Научная статья на тему 'ПРОЕКЦИИ ДЖАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ'

ПРОЕКЦИИ ДЖАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ / ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО / ПРОЕКТИВНОСТЬ / ПРОЕКЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА / КИНЕМАТОГРАФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герман Ольга Геннадиевна

В аспекте культурологической проблематики рассматривается актуальная тема - проекции джазового музыкального искусства в отечественной культуре; в частности, анализируются проявления феномена социокультурных проекций по отношению к джазовому искусству в кинематографе. Показаны специфические черты семиотической среды, воспринимающей джаз, влияющие на усвоение джаза и его распространение в российском культурном пространстве. Демонстрируется влияние джаза в двух сегментах целевой аудитории его усвоения. В статье рассмотрены фильмы, в которых присутствует джазовая музыка, разделенные на две группы: история о музыканте и джаз как комментатор событий. В результате исследования сделаны выводы о том, что джазовое искусство проецирует в отечественную семиотическую среду важные для западной культуры идеи: творческой свободы, политического протеста, эпатажа и раскованности. В то же время джазовые проекции усваивались в контексте конкретно-исторических условий российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ PROJECTIONS IN RUSSIAN CINEMA

The article considers the actual topic in the aspect of cultural problematic - projections of jazz musical art in Russian culture. The study analyzes the elements of productivity applicable to jazz art in the domestic cinema. The author shows the specific features of the semiotic environment that perceives jazz, influencing the assimilation of jazz and its spread in the domestic cultural space. The author demonstrates the influence of jazz in two segments of the target audience of its assimilation. The work examines films of world cinema, including jazz music, which are divided into two groups: a story about a musician and jazz as a commentator of events. As a result of the research, conclusions are drawn that jazz art projects into the domestic semiotic environment important ideas for Western culture: creative freedom, political protest, outrage and looseness. At the same time, jazz projections were assimilated in the context of the specific historical conditions of the domestic culture.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКЦИИ ДЖАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ»

УДК 785:77

О. Г. Герман

соискатель ученой степени кандидата культурологии (5.10.1)

Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, Луганск, ЛНР, Россия

E-mail: [email protected] ПРОЕКЦИИ ДЖАЗА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

В аспекте культурологической проблематики рассматривается актуальная тема - проекции джазового музыкального искусства в отечественной культуре; в частности, анализируются проявления феномена социокультурных проекций по отношению к джазовому искусству в кинематографе. Показаны специфические черты семиотической среды, воспринимающей джаз, влияющие на усвоение джаза и его распространение в российском культурном пространстве. Демонстрируется влияние джаза в двух сегментах целевой аудитории его усвоения. В статье рассмотрены фильмы, в которых присутствует джазовая музыка, разделенные на две группы: история о музыканте и джаз как комментатор событий. В результате исследования сделаны выводы о том, что джазовое искусство проецирует в отечественную семиотическую среду важные для западной культуры идеи: творческой свободы, политического протеста, эпатажа и раскованности. В то же время джазовые проекции усваивались в контексте конкретно-исторических условий российской культуры.

Ключевые слова: джаз, джазовое искусство, проективность, проекция, отечественная культура, западная культура, семиотическая среда, кинематограф

Для цитирования: Герман, О. Г. Проекции джаза в отечественном кинематографе / О. Г. Герман // Вестник культуры и искусств. - 2023. - № 2 (74). - С. 74-81.

Джазовое искусство в постсоветском пространстве выступает составной частью культурной формы, удовлетворяющей социальный запрос общества, способной отразить мироощущение эпохи в социально приемлемых формах. Исходным «инициатором», генерировавшим джазовые музыкальные формы, становится западная культура. Среди всех вопросов относительно появления джаза в отечественном пространстве самый сложный - определение семантических свойств среды, воспринимающей джаз, а также механизмов сохранения и трансформации смыслов, присущих джазовому музыкальному искусству в западной культуре. Анализ джазового музыкального искусства в пространстве отечественного кинематографа позволит более полно изучить эти аспекты.

