территорий. На вопрос «Работал ли кто-нибудь из Ваших родных по той же специальности (в сфере той же профессии/ профессиональной деятельности), которой Вы обучаетесь?» 30 % респондентов ответили утвердительно. При этом 10 % респондентов отметили, что выбору ими сферы приложения трудовых усилий способствовал пример родителей, для 8 % опрошенных значимой оказалась профессиональная модель других родственников, для 7 % - друзей семьи. Кроме того, 29 % опрошенных студентов сообщили, что хотели бы, чтобы профессия, которую они получают в вузе сейчас, была бы продолжена в следующем поколении их семьи; при этом «среди респондентов 23 % - определённо этого хотят, 12 % - скорее не хотят, 5 % - точно не хотят, 31 % - пока не определились со своим отношением к наследованию профессии следующим поколением их родственников» (Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп ..., 2020: 145).

Полученные в результате проведённых исследований данные подтверждают стабильное (около 30 %) намерение респондентов поддерживать процессы семейной профессиональной преемственности, что зиждется на позитивном восприятии базовых знаний, представлений и навыков, получаемых в семье, путём наблюдений, коммуникаций, практических действий. Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, есть ли положительные моменты в профессиональной преемственности (когда профессия передается из поколения в поколение в семье, т.е. члены семьи в разных поколениях получают образование и работают по одной и той же специальности)?», 53 % респондентов (студентов) сообщили, что в профессиональной преемственности, скорее всего, есть положительные моменты, а 31 % - уверены в этом. 33 % опрошенных отметили, что профессиональная преемственность помогает выбору сферы трудовой деятельности, может способствовать в устройстве на работу (56 %), обеспечивает более удачный карьерный рост (36 %), означает наследование профессиональных навыков, этических норм, ценностей (35 %). Кроме того, значительную роль играет пример успешности родителей, уважение к ним и коллег по работе и общества: «Мама всегда говорила, что приходит домой около 6 вечера и при этом имеет достаточную зарплату для женщины. И я видела, что это - престижная работа, и к маме относятся с уважением» (представитель династии юристов), «я видел, как папа идёт по коридору и с ним все здороваются с уважением» (представитель династии педагогов).

В процессе семейного взаимодействия формируется особый климат, базирующийся на осознании молодым поколением сопричастности к историческим достижениям династии. При содействии династических связей воспроизводится социальная инфраструктура, способствующая эффективному существованию семейной преемственности на трудовом поприще: профессиональный круг общения, научная школа, налаженные связи и знакомства, «имя» в профессиональной среде, позволяющие обеспечить как более эффективный профессиональный старт, так и дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Оставив в стороне негативные аспекты навязываемого молодому поколению тренда профессиональной преемственности (ограничение выбора сферы деятельности, ребенок следует традициям в семье, а не собственным склонностям и т.д.), а также деструктивные, противозаконные и аморальные примеры, связанные с приобретением профессиональной династией признаков семейственности и фаворитизма, обратим внимание на то, что именно в семейной среде в значительной степени формируется профессиональная культура, накапливается культурный капитал, передаваемый от поколения к поколению.

Для реализации последнего можно указать траектории, по которым осуществляется трансляция составляющих культурного капитала от старших представителей профессии к младшим (внутридинастийная форма):

- копирование младшими поколениями образовательных маршрутов и алгоритмов самоопределения в выбранной сфере деятельности на фоне формирования дружеских и партнёрских

взаимоотношений, построенных на принципах доверия; передача неформализованного и неявного знания (tacit knowledge), которое затем, на уровне образовательной системы, переводится в формализованное (explicit knowledge) (Dalkir, 2015: 8): «Всегда есть момент подражательства. В принципе, как правило, сын или дочь начинают копировать родителей, потому что тянутся к более сильному, хотят подражать сильному, это как в животном мире, здесь ничего нового нет. Поэтому вольно или невольно они начинают тянуться к этому, им это интересно, им это нравится, потому что есть некий доминирующий, скажем так, - главный лев - на него все хотят походить, охотиться, так же, как он, делать [что-то в жизни], так же, как он, - это нормальная история» (представитель династии инженеров);

