ского может быть также применен и для эпидемиологического исследования воздуха (посев на различные элективные среды, заражение животных и вирусологическое исследование).
ЛИТЕРАТУРА
Зубарев В. А., Гиг. и сан., 1954, № 7, стр. 35—36. — Корчак-Чепурков-ская Н., Воен.-сан. дело, 1941, № 6—7, стр. 69—71. — Кротов Ю. А., Гиг. и сан., 1953, № 4, сгр. 11 —15.—Миллер А. А., Санитарная бактериология, М.—Л., 1935.— Резник Я. Б., Гиг. труда и техн. безоп., 1937, № 2, стр. 51—57. — Речмен-с к и й С. С., К проблеме воздушных инфекций, М., 1951. — Он же, Воен.-мед. журн.,
1951, № 9, стр. 51—57. — Он же, Жури, микробнол., эпидемиол. и иммунобиол.,
1952, № 12, сгр. 60—64. — Шафир А. И., Микробиологический метод гигиенического исследования воздуха, Л., 1945. — Goetz A., Am. Indust. Hyg. Ass., Quart., 1955, v. 16, N. 2, p. 113—120. — W i 1 1 i a m s R. E. О., J. Inst. Heat. Vent. Engin, 1949, v. 16, N. 162, p. 404—425. Mitchell R. В., Fulton J. D. a. Ellingson H. V., Am. J. Publ. Health, 1954, v. 44, N. 10, p. 1334—1339. — R i с h а г d s M., Nature, 1955, v. 176, N. 4481, p. 559—560.
Поступила 29/11 1956 r.
COMPARATIVE EVALUATION OF BACTERIOLOGICAL METHODS OF ANALYSIS OF AIR IN CLOSED PREMISES
V. V. Vlodavelz, candidate of medical sciences
After performing 20 series of comparative experiments the author has come to the conclusion that the most effective devices for bacteriological analysis of air in closed premises (dust phase of bacterial aeroplankton) are the bacteria-collector of Retchmensk y and the apparatus of Krotoff. Krotoff's apparatus is more convenient for the carrying out of sanitary-hygienic analyses of air (quantitative and qualitative determination of microorganisms representing sanitary air Contamination). B3;teria:ollector of Retchmenskiy may be used as weel for the epidemiological examination of air (culture on various differential media, infection
of experimental animals and virusjlogic investigations).
* * *
ПРОФ. Н. С. ПРАВДИН — ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ
токсиколог
Кандидат медицинских наук О. Г. Васильева, кандидат биологических
наук С. Н. Кремнева
Из токсикологической лаборатории Института гигиены труда и профессиональных
заболеваний АМН СССР
В 1957 г. исполняется 75 лет со дня рождения и 3 года со дня смерти проф. Н. С. Правдина — одного из виднейших токсикологов нашей страны, более 30 лет своей жизни посвятившего делу создания и развития промышленной токсикологии.
Научная деятельность Н. С. Правдина как токсиколога началась в
1927 г., когда он был приглашен на должность заведующего токсикологической лабораторией Института охраны труда ВЦСПС. В 1935 г. руководимая им лаборатория вошла в состав Института гигиены труда и профессиональных заболеваний имени Обуха (ныне Институт АМН СССР), где Н. С. Правдин работал до последних дней своей жизни.
Н. С. Правдин — один из основоположников советской промышленной токсикологии, автор более 60 научных работ в этой области. Он одним из; первых токсикологов определил задачи промышленной токсикологии, бе специфические особенности как части гигиены труда. Эти задачи, сформулированные им в первом номере журнала «Гигиена труда» за
1928 г., актуальны и до наших дней. Он писал тогда о необходимости экспериментального обоснования допустимых концентраций химических
веществ в воздухе, о необходимости изучения действия ядов в связи с условиями их производственного применения, при этом он указывал, что актуальные задачи токсикологии должны состоять в исследовании действия различных имеющих место в производственных условиях сочетаний химических веществ — их комбинированного действия, в изучении механизма действия ядов, а также в изучении сопротивляемости организма вредному влиянию ядов с целью последующего изыскания способов повышения этой сопротивляемости.
Одним из основных направлений научной деятельности Н. С. Правдина было экспериментальное обоснование гигиенических нормативов концентраций химических веществ в воздухе производственных помещений. С первых же лет своей деятельности в области промышленной токсикологии он стремился приблизить токсикологию к практическим запросам бурно растущей промышленности.
