Научная статья на тему 'Профессии будущего в сфере образования в условиях цифровизации'

Профессии будущего в сфере образования в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / надпрофессиональные компетенции / критическое мышление / digitalization of education / supra-professional competencies / critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валентина Михайловна Маслова, Нодари Дарчоевич Эриашвили

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки преподавателей к профессиональной реализации цифровизации образования. Представлены задачи будущих профессионалов в образовательной сфере, которые отражают новые профессии. Рассмотрена краткая типология специалистов в области образования, представленная в Атласе новых профессий. Изложены обобщающие выводы по совершенствованию образовательной среды в связи с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2022 г. № 89, где утвержден Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professions of the future in the field of education in the conditions of digitalization

The article is devoted to the actual problem of training teachers for the professional implementation of digitalization of education. The tasks of future professionals in the educational field, which reflect new professions, are presented. A brief typology of specialists in the field of education, presented in the Atlas of New Professions, is considered. Summary conclusions on improving the educational environment are presented in connection with the Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 1, 2022. No. 89, which approved the List of specialties and areas of higher education training for bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs, residency programs and internship assistant programs.

Текст научной работы на тему «Профессии будущего в сфере образования в условиях цифровизации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 153—156. Audit journal. 2024;(1):153—156.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 378.1

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 53-1 56 NIION: 201 7-0074-1 /24-020

EDN: https://elibrary.ru/CRCIYU MOSURED: 77/27-021-2024-01-220

Профессии будущего в сфере образования в условиях

цифровизации

Валентина Михайловна Маслова1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2, 3

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, acdcn@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, professor60@mail.ru

3 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме подготовки преподавателей к профессиональной реализации цифровизации образования. Представлены задачи будущих профессионалов в образовательной сфере, которые отражают новые профессии. Рассмотрена краткая типология специалистов в области образования, представленная в Атласе новых профессий. Изложены обобщающие выводы по совершенствованию образовательной среды в связи с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2022 г. № 89, где утвержден Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки.

Ключевые слова: цифровизация образования, надпрофессиональные компетенции, критическое мышление

Для цитирования: Маслова В.М., Эриашвили Н.Д. Профессии будущего в сфере образования в условиях цифровизации // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 153—156. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-153-156. EDN: https://elibrary.ru/CRCIYU.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Professions of the future in the field of education in the conditions of digitalization

Valentina M. Maslova1, Nodari D. Eriashvili2- 3

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, acdcn@yandex.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, professor60@mail.ru

3 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the actual problem of training teachers for the professional implementation of digitalization of education. The tasks of future professionals in the educational field, which reflect new professions, are presented. A brief typology of specialists in the field of education, presented in the Atlas of New Professions, is considered. Summary conclusions on improving the educational environment are presented in connection with the Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 1, 2022. No. 89, which approved the List of specialties and areas of higher education training for bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs, residency programs and internship assistant programs.

Keywords: digitalization of education, supra-professional competencies, critical thinking

For citation: Maslova V.M., Eriashvili N.D. Professions of the future in the field of education in the conditions of digitalization // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):153—156. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-153-156. EDN: https://elibrary.ru/CRCIYU.

© Маслова В.М., Эриашвили Н.Д., 2024

Стремительное развитие цифровизации в нашей стране обусловлено целями и задачами, изложенными в национальных проектах «Цифровая экономика» и «Образование» (в рамках которого реализуется отдельный федеральный проект «Цифровая образовательная среда») на период 2018—2024 гг. Решение задач невозможно без подготовки преподавательского состава, имеющего не только высокий уровень общего и специального образования, но и определенный набор личностных качеств, обеспечивающих их успешность.

Традиционная парадигма из двух составляющих «преподаватель — обучающийся» перестает быть единственной. Образование всегда считалось консервативной сферой, но развитие цифровых технологий меняет представление о способах и методах получения информации. Кроме того, развиваются формы, в которых обучающийся может одновременно учиться и работать, получая одновременно со знаниями практический опыт. Новые образовательные возможности, форматы и ресурсы породили потребность в преподавателях с прогрессивными знаниями в сфере образования.

