Научная статья на тему 'Проектный подход в научной политике университета'

Проектный подход в научной политике университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / БАЛАНС ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / MODERNIZATION OF EDUCATION / SCIENCE POLICY / SCIENTIFIC SCHOOL / RESEARCH AND EDUCATION CENTER / PROJECT APPROACH / BALANCE OF TRADITION AND INNOVATION / FEDERAL PROGRAMS / DEPARTMENTAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дождиков Антон Валентинович

Описаны основные цели, задачи и ориентиры научной политики МГГУ им. М.А. Шолохова. Методологический подход базируется на балансе традиций вуза и инноваций в сфере организации научной деятельности. Приведен обзор некоторых направлений проектной деятельности университета, указаны новые подразделения, созданные на ее основе, научно-образовательные центры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project approach in the university science policy

The article contains a description of the goals, objectives and targets of scientific policy of the Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Methodological approach is based on the balance of tradition and innovation in the sphere of scientific activity. The article provides an overview of the project activities, presents the new units established on this basis the research and education centers.

Текст научной работы на тему «Проектный подход в научной политике университета»

ратившемуся к психологу с запросом. Эта помощь должна базироваться на распознавании его психологических особенностей.

Мощные резервы развития психодиагностики, содержащиеся в каузальном подходе, позволяют разработать широкую программу научно-практической работы, направленную на совершенствование подготовки психологов. Она предполагает компьютерное моделирование диагностических задач и разработку специальных средств деятельности практического психолога в различных областях диагностической практики. Создание банка компьютерных диагностических задач позволит организовать тренинги по их решению и станет

основой для оценки уровня квалификации психологов. Программа предполагает разработку таких специальных средств диагностики, как схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы, диагностические алгоритмы.

Литература

1. Ануфриев А.Ф. Основы практической пси-

ходиагностики: В 2 кн. М., 2009.

2. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелев.

М.; Ростов н/Д, 1996. 544 с.

3. Психологическая диагностика / Под ред.

М.К. Акимовой и К.М. Гуревича. СПб., 2003. 652 с.

ANUFRIEV A. TRAINING OF THE PSYCHOLOGIST: SCIENTIFIC BASIS Directions of training of the psychologists depending on the chosen scientific approach have been characterized. Specificity of work of the practical psychologist has been revealed. The comparative analysis of psychometric and causal approaches to psychodiagnostics has been carried out. On the basis of the causal approach the concept of the practical psychologists training has been analyzed.

Keywords: scientific basis of psychodiagnostics, psychometric approach, causal approach, concept of the practical psychologists training.

А.В. ДОЖДИКОВ, зам. директора ПроектнЬШ П°Дх°Д департамента организации В научной политике

научных исследований университета

Описаны основные цели, задачи и ориентиры научной политики МГГУ им. М.А. Шолохова. Методологический подход базируется на балансе традиций вуза и инноваций в сфере организации научной деятельности. Приведен обзор некоторых направлений проектной деятельности университета, указаны новые подразделения, созданные на ее основе, - научно-образовательные центры.

Ключевые слова: модернизация образования, научная политика, научная школа, научно-образовательный центр, проектный подход, баланс традиций и инноваций, федеральные целевые программы, ведомственные программы.

Одним из путей достижения стратегичес- требования рынка НИР вступают в проти-

ких целей МГГУ им. М.А. Шолохова явля- воречие с архаичной структурой, построен-

ется научная деятельность его сотрудников. ной в лучшем случае на матричной основе, а

Одновременно научные исследования и раз- в худшем - на функциональной основе ин-

работки выступают важным источником дустриального периода. Такая структура

дополнительного финансирования вуза. И управления попросту не успевает отслежи-

здесь возникает проблема. Дело в том, что вать изменения в области государственной

политики в сфере науки и образования и реагировать на них. А если и успевает, то ценой перенапряжения ресурсов [1].

Традиционная логика управленческих решений вуза основана на принципе: есть поле деятельности - создается соответствующий «отдел». Эта формально-бюрократическая логика, не имеющая показателей эффективности, механизмов обратной связи в управлении научной и образовательной деятельностью, создает дополнительную нагрузку на остальные подразделения вуза. Существование таких «отделов» негативно сказывается на морально-нравственном климате коллектива вуза, приводя к снижению мотивации и интереса к научной деятельности.

Росчерком пера нельзя ни создать, ни упразднить инновационную структуру. Она должна вырасти сама, определенное время «созревая», выбирая из всех возможных, стихийных вариантов развития то направление, которое является перспективным для вуза и востребованным окружающей средой.

