Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ'

МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / дополнительное образование / ведущий вид деятельности / тьюторство / inclusion / additional education / leading activity / tutoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дылдина Ольга Вениаминовна

В статье раскрываются особенности музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей в условиях инклюзии, приводятся примеры таких форм. Раскрыто научное осмысление выводов, сделанных на основе многолетнего опыта применения музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей (ДОД), цель и задачи этой работы. Обозначены исходные научно-теоретические и практикоориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного дополнительного образования. Раскрыты условия реализации инклюзии на основе интеграции современных образовательных подходов; новые грани в исследовании ведущих видов деятельности школьников. Обозначены новые функции и способы тьюторского сопровождения дополнительного образования с участием самих детей. Обозначено наполнение этих функций новым содержанием с учетом специфики и разнообразия музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии. Приведены названия музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии из личного опыта автора статьи при постановке двадцати трех спектаклей. Охарактеризованы особенности практической реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная сказка» участие в работе коллектива детей разных возрастов и с разным уровнем развития (дети с нормой развития и дети с ограниченными возможностями развития), интеграция разных видов искусства и видов художественной деятельности в музыкально-сценических формах ДОД. Приведены стратегические научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ОВЗ по программе. Раскрыты функции и преимущества музыки как доминирующего вида искусства в музыкально-сценических формах организации ДОД в условиях инклюзии. Охарактеризована роль младших подростков как тьюторов и помощников педагога в работе с более младшими школьниками и детьми с ОВЗ участниками творческого коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дылдина Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the features of musical and stage forms of organizing additional education for children in conditions of inclusion, and provides examples of such forms. The scientific understanding of the conclusions drawn on the basis of many years of experience in the use of musical and stage forms of organizing additional education for children (AEC), the purpose and objectives of this work is revealed. The initial scientific, theoretical and practice-oriented guidelines for the optimal, most appropriate and effective education of children with disabilities (D) in the conditions of inclusive additional education are outlined. The conditions for the implementation of inclusion based on the integration of modern educational approaches are revealed; new facets in the study of leading activities of schoolchildren. New functions and methods of tutor support for additional education with the participation of the children themselves are outlined. The filling of these functions with new content is indicated, taking into account the specificity and diversity of musical and scenic forms of AEC in conditions of inclusion. The names of musical and stage forms of organizing AEC in conditions of inclusion are given from the personal experience of the author of the article when staging twenty-three performances. The features of the practical implementation of the additional general educational general development program “Musical Fairy Tale” are characterized participation in the work of a group of children of different ages and with different levels of development (children with normal development and children with disabilities), integration of different types of art and types of artistic activities in musical and stage performances AEC forms. Strategic scientific, theoretical and practice-oriented guidelines are presented for the optimal, most appropriate and effective training of children with disabilities according to the program. The functions and advantages of music as the dominant art form in the musical and stage forms of AEC in conditions of inclusion are revealed. The role of younger teenagers as tutors and teaching assistants in working with younger schoolchildren and children with D participants in the creative team is characterized.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ»

следить за соблюдением сроков и качеством работы курсантов, осуществлять систематическую оценку результатов образовательного процесса. Организационные навыки помогут начальствующему составу обеспечить эффективное функционирование факультета и достижение высоких результатов в учебной деятельности.

Навыки анализа и принятия решений также являются неотъемлемой частью профессионального арсенала начальствующего состава. Руководители факультетов должны быть способными анализировать информацию, оценивать ситуацию, проводить SWOT-aнaлиз своего факультета и разрабатывать стратегии развития. Они должны уметь принимать взвешенные решения, основанные на данных и опыте, а также учитывать интересы студентов, преподавателей и других заинтересованных сторон. Навыки анализа и принятия решений помогут начальствующему составу успешно управлять своим факультетом и достигать лучших результатов в образовательном процессе.

