Научная статья на тему 'Проектный подход к реализации программы инновационного управления развитием предприятия'

Проектный подход к реализации программы инновационного управления развитием предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE MANAGEMENT OF ENTERPRISE DEVELOPMENT / PROGRAM OF INNOVATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоншаков В. А.

Рассматривается проектный подход к реализации программы инновационного управления развитием предприятия как процесс внедрения управленческих инноваций и превращения их в стабильный элемент системы управления предприятием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design approach to realization of the program of innovative management of enterprise development

The article considers the design approach to realization of the program of innovative management of enterprise development as a process of introduction of administrative innovations and their transformation into a stable element of the enterprise control system.

Текст научной работы на тему «Проектный подход к реализации программы инновационного управления развитием предприятия»

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.А. Лоншаков

Рассматривается проектный подход к реализации программы инновационного управления развитием предприятия как процесс внедрения управленческих инноваций и превращения их в стабильный элемент системы управления предприятием

Ключевые слова: инновационное управление развитием предприятия, программа инновационного управления.

Разработка и реализация программы инновационного развития предприятия должна предусматривать существенные изменения в системе управления предприятием.

Автором управленческая инновация определена как целенаправленный и контролируемый процесс качественного изменения системы управления предприятием ши отдельных его элементов с целью обеспечения наиболее полного, системного и эффективного использования и развития ресурсного, технологического, финансового, научного, кадрового, организационного, рыночного потенциалов предприятия, обусловленного факторами внешней и внутренней сред. Этот процесс включает следующие стадии: выявления потребности и возможности проведения изменений в системе управления; поиска или разработки соответствующего управленческого новшества, экспериментального внедрения и испытания новшества на одном из объектов, применительно к которым оно было разработано, при необходимости - корректировки новшества; тиражирования, повторения нововведения на других подобных объектах предприятия; превращения его в привычный, неотъемлемый, стабильный элемент системы управления предприятия. Автор выделяет следующие основные экономические и социальные цели системы инновационного управления развитием предприятия:

- целенаправленный поиск инноваций;

- привлечение инвестиций в производство;

- увеличение стоимости предприятия;

- улучшение инновационного климата на предприятии.

В процессе достижения целей инновационного управления оказывается определенное воздействие на внутреннюю и внешнюю

среды промышленного предприятия [1]. Изменения происходят в следующих структурах:

- в производственной структуре процесса создания и реализации продукта;

- организационной структуре управления;

- структуре собственности (структуре уставного капитала) с распределением контроля над организацией;

- структуре активов и пассивов.

Процессы инновационного управления

предприятием возможно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По функциям:

- правовая - юридическое закрепление и перераспределение прав собственности и контроля;

- финансовая - изменение структуры активов, обязательств, собственности и контроля;

- организационно-управленческая -изменение состава и перегруппировка структуры управления предприятием, изменение форм и методов управления предприятием;

- производственная - изменения в производственно-техно логическом процессе и производственной структуре.

2. По степени воздействия на инновационное развитие предприятия:

- структурное планирование инновационной деятельности (долгосрочное);

- финансовое планирование инновационной деятельности (краткосрочное).

Структурное планирование инновационной деятельности предполагает изменения в структуре производства, в организационной структуре управления, концентрацию внимания на инновационной деятельности [2, 3].

Финансовое планирование инновационной деятельности нацелено в первую очередь на улучшения за короткие сроки результатов

инновационной деятельности предприятия и его ликвидности.

Процесс организации инновационного управления развитием предприятия схематично представлен на рис. 1. Исходя из определения понятия управленческой инновации предприятия как процесса качественного изменения системы управления предприятием, причем изменений не только организационной структуры управления, но и производственной структуры предприятия, а также структуры собственников и собственности, учитывая, что структурные изменения, как правило, приводят к изменению масштаба предприятия [4], выделим три основных направления процесса организации управления инновационной деятельностью предприятий: изменение масштаба (сферы деятельности) предприятия; изменение внутренней структуры предприятия; изменение структуры собственности, капитала и корпоративного контроля. Очевидно, что первые два направления непосредственно связаны с системой управления инновационной деятельностью предприятия.

Известно, что в зависимости от степени исходного состояния предприятия, глубины проблемы и сложности системы управления [3] характер процесса нахождения решения руководителями предприятий может быть различным, а следовательно, и различным выбор методического подхода.

Базовая версия процесса организации управления развитием предприятия при реализации инновационной программы, в которой установлена достаточно жесткая последовательность выполнения этапов подготовки инновационного проекта, представлена на рис. 2.

Первые два этапа базовой версии разработки и реализации программы инновационного управления развитием предприятия посвящены анализу внешней и внутренней сред предприятия и разработке концепции инновационного управления. На третьем этапе следует разработать инновационную программу, которая может относиться ко всему предприятию и/или к отдельным функциональным подразделениям и бизнес-единицам. Большой объем работ первых трех этапов базовой версии процесса управления инновационной деятельностью позволяет сделать следующее предположение: инноваци-

онное развитие предприятия проводится в рамках хорошо структурированного процесса, два первых этапа которого предусматривают проведение полной диагностики состояния предприятия, подготовку к инновационной деятельности и разработку ее концепции.