- «вовлеченность, «впитываемость» профессиональной атмосферы семьи младшими поколениями, усвояемость ими особого этического и профессионального климата, преклонение перед компетентностью узкого круга профессионалов (разговоры и профессиональные споры, посещение офисов, где работали родители), а впоследствии воспроизводимость норм и традиций, которые были приняты в родительской семье» (Профессиональные династии как социальный ресурс и социально-культурный капитал: направления исследования ..., 2022): «Нужно принадлежать к династии, это очень большой плюс, в том смысле что преемственность поколений в одной профессии позволяет передавать опыт, причём столько опыта, сколько накопили все предыдущие поколения. < > . Потому что позволяет передать не только профессиональный опыт, но и моральные ценности своей семьи, и двигаться примерно всем по одному пути, не сворачивая. Это очень хорошо, когда тебя много людей близких поддерживает. Это важно! Тебя не кидает в разные стороны» (представитель династии педагогов);

- продолжение семейной профессии это - «генетическая память, интуиция», «сверхинстинкт бытия»: «Мне было ясно на интуитивном уровне, как это работает», «Семья была пропитана таким духом медицины, что, ну, как бы, не знали других профессий» (представитель династии врачей); «Вторая вещь здесь - это, безусловно, гены. Как бы что ни говорили, но то, что уже заложено в человеке, та информация, которая пришла от предков, от родителей, от бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек по разным линиям, может быть, с какими-то перерывами, -это тоже очень много значит» (представитель династии инженеров);

- формирование нравственных принципов отношения молодого поколения к труду, к результату труда, к ответственности за выполненную работу через воспитательную функцию родственных связей.

Влияние семьи на выбор профессиональной траектории и наследование культурных традиций исследовалось в рамках опроса российского студенчества «Культурное наследие и связь поколений», в котором приняли участие 9 751 обучающихся из 207 вузов. На предложение сообщить, как часто при выборе профессии респонденты используют советы, опыт родных 18,7 % принявших участие в опросе ответили, что никогда не прислушиваются к мнению членов семьи, 42 % - делают это редко, 38,4 % - используют такую возможность часто. Таким образом, значительная доля студенческой молодёжи ориентируется на советы родных в сфере профессионального самоопределения. Сохранение семейных традиций важно для 72,3 % респондентов.

Когда мы размышляем о культуре, в частности, о ее профессиональной подсистеме, мы подсознательно воспринимаем ее в комплементарном контексте. Однако «бескультурье» (плохая профессиональная выучка, отсутствие необходимого образования, брак в работе, надежда на «авось», нецензурная лексика, несоответствие утверждённым специальным стандартам и нарушение профессиональной этики, правовой нигилизм) является неизбежным «попутчиком» профессиональной культуры. Наблюдаемые сущностные изменения некоторых её аспектов в определённых сферах человеческой деятельности, например, таких как формы и методы коммуникационного взаимодействия, лексические и поведенческие трансформации, могут быть обусловлены рядом обстоятельств:

- когда модернизационные процессы в экономико-политической сфере приводят к ликвидации определённых видов деятельности, отсутствию эффективной системы подготовки кадров, депрофессионализации;

- когда модель «бескультурья» вытесняет эталонные устоявшиеся принципы оценки профессионализма, когда вседозволенность подменяет следование нормам и правилам и сама становится эталоном профессиональной культуры.

Семья как источник профессионального наследования формирует остов, нравственную основу, на которую накладываются прочие атрибуты профессионализма, транслируемые молодому поколению. Однако, находясь под влиянием трансформационных процессов общества, она сама претерпевает значимые изменения, вследствие чего принципы и содержание передаваемого культурного капитала не являются статичными единицами.