Выводы. Таким образом, значение и роль начальствующего состава факультетов образовательных учреждений МВД России необходимы для успешного функционирования учебного заведения. Они оказывают существенное влияние на формирование образовательной политики, разработку учебных программ и планов, а также на привлечение квалифицированных кадров и курсантов. Благодаря своим знаниям и опыту, начальствующий состав способен создать благоприятную обстановку для обучения и развития курсантов (слушателей), а также обеспечить качественное образование и формирование высокопрофессионального преподавательского коллектива.

Успешное овладение профессией начальника факультетов образовательных учреждений МВД России зависят от степени сформированности главных профессионально-важных качеств, таких как: лидерские способности, коммуникативные навыки, организационные навыки и навыки анализа и принятия решений.

Считаем, что перспективы дальнейших профессиографических исследований деятельности начальствующего состава факультетов образовательных учреждений МВД России состоят в разработке методологии и совершенствовании их инструментария, поиске новых современных методов, оптимизации перечня используемых методик психологической диагностики профессионально важных качеств сотрудников образовательных учреждений МВД России.

Литература:

1. Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: автореферат диссертации ... доктора психологических наук / Василий Николаевич Марков. - Москва, 2004. - 56 с.

2. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - Москва: Регёе, 2006. - 382 с.

3. Пряжников, Н.С. Профориентация: учебное пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - Москва: Академия, 2010.-496 с.

4. Човдырова, Г.С. Неблагоприятные психические состояния сотрудников ОВД и уровни развития психологических профессионально важных качеств / Г.С. Човдырова, Э.А. Антонова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2016. -№ 1 (64).-С. 53-57

5. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учеб.пособие / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-384 с.

6. Котенев, И.О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора / И.О. Котенев//Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014,-№ 1 (56).-С. 117-121

7. Приказ №590 от «25» июля 2019 г. Санкт-Петербургского университета МВД России «Об утверждении Положения о факультете подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом».

8. Приказ №873 от «27» декабря 2017 г. Санкт-Петербургского университета МВД России «Об утверждении Положения о факультете подготовки финансово-экономических кадров приказу Санкт-Петербургского университета МВД России».

9. Приказ №588 от 10 июля 2023 г. Санкт-Петербургского университета МВД России «Об утверждении Положения о факультете подготовки сотрудников полиции подразделений по охране общественного порядка Санкт-Петербургского университета МВД России».

Педагогика

УДК 372.578

педагог дополнительного образования Дылдина Ольга Вениаминовна

Центр детского творчества Железнодорожного района (г. Екатеринбург); учитель, музыкальный руководитель Екатеринбургская школа № 2 (г. Екатеринбург)

МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В

УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Аннотация. В статье раскрываются особенности музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей в условиях инклюзии, приводятся примеры таких форм. Раскрыто научное осмысление выводов, сделанных на основе многолетнего опыта применения музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей (ДОД), цель и задачи этой работы. Обозначены исходные научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного дополнительного образования. Раскрыты условия реализации инклюзии на основе интеграции современных образовательных подходов; новые грани в исследовании ведущих видов деятельности школьников. Обозначены новые функции и способы тьюторского сопровождения дополнительного образования с участием самих детей. Обозначено наполнение этих функций новым содержанием с учетом специфики и разнообразия музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии. Приведены названия музыкально-сценических форм организации ДОД в условиях инклюзии из личного опыта автора статьи при постановке двадцати трех спектаклей. Охарактеризованы особенности практической реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная сказка» - участие в работе коллектива детей разных возрастов и с разным уровнем развития (дети с нормой развития и дети с ограниченными возможностями развития), интеграция разных видов искусства и видов художественной деятельности в музыкально-сценических формах ДОД. Приведены стратегические научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ОВЗ по программе. Раскрыты функции и преимущества музыки как доминирующего вида искусства в музыкально-сценических формах организации ДОД в условиях инклюзии. Охарактеризована роль младших

подростков как тьюторов и помощников педагога в работе с более младшими школьниками и детьми с ОВЗ - участниками творческого коллектива.