Культуролог К. А. Ушаков в своем диссертационном исследовании «Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций

в российской музыкальной культуре» рассматривает джаз в широком и узком понимании. Джаз в широком смысле, по его мнению, - это афроамериканская музыкальная культура, и исследователь даже предлагает считать эти понятия синонимами [9, с. 51]. В то же время искусствовед Ф. М. Шак не воспринимает джаз как исключительно афроамериканскую музыку и в диссертации «Джаз как социокультурный феномен (на примере американской музыки второй половины XX века)» (2008) показывает, что если джазовое искусство как жанр зародилось в афроамериканской культуре музицирования, то авангардный джаз ХХ в. представляет собой «экспериментальную импровизационную музыку, которая <.. .> не соприкасается с изначальной негритянской традицией» [10, с. 9].

В узком смысле джаз, по мнению К. А. Ушакова, следует рассматривать как вид искусства, который представляет собой форму реализации

74

музыкальной культуры: «Его (джазовое искусство) создают импровизаторы, композиторы и исполнители, представляют многочисленные солисты, малые составы и биг-бэнды. Кроме того, его характеризуют джазовые жанры и исторически утвердившийся метод музыкального мышления -метод джазовой импровизации, который предполагает создание музыки специфическими средствами музыкального высказывания, присущими джазу, в процессе музицирования» [9, с. 51].

На наш взгляд, для более углубленного анализа влияния джаза необходимо обратиться к понятию проективность. Теоретическую модель проективности в культурологии, механизмы трансляции и проекции смыслов в разных семиотических средах рассматривает в своих исследованиях С. С. Соковиков.

Проективность - достаточно широкое междисциплинарное понятие, в каждой сфере приведенный термин расширяется и дополняется. В современных гуманитарных науках проективность понимается как «способность субъекта к формированию образа объекта, временно отнесенного в предстоящее; ситуация переноса текста на дистанционный от него "экран"; характеристика включенности в различного рода проективные ситуации; отражение текста в иных явлениях, временно синхронных ему; провокативность, т. е. способность проективной модели стимулировать различные проявления социокультурной активности» [8, с. 45].

Структурно проективность состоит из трех элементов: проектор, проецирование, проекция [Там же, с. 47]. Под проектором понимается субъект, создающий образ или моделирующий в образной форме некую ситуацию. Проецирование воплощает этот образ в виде текста или материального артефакта, в котором образ реализован. Проекция - это восприятие и воплощение созданного образа в сегменте семиотически чувствительной среды. В качестве проектора может выступать индивидуум или группа, демонстрирующая свои эстетические идеалы, свою мораль и свои ценности. Проектор создает проецируемый образ с помощью имеющихся в его распоряжении выразительных средств в соответствии с собственными интенциями. Далее следует своеобразный перенос черт созданной образ-

ной конструкции в новую по отношению к исходной социокультурную среду. Для эффекта проекции важно состояние целевой аудитории, обладающей своими специфичными традициями, установками и ценностями. Именно наличие активной целевой аудитории и отличает социокультурную проекцию от прямой, буквальной трансляции образа. В результате влияния проецируемого образа на воспринимающую аудиторию появляется множество различных интерпретаций того или иного текста, и если целевая аудитория не готова к восприятию сложного образа, это может привести к обеднению процесса рецепции.

Следует обратить внимание на провока-тивность как свойство проективных процессов. Возникающие в их ходе новые артефакты способны оказать ощутимое стимулирующее воздействие на социокультурную активность воспринимающей аудитории. Культурная форма посредством музыкального или художественного текста может моделировать проблемные ситуации и предлагать способы их решения в образном виде. Динамика культуры позволяет включать в культурное ядро новые творческие практики и культурные формы, а также может трансформировать культурное ядро, «прививая» свойства, ранее данной культуре не присущие. И в первом, и во втором случаях про-вокативность проективности имеет ключевое значение, так как она стимулирует человека к действию, направленному на трансформацию культуры, или, как минимум, помогает понять, одобряет ли человек то или иное действие, совершенное другим субъектом.

Отличительной чертой музыкального сообщества как семиосферы усвоения джазового искусства является специальная музыкальная подготовка. Неподготовленная в этом смысле аудитория не способна качественно оценить в полной мере специфичные музыкальные характеристики джазовых музыкальных форм по причине нехватки элементарного музыкального образования и сформированных музыкальных предпочтений. Однако для усвоения джазовых проекций в широких, массовых масштабах эти музыкальные характеристики имеют второстепенное значение, а главными являются такие факторы, как следование моде,

75

развлекательность, эмоциональность, обаяние образа свободной, независимой личности. Все это влияет на процессы усвоения джаза и его распространения в отечественном культурном пространстве.