На протяжении всей своей научной деятельности ученый уделял большое внимание методам токсикологических исследований. Он постоянно стремился отойти от шаблона в токсикологических исследованиях, настойчиво искал новых, «тонких» методов исследования, которые позволили бы обнаружить токсическое действие малых концентраций химических вешеств. Одним из первых он указал на недостатки существовавшей в свое время оценки степени вредности промышленных ядов по токсическим концентрациям и предложил судить о степени токсичности химических веществ по концентрациям, стоящим на пороге вредного действия. Большое значение для оценки токсичности химических веществ имеет предложенное Н. С. Правдиным понятие о зоне токсического действия. Он выступил с критикой применявшихся в то время в Америке методов Дейхмана и Леблана и Range Finding Test, согласно которым оценку токсичности производили по выживаемости животных в условиях острого отравления. Ученый неоднократно говорил и писал о необходимости разработки таких методов токсикологических исследований и выбора таких показателей токсичности, которые соответствовали бы начальным стадиям действия химических веществ. Эти положения оказали большое влияние на отечественную промышленную токсикологию.
Н. С. Правдин был талантливым методистом. Им был разработан и предложен ряд новых оригинальных методов исследования. В 30-х годах в руководимой Н. С. Правдиным лаборатории в практику токсикологических исследований был введен метод условных рефлексов (примененный в токсикологии впервые И. С. Цитовичем), причем он предложил для этой цели сконструированную им камеру. В настоящее время этот метод вошел в число повседневных методов исследования почти во всех токсикологических лабораториях научно-исследовательских институтов нашей страны. Для токсикологических исследований в лаборатории Н. С. Правдина широко привлекались физиологические и биохимические методы.
В 1940 г. в № 6 журнала «Фармакология и токсикология» была опубликована статья Н. С. Правдина «К вопросу об оценке степени токсичности ядовитых производственных пылей». В этой работе он обращает внимание токсикологов на один из актуальных вопросов — оценку токсичности пыли, вопрос, который и до сих пор не может считаться разрешенным. Ученый предлагал в качестве одного из показателей токсичности пыли состояние физиологических функций ретикуло-эндотелиаль-ной системы как системы, непосредственно участвующей в процессе обезвреживания пыли и, следовательно, подвергающейся ее токсическому действию. Последующие работы, выполненные в этом направлении, подтвердили правильность этих мыслей.
В соответствии с предложенной Н. С. Правдиным системой токсикологических исследований в руководимой им- лаборатории было выполнено большое число работ, посвященных оценке токсичности химических
веществ и вопросам их нормирования. Материалы этих работ послужили основой для рекомендации предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе рабочих помещений. Так, были предложены предельно допустимые концентрации диоксана, нитропропана, тетрани-трометана, диэтиламина, этилсиликатов, карбонила никеля и др. В докторской диссертации и в монографии «Методика малой токсикологии новых химических веществ» подведены итоги работ Н. С. Правдина в этой области.
Перу ученого принадлежит ряд обобщающих монографий и руководство по промышленной токсикологии. Это руководство представляет собой первую в истории промышленной токсикологии попытку систематического изложения частной токсикологии на основе классификации ядов, построенной по производственному признаку. Для этой работы, как и для всей деятельности Н. С. Правдина, характерна тесная связь его исследований с практикой.
На протяжении всей научной деятельности ученого в центре его внимания был вопрос о механизме действия ядов, причем его всегда особенно интересовали интимные механизмы, те биохимические процессы, которые могут изменяться под влиянием токсических веществ. Он всегда интересовался вопросом о том, «где, как и почему действует химическое вещество». Н. С. Правдин считал, что изучение биохимических процессов, являющихся источником энергии, необходимой для нормального функционирования органов и тканей, а значит, и для всего организма, должно быть неотъемлемой частью в исследовании механизма действия химических веществ. Особое внимание он уделял исследованиям ферментных систем, осуществляющих окислительные процессы в организме. Изучению окислительных процессов и их изменений под влиянием токсических веществ были посвящены многие работы Н. С. Правдина и его сотрудников. Широкую известность среди токсикологов и гигиенистов получили работы по изучению механизма действия окиси углерода. Сущность токсического действия окиси углерода длительное время представлялась как результат взаимодействия СО с железом гемоглобина и нарушения вследствие этого функции гемоглобина как переносчика кислорода. Образование карбоксигемоглобина, замедление в его присутствии диссоциации оксигемоглобина и развитие вследствие этого кислородной недостаточности подтверждены многочисленными исследованиями и являются в настоящее время бесспорными. Однако механизм токсического действия окиси углерода более сложен и не может быть целиком объяснен с этой точки зрения. Большой заслугой Н. С. Правдина является то, что он внес в общепринятую концепцию о механизме действия окиси углерода новые существенные положения, показав, что в механизме действия этого яда определенная роль принадлежит нарушению ферментных систем, главным образом нарушению тканевого дыхания мозга вследствие воздействия окиси углерода на окислительные ферменты.