Ключевые слова: инклюзия, дополнительное образование, ведущий вид деятельности, тьюторство.

Annotation. The article reveals the features of musical and stage forms of organizing additional education for children in conditions of inclusion, and provides examples of such forms. The scientific understanding of the conclusions drawn on the basis of many years of experience in the use of musical and stage forms of organizing additional education for children (AEC), the purpose and objectives of this work is revealed. The initial scientific, theoretical and practice-oriented guidelines for the optimal, most appropriate and effective education of children with disabilities (D) in the conditions of inclusive additional education are outlined. The conditions for the implementation of inclusion based on the integration of modern educational approaches are revealed; new facets in the study of leading activities of schoolchildren. New functions and methods of tutor support for additional education with the participation of the children themselves are outlined. The filling of these functions with new content is indicated, taking into account the specificity and diversity of musical and scenic forms of AEC in conditions of inclusion. The names of musical and stage forms of organizing AEC in conditions of inclusion are given from the personal experience of the author of the article when staging twenty-three performances. The features of the practical implementation of the additional general educational general development program "Musical Fairy Tale" are characterized - participation in the work of a group of children of different ages and with different levels of development (children with normal development and children with disabilities), integration of different types of art and types of artistic activities in musical and stage performances AEC forms. Strategic scientific, theoretical and practice-oriented guidelines are presented for the optimal, most appropriate and effective training of children with disabilities according to the program. The functions and advantages of music as the dominant art form in the musical and stage forms of AEC in conditions of inclusion are revealed. The role of younger teenagers as tutors and teaching assistants in working with younger schoolchildren and children with D - participants in the creative team - is characterized.

Key words: inclusion, additional education, leading activity, tutoring.

Введение. Проблема инклюзивного образования является одной из актуальных для современной отечественной системы образования. На законодательном уровне понятие инклюзивное образование закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году [11]. В государственной образовательной политике и системе массового образования сейчас уделяется большое внимание к детям с особыми образовательными потребностями, и это является закономерным результатом смены образовательной парадигмы, когда все участники учебного процесса являются его полноправными субъектами, и личность каждого обучающегося рассматривается как уникальная, обладающая индивидуальными запросами и потребностями. В федеральных государственных образовательных стандартах (далее по тексту - ФГОС) к группам детей с ограниченными возможностями здоровья относят обучающихся: с расстройствами аутистического спектра, слабослышащих и поздно оглохших, слепых и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата [10].

Изложение основного материала статьи. Адаптация системы образования к обучающимся с ОВЗ затрагивает не только сферу общего образования, но и сферу дополнительного образования [6; 8].

Среди исследователей и педагогов-практиков, изучающих способы и методы введения в жизнь социума детей с ОВЗ; инклюзивный потенциал ДО; методологические, теоретические и практические вопросы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дополнительного образования, - С.В. Алехина, И.В. Вачков, Т.В. Гудина, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Ж.И. Журавлева, А.С. Павлова, И.И. Фришман [1; 2; 4; 7; 12]. Однако изучение технологий и специфики процесса социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в музыкально-сценических формах организации инклюзивного дополнительного образования как самостоятельная проблема еще не ставилась.

Примером программы с доминированием музыки как вида искусства является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная сказка» (далее по тексту - ДООП «Музыкальная сказка» или программа), реализующаяся на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центральный Дом творчества» в городе Екатеринбург. Эта программа разработана и реализуется в рамках художественной направленности в дополнительном образовании детей.

Практическая реализация этой программы имеет свои специфические особенности. Первая особенность. Контингент обучающихся по этой программе составляют дети двух групп - с нормой развития и дети с ОВЗ. Первая группа - это дети из общеобразовательных школ. Вторая группа - это обучающиеся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 2, реализующая адаптивные основные общеобразовательные программы». Большинство обучающихся второй группы имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с диагнозом «не сформированность языковых и речевых средств».