Для профессиональной среды большое значение имеет усложнение джаза, использование новых музыкальных достижений. Для непрофессиональной аудитории гораздо более значимы эмоциональное воздействие джаза и его социокультурные характеристики, а чрезмерная сложность может только отпугнуть. Синтез обеих стратегий проецирования в некоторых областях отечественной культуры, в первую очередь в кинематографе, порождает специфику восприятия и интерпретации джаза в этих культурных подпространствах. Рассмотрим влияние джаза в двух сегментах целевой аудитории, образуемой контекстом кинопространства.

Джазовое искусство и кино считаются символами XX в. Возникли они примерно в одно и то же время. Большое количество знаковых кинокартин первой половины прошлого столетия проникнуты джазовым духом свободы импровизации. Адресовано искусство кино как профессиональным музыкантам, так и широкой публике, поэтому осуществляет обе стратегии проецирования: показ усложнения и профессионализации джазовой музыки в сочетании с усвоением новых форм джазового творчества, выделение характерных черт образа джазового музыканта, а также популяризацию этого художественного явления среди широкой аудитории. Такие черты, как свобода творчества, соответствие актуальным социокультурным настроениям, раскованность и импульсивность непосредственного проявления чувств, зритель может включать в автообраз (т. е. субъективное самопонимание и самопереживание) своей культуры. Взаимодействие этих стратегий возможно благодаря внутренне присущим феномену джаза свойствам свободы и самоутверждения творческой личности.

С. А. Амирханова отмечает: «Фильмы мирового кинематографа, включающие в себя джазовую музыку, делятся на две группы: история о музыканте и джаз как комментатор событий» [1, с. 16]. К первой группе можно отнести ленты «В джазе только девушки» (1959),

«Легенда о пианисте» (1998), «Серенада Солнечной долины» (1941). Вторая представлена фильмами «Дети джаза» (1923), «Поющие под дождем» (1952) и мн. др.

Первая категория включает картины, повествующие об истории становления реального или вымышленного музыканта. В кадрах фильма отчетливо слышится джазовая музыка как художественное отображение его творческого пути. Кинофильмы второй категории связывают джаз с атмосферой сюжетных локу-сов, предстающих на экране. Джазовая музыка здесь сопровождает эмоциональные перипетии поведения главных героев, появляется во всевозможных ироничных и шутливых сценах. Джазовая стилистика используется для усиления эмоционального эффекта диссонанса с существующей системой ценностей, а также ситуаций нарушения стереотипов. Как отмечает С. А. Амирханова, «в зарубежном кинематографе джаз часто появляется в фильмах, затрагивающих тему "потерянного поколения", преступлений, секса» [1, с. 15-16].

На протяжении XX в. джазовые музыканты рассматривали кино как сферу самовыражения, поэтому много работали с кинематографом. Например, в фильме «Птица» (Bird, 1988) о жизненном и творческом пути легендарного музыканта Чарли Паркера с помощью специализированной аппаратуры из его записей были исключены все инструменты, кроме саксофона. В свою очередь современные музыканты сделали попытку создания высокохудожественного произведения, переиграв в студии заново все удаленные партии [3]. Также в качестве примера можно привести фильм «Легенда о пианисте» (1998), где звучит музыка гениального композитора Эннио Морриконе. И это далеко не все кинокартины с использованием джазовой музыки как «действующего лица», причем их количество продолжает расти.

Существенная роль джаза в зарубежном кинематографе очевидна, поскольку он появился в культуре Запада в ответ на существующие социальные запросы и отражал актуальные потребности публики того времени. С окончанием Первой мировой войны джаз становится символом нового столетия, что не может не привлечь внимание кинематографистов. Большинство

76

знаковых лент того времени пронизано джазовым духом, а такие фильмы, как «Дети джаза» (Children Of Jazz, 1923), «Девушка с джазовым сердцем» (The Girl with the Jazz Heart, X92X), «Джазовая обезьяна» (Jazz Monkey, X9X9), можно отнести к обеим группам в классификации джазовых кинокартин.

