Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ФАКУЛЬТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ФАКУЛЬТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиографическая характеристика / начальствующий состав факультетов / образовательная организация МВД России / professional characteristics / commanding staff of faculties / educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донцов Александр Александрович

В статье предлагается рассмотрение профессиографической характеристики служебной деятельности начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России. Также определяется важность использования профессиографии при решении служебных и организационных задач в целях повышения эффективности учебного процесса и его организации. Актуальные сведения об всестороннем изучении деятельности образовательных организаций МВД России и профессиографическом анализе позволили определить возможность сформировать способы улучшения эффективности выполнения обязанностей, оптимизации процессов отбора наиболее квалифицированных кандидатов, подготовки и переподготовки кадров, комплектования начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России, а также обозначить направления их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донцов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes a consideration of the professional characteristics of the official activities of the commanding staff of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of using professionography in solving official and organizational problems in order to increase the efficiency of the educational process and its organization is also determined. Current information on a comprehensive study of the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and professional analysis made it possible to determine the possibility of forming ways to improve the efficiency of performing duties, optimizing the processes of selecting the most qualified candidates, training and retraining of personnel, staffing the command staff of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as to identify directions for their development.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ФАКУЛЬТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

педагогов, так и в рамках педагогического образования. Анализ возможностей уроков математики должен являться частью общего процесса подготовки студентов к формированию различных видов функциональной грамотности [3, 10].

Литература:

1. Бигеева, А.Г. Финансовая грамотность младших школьников: из опыта педагогической диагностики / А.Г. Бигеева, C.B. Козлова // Актуальные вопросы современной науки и практики: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 2019. - С. 137-145

2. Гаджиева, А.Р. Педагогические условия формирования финансовой грамотности младших школьников с использованием интерактивных технологий / А.Р. Гаджиева // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - Т. 1. - №44. -С. 123-132

3. Земляченко, Л.В., Структура готовности будущих учителей начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников / Л.В. Земляченко, Н.И. Щередина // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 67-4. - С. 145-148

4. Деменева, H.H. Диагностика и формирование финансовой грамотности младших школьников в процессе обучения математике / H.H. Деменева, Л.С. Бабушкина // Педагогические измерения. - 2023. - № 2. - С.89-93

5. Калашникова, Н.Г Секреты финансовой грамоты. 2 класс / Н.Г Калашникова, E.H. Жаркова, Е.М Белорукова. - М.: Просвещение, 2022. - 112 с.

6. Милованова, Л.А. Характеристика понятия и педагогического инструментария развития финансовой грамотности у младших школьников / Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских, Н.С. Стерхова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 234-237

7. Москвитина, Н.Ю. Методы и приемы формирования у младших школьников основ финансовой грамотности в процессе обучения математике / Н.Ю. Москвитина, Е.А. Селюкова / /Общество. - 2022. - № 3-2 (26). - С. 28-32

8. Плеханова, Е.М. Финансовая грамотность младших школьников: дискуссии о понятиях / Е.М. Плеханова, И.В. Рогач, О.Б. Лобанова, Ю.А. Безруких // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5,- С. 36-38

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 25.10.2023)

10. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9,- № 3. - С. 3-5

11. Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы. - URL: https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/ (дата обращения: 25.10.2023).

12. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций). - М., 2023. - URL: https://edsoo.ru

Педагогика

УДК 159.9

педагог Донцов Александр Александрович

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ФАКУЛЬТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье предлагается рассмотрение профессиографической характеристики служебной деятельности начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России. Также определяется важность использования профессиографии при решении служебных и организационных задач в целях повышения эффективности учебного процесса и его организации. Актуальные сведения об всестороннем изучении деятельности образовательных организаций МВД России и профессиографическом анализе позволили определить возможность сформировать способы улучшения эффективности выполнения обязанностей, оптимизации процессов отбора наиболее квалифицированных кандидатов, подготовки и переподготовки кадров, комплектования начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России, а также обозначить направления их развития.

Ключевые слова: профессиографическая характеристика, начальствующий состав факультетов; образовательная организация МВД России.