Усложнение профессиональной деятельности в образовательной сфере выдвигает требование универсальности к современному педагогу и в скором времени приведет к выделению неспецифических в традиционном понимании ролевых и функциональных зон педагогических компетенций, в том числе за счет развития смежных видов профессиональной деятельности (как это было уже ранее с инженером-педагогом, педагогом-психологом, тренером-преподавателем). Профессиональные стандарты в педагогической области и квалификационные требования к преподавателям должны определить основу для формирования должностных обязанностей и функций разных групп педагогических работников, включая перспективу развития новых трудовых функций.

Задачами будущих профессионалов в образовательной сфере являются:

• создание образовательных траекторий;

• индивидуализация обучения;

• использование современных технологий;

• сопровождение обучающегося по образовательной траектории;

• разработка онлайн-курсов;

• организация проектной работы;

• разработка игро-практических инструментов и методик;

• разработка виртуальных миров для обучения;

• развитие метакомпетенций;

• развитие когнитивных способностей;

• разработка программ обучения и развития, а также переобучения взрослых.

В результате глобальных процессов меняется мир рынка труда, мир работы. Познакомиться с перспективными профессиями можно в «Атласе новых профессий» (АНП), который представляет собой мультимедийное и книжное издание, разработанное экспертной группой Агентства стратегических инициатив, Московской школой управления «Сколково» при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, WorldSkills Russia, Министерства труда и социальной защиты РФ и др. АНП содержит каталог профессий, который включает деление профессий по отраслям, годам, навыкам и учениям, трендам. Для каждой профессии выделяются надпро-фессиональные навыки, которые отмечены работодателями как важные для работников будущего. В АНП представлены возможные профессии, которые возникнут в ближайшей и отдаленной перспективе по различным сферам деятельности: медицина, финансовый сектор, безопасность, экология, промышленность, индустрия моды и др.

Рассмотрим краткую типологию специалистов в области образования, представленную в АНП, которая определяет вектор развития подготовки будущих работников образовательной сферы (табл. 1).

В последней версии АНП большое внимание уделяется метапредметным или надпро-фессиональным компетенциям (креативности, критическому мышлению, эмпатии, коммуникации, умению работать с информацией, информационным технологиям), актуальным педагогическим технологиям и методикам (игровым, проблемно- и проектно-ориентированным технологиям) и новым системам оценки.

Наименование профессии Краткое содержание

1. Разработчик образовательных траекторий Создание «маршрута» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов и др. На их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека

2. Организатор проектного обучения Развитие исследовательских качеств, творческий подход, аналитические способности и навыки по работе в команде

3. Игро-педагог Создание образовательных программ на основе игровых методик

4. Тренер по майнд-фитнесу Разработка программ развития индивидуальных когнитивных навыков (память, концентрация внимания, скорость чтения и др.) с помощью программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя

5. Координатор образовательной онлайн-платформы Сопровождение подготовки онлайн-курсов по конкретным предметам; организация и продвижение конкретных курсов или типовых образовательных траекторий; модерация общения преподавателей и обучающихся в рамках программ или платформ, выдвижение требований к совершенствованию функционала платформы

Новые оценочные системы должны будут:

• оценивать не только формальные знания, но и самостоятельность мышления, творческие, коммуникативные способности и т.д.;

• конструктивно влиять на жизнь людей, давая ценную и реальную обратную связь;

• отражать все многообразие деятельности человека (составлять непрерывно обновляемый «паспорт компетенций», включающий самые разные активности, в том числе биофидбэк и соцсети).

Делается акцент на появлении и сочетании разных форматов (реальных и виртуальных, очных и дистанционных, персональных и коллективных), создающих целые образовательные экосистемы и сообщества. Помимо «поставщиков образования, потребуются посредники, которые объединят ресурсы, выстроят образовательные траектории (своего рода маршруты обучения) и дадут ученикам обратную связь» [1], что повлечет за собой новые роли и компетенции в педагогической профессии.