Рассматривая профессиональную культуру как часть общей, в значительной степени влияющей на вербальные формы коммуникативного взаимодействия, обратим внимание на некоторые данные, полученные в рамках опроса российского студенчества в ходе реализации проекта

«Культурное наследие и связь поколений»). Респондентам было предложено выразить своё отношение к утверждению «Существует мнение, что молодёжь все чаще использует нецензурные выражения». 32 % принявших участие в опросе отметили, что не считают применение ненормативной лексики недостатком и сами ею пользуются, 37 % респондентов считают, что подобный способ общения понятен всем слоям общества. 24,3 % студентов заявили, что употребление нецензурной лексики не является признаком низкого уровня культуры. Особое беспокойство вызывают данные о том, что доля семей (15 %), в которых ненормативная лексика принята и не осуждается, существенна. Следует сказать, что 36,1 % респондентов не определились со своим отношением к этому обстоятельству.

Наравне с вхождением в бытовой лексикон ненормативной лексики можно обнаружить и другие примеры деструктивных изменений, передаваемых от поколения к поколению и в значительной степени деформирующих профессиональную культуру. Респондентам было предложено оценить свойственность трем поколениям (поколение респондентов, поколение отцов/матерей и поколение дедушек/бабушек) определенных «положительных» и «отрицательных» качеств (табл. 1).

Таблица 1 - Положительные качества трёх поколений, формирующие профессиональную культуру, во взглядах современного студенчества, в % к общему количеству ответивших1

Качества личности Доля респондентов, согласившихся с тем, что данное качество присуще: Валидные

вашему поколению поколению отцов/матерей поколению дедушек/бабушек

Ответственность 54,6 79,4 87,7 100,0

Взаимопомощь 65,0 79,6 85,6 100,0

Добросовестность 50,2 76,9 87,4 100,0

Трудолюбие 46,7 81,9 90,0 100,0

Принципиальность 58,8 72,1 71,7 100,0

Социальная активность 68,0 63,9 59,9 100,0

Коллективизм 40,3 68,3 83,6 100,0

Самодисциплина 51,7 76,8 80,3 100,0

Гибкость 73,1 59,5 50,2 100,0

Способность к адаптации 76,1 62,5 50,7 100,0

ИТОГО 584,5 720,9 747,1

Примечание: поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма процентов в ИТОГО может быть больше 100.

Обратим внимание на то, что по мнению студентов, качества, которые связаны с выполнением трудовых функций (ответственность, трудолюбие, добросовестность, коллективизм, взаимопомощь, самодисциплина. принципиальность), имеют чётко выраженную картину принадлежности: от минимальных значений - у молодого поколения до максимальных - у представителей отцов, матерей, дедушек и бабушек.

Заметим, что эксперты - преподаватели вузов, готовящих инженерные кадры для различных отраслей народнохозяйственного комплекса, опрошенные нами в рамках исследования «Инженерные династии России» (Иванова, 2016), подчёркивали роль социальной ответственности профессионала за принимаемые решения и предпринимаемые действия: «В недавнем историческом прошлом инженер-мостостроитель, если он проектировал мост, то при его испытании с нагрузкой становился под ним. Рисковал. Или, например, если инженер-проектировщик энергосистемы при её монтаже предусматривал срабатывание системы защиты линии высокого напряжения, то для проверки надёжности объекта в рабочем режиме он клал свою руку на рубильник подключения высокого напряжения, показывая качество и безопасность спроектированной системы» (из интервью с представителем НИУ МГСУ).

С другой стороны, качества адаптации, гибкости и активности в большей степени присущи молодым. Самый низкий уровень самооценки молодёжью своих положительных качеств связан именно с коллективизмом (40,3 %), трудолюбием (46,7 %), добросовестностью (50,2 %) и ответственностью (54,6 %), т.е. с качествами, формирующими профессиональную культуру.

Оценка «отрицательных» качеств, присущих различным поколениям, наглядно продемонстрировала происходящие в современных российских семьях глобальные изменения в нравственно-ценностном контуре. Оказалось, что именно молодое поколение отвело себе роль

1 Результаты исследования для целевой группы (студенты вузов РФ - граждане РФ, 9 751 чел.). Пропуски: 1 190 из 9 751 (12,2 %).