Вторая особенность контингента обучающихся по этой программе заключается в неоднородности возрастного состава, так как занятия по программе посещают учащиеся, относящиеся по возрастной классификации к младшему школьному возрасту и к возрасту младших подростков. Такой состав группы обучающихся называется смешанным. В связи с этим, при проведении занятий по ДООП «Музыкальная сказка» реализуется индивидуально-возрастной подход к обучающимся, который выражается в том, что для обучающихся каждой возрастной группы планируются виды деятельности и задания в соответствии с присущим этому возрасту ведущим видом деятельности.

Третья особенность заключается в музыкально-сценической форме организации дополнительного образования детей по данной программе, в которой интегрируются разные виды искусства и виды художественной деятельности детей. Это дает программе огромные преимущества по сравнению с программами с опорой только на один вид художественной деятельности, например, обучение игре на музыкальном инструменте; обучение виду хореографии (классическое или народное направления) и т.д.

На протяжении более десяти лет работа детского коллектива была представлена в самых разных формах: детская опера, детский мюзикл, детская оперетта, водевиль, музыкальная сказка, сказка с музыкой, музыкальная фантазия для детского театра, музыкальные картинки, экспромт-мюзик-шоу, музыкальная игра-сказка, музыкально-игровой спектакль, музыкально-игровое представление, музыкально-игровая программа, музыкально-сценическая игра, интерактивный музыкальный спектакль, музыкально-детективный квест. Всего было поставлено двадцать три спектакля.

Четвертая особенность. Программа разработана на основе интеграции разных видов искусства: музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного, хореографического, актерского, и других. Доминантным видом искусства в этой программе является музыкальное искусство. Музыка в этой программе выполняет разные функции: 1) через драматургическую последовательность музыкальных номеров развивается сюжетная линия; 2) музыкальные лейтмотивы характеризуют героев сценической постановки; 3) музыкальный материал формирует художественно-эстетические и стилевые вкусы участников и зрителей. В занятиях по программе школьники участвуют в разных видах музыкально-художественной деятельности: 1) разучивают и исполняют сольные вокальные партии, дуэты, хоровые номера;

2) выполняют танцевальные и отдельные элементы хореографических движений; 3) осваивают азы актерского мастерства; 4) участвуют в художественном оформлении сценического пространства; 5) разрабатывают эскизы костюмов и т.д. Интегративный характер программы требует определения способов и возможностей посильного подключения к участию в ней детей с ОВЗ.

Целью ДООП является апробация педагогических условий для реализации программы музыкально-сценической формы при организации дополнительного образования детей разновозрастным контингентов обучающихся в условиях инклюзии. Задачи программы: 1) наполнение ведущих видов деятельности обучающихся, относящихся к разным возрастным группам, художественно-творческим и социальным содержанием в соответствии со спецификой реализуемых в коллективе музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей; 2) разработка и апробация педагогически обоснованной системы дифференцированных заданий и упражнений для обеих групп обучающихся - школьников с нормой развития и школьники с ОВЗ - с учетом их возможностей и способностей; 3) проведение анализа, обобщения и интерпретации результатов по апробации специальных условий для реализации программы по музыкально-сценическим формам организации дополнительного образования детей.

В многолетней практике автора статьи выработана стратегия привлечения детей с ОВЗ к работе в коллективе. Для этого были определены исходные научно-теоретические и практико-ориентированные установки для оптимального, наиболее целесообразного и эффективного обучения детей с ОВЗ по программе: 1) определение внимания, понимания и мысленного сотворчества, даже без внешне проявляемой активности, одним из важнейших способов посильного и доступного участия детей с ОВЗ на занятиях по программе; 2) специфического для детей с ОВЗ внешне наблюдаемого позитивно-эмоционального и соучастного отношения к занятиям по программе в качестве проявления их сотворчества и сопричастности к работе в коллективе; 3) индивидуальный и дифференцированный подход ко всем обучающимся, и в особенности - к обучающимся с ОВЗ, для достижения ими личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы; 4) наблюдение за динамикой развития обучающихся (отдельно - за детьми с нормой развития и за детьми с ОВЗ), и выявление основных тенденций развития в каждой из указанных групп обучающихся.