Annotation. The article proposes a consideration of the professional characteristics of the official activities of the commanding staff of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of using professionography in solving official and organizational problems in order to increase the efficiency of the educational process and its organization is also determined. Current information on a comprehensive study of the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and professional analysis made it possible to determine the possibility of forming ways to improve the efficiency of performing duties, optimizing the processes of selecting the most qualified candidates, training and retraining of personnel, staffing the command staff of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as to identify directions for their development.

Key words: professional characteristics, commanding staff of faculties; educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Введение. Начальствующий состав факультетов образовательных учреждений МВД России играет ключевую роль в организации и управлении образовательным процессом. Их профессионализм, компетенции и лидерские качества непосредственно влияют на качество образования и успех курсантов(слушатель). В данной статье рассмотрена профессиографическая характеристика служебной деятельности начальствующего состава факультетов(курсов), исследованы основные требования к данной должности, а также выделены ключевые навыки и компетенции, необходимые для успешной работы в данной сфере.

Современная образовательная система требует высокого профессионализма от руководителей факультетов. Они не только являются организаторами образовательного процесса, но и лидерами, способными вдохновить и мотивировать своих подчиненных к достижению общих целей. Служебная деятельность начальствующего состава факультетов(курсов) включает в себя ряд важных функций, таких как планирование и контроль образовательного процесса, разработка

программ, воспитательная деятельность, а также работа с родителями и курсантами. Все эти аспекты требуют высокой квалификации и профессиональных навыков от руководителей факультетов.

Полученные данные позволят повысить результативность учебного процесса у курсантов(слушателей), путем успешного проведения управленческой и воспитательной работы начальниками факультетов(курсов), которые будут соответствовать требованиям профессии, при приеме их на должность.

Изложение основного материала статьи. Современные условия общественного развития диктуют актуальность необходимости реализации прогрессивных тенденций, которые оказывают существенное влияние на основные принципы организации и деятельности правоохранительной системы, что повлекло за собой определенные реформирования. Больше всего реорганизованы такие вопросы, как совершенствование профессиональной деятельности и качества кадрового обеспечения.

Именно поэтому возникает задача всестороннего научного изучения деятельности правоохранительных органов, их профессиографического анализа как определяющей составляющей эффективности выполнения обязанностей, оптимизации процессов отбора наиболее квалифицированных кандидатов, подготовки и переподготовки кадров, комплектования сотрудников правоохранительных органов. Особое значение имеет рационализация режимов и условий труда, предотвращение негативных тенденций. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что сегодня в нашей стране практически отсутствуют столь комплексные разработки профессиографии, отсутствуют исследования, посвященные изучению специфики профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, определению квалификационных требований к уровню знаний, навыков и профессионально важных качеств, выработка критериев успешной профессиональной деятельности и т.д. Отсутствие профессиографических исследований влияет на качество выполнения функций и уровень обеспечения правопорядка, приводит к контрпродуктивной и нескоординированной организации и функционированию управления, кадровых и исполнительных элементов структуры, а также в деструктивном использовании ресурсов.

В задачи профессиографии входят: 1) комплексное описание трудовой деятельности с указанием ее ядра и содержания, структурной организации, основных функций, средств, условий и т.п.; 2) классификация профессий и специальностей; 3) определение требований к специалистам и уровню развития их качеств; 4) выяснение факторов профессионального успеха [1].

Профессиография как научный подход к изучению трудовой деятельности, профессий и специальностей включает в себя следующие компоненты: 1) теоретические закономерности изучения; 2) комплекс методов изучения, анализа и интерпретации полученных данных; 3) правила организации исследования [2].

Теоретические закономерности исследования позволяют собирать, описывать и систематизировать материалы о профессиональной деятельности, ее организации (с учетом различных аспектов); они представляют собой своего рода программу, включающую перечень вопросов, содержание которых обусловлено определенной целью. Комплексное применение методов профессиографии обеспечивает высокую результативность обучения благодаря использованию преимуществ каждого из них с учетом их специфики. Соблюдение правил организации исследования гарантирует надежность и достоверность сделанных выводов, а значит, способствует эффективности предложений по результатам выполненного исследования и практическому внедрению разработок по наиболее актуальным вопросам, профессиональная деятельность.