В комедийных картинах периода свинга джаз звучал регулярно. Знаковыми в ту эпоху стали фильмы «Хижина на небесах» (Cabin In The Sky, 1943) и «Красавица девяностых» (Belle Of The Nineties, 1934) с участием легендарного джазмена Дюка Эллингтона, «Серенада Солнечной долины» (Sun Valley Serenade, X94X) и «Жены оркестрантов» (Orchestra Wives, X942) знаменитого джазового музыканта Глен-на Миллера, «Отель "Голливуд"» (Hollywood Hotel, 1937) с саундтреком американского джазового кларнетиста Бенни Гудмена [3].

В послевоенные годы джазовая музыка не только выступала в качестве музыкального сопровождения развлекательных или детективных лент, но и стала звучать в психологических фильмах для молодежи (например, музыка известного мюзикла «Поющие под дождем» (Singin' In The Rain, X9S2, композитор Насио Херб Браун), композиции Дюка Эллингтона в знаковых фильмах «Парижский блюз» (Paris Blues, X96X) и «Анатомия убийства» (Anatomy of a Murder, 1959)).

Актуальность джаза в кинематографе продиктована временем. Его мелодии часто звучат в кино о жизни великих джазовых музыкантов, используются в разножанровых картинах для отображения психологической атмосферы духа времени, в котором действуют главные герои.

В западном кинематографе джаз демонстрирует идею творческой свободы, позволяющей жить и творить при любых обстоятельствах. При этом джаз приводит слушателя в экстатическое состояние, помогает получить мощный эмоциональный заряд для личностного и творческого роста, уходя от рутины будней.

Стоит отметить, что первое время джаз не имел такой широкой популярности среди отечественных кинематографистов. Однако постепенно богатый и киногеничный материал джа-

зового искусства стал все больше применяться для озвучивания важных моментов в различных жанрах и обстоятельствах.

Отечественный фильм «Веселые ребята» (1934), показывающий жизнь джазовых музыкантов на первых этапах развития джаза в СССР, был создан режиссером Григорием Александровым. Автор музыки к картине -выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский. Перед зрителем предстает образ джазового музыканта - современного, соответствующего духу нового времени человека, выражающего свои чувства и отношение к миру с помощью ярких выразительных средств джазового искусства. Этот образ не стеснен жесткими канонами и творчески абсолютно свободен. Его обаятельные черты проецируются широкой аудитории, особенно остро воспринимающей подобного рода идеи в период достаточно жесткого идеологического диктата.

Возникший в фильме образ соответствовал социокультурным настроениям того времени, а популярность этой музыки сохранилась на долгие годы. Сочетание джазовой музыки и популярной песни, представленное в картине «Веселые ребята», присуще раннему этапу развития джаза в советской культуре.

Джазовое искусство в отечественной культуре продолжительное время находилось в ситуации идеологического прессинга. Советский джаз пребывал на культурной периферии, и, невзирая на некоторое снижение такого давления в 1950-е гг., идеологический контроль в отношении искусства кино сохранялся достаточно долго, вплоть до последнего десятилетия существования СССР. Поэтому джаз в популярных советских фильмах 1950-1960-х гг. появляется редко и еще реже погружает в контекст позитивной атмосферы восприятия. К числу фильмов, где звучит джаз, создающий подобную атмосферу в художественном пространстве, относятся «Бриллиантовая рука» (1969) и «Карнавальная ночь» (1956).

Противостояние энергии творческой молодежи и бюрократической системы старой формации в комедийном жанре обыгрывает-ся в фильме «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова. Эту картину мы относим к первой категории фильмов о музыкантах.

77

Художественное содержание произведения отчетливо отображает важные элементы формирующегося автообраза современного человека 1950-х гг. - творчества и свободы. В этом кон -тексте джазовая музыка оказывается востребована как символ преображающего творческого порыва, нового искусства, дающего человеку свободу для созидания. Музыкальные произведения в исполнении музыкантов из джазового оркестра Эдди Рознера, феноменальный успех песен Людмилы Гурченко способствовали проекции музыкальных смыслов этого кинотекста в семиосферу зрителя/слушателя того времени. Фильм «Карнавальная ночь» всегда транслировался в новогоднюю ночь. Лёгкость и непринужденность кинокартины были актуальны для аудитории тех лет, поскольку это облегчало поиск автообраза для творчески свободных людей.

