ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 2, № 2 (55). С. 206-216.
Научная статья. Исторические науки УДК 323+338(94)
DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-206-216
ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА АВСТРАЛИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОВЕСТКИ ДНЯ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ООН
Ольга Владимировна МОСОЛОВА 1
1 Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7690-5178
Аннотация: Повестка дня по устойчивому развитию была утверждена большинством государств мира. Эта программа включает в себя три главных направления устойчивого развития: взаимодействие экономики, общества и окружающей среды, и отвечает на многие вызовы, стоящие сегодня перед человечеством. Австралия приняла эту Повестку дня как руководство к действию и признала роль устойчивого развития в обеспечении благосостояния страны. Государственное законодательство, регулирующие меры и многие политические решения направлены на достижение экологических, социальных и экономических результатов, обозначенных в Повестке дня для устойчивого развития. Вместе с правительством активное участие в реализации Целей устойчивого развития в Австралии принимает частный бизнес, а также представители научных кругов и организаций гражданского общества.
Ключевые слова: Австралия, правительственная политика, цели устойчивого развития
Для цитирования: Мосолова О.В. Проекты и программы правительства Австралии по выполнению Повестки дня по устойчивому развитию ООН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 2, № 2 (55). С. 206-216. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55206-216
Original article. Historical science
PROJECTS AND PROGRAMS OF AUSTRALIAN GOVERNMENT ON UN AGENDA OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Olga V. MOSOLOVA 1
1 Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7690-5178
© Мосолова О.В., 2022
Abstract: The most countries of the world established The Sustainable Development Agenda. This plan includes three main directions of sustainable development: interaction of economy, society and environment, and responds to many challenges which lies in front of the mankind up to the present. Australia accepts this Agenda as a guiding principle and recognized the role of sustainable development in the provision of the prosperity in the country. National legislation, measures of regulation and many political decisions aims on the achievement of the ecological, social and economical results indicated in the Agenda of sustainable development. Together with the government active participation in the Goals of sustainable development realization in Australia assumes business sector with the scientists and organizations of civil society representatives.
Keywords: Australia, government policy, sustainable development goals
For citation: Mosolova O.V. Projects and Programs of Australian Government on UN Agenda of Sustainable Development. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2022, T. 2, № 2 (55). Pp. 206-216. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-206-216
Целью статьи является анализ выполнения правительством Австралии Повестки дня по устойчивому развитию, принятой на конференции ООН. Работа, направленная на достижение Целей устойчивого развития (ЦУР), проводится во всех секторах экономики страны. Правительство Австралии разработало Национальную платформу отчётности по выполнению ЦУР, которая включает набор данных по отдельным показателям, предоставляемых всеми государственными учреждениями.
Правительство работает в тесном сотрудничестве с частным сектором на базе Платформы делового партнёрства, что расширяет его возможности по взаимодействию с предприятиями, интересы которых совпадают с выполнением ЦУР. В Азиатско-Тихоокеанском регионе правительство Австралии поддерживает деятельность Комиссии по бизнесу и устойчивому развитию.
Правительство также взаимодействует с Сетью решений в области устойчивого развития Австралии/Тихоокеанского региона. Организация мобилизует научный и технический опыт академических кругов, гражданского общества и частного сектора для поддержки решения проблем устойчивого развития на местном, национальном и глобальном уровнях.
В 2015 г. в Нью-Йорке 193 государствами-членами ООН была принята «Повестка дня по устойчивому развитию до 2030 года», которая сочетает в себе три главных направления устойчивого развития: взаимодействие экономики, общества и окружающей среды.
Повестка дня на период до 2030 г. представляет собой комплексную, прогрессивную и инновационную повестку дня, которая отвечает на многие вызовы, стоящие перед миром сегодня и в будущем. 17 Целей устойчивого развития охватывают основные аспекты экономического процветания, социальной справедливости и экологической устойчивости.