Полученные данные преобразуются в информацию для принятия решений на третьем этапе, который предусматривает разработку инновационной программы предприятия. Четвертый этап непосредственно связан с реализацией программы.

По мнению автора, актуальной задачей менеджмента предприятия является обеспечение адекватности инновационной стратегии системе управления предприятием и соответствия ее внешней и внутренней средам. Очевидно, что на первом этапе проведение полной диагностики внешней и внутренней среды предприятия помогает руководителю компенсировать недостатки существующей на предприятии модели компетенции, например, отсутствие системы управления инновационной деятельностью предприятия. Учитывая зарубежный опыт управления инновационной деятельностью предприятий [5], автор выделяет такой параметр, как концептуальная сложность объекта (лат. сопсерШэ - понятие, смысл с позиций логики; сопссрйо - понимание, система). Даже деятельность небольшого предприятия нелегко увидеть во всех деталях. Представляется достаточно сложным объяснить исчерпывающим образом логику и смысл существования предприятия в реальной системе координат. При этом «предприятие до внедрения инновации» чаще всего представляется в виде изолированной системы, «предприятие после внедрения инновации» определяется в виде системы «предприятие в конкурентном окружении». В качестве решения данной задачи автор предлагает процесс разработки инновационной концепции и программы предприятия формировать на основе комплексной системы принятия решений по инновационному управлению развитием предприятия, учитывающей существенные признаки данного конкретного предприятия с точки зрения потребителя конкретной продукции в данной конкретной отрасли на основе программ, включающих ввод новых производственных мощностей,

Изменения во внешней среде предприятия Исходное состояние предприятия

I

ЦЕЛЕВЫЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ

ПРИОРИТЕТЫ

I

Комплексная оценка инновационного потенциала предприятия

Определение возможности инновационного управления развитием предприятия

Предприятие, имеющее Предприятие, с

достаточный инновационный недостаточным

потенциал инновационным потенциалом

Ж

Предприятие, для которого Предприятие, Предприятие, не Предприятие,

достаточно произвести представляющие интерес представляющее имеющее

корректировки в для венчурных инвесторов интереса для венчурных слабые

менеджменте ж инвесторов, но рыночные

ш • производящее перспективы

• ликвидную продукцию в У

объемах, недостаточных •

для поддержания

самоокупаемости

"■‘••-.Ч 'Д ^ і:'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

V

УПРАВЛЕНИЕ

’■....•> ИННОВАЦИОННЫМ Ь.

ПРОЕКТОМ

ПРЕДПРИЯТИЯ 1

Рис. 1. Общая схема процесса организации инновационного управления развитием предприятия

Проїщупршсш

ВШЩШШОЙ

ДШИШПМО

НрМИрМИШ

/ ' 1

П\

/

4-і іііі

г 1

Рижшщ инитцтт нродшммн

ліетоиіиншія іиїлиов

Сиспм нфрмнршш

(НТЩУ.'ЦШВД______

Сирртна □ичулиртшии іщшшд.|.іи уіиі^гим

КйВдХУІЬ

Внедрение

Проект упрадленна тненши

З-зип

Рафшш шіпицшт прибит

Бнэм-тшы

Ошюаж шштшт били процессов

Опнсшшс нмиввшшьд функіиііі н іадріїшяішіі____________

Оісіучм унт

Прцвдщвдм план

Фшшщишй II. 11111

П [хэдщи^щщ пи н ші.і іі ил л і

Пилі уцщеши пд^дшт

\

1-1 ГІН

Фтилюшнсням

ІЮйИІДЮШ_______

СцСПШІИН Ш'ШЮН

(1ґм.дміік ири.'р; и ■шкіфіїїііи

армії__________________

ЬіЦУіКИфаІЦпЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РІНН6пЬНМИЩ:И,™йШ

Струкг>'рьі тдерад-'к

СмрйжишЫтип

кнссникріїїсридусіт

вияікііржі™

Сстмсміта риижа

СгіСІШа:[ИДІ]ШИ

шриипыди

КпіІКурь'НІЧНІ

Тщтр ііірииріїїинікііі ч [мші і-

і^мщішьт^іртій

(Утхйотддтп; 6нчнй.чів

.Оифаи.имшикттжгиН

Рис. 2. Базовая версия разработки и реализации программы инновационного управления развитием предприятия

управление ассортиментом продукции, формирование новой системы управления, образование стратегических альянсов с целью определения параметров для новой системы координат стратегического анализа и выбора соответствующей инновационной стратегии.

Концепция инновационного управления развитием предприятия разрабатывается руководством предприятия на втором этапе базовой версии. Процесс разработки инновационной концепции и программы инновационного управления развитием предприятия представлен на рис. 3.