Исследование психологических особенностей профессиональной деятельности осуществляется по следующим принципам профессиографии [3]:

- комплексный подход (последовательность, целостность) - определение взаимосвязей и взаимовлияний компонентов деятельности на всех иерархических уровнях функционирования (деятельность, действия, операции, нормальные и экстремальные условия), то есть изучение профессиональной деятельности как единой системы;

- целеустремленность - соблюдение последовательности в проведении исследования согласно избранным целям и конкретным задачам (диагностическим, информационным, методическим и т.п.), а также определенному назначению (профориентационная, профподбор, профессиональная подготовка и т.п.);

- персональный подход - учет разнообразия вариантов индивидуального стиля работы и возможности компенсирования одних качеств другими;

- дифференциация и типологизация - определение внутренних профессиональных различий и группировка сходных профессий (по определенным параметрам);

- надежность - выявление и описание неблагоприятных условий труда, нетипичных, сложных, экстремальных ситуаций (особенно относительно опасных профессий) с целью определения требований к стрессоустойчивости работников;

- перспективы и реалии - изучение профессиональной деятельности с учетом ее тенденций к изменению и развитию субъекта труда, подход к проблемам в динамике и в культурно-исторической перспективе;

- контекстная специфика - учет всех существенных особенностей профессии и точность их изложения, выявление реальных условий, взаимоотношений, взаимодействия всех компонентов, основных, существенных свойств, тенденций, избегая предоставления общей и абстрактной информации;

- системная детерминация - учет зависимости профессиональной деятельности от ряда различных особенностей управления и эксплуатации;

- деятельностная концепция - зависимость психического содержания работников, их опыта, особенностей психических процессов от специфики профессиональной деятельности;

- этапность - последовательность сбора и анализа данных в процессе обучения профессиональной деятельности (включает информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный и результирующий этапы);

-селективность - избирательный подход при проведении исследования; акцентирование внимания на специфике субъект-объектных взаимосвязей профессиональной деятельности, на наиболее сложных задачах трудового процесса;

- эквивалентность - применение одних и тех же процедур и программ изучения и описания (для обеспечения корректного сравнения профессий);

- дополнительность - использование качественных и количественных методов исследования, включение как содержательной, так и статистической информации.

Важное значение в современных условиях приобретает решение задачи профессиографического изучения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе должностей руководителей в полиции. Такое изучение является предпосылкой эффективного использования кадрового потенциала, оптимизации процессов отбора в ряды полиции наиболее подходящих кандидатов, подготовки и переподготовки кадров, рационализации режимов и условий труда сотрудников МВД. На сегодня в нашем государстве отсутствуют профессиографические материалы,

касающиеся деятельности руководителей различных структурных подразделений полиции, в том числе начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России.

Профессиографическими исследованиями правоохранительной деятельности в нашей стране и за границей занимались юристы, психологи и социологи. Результатом профессиографического изучения деятельности стали профессиограммы массовых исследований полицейских профессий [4] - [6].

Всестороннее профессиографическое изучение профессиональной деятельности в образовательных организациях МВД России является необходимым условием решения проблем, связанных с эффективностью использования кадрового потенциала, оптимизацией отбора наиболее подходящих кандидатов, подготовки и переподготовки кадров, рационализацией труда, снижением травматизма и т.д.

В процессе написания работы проведено профессиографическое изучение более 50 сотрудников из числа начальствующего состава факультетов и курсов образовательных организаций МВД России. Исследование проводилось с использованием ряда релевантных методов - изучение нормативно-правовых документов и источников, наблюдений за деятельностью руководитель, хронометража трудовых операций, беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования специалистов, экспертного оценивания, анализа ошибок, математической статистики и т.д.

Значение и роль начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России весьма важны для эффективной и успешной работы учебного заведения. Начальствующий состав включает в себя начальников факультетов, их заместителей, начальников курсов и их заместителей, также в перечень можно включить курсовых офицеров, которые замещают начальствующий состав при их отсутствии и других специалистов, занимающихся организацией и управлением учебным процессом.

Первоначально следует отметить, что начальствующий состав факультетов образования является ключевым элементом в достижении главных целей учебного заведения. Он оказывает существенное влияние на формирование образовательной политики, разработку учебных программ и планов, а также на привлечение квалифицированных кадров и курсантов. Благодаря своему опыту и знаниям в области образования, начальствующий состав способен создать благоприятную обстановку для обучения и развития курсантов(слушатель).