Они включают проблемы обеспечения достойных рабочих мест и качественного образования, хорошего здравоохранения, обеспечения энергией и чистой водой, а также управления последствиями изменения климата. В рамках 17 Целей существует 169 задач и 244 индикатора, которые определяют, как и что следует измерять для выполнения каждой цели1.
Конкретно цели устойчивого развития включают в себя: Цель 1 «Нет бедности», Цель 2 «Нулевой голод», Цель 3 «Хорошее здоровье благополучие», Цель 4 «Качественное образование», Цель 5 «Гендер-ное равенство», Цель 6 «Чистая вода и санитария», Цель 7 «Доступная и чистая энергия», Цель 8 «Достойный труд и экономический рост», Цель 9 «Промышленность, инновации и инфраструктура», Цель 10 «Уменьшение неравенства». Цель 11 называется «Устойчивые города и сообщества», Цель 12 «Ответственное потребление и производство», Цель 13 «Климатические действия», Цель 14 «Жизнь под водой», Цель 15 «Жизнь на суше», Цель 16 «Сильные институты мира и справедливости» и Цель 17 «Партнёрство для достижения цели»2.
Австралия активно участвовала в международных дискуссиях по разработке Повестки дня на период до 2030 г. Дискуссии проходили не только на правительственном уровне, но и на уровне организаций гражданского общества, частного сектора и научных кругов. 18 сентября 2017 г. в Сиднее было проведён Форум для заинтересованных сторон, посвящённый выполнению ЦУР в области окружающей среды и энергетики, - «Форум по целям в области устойчивого развития: Окружающая среда и энергетика. Цели в фокусе».
В этом мероприятии приняли участие представители правительства, бизнеса, промышленности, гражданского общества, групп коренных народов, научных кругов и неправительственных организаций. Цель Форума состояла в том, чтобы предоставить заинтересованным сторонам платформу для подробного обсуждения Целей в обла-
сти окружающей среды и энергетики и дать возможность всем участникам получить более полное представление о работе, проводимой во всех секторах экономики, и направленной на достижение ЦУР3.
В правительстве считают, что Повестка дня на период до 2030 г. хорошо согласуется с интересами Австралии, особенно в том, что касается содействия региональной стабильности, безопасности и экономическому процветанию. Координацию правительства по реализации Повестки осуществляют Министерство иностранных дел и торговли (DFAT) и Кабинет премьер-министра (PM&C).
Ещё одним активным участником реализации Повестки является Министерство сельского хозяйства, водных ресурсов и окружающей среды. Многие из ЦУР направлены на улучшение состояния окружающей среды и повышение устойчивости природных ресурсов, сохранение биоразнообразия и поддержание экосистем (как морских, так и наземных). Несколько целей сосредоточены на решении проблем, связанных с продовольственным обеспечением и развитием сельского хозяйства, водоснабжением, а также устойчивым потреблением и производством. Министерство несёт прямую ответственность за реализацию ряда целей: Цель 2 «Нулевой голод», Цель 6 «Чистая вода и санитария», Цель 12 «Ответственное потребление и производство», Цель 14 «Жизнь под водой», Цель 15 «Жизнь на суше». Министерство также вносит свой вклад в достижение Цели 9 «Промышленность, инновации и инфраструктура», Цели 11 «Устойчивые города и сообщества», Цели 13 «Климатические действия» и Цели 17 «Партнёрство для достижения цели».
Надо отметить, что между 17-ю Целями существует множество взаимосвязей. В Министерстве считают, что их усилия по реализации целей, связанных с охраной окружающей среды и сельским хозяйством, также будут способствовать реализации элементов других эко-
„4
номических и социальных целей .
Австралийское статистическое бюро (ABS) также принимает активное участие в реализации Повестки. В качестве национального статистического управления Статистическое бюро Австралии взаимодействует со Статистической комиссией ООН, которая обеспечивает надзор за официальной системой показателей ЦУР.