К категории фильмов с джазовым музыкальным сопровождением, отражающим внутренний мир героев и одновременно раскрывающим сюжетные перипетии, относится легендарная кинолента Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Композитором Александром Зацепиным были созданы разножанровые произведения - от вальса до романса. Знаковой в этой картине стала композиция «Остров невезения», исполненная Андреем Мироновым и стилистически окрашенная под джазовое произведение. Сюжет фильма показывает зрителю новые ценности того времени: меняющееся отношение к культуре Запада, значимость свободы от диктатов и догматически понимаемого долга. Музыкальная тема энергичных авантюристов в фильме представлена джазовыми композициями. Несмотря на то, что джазовые интонации в фильме во многом связаны с отрицательными персонажами, присущая этому музыкальному направлению карнавальная зрелищность привела к определенному их «оправданию» по принципу той же карнавальной пародийности. Не случайно запоминающиеся образы Андрея Миронова и Анатолия Папанова прочно вошли в культурную память народа.

Джаз чаще начинает появляться в кино ближе к концу советского периода, с ослабеванием идеологического бремени. Например, к первой категории фильмов - о жизни музыкан-

тов - относится картина «Мы из джаза» (1982) режиссера Карена Шахназарова. Музыку к этой киноленте исполнил оркестр «Современник» под управлением Анатолия Кролла. Композитор Марк Минков написал оригинальные песни - «Спасибо, музыка» и «Старый рояль» [5]. Фильм демонстрирует зрителю противоречивое отношение к джазовому искусству, сформировавшееся на начальном этапе его развития в отечественной культуре. Джаз не близок официальной идеологии того времени, так как это популярная музыка, которую слушают и ценят в том числе представители уголовного мира. Здесь мы можем отметить продолжение линии «Бриллиантовой руки», отражающей реальность довоенного (когда джаз слушали нэпманы) и послевоенного времени. В картине «Мы из джаза» перед зрителем предстает образ джазового музыканта - молодого, творчески свободного человека. Для широкой аудитории поиск автообраза, выход за рамки жестких идеологических предписаний был очень актуален. Однако реализация свободы музыкального творчества в джазе сталкивается с сопротивлением среды. Безупречное музыкальное оформление фильма, сложившийся социальный запрос публики способствовали его популярности и вниманию со стороны критиков вплоть до настоящего времени [4].

Культовый кинофильм 1987 г. режиссера Сергея Соловьёва «Асса» стал популярным благодаря своему оригинальному музыкальному оформлению и захватывающему сюжету. Несмотря на то, что большая часть музыки в картине написана в роковой стилистике, в ней присутствуют и джазовые мотивы. Например, в композиции «Мочалкин блюз», исполненной Борисом Гребенщиковым, используются импровизация, полиритмия, театральность исполнения. Основная идея фильма - показать свободу личности от господства государственной идеологии и негосударственных криминальных структур. Главным выразителем нового мироощущения и средством формирования автообраза современной молодежи становится музыка, в том числе и джазовая, существующая вне официальных структур. В музыкальном пространстве фильма джазовые включения ассо-

78

циируются с образом современного человека, контркультурщика, внесистемного, маргинального и эпатажного музыканта.

Джаз и рок-музыка стали своеобразным символом контркультурных протестных настроений, формируя отдельные пространственные локусы, отражающие неформальную культурную жизнь современного социума. Совершенно справедливо отмечает Е. М. Раска-това: «Созданное новое художественное пространство - кафе, квартиры, кухни, чердаки -рождает ощущение свободы, становится пространством свободного культуротворчества» [7, с. 95-96]. В то время композиторами создавалась музыка, охватывающая оба сегмента аудитории - как профессиональных музыкантов, так и музыкально неподготовленных людей, желающих перемен [2].

Фильм «Асса» стал популярным среди элиты, антисистемных движений, в музыкальной и художественной контркультуре. Картина воспринимается как остросюжетный детектив, синтезирующий острые социокультурные коллизии с любовной историей, однако в то же время с помощью специфического музыкального оформления, характеризующего контркультуру, возвышаясь над конкретикой фабулы, передает идеи и ценности свободного человека, стремящего к самораскрытию. Благодаря этим качествам фильм сыграл большую роль в формировании мировоззрения современного поколения, ставшего двигателем перемен в отечественной культуре.