наиболее эгоистичных, злопамятных, скупых, трусливых, агрессивных и ленивых членов семей, в противоположность поколению бабушек и дедушек. Так, 86,8 % респондентов считают, что лень является качеством, присущим молодым, тогда как только 29,3 % опрошенных приписывают его также мамам-папам, а дедушкам и бабушкам - лишь 19,9 %. Таким образом, мы фиксируем тот факт, что если подобные оценки отражают не юношеский максимализм и реально существуют в сознании респондентов, а впоследствии распространятся на периоды их вхождения в профессию, то может измениться вектор формирования профессиональной культуры вследствие модификации форм влияния семьи на морально-этические ее аспекты.

На наш взгляд, процессы трансформации представлений о профессиональной культуре и изменения в ее ценностно-этическом контуре, безусловно, требуют дальнейшего изучения.

Если семья формирует отношение и основные принципы профессиональной культуры, то закрепление и реализация полученных знаний происходят непосредственно в процессе трудовой деятельности. В связи с этим профессиональная культура транслируется и воспроизводится не только через традиционные пути семейного взаимодействия, но и через государственные и общественные формы правового регулирования.

Практики регулирования профессиональной культуры. Анализ законодательных актов, а также внутриведомственных документов позволил сделать вывод о фактах регулирования профессиональной культуры «сверху» и «снизу». В первом случае процесс реализуется через описание необходимых трудовых функций и квалификаций для различных видов деятельности обеспечивается системой разработки, утверждения и внедрения отраслевых профессиональных стандартов и квалификаций1. В настоящее время они разработаны более чем для 32 сфер трудовой деятельности, среди них: образование и наука, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, искусство, физическая культура и спорт, связь, информационные и коммуникационные технологии, сельское хозяйство, транспорт, ракетно-космическая промышленность и др. Необходимо отметить, что профессиональные стандарты «обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации...< >...могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда»2.

В России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты кодексы этики, являющиеся основными индикаторами институционализации профессиональной культуры, которые своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. «Под практическим выходом кодексов подразумевается прежде всего их способность сокращать масштаб того поведения, которое в их свете является нежелательным, и увеличивать масштаб тех действий, которые соответствуют представленным в кодексе требованиям» (Прокофьев, 2018: 23). Принимаемые обычно профессиональными объединениями, они фиксируют корпоративную мораль и являются нравственной основой профессиональной культуры. Эффективность такого рода кодексов носит дискуссионный характер и в значительной степени зависит от традиций профессиональной культуры в конкретной сфере деятельности, наличия выстроенной системы вовлеченности профессионалов в процесс его разработки, принятия, развития и контроля за исполнением положений документа. Отметим некоторые отраслевые нюансы принципов действия указанных документов. Например, этические и профессиональные нормы в сфере инженерного дела зафиксированы в «Кодексе профессиональной этики российских инженеров-проектировщиков»3, «Кодексе этики ученых и инженеров»4, «Кодексе чести инженера-строителя»5 (носит рекомендательный характер) и др. Необходимо отметить международный характер ряда документов, разработанных для регулирования профессиональных норм в различных областях инженерной деятельности. Так, например, «Кодекс этики и профессиональной деятельности в области программной

1 О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности) : Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 667н (ред. от 09.03.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Кодекс профессиональной этики российских инженеров-проектировщиков [Электронный ресурс] // Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/541/44755.php (дата обращения: 30.05.2023).

4 Кодекс этики ученых и инженеров [Электронный ресурс] // Rusea. URL: http://www.rusea.info/print/ethics (дата обращения: 30.05.2023).

5 Кодекс чести инженера-строителя [Электронный ресурс] // Pandia. URL: https://clck.ru/34eHgs (дата обращения: 30.05.2023).