Программа основывается на деятельностном, дифференцированном, игровом и индивидуально-творческом подходах, осуществление которых в условиях инклюзии предполагает: организацию музыкально-художественного дополнительного образования обучающихся с нормой развития и обучающихся с ОВЗ на основе интегрированной художественной деятельности, обеспечивающей овладение школьниками содержания программы и достижения запланированных результатов; опору на ведущие виды деятельности обучающихся по ДООП: учебный - как ведущий вид деятельности для младших школьников; общественно-полезный - как ведущий вид деятельности для младших подростков, игровой - как вид деятельности, соответствующий образованию школьников всех возрастных групп в области искусства (имеется ввиду развитие художественно-образного мышления, воображения, игровая условность атрибутики и сценографии, обучение искусству актерского перевоплощения и др.); дифференциацию требований к освоению содержания программы в зависимости от уровня, способностей и состояния здоровья обучающихся в обеих группах; разнообразие и доступность музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей; сочетание индивидуальных и групповых форм обучения; развитие творческого потенциала обучающихся на основе интеграции разных видов музыкально-художественной деятельности и видов искусства; формирование настроя на позитивное взаимодействие обучающихся как между участниками в каждой из групп - в группе детей с нормой развития и в группе детей с ОВЗ, так и, что еще более важно, между участниками обеих групп; создание условий для социализации обучающихся с нормой развития и социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ОВЗ.

Реализация ДООП в течение многих лет позволила автору статьи сформулировать значимый вывод: в процессе совместного обучения детей с нормой развития и детей с ОВЗ содержание общественно-полезной деятельности нормотипичных младших подростков, как ведущего вида их деятельности [31; [5, С. 16-281; [91, наполняется особым смыслом. А именно: эти подростки постепенно осознают как общественно-значимую и общественно-полезную свою помощь детям с ОВЗ в освоении содержания программы. Поэтому в данном контексте под определением общественная подразумевается деятельность, значимая для всего творческого сообщества, работающего над музыкально-сценической постановкой спектакля. И еще: младшие школьники берут пример с младших подростков в этой работе, и, тем самым, начинают осознавать значимость и пользу для себя и окружающих общественно-полезного труда. В результате чего процесс социализации школьников осуществляется эффективно и более быстрыми темпами.

Все приведенные выше рассуждения обосновывают новую функцию ведущего вида деятельности младших подростков - эта функция тьюторов для помощи руководителю коллектива в работе с обучающимися с ОВЗ.

Уникальность общественно-полезной деятельности младших подростков-тьюторов заключается в том, что она осуществляется в контексте дополнительной программы музыкально-художественной направленности. Тьюторская работа детям с ОВЗ осуществляется разными способами, например: повторение и закрепление сведений по истории музыки, театра, жанрах музыкально-сценических постановок (опера, балет, мюзикл и др.); просмотр и обсуждение видеозаписей музыкально-сценических постановок; повторение музыкально-дидактических игр; фонопедических, вокально-речевых и ритмических упражнений, распеваний и песен-попевок, ранее разученных на занятиях под руководством педагога; обсуждение музыкальных и художественных произведений - их содержания, основной идеи, характера героев и др.; повторение и/или заучивание наизусть ранее разученных на занятии музыкальных или поэтических произведений, текстов отдельных ролей (или их фрагментов); обсуждение сценографии музыкально-художественной постановки и грима героев и т.д.

Выводы. Инклюзивное образование является одной из актуальных проблем в современном образовательном пространстве. Особенности инклюзии в музыкально-сценических формах организации дополнительного образования детей открывают новые грани в исследовании ведущих видов деятельности; обозначают новые функции тьюторского сопровождения дополнительного образования с участием самих детей, и наполняют эти функции новым содержанием с учетом специфики и разнообразия музыкально-сценических форм организации дополнительного образования детей в условиях инклюзии.