Особенность этого процесса состоит в том, что консультанты и руководители осуществляют работу, в первую очередь, не с количественными, а с качественными объектами исследования с такими понятиями, как: «видение»^ «миссия предприятия», «критические факторы успеха», «цели и корпоративные стратегии», «сегменты рынка», «биз-нес-процессы», «портрет предприятия», «специализация», «модель существующего бизнеса», «инновационный стратегический продукт», «проектные ситуации», «инновационные идеи» [3].

Следует отметить, что для руководителей старой формации, привыкших иметь дело с количественными объектами, такой подход является новым. Но мировые тенденции

| Сегментация рынка

в теории и практике управления показывают, что только данный формат представления информации позволяет определить реальное положение предприятия в отрасли, конкурентной среде, определить существующее «качество предприятия», преодолеть его концептуальную сложность и создать концепцию управления инновационной деятельностью предприятия на основе принципов системного анализа.

Проектный подход при реализации программы инновационного управления развитием предприятия представляются автору наиболее адекватными. При разработке инновационной программы предлагается использовать базовый принцип метода управления проектами, а именно: все данные должны поступать в виде проектов. Автор предлагает представить инновационную программу в виде системы проектов. Программой будем называть систему проектов, которыми управляют скоординированным образом группа специалистов с целью обеспечения синергического эффекта, который невозможно получить при независимом управлении каждым проектом. Из этого определения следует, что инновационное управление развитием предприятия может и должно осуществляться как один крупный проект и через систему проектов (рис. 4).

Определение основных сегментов рынка

Аналии сегментов

Анализ ключевых сегментов рынка —

Оценка сегментов

Выход из мало-прибыльных сегментов

Процесс разработки инновационной концепции и программы инновационного управления развитием предприятия

Определение новых сегментов

Создание новой структуры предприятия

Форм пропан не системы бизнес-единиц

Формирование оптимального состава функциональных подразделений

Разработка плана управления и иное и и. иоип ой деятельпост ыо предприятия

Инновационная стратегия Стратегии новых бизнес -единиц 11роизводственная стратегия Финансовая стратегия Маркетинговая стратегия Стратегия управления персоналом Операционные страте г и и

Рис. 3. Процесс разработки инновационной концепции и программы инновационного управления развитием предприятия

Полная диагностика проблем, оире дел е н и е и н н о в а и и он н ого потенциала

Кшіцеїгі уальніїн фіна — реализации инновационной программы в процессе организации инновационного Разработка концепции организации инновационного управления развитием предприятия

Миссия и целевые инновационные приоритеты

Разработка инновационной стратегии І Іакет стратегических проектов по организации инновационного управления развитием предприятия

предприятия Пакет оперативных проектов по организации инновационного управления развитием предприятия

^ Фаза реализации проектов Пакет проектов управления изменениями

Организация проектных групп специалистов

Рис. 4. Система проектов по реализации инновационной программы в процессе организации инновационного управления развитием предприятия

Принципиальным отличием, предлагаемым автором в разработке инновационной программы предприятия, является обеспечение менеджментом использования базового принципа проектного подхода: все данные поступают в виде проектов и основаны на диагностике инновационного потенциала предприятия в соответствии с целевыми стратегическими инновационными приоритетами, определенными в концептуальной фазе разработки инновационной программы. Как следствие, инновационная программа приобретает систематизированный «поток проектов», который отражает происходящее изменение модели компетенции предприятия.

Проектный подход к реализации программ инновационного управления развитием предприятия обеспечивает синергический эффект, который невозможно получить при независимом управлении каждым проектом, а следовательно, устойчивое конкурентное преимущество предприятия в отрасли. Основное отличие предлагаемого подхода основано на предлагаемого автором концепции инновационного управления развитием предприятия как процесса внедрения управленческих пнновацгш посредством 1{еленаправлен-ного выявления возможности проведения изменений в системе управления, разработкуг соответствующего управленческого нововведения и превращения управленческого но-

вовведения в стабильный элемент системы управления предприятием на основе стратегии управления инновационным развитием.

1. Ховард М. Методы управления проектами. Подход к улучшению управленческой деятельности. М., 2003.

2. Адизее Ж Управляя изменениями. СПб., 2008.

3. Адизее II. Управление жизненным циклом корпорации (Managing Corporate Lifecycles). СПб., 2008.

4. Рассел ДГА. Управление высокотехнологичными программами и проектами (Managing High Technology Programs and Projects). M„ 2004. C. 472.

5. Хелдман К. Профессиональное управление проектами. М., 2005. С. 517.

Поступила в редакцию 2.08.2008 г.

Lonshakov V.A. Design approach to realization of the program of innovative management of enterprise development. The article considers the design approach to realization of the program of innovative management of enterprise development as a process of introduction of administrative innovations and their transformation into a stable element of the enterprise control system.

Key words: innovative management of enterprise development, program of innovative management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.