В частности, Статистическое бюро Австралии внесло свои предложения в проект списка первоначальных показателей ЦУР, которые были учтены при формировании окончательного списка. В настоящее время Статистическое бюро Австралии является агентством поддержки для выполнения Цели 1 «Нет бедности», Цели
8 «Достойный труд и экономический рост» и Цели 17 «Партнёрство для достижения цели»5.
Также правительство Австралии разработало Национальную платформу отчётности по выполнению ЦУР, которая включает первоначальный набор австралийских данных по отдельным показателям, предоставляемых всеми государственными учреждениями. Это официальная национальная платформа отчётности правительства Австралии по показателям ЦУР, предназначенная для консолидации соответствующих данных. Она обеспечивает единую точку доступа для всех, кто хочет узнать о состоянии данных Австралии по каждому из показателей ЦУР6.
В июле 2018 года Австралия представила свой первый Добровольный национальный обзор (ДНО) Повестки дня на период до 2030 г. на Политическом форуме высокого уровня ООН по устойчивому развитию. (Этот Форум является платформой, на которой все страны - участники соглашения могут представить добровольные национальные обзоры своего прогресса в реализации Повестки).
В ДНО освещались достижения, приоритеты и проблемы Австралии - как внутри страны, так и за рубежом, - в продвижении Повестки. Этот отчёт назывался «вся Австралия». В нем рассказывалось не только об инициативах и деятельности правительства, но и об усилиях делового сектора, ключевых организаций гражданского общества и научных кругов, то есть была представлена широкая и полная картина работы Австралии по выполнению Повестки7.
Австралия давно признала роль устойчивого развития в обеспечении благосостояния страны и её населения. Государственное законодательство, регулирующие меры и многие политические решения направлены на достижение экологических, социальных и экономических результатов, закреплённых в Повестке.
Экономический успех Австралии, отражённый в 27-летнем непрерывном экономическом росте, является результатом широкомасштабных экономических, промышленных и торговых реформ. Австралийцы считают, что они новаторы. У страны есть высокообразованное, энергичное и заинтересованное население. У страны есть навыки, опыт и знания, которые могут помочь в достижении целей устойчивого развития, а также налаженные партнёрские отношения между секторами экономики для их решения.
Достижение ЦУР отвечает интересам Австралии и будет способствовать устойчивому глобальному росту производительности экономики и стабильности. Акцент на таких вопросах, как упрощение
процедур торговли, инвестиции в инфраструктуру, повышение международной конкурентоспособности и в целом эффективное управление, охрана окружающей среды, развитие образования и здравоохранения соответствуют подходу Австралии к стимулированию роста и повышению уровня жизни населения8.
Таким образом, правительство Австралии приняло подход к реализации ЦУР, который отвечает национальным интересам страны. Активную роль в реализации задач Повестки играют и австралийские предприятия, сфера образования, а также институты гражданского общества. Особую роль играет австралийская молодёжь, учитывая её потенциал для достижения ЦУР в будущем и большую заинтересованность в реализации Целей.
Для продвижения Повестки австралийское правительство работает в тесном сотрудничестве с частным сектором на базе Платформы делового партнёрства. Также правительство сотрудничает с Австралийской сетью Глобального договора (GCNA), что расширяет его возможности по взаимодействию с предприятиями, интересы которых совпадают с продвижением ЦУР. GCNA, возглавляемая бизнесом, объединяет участников Глобального договора ООН, в том числе ряд ведущих австралийских компаний, некоммерческих организаций и университетов, для продвижения корпоративной устойчивости и повышения вклада частного сектора в осуществление ЦУР.
Предприятия могут использовать Австралийский центр Целей устойчивого развития для бизнеса GCNA в качестве ресурса для взаимодействия и содействия достижению ЦУР. На сегодняшний день более 30 ведущих австралийских руководителей подписали Заявление генерального директора Австралии о поддержке Целей в области устойчивого развития сети Глобального договора. Крупные австралийские компании включают ЦУР в своё планирование и отчётность.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе правительство Австралии поддерживает Комиссию по бизнесу и устойчивому развитию (BSDC) для взаимодействия с заинтересованными лицами из числа генеральных директоров для продвижения ЦУР. Во флагманском отчёте Комиссии «Лучший бизнес, лучший мир» указаны экономические преимущества для компаний, которые соответствуют реализации Целей, и показано, как можно их достичь. Комиссия также разработала он-лайн-документ Business Hub SDG для помощи предприятиям в реализации Повестки дня на период до 2030 г.9.