инженерии»1 был рекомендован ACM/IEEE-CS Joint Task Force on Software Engineering Ethics and Professional Practices и совместно одобрен ACM и IEEE-CS в качестве стандарта обучения и работы в области программной инженерии. Соответствие ему обязательно для сертифицированных организаций и их членов. В связи с высокой ответственностью за благополучие, безопасность и процветание общества программные инженеры должны твердо придерживаться принципов, которые регулируют деятельность профессионалов в интересах общества клиента и работодателя на базе реализации высших профессиональных и этических стандартов.

Положения «Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации» (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации, г. Москва, 5 октября 2012 г.)2 обязательны для всего врачебного сообщества. Регламентация профессиональной культуры декларируется по следующим блокам: «врач и общество», «врач и пациент», «врач и врачебный коллектив», «врач и научно-исследовательская деятельность», «биоэтика». Один из постулатов кодекса сформулирован следующим образом: «Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, партийно-политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом»3. Нужно отметить, что исторически документ является преемником международных и отечественных актов, регулирующих деятельность профессиональной группы врачей, таких как «Международный кодекс медицинской этики Всемирной медицинской ассоциации врачей» (1949)4, «Этический кодекс российского врача» (1994)5, «Кодекс врачебной этики РФ» (1997)6, «Кодекс профессиональной этики православных врачей»7, «Кодекс этики врачей Рунета»8 и др.

Особые практики институализации профессиональной культуры отличают сферу дипломатии. Так, значение имеет протокол дипломатической деятельности, который «представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, иными официальными лицами в процессе международного общения»9, и его основные положения должны соблюдаться в той или иной степени всеми государствами. Именно дипломатический протокол обеспечивает регламентированную систему международной коммуникации и соблюдение норм и принципов дипломатической внешнеполитической профессиональной культуры, в которую входят: этика служебных отношений, культура делового общения и нормы этикета; механизм деловых отношений, дипломатической процедуры, международная вежливость и правила гостеприимства, церемониал и протокольные почести. Наравне с международными правилами Приказом МИД России от 24.03.2011 № 3916 был утвержден «Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного служащего в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»10. Целью документа является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к МИД России и обеспечение единых норм поведения государственных служащих11. «На фоне полученного воспитания, специального образования, накопленного опыта и формирования представлений об этических и моральных пра-

1 Кодекс этики и профессиональной деятельности в области программной инженерии (версия 5.2) [Электронный ресурс] // Весельчак У. Клуб программистов. URL: https://club.shelek.ru/viewart.php?id=277 (дата обращения: 30.05.2023).

2 Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Там же.

4 Международный кодекс медицинской этики [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

5 Этический кодекс российского врача [Электронный ресурс] // ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №3». URL: https://clck.ru/34eHee (дата обращения: 30.05.2023).

6 Кодекс врачебной этики [Электронный ресурс] // КонтурНорматив. URL: https://clck.ru/34eHjK (дата обращения: 30.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Кодекс профессиональной этики православных врачей [Электронный ресурс] // Азбука здоровья. URL: https://clck.ru/34eHmN (дата обращения: 30.05.2023).

8 Кодекс этики врачей Рунета [Электронный ресурс] // Спортивная медицина. URL: https://clck.ru/34eHnb (дата обращения: 30.05.2023).

9 Кузьмин Э.Л. Указ. соч.

10 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного служащего в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации : Приказ МИД России от 24.03.2011 № 3916 [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mid-rossii-ot-24032011-n-3916/ (дата обращения: 30.05.2023).

11 Там же.

вилах в дипломатической деятельности область дипломатии оказалась способной отторгать профессионально подготовленного специалиста из-за его личностных качеств, не соответствующих предъявляемым требованиям к профессии» (Иванова, 2021).

Проведенное многоаспектное исследование позволило смоделировать процесс сохранения, воспроизводства и регулирования профессиональной культуры в контексте взаимодействия трех элементов:

- семейной профессиональной преемственности как основы процессов профессионального наследования, которая обеспечивает воспроизводство этико-культурных и моральных норм в определенной профессиональной среде;

- профессиональной стандартизации и саморегуляции субъектов профессиональной деятельности (институализация «сверху» и «снизу» через систему правового государственного регулирования и регламентирующую функцию профессиональных групп).

