Научная статья на тему 'Подготовка психолога-диагноста на научной основе'

Подготовка психолога-диагноста на научной основе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА / SCIENTIFIC BASIS OF PSYCHODIAGNOSTICS / PSYCHOMETRIC APPROACH / CAUSAL APPROACH / CONCEPT OF THE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриев Александр Федорович

Характеризуются направления подготовки психологов в зависимости от избранного научного подхода. Раскрывается специфика работы практического психолога. Проводится сопоставительный анализ психометрического и каузального подходов к психодиагностике. На базе каузального подхода анализируется концепция программы подготовки практических психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the psychologist: scientific basis

Directions of training of the psychologists depending on the chosen scientific approach have been characterized. Specificity of work of the practical psychologist has been revealed. The comparative analysis of psychometric and causal approaches to psychodiagnostics has been carried out. On the basis of the causal approach the concept of the practical psychologists training has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Подготовка психолога-диагноста на научной основе»

А.Ф. АНУФРИЕВ, доктор психол наук, профессор

Подготовка психолога-диагноста на научной основе

Характеризуются направления подготовки психологов в зависимости от избранного научного подхода. Раскрывается специфика работы практического психолога. Проводится сопоставительный анализ психометрического и каузального подходов к психодиагностике. На базе каузального подхода анализируется концепция программы подготовки практических психологов.

Ключевые слова: научные основы психодиагностики, психометрический подход, каузальный подход, концепция подготовки практического психолога.

Ключевым для оценки современного со- ствами) и признаками, т.е. на «связи прояв-

ления». Каузальный подход (содержательный, собственно диагностический) связан с решением диагностических задач или постановкой диагноза и ориентируется на причинно-следственные связи между категориями и характеристиками запроса.

Оба подхода имеют как общие, так и отличительные черты. Сходство проявляется в следующем: признается различие психодиагностики как практической деятельности и какнаучной дисциплины; психодиагностика как научная дисциплина является основой диагностической деятельности психолога; опора на научные основания повышает эффективность диагностики.

Вместе с тем рассматриваемые подходы принципиально отличаются друг от друга. Психометрический подход реализуется преимущественно как инструмент отбора и ориентации, может использоваться и при консультировании. Его «твердое ядро» образует теория тестов, включающая психометрические требования к разработке диагностических методик (надежность, валидность, репрезентативность и др.).

Успехи психометрического подхода связаны с разработкой большого количества диагностических методик (по некоторым оценкам - более 15 тысяч), высокой эффективностью при отборе и ориентации, с возможностью подготовки психологов-разра-ботчиков диагностических методик. Недостатки психометрического подхода: низкая эффективность при консультировании, не-

стояния психодиагностики, для понимания ее основных проблем и выбора направлений подготовки психологов является различение психодиагностики как практической деятельности и как научной дисциплины.

В первом случае это особый вид познавательной деятельности - распознавание, предполагающее наличие «наперед установленной системы понятий», подведение обследуемого под общий тип или категорию, а также оказание ему психологической помощи. Здесь решается комплекс задач: 1) установление и поддержание психологического контакта между диагностом и обследуемым, 2) определение состояния элементов объекта диагностики, 3) выявление связей между ними, 4) определение действующей причины или причин состояния объекта диагностики (основная задача, решение которой составляет цель диагностики).

Постановка диагноза психологом проводится на научной основе с опорой на специальные методы исследования, точно установленные факты и закономерности. Это определяет психодиагностику как научную дисциплину, которая может опираться на два основных подхода: психометрический и каузальный. Психометрический подход (статистический, измерительный, тестологический) понимает психодиагностику как науку о разработке диагностических методик и ориентируется на причинно-следственные связи между категориями (свой-

Юбилей

73

адекватное понимание предмета психодиагностики, приводящее к отождествлению психодиагностики с одним из ее компонентов, необоснованные претензии на универсальное значение.

Каузальный подход реализуется преимущественно при консультировании, находит выражение в концепции решения психодиагностических задач и включает в структуру психодиагностики четыре неразрывно связанных компонента: семиотический, технический, гностический и деонто-логический (основанием для их выделения служат задачи, решаемые психологом в процессе диагностической деятельности).