На примере Санкт-Петербургского университета МВД России можно проследить важность участия начальников курсов в деятельности учебного заведения МВД России. Университет имеет 9 факультетов, у каждого факультета свой начальник с одним или двумя заместителями, при этом у каждого факультета утверждено свое Положение.

В Положениях отображены должностные обязанности начальника факультета: осуществляет непосредственное руководство факультетом и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на факультет задач и функций; организует в установленном порядке аттестацию переменного состава факультета; отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, за индивидуально-воспитательную работу, за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности на факультете и другие [7] - [9].

Заместители начальника факультета непосредственно подчиняются начальнику факультета и находятся в прямом подчинении начальника университета. Они несут ответственность за организацию учебно- воспитательного процесса, за индивидуально-воспитательную работу, за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности на факультете и служебной документации на факультете.

Одной из главных ролей начальствующего состава факультетов образования является разработка и внедрение программ и методик обучения, адаптированных к современным требованиям и потребностям курсантов. Они осуществляют контроль и оценку качества образовательного процесса, а также обеспечивают его непрерывность и системность. Благодаря этому курсанты получают актуальные знания и навыки, необходимые для успешного освоения выбранной профессии.

Кроме того, начальствующий состав факультетов образовательных учреждений МВД России играет важную роль в формировании кадрового потенциала учебного заведения. Они осуществляют набор и отбор персонала, проводят аттестацию и повышение квалификации сотрудников, а также обеспечивают их профессиональное развитие. Таким образом, начальствующий состав способствует повышению качества обучения, а также формированию высокопрофессионального коллектива.

Важной функцией начальствующего состава факультетов образовательных учреждений МВД России является организация и управление учебным процессом. Они разрабатывают учебные планы, графики служебной деятельности курсантов, составляют учебные группы и контролируют их работу.

Кроме того, начальствующий состав осуществляет координацию работы преподавателей, контролирует выполнение программ и методик обучения, а также организует проведение экзаменов и зачетов. Благодаря этим мерам обеспечивается системность и планомерность учебного процесса, а курсанты (слушатели) имеют возможность получить качественное образование.

Также следует отметить, что начальствующий состав факультетов образовательных учреждений МВД России является звеном взаимодействия учебного заведения с внешними организациями и учреждениями. Они осуществляют контакты с работодателями, сотрудничают с научно-исследовательскими институтами, организуют практику курсантов (слушателей). Благодаря этому курсанты (слушатели) имеют возможность применить свои знания на практике и получить опыт работы в выбранной профессии.

Основные требования к профессиональным навыкам начальствующего состава факультетов образовательных учреждений являются ключевыми для успешного выполнения их служебных обязанностей. Начальствующий состав играет важную роль в организации и развитии образовательного процесса.

Один из основных навыков начальствующего состава - это лидерские способности. Руководители факультетов должны обладать навыками эффективного управления коллективом сотрудников. Они должны быть способными мотивировать сотрудников, делегировать задачи, принимать правильные решения в сложных ситуациях и создавать благоприятную рабочую атмосферу. Лидерские навыки помогут начальствующему составу эффективно координировать работу на своем факультете и достигать поставленных целей.

Коммуникативные навыки также являются неотъемлемой частью профессионального арсенала начальствующего состава. Руководители факультетов должны быть способными эффективно общаться с преподавателями, курсантами (слушателями) и другими заинтересованными сторонами. Они должны уметь ясно выражать свои мысли и идеи, слушать и понимать мнение других людей, разрешать конфликты и решать проблемы в коллективе. Коммуникативные навыки помогут начальствующему составу установить открытую и доверительную атмосферу на факультете.

Организационные навыки также играют важную роль в работе начальствующего состава. Руководители факультетов должны быть организованными, уметь планировать свою работу и работу коллектива, эффективно распределять ресурсы (время, материалы, бюджет) для достижения поставленных целей. Они должны уметь контролировать выполнение задач,

следить за соблюдением сроков и качеством работы курсантов, осуществлять систематическую оценку результатов образовательного процесса. Организационные навыки помогут начальствующему составу обеспечить эффективное функционирование факультета и достижение высоких результатов в учебной деятельности.