Логика такого смешанного - проектно-институционального - подхода накладывает запрет на предварительное создание структуры (за исключением подразделений, выполняющих обеспечивающую функцию). Вначале нужно реализовать несколько проектов в рамках одного направления и только затем создавать научно-образовательный центр или иную организационную единицу. Только доказавшая свою эффективность проектная команда получает право на институализацию своей деятельности в рамках научно-образовательного центра (НОЦ) или иного профильного подразделения вуза.

Проект или совокупность проектов порождают «структуру», а не наоборот. Примером может служить открытый в нашем университете НОЦ «Актуальные проблемы новейшей истории и политики ». Идеологической и материальной основой для его создания послужил целый ряд проектов, в числе которых поисковая НИР «Достовер-

ность трактовки исторических фактов и научной обоснованности выводов и оценок: проблемно-поисковое научное исследование (на примере материалов о Второй мировой войне)».

Участие профессорско-преподавательского состава МГГУ им М.А. Шолохова напрямую в грантовых программах в настоящее время проблематично в силу того, что необходима определенная специализация и навыки работы с государственными контрактами. Практика показывает, что самостоятельно составить заявку преподаватель может только с четвертой-пятой попытки, как правило - после дополнительного обучения. Для того чтобы оформить достаточно сложную документацию, нужно приложить немалые усилия. Важно при этом грамотно определять ценовые и иные параметры заявок.

В настоящий момент деятельность по подготовке и сопровождению заявок осуществляет департамент организации научных исследований. Статистика участия университета и «вузов-конкурентов» в государственных программах показывает, что МГГУ им. М.А. Шолохова действует достаточно эффективно: половина поданных за три последних года заявок в рамках, на-

пример, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» получала финансирование [2].

К сожалению, система государственных закупок по ФЗ-94, в рамках которой проводятся конкурсы на выполнение НИР, все еще остается недостаточно совершенной; в частности, вес критерия «цена» составляет 55%, в то время как показатели «качество » и «квалификация» - 45%. Это создает возможность ценового демпинга и прохождения откровенно слабых заявок.

Участие профессорско-преподавательского состава университета в работе по проектам является во многом мотивирующим для них фактором, поскольку:

■ результативность работы измеряется не «прошлыми заслугами», а показателями, характеризующими, как правило, последние 3-4 года;

■ научные публикации ученых оцениваются не по факту наличия, а с учетом индекса цитирования, импакт-фактора журнала, позиции издания и автора в мировых рейтингах;

■ повышается академическая мобильность (в одном проекте могут участвовать доктора и кандидаты наук, студенты и аспиранты разных вузов).

В Стратегии развития МГГУ им. М.А. Шолохова приоритетными областями гуманитарных технологий признаны семь направлений научной работы:

1) политика, государственное и муниципальное управление;

2) проектирование (дизайн) и управление социальными системами (организациями, сообществами, средами) и человеческими ресурсами;

3) образование и развитие личности;

4) язык и коммуникации;

5) экологические технологии;

6) исследования в области точных наук;

7) эстетические технологии.

Такой выбор отчасти обусловлен историческим анализом научных результатов деятельности вуза, его традиций и «инвентаризацией задела» научных коллективов. Вместе с тем избранные направления исследовательской работы базируются на актуальных приоритетах гуманитарного образования в России. Нашей стране требуются люди, способные создавать устойчивые социальные системы и реализовывать успешные проекты в сфере политики, государственного управления, организации общественной деятельности. Именно здесь область гуманитарных технологий объединяет научную и практическую составляющие в деятельности вуза, способствует развитию современных технологий управления.

В гуманитарной отрасли грань между научными исследованиями и практической деятельностью в процессе работы над масштабными проектами становится весьма тонкой и проницаемой. Пример - разработка и реализация технологической программы по подготовке молодежных проектов в рамках профильных смен Всероссийского лагеря актива «Селигер». Иногда результаты образовательного проекта открывают новые направления научных исследований.

В случае проекта «Селигер» это, например, следующие:

• поисковая НИР «Психолого-педагогические проблемы толерантности в контексте когнитивных и личностных особенностей старших подростков »;

• поисковая НИР «Основы и механизмы формирования инновационной культуры в молодёжной среде в Российской Федерации»;

• подготовка и проведение конференции по проблемам толерантности молодежи в современном обществе;

• подготовка и проведение конференции по вопросам формирования инновационного поведения молодежи в современной России.