Семиотический компонент - установление с помощью научных методов причинно-следственных связей между элементами объекта психодиагностики; описание диагностических признаков нормального состояния и видов отклонений от него в поведении и психическом состоянии обследуемого, а также их возможных психологических причин. Технический компонент -характеристика диагностических методик, позволяющих определить состояние элементов объекта диагностики на уровне причинных оснований, формулировка принципов их разработки и использования. Гностический компонент - характеристика диагностического мышления психолога, процесса решения задач по определению действующей причины данного состояния обследуемого. Установление с помощью научных методов стратегий диагностического поиска, оптимальных способов решения диагностических задач, видов диагностических ошибок позволяет сократить число гипотез и время решения задач диагностики. Деонтологический компонент связан с взаимоотношениями диагноста и обследуемого. Здесь формулируются принципы их поведения и общения. Научно обоснованные способы и приемы взаимодействия диагноста с клиентом, в частности, установления и поддержания контакта, снимают психологическую защиту у обследуемого,

способствуют получению его предельно искренних ответов.

Каузальный подход исходит из того, что на основе научных данных можно не только оценивать состояние элементов объекта диагностики, но и выявлять в нем причинно-следственные связи, определять оптимальные стратегии диагностического мышления, формы общения диагноста с обследуемым. Средствами диагностической деятельности психолога здесь являются не только научно обоснованные диагностические методики, но и схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы и алгоритмы. Под психодиагностическим процессом понимается выдвижение и проверка научно обоснованных гипотез о психологических причинах параметров деятельности или психического состояния обследуемого.

При каузальном подходе эффективность диагностической деятельности в консультировании повышается не только за счет изучения «связей проявления», но и благодаря использованию установленных с помощью научныхметодов данныхо связях между категориями и характеристиками запроса, а также выявлению оптималь-

ных стратегий диагностического мышления и закономерностей общения психолога с клиентом.

Каузальный подход позволяет проводить подготовку психологов как специалистов массовой профессии, осуществляя моделирование диагностических задач. Его слабая сторона - в недостаточной разработанности и небольшом количестве исследований процесса постановки диагноза практическим психологом.

Профессиональные роли практического психолога [1]. При консультировании из психометрического и каузального подходов вытекают две разные профессиональные роли психолога-диагноста. Условно их можно назвать «свободный художник» и «квалифицированный диагност » - в зависимости от того, использует ли он специальные средства диагностической деятельности. При отсутствии таковых психолог должен найти нужную информацию самостоятельно путем наблюдения, воспроизведения ее по памяти, выполнения научно-практической или исследовательской работы.

Достоинством профессиональной роли «свободного художника» при консультировании является возможность гибко реагировать на уникальные, нетипичные запросы, а также тренировать умение выбирать диагностические методики из имеющегося каталога, осуществлять поиск научных данных об уже установленных причинноследственных связях объекта психодиагностики в определенной области. Недостатками такой профессиональной роли являются: 1) неготовность решать психодиагностические задачи «здесь и теперь », 2) низкая эффективность работы с точки зрения числа выдвигаемых гипотез, времени поиска, допускаемых ошибок, 3) трудности передачи накопленного опыта диагностической деятельности другим психологам и сложности подготовки специалистов по этой массовой профессии, 4) высокий уровень тревожности при решении психодиаг-

ностических задач и большая вероятность эмоционального выгорания.

«Квалифицированный диагност » опирается при проведении консультативной работы на результаты исследований других специалистов как при оценке состояния элементов объекта психодиагностики, так и при выявлении причинно-следственных связей объекта психодиагностики. Достоинства этой роли: 1) обеспечивает готовность психолога к решению диагностических задач «здесь и теперь», 2) позволяет эффективно решать такие задачи в рамках выявленной типологии запросов и разработанных на научной основе средств диагностики, 3) уменьшает влияние индивидуальных особенностей диагноста (личностных черт, коммуникативных навыков, уровня интеллекта, подготовки и т.п.) на решение диагностических задач, 4) способствует снижению уровня тревожности за счет уменьшения степени неопределенности проблемной ситуации.

Как недостаток позиции «квалифицированного диагноста» можно отметить угрозу стереотипизации, шаблонности диагностического мышления, что обусловлено четкими гранями классификации психоди-агностическихзадач, а также использованием готовых средств диагностики. Однако гораздо большую опасность для качественного выполнения профессиональных обязанностей представляет неопределенность и расплывчатость систематизации психодиагностическихзадач, а также отсутствие научно разработанных средств их решения.

Подготовка практических психологов. Из психометрического и каузального подходов вытекают различные задачи, связанные с подготовкой психолога. С позиций психометрического подхода основной задачей подготовки является разработка диагностических методик. Таких специалистов можно назвать «инженерами психологии» - они преобразуют имеющиеся в науке данные в психологический инструмен-

Юбилей

75

тарий. Это психологи узкого профиля, поскольку данный инструментарий относится лишь к одному из средств диагностической деятельности. Разработка же других специфических средств: схем психологической детерминации, психодиагностических таблиц, диагностических алгоритмов - в их задачу не входит.