Таким образом, анализ общих и особенных черт профессионализма в различных сферах человеческой деятельности, рассмотрение документов, регламентирующих профессиональную культуру, позволил сделать следующие выводы:

- современные практики кодификации рассматриваемого феномена базируются на историческом опыте формулирования требований к ценностям, этическим нормам деятельности специалистов в различных профессиональных средах;

- система институализации профессиональной культуры имеет сложную иерархическую структуру, с одной стороны, включающую интернациональные и чисто российские регламенты, утверждаемые как международными профессиональными организациями, так и российскими законодателями, обеспечивая регуляцию процессов «сверху»; с другой стороны, репрезентирующую практики регламентации деятельности профессиональных групп и видов деятельности «снизу» на основе разработки и принятия профессиональными организациями соответствующих внутренних документов;

- регулирование профессиональной культуры обеспечивает стабильность процесса функционирования профессиональной группы, выражающуюся в принятии и следовании регламентированным функциям, задачам, ценностям, целям, этике, а в случае нарушения установленных правил и норм запускает механизм социального закрытия;

- социально-экономический и политический контекст процессов профессионализации, общий уровень культуры и образованности общества, динамические изменения в ценностных установках социума оказывают существенное влияние на процессы трансформации профессиональной культуры;

- требует дальнейшего изучения степень влияния соблюдения в процессе трудовой деятельности регламентированных норм профессиональной культуры на эффективность профессиональных результатов и карьерный рост;

- особое значение приобретают исследования, связанные с анализом процессов депрофессионализации в различных областях человеческой деятельности, и трансформации норм и ценностей культуры под воздействием объективных и субъективных факторов.

Список источников:

Абрамов Р.Н. Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов: универсальные элементы // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 96-104.

Иванова Е.Ю. Проблемы современного инженерного сообщества России глазами эксперта // Интеллигенция, ее гражданские позиции в современном мире : в 2 т. Улан-Удэ, 2016. Т. 2. С. 127-133.

Иванова Е.Ю. Профессия дипломата во взглядах акторов современного информационного общества: мифологизация и реальность // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11 (165). С. 37-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.5.

Инженерные династии России / под ред. В.А. Мансурова. М., 2017. 331 с.

Коган Л.Н., Ханова О.В. Культура в условиях НТР. Саратов, 1987. 151 с.

Культурные традиции и связь поколений (информация о научном проекте) Н.В. Дулина [и др.] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (80). С. 151-154. https://doi.Org/10.26105/SSPU.2022.80.5.014.

Лымарь А.Н. Профессиональная культура в системе культуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). C. 251-252.

Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8 (304). С. 36-45.

Прокофьев А.В. Институционализация этики профессий и организаций: пределы возможного // Освоение ойкумены прикладной этики: эскалация амбиций или критика утопичности. Ведомости прикладной этики. Вып. 52. Тюмень, 2018. С. 19-36.

Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / под ред. Е. Ярской-Смирновой. М., 2014. 148 с.

Профессиональные династии как социальный ресурс и социально-культурный капитал: направления исследования / В.А. Мансуров [и др.] // Россия реформирующаяся. М., 2022. С. 149-175. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.6.

Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп / отв. ред. В.А. Мансуров. М., 2020. 208 с.

Темницкий А.Л. Профессиональная культура врачей в условиях внедрения эффективного контракта // Профессиональная культура российской интеллигенции. М., 2017. С. 140-148.

Dalkir K. Knowledge Management in Theory and Practice. L., 2015. 372 р. https://doi.org/10.4324/9780080547367.

Evans E. Professionalism, Professionality and the Development of Education Professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. № 56 (1 ). P. 20-38. https://doi.org/10.1111/j.1467-8527.2007.00392.x.

References:

Abramov, R. N. (2016) Professional Culture of Russian Technical Specialists: Universal Elements. Sociologicheskie issledo-vaniya. (9 (389)), 96-104. (in Russian).