Для реализации актуальных научных направлений в МГГУ им. М.А. Шолохова применяются различные механизмы:

V финансовый - финансовая поддержка перспективных направлений деятельности, финансовое стимулирование сотрудников вуза по результатам их труда;

V тематический - формирование и утверждение тем докторских и кандидатских диссертаций в соответствии с основными положениями научной политики и перечнем приоритетных направлений;

V проектный - участие в государственных конкурсах и контрактах, а также в частных проектах, в первую очередь - по основным направлениям научной деятельности вуза, получение дополнительного финансирования, публикация материалов исследований, установление новых партнерских связей между вузами, предприятиями и организациями;

V организационный - создание про-фильныхнаучно-образовательных центров, ответственных за проведение отдельных научных направлений деятельности университета по единому стандарту;

V коммуникационный - организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, экспедиций и иных научных мероприятий по основным направлениям

научной деятельности вуза как на территории России, так и за рубежом;

V грантовый - проведение внутренних конкурсов на грантовое финансирование среди преподавателей и сотрудников университета с целью стимулирования проведения исследований, публикации результатов по приоритетным направлениям научной деятельности.

Сочетание современных управленческих технологий и богатой собственной истории МГГУ им. М.А. Шолохова обусловливает необходимость особых условий работы при организации научной деятельности.

Сфера высшего образования в России всегда была достаточно консервативной. Если инновации были слишком «сильными», они разрушали сложившуюся традицию, приводили к утрате и гибели отдельных элементов системы. Если, наоборот, -поверхностными и неглубокими, - быстро формализовывались и сводились к несущественным изменениям» [3].

Реализация научной политики МГГУ им М.А. Шолохова связана с активным внедрением проектного подхода и последующей институализацией результатов проектной деятельности, поиском оптимального баланса между традициями, богатым опытом, историей вуза и инновациями - современными управленческими решениями и организационными практиками.

Литература

1. Константинов Г.Н, Филонович С.Р. Что

такое предпринимательский университет? // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-63.

2. Кравцова Л.А, Дождиков А.В, Романова

О.С. «Менеджмент» как образование и «образовательный менеджмент» // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2010. Т. 1. № 41. С. 88-94.

3. Реморенко И. О подходах к определению

результативности национального проектирования в сфере образования // Народное образование. 2008. № 5. С. 17-21.

DOJDIKOVA. THE PROJECT APPROACH IN THE UNIVERSITY SCIENCE POLICY The article contains a description of the goals, objectives and targets of scientific policy of the Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Methodological approach is based on the balance of tradition and innovation in the sphere of scientific activity. The article provides an overview of the project activities, presents the new units established on this basis - the research and education centers.

Keywords: modernization of education, science policy, scientific school, research and education center, project approach, balance of tradition and innovation, federal programs, departmental programs.

А.С. КАЛЯКИН, доцент, зав. кафедрой

Концептуальные основы построения программ подготовки переводчиков

Статья посвящена проблеме построения основной образовательной программы подготовки специалистов в области перевода и переводоведения на основе ФГОС ВПО и разработанной в МГГУ им. М.А. Шолохова компетентностной модели выпускника.

Ключевые слова: основная образовательная программа, компетентностная модель выпускника, бакалавриат, магистратура, аспирантура, компетенция, теория контекстного обучения, технологии обучения.

Проблема построения программы подготовки специалистов в области перевода и переводоведения приобрела особую актуальность в связи с введением в действие ФГОС ВПО и переходом на двухуровневую систему «бакалавриат - магистратура». МГГУ им. М.А. Шолохова уделяет этому вопросу пристальное внимание. Согласно новому стандарту специальность «Перевод и переводоведение» становится одним из четырех профилей направления «Лингвистика», т.е. де-юре вузы теперь будут готовить не переводчиков, а лингвистов с переводческим профилем (см.: www.mon.gov.ru/ doc/ fgos). Это, конечно, не отменяет потребности в высококвалифицированных кадрах переводчиков, спрос на которые будет постоянно расти.

Как известно, во второй половине XX в. профессия переводчика стала массовой. В то же время обучение переводческому ремеслу приобрело, к сожалению, характер «конвейерного производства », что негативно сказалось на качестве подготовки специалистов. Фактор «массовизации » переводческой профессии не должен снижать уро-

вень подготовки специалистов, что нужно учитывать при разработке новых программ обучения. Бакалавриат является формой массового профессионального образования, и задача разработчиков программ состоит в том, чтобы не поддаться искушению сделать их излишне доступными.

Переход на двухуровневую, а фактически трехуровневую систему профессиональной подготовки потребовал разработки целостных программ обучения. На наш взгляд, проблема целостности и законченности особенно актуальна для бакалавриата, ибо еще не совсем понятно, какую нишу в социально-экономической сфере будет занимать выпускник-бакалавр с переводческим профилем подготовки. Можно с уверенностью предположить, что большинство из них будут стремиться продолжить свое образование в магистратуре. И здесь необходимо понимать, что магистерская программа должна представлять собой, с одной стороны, некое законченное целое, а с другой - стать органичным продолжением программы бакалавриата. Это очень важно, таккакпо этой программе будут обучаться не только про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.