В условиях цифровизации образовательной среды важно активнее готовить молодых специалистов, преподавателей, тренеров адаптированных к системе цифровой образовательной среды, а также способных к ее быстрому пониманию и развитию. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 1 февраля 2022 г. № 89 утвержден Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ордина-

туры и программам ассистентуры-стажировки (приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 г.). Новый Перечень способствует повышению гибкости программ образования и соответствует запросам рынка труда и экономики страны. 20% общего объема Перечня составляют новые направления подготовки и специальности. В Перечень включены новые области образования и укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, например: специальность «Медицинская микробиология»; направление подготовки «Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект» и др. Глава Минпросве-щения Сергей Кравцов на Московском урбанистическом форуме, который состоялся в августе 2023 г., сообщил, что специальность «Оператор дронов» вошла в новый перечень профессий, которым будут обучать в учреждениях среднего профессионального образования. Всего в обновленном перечне появились более 250 новых востребованных профессий [3]. Задача учебных заведений — в кратчайшие сроки начать подготовку преподавательского состава для обучения студентов по новым специальностям и направлениям.

Немного образовательных учреждений уже приступили к подготовке специалистов нового поколения. Одной из новейших образовательных программ является «Проектирование образовательных систем» при Московском городском педагогическом университете, Тульском государственном университете, Балтийском федеральном университете имени Канта.

Нужно не только внести новые должности в штатное расписание учебного заведения, но и иметь в своем составе преподавателей, тренеров, обученных по новым программам. Это должна быть система с индивидуальным подходом и интерактивным обучением, большим количеством часов практики, а также анализом причин несовершенства, ошибок для корректировки учебного плана.

Необходимо активное совершенствование системы профессиональной подготовки, а именно подготовки преподавательского состава для высшей и средней образовательной среды.

Список источников

1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 456 с.

2. Атлас профессий будущего // URL: https://atlasru/catalog/obrazovanie/ (дата обращения: 01.11.2023).

3. Новая востребованная профессия // URL: https://t.me/akpp_top (дата обращения: 02.11.2023).

4. Маслова В.М. Траектория обучения и развития персонала, ориентированная на стратегию организации // Экономические системы. 2021. Т. 14, № 1. С. 106-113.

5. Технологии обучения и развития персонала в организации: учебник / под ред. М.В. Полевой. М.: Инфра-М, 2022. 273 с.

6. Эриашвили Н.Д, Маслова В.М. Эффективность контроля знаний обучающихся: методический аспект // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 98—100.

References

1. Atlas of new professions 3.0 / edited by D. Varlamova, D. Sudakov. M.: Intellectual literature, 2020.456 p.

2. Atlas of professions of the future // URL: https://atlasru/catalog/obrazovanie / (date of application: 11/01/2023).

3. A new profession in demand // URL: https://t.me/akpp_top (date of reference: 11/22/2023).

4. Maslova V.M. The trajectory of personnel training and development focused on the organization's strategy // Economic systems. 2021. Vol. 14, No. 1. pp. 106—113.

5. Technologies of personnel training and development in the organization: textbook / edited by M.V. Polevoy. M.: Infra-M, 2022.273 p.

6. Eriashvili N.D., Maslova V.M. Effectiveness of students' knowledge control: methodological aspect // Psychology and pedagogy of professional activity. 2023. No. 2. pp. 98—100.

Информация об авторах

В.М. Маслова — доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук;

Н.Д. Эриашвили — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Information about the authors V.M. Maslova — Associate Professor of the Department of Psychology and Human Capital Development at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences; N.D. Eriashvili — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor, laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technicians, laureate of the Russian Government Prize in the field of education.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.12.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 1 9.02.2024.

The article was submitted 19.12.2023; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 19.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.