Джаз в современном российском кинематографе порой оказывается не только предметом изображения в качестве музыкального сопровождения, но и средством проецирования более глубоких социокультурных смыслов. К числу немногих случаев можно отнести фильм «Стиляги» (2008) режиссера Валерия Тодоровского. Художественное пространство киноленты занимают музыкальные ритмы 1950-х гг. Здесь мы можем услышать рок, буги-вуги и джаз. Слоган фильма «Я показал вам джаз и свободу» звучит в песне «Моя маленькая бэйби», где джаз соприкасается с новым мироощущением молодежи.

В музыкальной ткани фильма представляет интерес парафразирование попу-

лярных произведений 1950-х гг. в джазовой стилистике. Особенностью картины является также использование контркультурной музыки 1980-х гг. По мнению музыкального критика Артемия Троицкого, такой синтез имеет право на существование, поскольку обе эпохи полны противостояния и борьбы за человеческие права и свободу творческого самовыражения. По словам кинокритика, главное в фильме « Стиляги» -это рассказ о праве быть иным, не похожим на всех [6]. Творческое самовыражение воплощается и в музыкальной форме. Посредством джазовой и рок-музыки публике современной России были показаны идеи свободы личности, борьбы за право на самовыражение, с которыми джаз был связан изначально как в западной, так и в отечественной культуре.

В новой социокультурной ситуации XXI в., когда запрещенной музыки больше нет, а музыканты работают в условиях информационного перенасыщения, свобода творчества и свобода личности может конструироваться другими способами, помимо борьбы с цензурой и властью, однако в фильме показана только эта сторона. Вероятно, поэтому он не был востребован широкой публикой, однако стал значимым явлением в своей нише.

Подводя итоги анализа джазового музыкального искусства в пространстве отечественного кинематографа, нам кажется справедливым сделать вывод о том, что тема джаза в отечественном кинематографе, возникшая в определенной мере как проекция явления, рожденного в зарубежной культуре, демонстрирует ситуацию его органичного восприятия и закономерной адаптации в соответствии с контекстуальными условиями отечественной культуры. Джаз представлен в отечественном кинематографе единично, в то время как в западном встречается часто и выступает символом свободы творчества в течение всего своего развития. Проекции джаза в отечественном кинематографе проявляются в усложнении и профессионализации джазовой музыки в сочетании с усвоением новых музыкальных форм, что ведет к обогащению автообраза современного человека. Джаз, будучи символом преображающего творческого порыва, нового искусства, выражающего свободу человека

79

для созидания, противостоит существующим системам искусственных ограничений и внесистемным иерархическим группам. Эти идеи отображаются в социуме на различных этапах развития джазового искусства и отечественного кинематографа.

1. Амирханова, С. А. Джаз как искусство артистического самовыражения : авто-реф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / С. А. Амирханова. - Уфа, 2009. - 27 с.

2. Ганская, Е. Н. Критический дискурс о русской рок-культуре в текстах советского музыкального самиздата / Е. Н. Ганская // Litera. - 2019. - № 2. - С. 22-30.

3. Джаз и кино // Jazz-квадрат : электрон. изд. - URL: https://jazzquad.ru/index. pl?act=PRODUCT&id=459 (дата обращения: 15.05.2022).

4. Долгих, Е. The Guardian о фильме «Мы из джаза»: занимательная комедия в духе знаменитых голливудских картин / Е. Долгих // Мосфильм. - URL: https:// www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ ID=38099 (дата обращения: 17.05.2022).

5. Киноджаз // Культура.РФ. - URL: https://www.culture.ru/materials/104167/ kinodzhaz (дата обращения: 15.05.2022).

6. Особое мнение. В студии Артемий Троицкий // Эхо Москвы : радиостанция. - URL: www.echo.msk.ru/programs/personalno/ 563726-echo/ (дата обращения: 18.05.2022).

7. Раскатова, Е. М. «Другое искусство» поздней советской эпохи: вопросы современной историографии и перспективы изучения / Е. М. Раскатова, М. А. Миловзорова, К. Р. Романова // Вестник Омского университета. Сер. «Исторические науки». - 2014. № 1 (1). -С.92-97.