Основным направлением подготовки психологов, вытекающим из психометрического подхода, является преподавание психологии как науки о разработке диагностических методик. Учебные пособия по подготовке такого специалиста содержат информацию о теоретических основах разработки диагностических методик (надежность, валидность, репрезентативность и т.п.), а психологическую практику образуют упражнения в применении методик на различных испытуемых.

Каузальный подход предполагает подготовку специалистов, основной задачей которых является оказание психологической помощи обследуемому на основе распознавания его психологических особенностей. Такие специалисты являются подлинными практическими психологами, поскольку занимаются распознаванием действующей причины состояния обследуемого и планируют мероприятия по оказанию психологической помощи обследуемому на основе установленной психологической причины характеристик запроса.

Основным направлением подготовки прак-тическихпсихологов на основе каузального подхода является преподавание психодиагностики как науки о решении диагностических задач. Усвоение основных понятий диагностического процесса позволяет психологу более эффективно осуще-

ствлять постановку диагноза, ориентироваться в сложных случаях диагностической практики, служат основанием для ее организации, способствуют развитию и формированию диагностического мышления психолога.

Научно-методическое обеспечение такой подготовки предполагает разработку комплекса научно-методических пособий особого типа с единой структурой. Каждое предназначено для решения типовой диагностической задачи, возникающей в той или иной области практической деятельности. Разделы пособия отражают четырехкомпонентную структуру психодиагностики и содержат всю необходимую информацию для решения задачи: типичные запросы в данной диагностической области с указанием возможных психологических причин для каждого из них, пакеты методик, диагностические алгоритмы, типичные ошибки, приемы взаимодействия диагноста с обследуемым [2, 3].

Организация психодиагностической практики на основе каузального подхода предполагает описание случаев из практики с использованием единой обобщенной схемы. Целью практики является не упражнение в применении диагностических методик на разных испытуемых, а оказание психологической помощи обследуемому, об-

ратившемуся к психологу с запросом. Эта помощь должна базироваться на распознавании его психологических особенностей.

Мощные резервы развития психодиагностики, содержащиеся в каузальном подходе, позволяют разработать широкую программу научно-практической работы, направленную на совершенствование подготовки психологов. Она предполагает компьютерное моделирование диагностических задач и разработку специальных средств деятельности практического психолога в различных областях диагностической практики. Создание банка компьютерных диагностических задач позволит организовать тренинги по их решению и станет

основой для оценки уровня квалификации психологов. Программа предполагает разработку таких специальных средств диагностики, как схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы, диагностические алгоритмы.

Литература

1. Ануфриев А.Ф. Основы практической пси-

ходиагностики: В 2 кн. М., 2009.

2. Основы психодиагностики / А.Г. Шмелев.

М.; Ростов н/Д, 1996. 544 с.

3. Психологическая диагностика / Под ред.

М.К. Акимовой и К.М. Гуревича. СПб., 2003. 652 с.

ANUFRIEVA. TRAINING OF THE PSYCHOLOGIST: SCIENTIFIC BASIS Directions of training of the psychologists depending on the chosen scientific approach have been characterized. Specificity of work of the practical psychologist has been revealed. The comparative analysis of psychometric and causal approaches to psychodiagnostics has been carried out. On the basis of the causal approach the concept of the practical psychologists training has been analyzed.

Keywords: scientific basis of psychodiagnostics, psychometric approach, causal approach, concept of the practical psychologists training.

А.В. ДОЖДИКОВ, зам. директора ПроектнЬ1Й подход

департамента организации в научной политике

научных исследований университета

Описаны основные цели, задачи и ориентиры научной политики МГГУ им. М.А. Шолохова. Методологический подход базируется на балансе традиций вуза и инноваций в сфере организации научной деятельности. Приведен обзор некоторых направлений проектной деятельности университета, указаны новые подразделения, созданные на ее основе, - научно-образовательные центры.

Ключевые слова: модернизация образования, научная политика, научная школа, научно-образовательный центр, проектный подход, баланс традиций и инноваций, федеральные целевые программы, ведомственные программы.

Одним из путей достижения стратегичес- требования рынка НИР вступают в проти-

ких целей МГГУ им. М.А. Шолохова явля- воречие с архаичной структурой, построен-

ется научная деятельность его сотрудников. ной в лучшем случае на матричной основе, а

Одновременно научные исследования и раз- в худшем - на функциональной основе ин-

работки выступают важным источником дустриального периода. Такая структура

дополнительного финансирования вуза. И управления попросту не успевает отслежи-

здесь возникает проблема. Дело в том, что вать изменения в области государственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.