Литература:

1. Алехина, C.B. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / C.B. Алехина, И.В. Вачков // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5,- С. 97-104

2. Гудина, Т.В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Т.В. Гудина // Вестник Череповецкого государственного университета. -2013. - № 4. - Т. 1. - С. 118-122

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.

4. Евтушенко, И.В. Методические рекомендации по особенностям организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по направленностям дополнительных общеобразовательных

программ (художественная, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая) / И.В. Евтушенко, Е.А. Евтушенко - Москва: РУДН, 2020. - 86 с.

5. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // В мире подростка. - Москва: Медицина, 1980. - С. 16-28

6. Концепция дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). - URL: http://government.ru/news/45028/ (дата обращения: 19.02.2023)

7. Медведева, Е.А. Инклюзивное художественно-развивающее пространство дополнительного образования как путь социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.А. Медведева, Ж.И. Журавлева, A.C. Павлова. - Москва: МГПУ, 2018. - 92 с.

8. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-18.11.2015-N-09-3242/ (дата обращения: 14.02.2023)

9. Поливанова, К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1998, - № 3-4. - С. 13-17

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 19.01.2023)

11. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. на 04.08.2023; редакция, действующая с 01.09.2023). [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.09.2023)

12. Фришман, И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья / И.И. Фришман // Образование Ямала. -2015. -№ 7. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-form-muzykalnyh-zanyatiy-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2023)

Педагогика

УДК 378.096:37.01(571.56)

кандидат педагогических наук, доцент Дьячковская Мотрена Давидовна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Аргунова Нина Васильевна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И

ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации учебно-проектной деятельности обучающихся в профессиональной подготовке будущих учителей математики и информатики. Особое внимание уделено подготовке к оцениванию результатов выполнения проекта. На основе системного, деятельностного и акмеологического подходов авторами сформировано содержание, разработаны формы организации занятий, определены связи между разделами дисциплин «Методы исследовательской и проектной деятельности» и «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по информатике». Отмечается, что содержание данных дисциплин характеризуется преемственностью с учебными материалами последующей подготовки. Авторами предложена критериальная оценка, способствующая получению качественных результатов проектной деятельности учащихся. За основу формирования критериев были взяты этапы работы над проектом. Оценочный лист включает оценку наставника, экспертной комиссии образовательного учреждения и самооценку обучающегося. Приведен пример обобщенного плана индивидуального проекта как оценочного материала диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов освоения образовательных программ.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональная подготовка будущих учителей, критериальная оценка, метапредметные результаты, методы оценивания, инструменты оценивания.

Annotation. The article deals with the problem of the organization of educational and project activities of students in the professional training of future teachers of mathematics and computer science. Particular attention is paid to the preparation for evaluating the results of the project. On the basis of systemic, activity and acmeological approaches, the authors formed the content, developed forms of organizing classes, determined the connections between the disciplines "Methods of research and project activities" and "Organization of research and project activities of schoolchildren in informatics." It is noted that the content of these disciplines is characterized by continuity with educational materials of subsequent training. The authors proposed a criterion assessment that contributes to obtaining high-quality results of the project activities of students. The criteria were based on the stages of work on the project. The assessment sheet includes the assessment of the mentor, the expert commission of the educational institution and the self-esteem of the student.

Key words: project activity, professional training of future teachers, criteria assessment, meta-subject results, assessment methods, assessment tools.

Введение. В современном образовательном пространстве повышаются требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, которые связаны с быстро меняющимся условиями производства и технологиями, используемыми при этом. Таким образом, на данном этапе развития общества нужны специалисты способные работать и проявлять активность в постоянно меняющихся условиях. И одним из требований к выпускнику является его профессиональная компетентность и способность принимать грамотные и своевременные решения. В соответствии с ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [7] профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующей профессиональному стандарту «Педагог» [5]. Одним из общепедагогических функций педагога является владение формами и методами проектной деятельности, трудовые функции учителя математики включают вовлечение обучающихся к участию в исследовательских проектах. Более того неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.