Навыки анализа и принятия решений также являются неотъемлемой частью профессионального арсенала начальствующего состава. Руководители факультетов должны быть способными анализировать информацию, оценивать ситуацию, проводить SWOT-aнaлиз своего факультета и разрабатывать стратегии развития. Они должны уметь принимать взвешенные решения, основанные на данных и опыте, а также учитывать интересы студентов, преподавателей и других заинтересованных сторон. Навыки анализа и принятия решений помогут начальствующему составу успешно управлять своим факультетом и достигать лучших результатов в образовательном процессе.

Выводы. Таким образом, значение и роль начальствующего состава факультетов образовательных учреждений МВД России необходимы для успешного функционирования учебного заведения. Они оказывают существенное влияние на формирование образовательной политики, разработку учебных программ и планов, а также на привлечение квалифицированных кадров и курсантов. Благодаря своим знаниям и опыту, начальствующий состав способен создать благоприятную обстановку для обучения и развития курсантов (слушателей), а также обеспечить качественное образование и формирование высокопрофессионального преподавательского коллектива.

Успешное овладение профессией начальника факультетов образовательных учреждений МВД России зависят от степени сформированности главных профессионально-важных качеств, таких как: лидерские способности, коммуникативные навыки, организационные навыки и навыки анализа и принятия решений.

Считаем, что перспективы дальнейших профессиографических исследований деятельности начальствующего состава факультетов образовательных учреждений МВД России состоят в разработке методологии и совершенствовании их инструментария, поиске новых современных методов, оптимизации перечня используемых методик психологической диагностики профессионально важных качеств сотрудников образовательных учреждений МВД России.

Литература:

1. Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: автореферат диссертации ... доктора психологических наук / Василий Николаевич Марков. - Москва, 2004. - 56 с.

2. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - Москва: Регёе, 2006. - 382 с.

3. Пряжников, Н.С. Профориентация: учебное пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - Москва: Академия, 2010. -496 с.

4. Човдырова, Г.С. Неблагоприятные психические состояния сотрудников ОВД и уровни развития психологических профессионально важных качеств / Г.С. Човдырова, Э.А. Антонова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2016. -№ 1 (64).-С. 53-57

5. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учеб.пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-384 с.

6. Котенев, И.О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора / И.О. Котенев//Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014,-№ 1 (56).-С. 117-121

7. Приказ №590 от «25» июля 2019 г. Санкт-Петербургского университета МВД России «Об утверждении Положения о факультете подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом».

8. Приказ №873 от «27» декабря 2017 г. Санкт-Петербургского университета МВД России «Об утверждении Положения о факультете подготовки финансово-экономических кадров приказу Санкт-Петербургского университета МВД России».

9. Приказ №588 от 10 июля 2023 г. Санкт-Петербургского университета МВД России «Об утверждении Положения о факультете подготовки сотрудников полиции подразделений по охране общественного порядка Санкт-Петербургского университета МВД России».

Педагогика

УДК 372.578

педагог дополнительного образования Дылдина Ольга Вениаминовна

Центр детского творчества Железнодорожного района (г. Екатеринбург); учитель, музыкальный руководитель Екатеринбургская школа № 2 (г. Екатеринбург)

МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В

УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Аннотация. В статье раскрываются особенности музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей в условиях инклюзии, приводятся примеры таких форм. Раскрыто научное осмысление выводов, сделанных на основе многолетнего опыта применения музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей (ДОД), цель и задачи этой работы. Обозначены исходные научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного дополнительного образования. Раскрыты условия реализации инклюзии на основе интеграции современных образовательных подходов; новые грани в исследовании ведущих видов деятельности школьников. Обозначены новые функции и способы тьюторского сопровождения дополнительного образования с участием самих детей. Обозначено наполнение этих функций новым содержанием с учетом специфики и разнообразия музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии. Приведены названия музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии из личного опыта автора статьи при постановке двадцати трех спектаклей. Охарактеризованы особенности практической реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная сказка» - участие в работе коллектива детей разных возрастов и с разным уровнем развития (дети с нормой развития и дети с ограниченными возможностями развития), интеграция разных видов искусства и видов художественной деятельности в музыкально-сценических формах ДОД. Приведены стратегические научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ОВЗ по программе. Раскрыты функции и преимущества музыки как доминирующего вида искусства в музыкально-сценических формах организации ДОД в условиях инклюзии. Охарактеризована роль младших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.