Ученый показал, что нарушение тканевого дыхания, возникающее после воздействия малых концентраций окиси углерода, не наблюдается при аноксии от недостатка кислорода. Это положение о влиянии СО на тканевое дыхание было экспериментально подтверждено многообразными исследованиями состояния тканевого дыхания, газообмена, скорости кровотока, артерио-венозной разницы, проведенными 3. А. Ильиной, В. Вольтером, С. Н. Кремневой, С. Б. Шахновской и В. А. Соловьевой (1943) по инициативе и под руководством Н. С. Правдина. Дальнейшие исследования Варшавского и С. Б. Шахновской (1944), основанные на этих данных, показали, что при отравлении окисью углерода определенный положительный профилактический эффект можно получить при действии на тканевой обмен с помощью тионина. В последствии 51еНег (1953) сообщил о благоприятном действии цитохрома С на течение интоксикации окисью углерода у людей. Подтверждением взгляда Н. С. Прав-
дина на механизм действия окиси углерода могут служить исследования Л. С. Горшелевой и Ю. П. Фролова (1944), обнаруживших нарушения условнорефлекторной деятельности у животных, отравленных СО, причем эти нарушения наступали при таком содержании в крови карбоксигемо-глобина, которое само по себе не могло вызвать гипоксемии. Вероятно, здесь имело место непосредственное действие окиси углерода на тканевой обмен в центральной нервной системе. С этой точки зрения стало возможным объяснение многих клинических явлений и морфологических изменений, возникающих при интоксикации окисью углерода.
В своих последних работах Н. С. Правдин уделял большое внимание весьма важным для токсикологов и гигиенистов труда вопросам: комбинированному действию токсических веществ или, как он говорил, действию сложных газовых смесей, и изучению механизма хронического отравления. Необходимо отметить, что во взглядах Н. С. Правдина на возможность биологической индикации сложных газовых смесей, на механизм хронического отравления были спорные моменты, его высказывания часто вызывали возражения. Но тем не менее все эти положения имеют определенную научную ценность и со временем подтвердилась их актуальность. В последние годы своей жизни Н. С. Правдин, будучи тяжело больным, работал над сборником работ токсикологической лаборатории. В сборнике подведены итоги многолетней научной деятельности лаборатории, руководимой им.
Нельзя не вспомнить о Н. С. Правдине как о внимательном, чутком преподавателе и научном руководителе. Под его руководством было выполнено большое число исследований, среди которых было много кандидатских и докторских диссертаций. К Н. С. Правдину постоянно обращались за советом токсикологи со всех концов Советского Союза, он руководил многими работами, выполнявшимися в Киеве, Саратове, Чкалове, Уфе и других городах.
В течение многих лет ученый был членом бюро секции фармакологии и токсикологии Московского общества физиологов, биохимиков и фармакологов, редактировал журнал «Фармакология и токсикология», принимал активное участие в работе многих токсикологических и фармакологических комиссий и комитетов.
Н. С. Правдин был прекрасным стилистом. Все работы, принадлежавшие его перу, отличаясь глубиной мысли, убежденностью, страстностью большого ученого, привлекают читателя ясностью изложения и предельной точностью определений.
Н. С. Правдин посвятил промышленной токсикологии всю свою жизнь. Он был глубоко убежден, что перспективы ее развития чрезвычайно обширны и увлекательны. Токсикология, считал он, обладает возможностью стремительного движения вперед от изучения механизма и условий действия ядов к решению вопросов профилактики и разработке эффективных методов лечения профессиональных интоксикаций.
Многие из поставленных вопросов Н. С. Правдин не успел разрешить. В январе 1954 г. его не стало. Но дело его продолжают многочисленные ученики и последователи, в памяти которых его светлый образ будет сохранен надолго.
Поступила 23^111 I960 г.
PROF. N. S. PRAVDIN — A PROMINENT SOVIET TOXICOLOGIST
О. G. Vasilieva, candidate of medical sciences, 5. N. Cremneva, candidate of biological
sciences
The article gives a survey of scientific activity of professor N. S. Pravdin as a toxi-cologist and author of more than 60 scientific works in this field. In 1957 it will be 75 years since th<- day of birth and 3 years since the day of death of professor N. S. Pravdin, wha has consecrated more than 30 years of his life to the foundation and development of industrial toxicology.
* * -fr