Dalkir, K. (2015) Knowledge Management in Theory and Practice. London. 372 р. Available from: doi:10.4324/9780080547367. Dulina, N. V., Zasypkin, V. P., Mansurov, V. A., Pronina, E. I., Shirokalova, G. S., Shkurin, D. V. & Yuryev, P. S. (2022) Cultural Traditions and Communication of Generations (Information about the Scientific Project). Bulletin of Surgut State Pedagogical University. (5 (80)), 151-154. Available from: doi:10.26105/SPU.2022.80.5.014. (In Russian).

Evans, E. (2008) Professionalism, Professionality and the Development of Education Professionals. British Journal of Educational Studies. (56 (1)), 20-38. Available from: doi:10.1111/j.1467-8527.2007.00392.x.

Ivanova, E. Yu. (2016) Problems of the Engineering Community in Contemporary Russia Through the Eyes of Experts. Intelligentsiya, ee grazhdanskie pozitsii v sovremennom mire. Vol. 2. Ulan-Ude, рр. 127-133. (In Russian).

Ivanova, E. Yu. (2021) The Profession of a Diplomat in the Views of Actors of the Modern Information Society: Mythologization and Reality. Theory and Practice of Social Development. (11 (165)), 37-50. Available from: doi:10.24158/tip or.2021.11.5. (In Russian).

Kogan, L. N. & Khanova, O. V. (1987) Kul'tura v usloviyakh NTR [Culture in the context of Scientific and Technical Revolution]. Saratov. 151 р. (In Russian).

Limar, A. N. (2006) Professional Culture in the System of Culture. Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the humanities. (17 (72)), 251-252. (In Russian).

Mansurov, V. A. (ed.) (2017) Inzhenerny'e dinastii Rossii [Engineering Dynasties of Russia]. Moscow. 331 р. (In Russian). Mansurov, V. A. (ed.) (2020) Professional'nye dinastii: vosproizvodstvo professional'nyh grupp [Professional Dynasties as a Social Resource and Socio-Cultural Capital: Areas of Research]. Moscow. 208 р. (In Russian).

Mansurov, V. A., Ivanova, E. Yu., Kolesnikova, E. M., Mamonova, O. N., Semenova, A. V., Shatrova, E. A., Yurchenko, O. V. & Yuryev P. S. (2022) Professional Dynasties as a Social Resource and Socio-Cultural Capital: Research Directions. In: Rossiya re-formiruyushhayasya. Moscow, pp. 149-175. Available from: doi:10.19181/ezheg.2022.6. (In Russian).

Mansurov, V. A., Yurchenko, O. V. (2009) Sociology of Professions (History, Methodology, Research Practices). Sociologicheskie issledovaniya. (8 (304)), 36-45. (In Russian).

Prokofiev, A. V. (2018) Institucionalizaciya etiki professij i organizacij: predely vozmozhnogo [Institutionalization of Ethics of Professions and Organizations: Limits of the Possible]. Osvoenie oikumeny prikladnoi etiki: eskalatsiya ambitsii ili kritika utopich-nosti. Vedomosti prikladnoi etiki. Vyp. 52. Tyumen, рр. 19-36. (In Russian).

Temnitskii, A. L. (2017) Professional'naya kul'tura vrachei v usloviyakh vnedreniya effektivnogo kontrakta [Professional Culture of Doctors in the Context of the Introduction of an Effective Contract]. Professional'naya kul'tura rossijskoj intelligencii. Moscow, рр. 140-148. (In Russian).

Yarskaya-Smirnova, E. (ed.) (2014) Professional'naya kul'tura: opyt sociologicheskoj refleksii [Professional Culture: Experience of Sociological Reflection]. Moscow. 148 р. (In Russian).

Информация об авторах В.А. Мансуров - главный научный сотрудник, профессор, доктор философских наук Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=71618

Е.Ю. Иванова - старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713109

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors V.A. Mansurov - Chief Researcher, Professor, D.Phil., Institute of Sociology, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=71618

E.Yu. Ivanova - Senior Researcher, PhD in Economics, Institute of Sociology, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713109

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Conflicts of interests:

The authors declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.