8. Соковиков, С. С. Проективность в социокультурных практиках: опыт культурологического очерка / С. С. Соковиков // Вестник ЧГАКИ. - 2008. - № 3 (15). - С. 45-53.

9. Ушаков, К. А. Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре : дис. ... канд. культурологии : 24.00.02 / К. А. Ушаков. - Кемерово, 2000. - 187 с.

10. Шак, Ф. М. Джаз как социокультурный феномен (на примере американской музыки второй половины XX века) : ав-тореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ф. М. Шак. - Ростов-на-Дону, 2008. - 22 с.

Получено 16.09.2022

Olga G. German

Competitor of Scientific Degree of Candidate of Culturology (5.10.1)

Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovsky, Lugansk, LNR, Russia

E-mail: lelya.german. [email protected]

Jazz Projections in Russian Cinema

Abstract. The article considers the actual topic in the aspect of cultural problematic -projections of jazz musical art in Russian culture. The study analyzes the elements of productivity applicable to jazz art in the domestic cinema. The author shows the specific features of the semiotic environment that perceives jazz, influencing the assimilation of jazz and its spread in the domestic cultural space. The author demonstrates the influence of jazz in two segments of the target audience of its assimilation. The work examines films of world cinema, including jazz

80

music, which are divided into two groups: a story about a musician and jazz as a commentator of events. As a result of the research, conclusions are drawn that jazz art projects into the domestic semiotic environment important ideas for Western culture: creative freedom, political protest, outrage and looseness. At the same time, jazz projections were assimilated in the context of the specific historical conditions of the domestic culture.

Keywords: jazz, jazz art, projectivity, projection, domestic culture, Western culture, semiotic environment, cinema

For citing: German O. G. 2023. Jazz Projections in Russian Cinema. Culture and Arts Herald. No 2 (74): 74-81.

References

1. Amirkhanova S. A. 2009. Dzhaz kak iskusstvo artisticheskogo samovy'razheniya [Jazz as an art of artistic expression]. Ufa. 27 p. (In Russ.).

2. Ganskaia E. N. 2019. Critical discourse on Russian rock culture in the texts of the Soviet musical samizdat. Litera. No 2: 22-30. (In Russ.).

3. Jazz and cinema. Jazz-kvadrat. Available from: https://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=459 (accessed: 15.05.2022). (In Russ.).

4. Dolgikh E. The Guardian about the film "We are from Jazz": an entertaining comedy in the spirit of famous Hollywood films. Mosfilm. Available from: https://www.mosfilm.ru/news/7ELEMENT_ ID=38099 (accessed: 17.05.2022). (In Russ.).

5. Cinema Jazz. Kul'tura.RF [Culture.RF]. Available from: https://www.culture.ru/materials/104167/ kinodzhaz (accessed: 15.05.2022). (In Russ.).

6. Special opinion. In the studio Artemy Troitsky. Ekho Moskvy [Echo of Moscow]. Available from: www.echo.msk.ru/programs/personalno/563726-echo/ (accessed: 18.05.2022). (In Russ.).

7. Raskatova E. M., Milovzorova M. A., Romanova K. R. 2014. "Other Art" of the Late Soviet Era: Issues and Prospects Modern Historiography Study. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. «Istoricheskie nauki» [Bulletin of Omsk University. Series "Historical Sciences"]. No 1 (1): 9596. (In Russ.).

8. Sokovikov S. S. 2008. Projectivity in Socio-Cultural Practices: Experience of a Cultural Essay. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (15): 45-53. (In Russ.).

9. Ushakov K. A. 2000. Osobennosti evolyutsii dzhaza i ego vliyanie na protsess innovatsiy v rossiyskoy muzykal'noy kul'ture [Features of the evolution of jazz and its influence on the process of innovation in Russian musical culture]. Kemerovo. 187 p. (In Russ.).

10. Shak F. M. 2008. Dzhaz kak sotsiokul'turnyy fenomen (na primere amerikanskoy muzyki vtoroy poloviny XX veka) [Jazz as a Sociocultural Phenomenon (on the Example of American Music of the Second Half of the 20th Century)]. Rostov-na-Donu. 22 p. (In Russ.).

Received 16.09.2022

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.