Почта Австралии - одна из крупнейших компаний страны - составила карту текущего и потенциального влияния, которое её бизнес-
операции могут оказать на достижение ЦУР. Эта серия видео из трёх частей под названием «Устойчивое развитие и ваш малый бизнес» рассказывает об основах устойчивого развития, о том, что это значит для малого бизнеса, и о том, как внедрить методы устойчивого ведения бизнеса.
Почта Австралии также выпустила информационный документ «Малый бизнес: обеспечение устойчивого развития как часть повседневной жизни», в котором освещаются препятствия и движущие силы на пути к устойчивому развитию, а также основные характеристики малых предприятий, являющихся лидерами в области устойчивого развития, и уроки, которые они извлекают из своей деятельности10.
Правительство работает в тесном сотрудничестве с организациями гражданского общества. Содействие реализации Повестки является приоритетом правительства в рамках его партнёрства с Австралийским советом по международному развитию (ACFID), основным органом неправительственных организаций, который занимается продвижением ЦУР.
Правительство также привлекает сектор высшего образования к реализации Повестки, поддерживает Сеть исследований в интересах развития (RDI) и взаимодействует с Сетью решений в области устойчивого развития (SDSN) Австралии/Тихоокеанского региона. Организация, в частности, выпустила «Руководство по началу работы с Целями устойчивого развития в университетах» для университетов и академического сектора Австралии, Новой Зеландии и стран Тихоокеанского региона.
Организация мобилизует научный и технический опыт академических кругов, гражданского общества и частного сектора для поддержки решения проблем устойчивого развития на местном, национальном и глобальном уровнях. На базе организации действует Академия SDG, которая создаёт и курирует бесплатные «курсы для выпускников по устойчивому развитию» для студентов по всему миру11.
Эксперты считают, что выполнение ЦУР имеет большое значение как для каждой страны, так и на международном уровне. В последнем случае выполнение Целей так важно, потому что мы сталкиваемся с проблемой удовлетворения потребностей растущего населения, которое, согласно прогнозам, может составить 9-10 млрд человек к 2050 г., в плане обеспечения его рабочими местами, энергией, продуктами питания, водой и полезными ископаемыми. При этом важнейшим условием является соблюдение баланса между экономическим ростом и сохранением окружающей среды12.
В 2019 г. исполнилось четыре года с начала реализации Повестки дня ООН на период до 2030 г. и выпуска 17 Целей в области устойчивого развития. В этом году на Политическом форуме высокого уровня ООН по устойчивому развитию государствам-членам ООН был представлен Отчёт о выполнении ЦУР, в котором были освещены достижения последних четырёх лет, а также выделены области, требующие неотложного внимания.
Отчёт был создан с использованием результатов Добровольных обзоров, проведённых 142 странами. Несмотря на прогресс в ряде областей, в отчёте сказано, что без более сильного и более сплочённого подхода мы не достигнем целей устойчивого развития к 2030 г.13.
Что касается Австралии, то, согласно выпущенному в 2019 г. отчёту Сети решений в области устойчивого развития, страна занимает 38 место из 162 стран по уровню выполнения ЦУР. При этом Австралия находится значительно ниже, например, стран Северной Европы (Швеции, Дании и Финляндии), которые заняли первые места в рейтинге, а также уступает большинству других богатых стран, включая Канаду (20 место) и Новую Зеландию (11 место)14.
Как и в других странах с высоким уровнем дохода, в Австралии наблюдаются высокие уровни выбросов СО2 и загрязнения окружающей среды, а также есть угроза утраты биоразнообразия. Австралия также создаёт негативные экологические последствия для других стран мира, в частности, через экспорт ископаемого топлива, что подрывает способность других стран достигать ЦУР.
Эксперты считают, что в настоящее время правительство Австралии уделяет недостаточно внимания достижению целей устойчивого развития, но больший интерес со стороны правительств штатов и местных органов власти, деловых кругов и гражданского общества может изменить ситуацию. Также быстро растёт интерес к выполнению ЦУР со стороны бизнеса. Эксперты считают, что, если есть значительный интерес со стороны частного сектора, это окажет влияние и на правительство.
Другая группа экспертов заявила, что долгосрочного планирования внедрения устойчивого развития в Австралии очень мало и, в связи с этим, разработала серию будущих сценариев на основе хорошо известных подходов к экономическому развитию: рост любой ценой, зелёная экономика, инклюзивный рост и переход к устойчивому развитию. В каждом сценарии используется различный набор параметров политики и инвестиций, таких как налоги и субсидии, государственные расходы и частные инвестиции15.
Исследовательская группа использовала специализированное компьютерное моделирование, чтобы проверить, насколько хорошо Австралия сможет достичь ЦУР к 2030 г., если она реализует каждый из этих сценариев. Таким образом, эти сценарии исследуют четыре альтернативных пути развития Австралии до 2030 г.
Эксперты обнаружили, что сосредоточение внимания только на более быстром экономическом росте даёт незначительное улучшение в отношении выполнения ЦУР - около 42% в рамках сценария «Роста во что бы то ни стало» - в то время, как неравенство и бедность растут, увеличение продолжительности жизни замедляется, а выбросы парниковых газов растут.
Исследование показало, что стремительный прогресс в достижении целей устойчивого развития (70%-ное выполнение всех целей устойчивого развития) возможен в рамках сценария «Переход к устойчивому развитию». Было выявлено, что этот сценарий вполне осуществим, и не будет много стоить экономике. При этом сценарии общий рост ВВП будет ниже, но ВВП на душу населения будет выше, наряду с более высоким равенством доходов, сокращением бедности и сокращением выбросов парниковых газов.
Достижение ЦУР в стране является основой для реализации этих решений. Для Австралии было бы более выгодно, если бы все жители решали данные задачи совместно, как нация, но преодоление разрыва между 70%-ным прогрессом и фактическим достижением ЦУР будет чрезвычайно сложным и потребует гораздо более глубоких преобразований, - заявили эксперты16.
Оценки прогресса Австралии в достижении ЦУР выдвинули на первый план сильные и слабые стороны их выполнения, а также приоритеты, в которых эти показатели отстают, такие как контроль климатических изменений, неравенство в благосостоянии, повышение стоимости жизни. ЦУР соответствуют ценностям Австралии и предоставляют возможности для улучшения жизни уязвимых слоёв населения, таких, например, как коренные австралийцы.
Роль Австралии в успешном достижении ЦУР становится всё более важной с течением времени. Например, последствия изменения климата можно увидеть по таким явлениям, как обесцвечивание кораллов на Большом Барьерном рифе, а также сильная засуха в некоторых частях страны. Экспертами было показано, что смягчение последствий изменения климата имеет решающее значение, поскольку концентрация СО2 в атмосфере продолжает расти, что оказывает долговременное воздействие на весь мир.
Основные проблемные области включают продолжающееся повышение средних глобальных температур, подкисление океана и утрату биоразнообразия. Увеличение выбросов СО2 в атмосферу привело к повышению кислотности океана на 26%, которое, согласно прогнозам, достигнет 150% к концу столетия, а также к предполагаемому повышению температуры воздуха на 1,5 град. С к 2050 г., если сохранится текущий уровень выбросов парниковых газов17.
По результатам исследования можно сделать вывод, что Австралия довольно успешно выполняет задачи Повестки дня по устойчивому развитию. Правительство разработало много программ по реализации ЦУР. Оценки прогресса Австралии в достижении ЦУР выдвинули на первый план сильные и слабые стороны их выполнения, а также приоритеты, в которых эти показатели отстают, такие как контроль климатических изменений, неравенство в благосостоянии, повышение стоимости жизни.
Выполнение Целей устойчивого развития соответствует интересам Австралии. Акцент на таких вопросах, как упрощение процедур торговли, инвестиции в инфраструктуру, повышение международной конкурентоспособности и в целом эффективное управление, охрана окружающей среды, развитие образования и здравоохранения соответствуют подходу Австралии к стимулированию экономического роста и повышению уровня жизни населения.
В целом же можно отметить, что выполнение ЦУР развития имеет большое значение как для каждой страны, так и на международном уровне. При этом важнейшим условием является соблюдение баланса между экономическим ростом и сохранением окружающей среды.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
МОСОЛОВА Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, Москва, Россия
Статья поступила в редакцию 28.05.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 27.06.2022.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga V. MOSOLOVA, PhD (Econ.), Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia, and Oceania Studies, IOS RAS, Moscow, Russia
The article was submitted 28.05.2022;
approved 20.06.2022;
accepted to publication 27.06.2022.
1 2030 Agenda on Sustainable Development. URL: https://www.abs.gov.au/about/our-organisation/corporate-reporting/2030-agenda-sustainable-development
2 2030 Agenda on Sustainable Development ...
3 2030 Agenda for Sustainable Development and the Sustainable Development Goals. URL: https://www.awe.gov.au/biosecurity-trade/market-access-trade/2030-agenda-sustainable-dev-goals
4 2030 Agenda for Sustainable Development and the Sustainable Development Goals ...
5 2030 Agenda on Sustainable Development ...
6 2030 Agenda on Sustainable Development ...
7 2030 Agenda for Sustainable Development. Australia's Report on the Implementation of the Sustainable Development Goals. URL: https://www.dfat.gov.au/aid/topics/development-issues/2030-agenda/australias-report-implementation-sustainable-Sustainable Development Goals-Department of Foreign development-goals
8 Australia. Sustainable Development Goals. Knowledge Platform. URL:
https://sustainabledevelopment.un.org/memberstates/australia#:~:text=Australia%20has%20l ong%/20recognised%20the,outcomes%20enshrined%20in%20t ...
9 2030 Agenda for Sustainable Development and Sustainable Development Goals. Engaging business. URL: https://www.dfat.gov.au/aid/topics/development-issues/2030-agenda/Pages/engaging-business
10 2030 Agenda for Sustainable Development and Sustainable Development Goals. Engaging business ...
11 2030 Agenda for Sustainable Development and Sustainable Development Goals. Engaging civil society and universities. URL: https://www.dfat.gov.au/aid/topics/development-issues/2030-agenda/Pages/engaging-civil-society-and-universities
12 " Missed opportunity": Australia to fall short of Sustainable Development Goals by 2030/ By Caroline Tang. UNSW Sydney. November 12, 2019. URL: https://newsroom.unsw.edu.au/news/science-tech/%E2%80%98missed-opportunity%E2%80%99-australia-fall-short-sustainable-development-goals-2030#:~:text=UNSW%20 News room-
,"Missed%20opportunity"%3A%20Australia%20to%20fall%20short%20of,Sustainable%20Devel opment%20Goals%20by%202030&-
text=Rapid%20progress%20for%20Australia%20on,new%20UNSW%20research%20has%20fou nd
13 Australia and the Sustainable Development Goals/ United Nations Association of Australia. September 19, 2019. URL: https://www.unaa.org.au/2019/09/19/australia-and-the-sustainable-development
14 Australia ranked 38th globally on sustainable development/ Sustainable Development Report. June 28, 2019. URL: https://www.sdgindex.org/news/australia-ranked-38th-globally-on-sustainable-development
15 " Missed opportunity": Australia to fall short of Sustainable Development Goals by 2030 ...
16 " Missed opportunity": Australia to fall short of Sustainable Development Goals by 2030 ...
17 Australia and the Sustainable Development Goals ...