Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреева М.В., Крюкова И.В., Яковлева Е.Н.

Авторами статьи проведен обзор научных подходов к определению сущности и роли событийного и гастрономического туризма в контексте текущего продвижения сельского туризма. Обоснована взаимосвязь всех перечисленных видов туризма и целесообразность их совместного развития. Доказана необходимость проведения событийных мероприятий для сглаживания сезонности сельского туризма, а также для привлечения туристов, интересующихся не только стандартными услугами сельских гостевых домов, но и развлекательными мероприятиями. Основной акцент сделан на применении проектного подхода к разработке событийных мероприятий. Дана характеристика фестивалей, проводимых в Вологодской области. Определены главные проблемы внедрения технологий проектного управления на муниципальном уровне. Рассмотрена возможность проведения гастрономических фестивалей в рамках действующих в регионе кластеров. На примере гастрономического фестиваля «СырФест» продемонстрирована структура проекта подобного событийного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андреева М.В., Крюкова И.В., Яковлева Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM

The authors of the article provide an overview of scientific approaches to the definition of the essence and role of event and gastronomic tourism against the backdrop of the rural tourism promotion currently carried out. The interrelation between all the aforementioned types of tourism and the expediency of their joint development are substantiated. The necessity of holding events in order to smooth out the seasonality of rural tourism and attract tourists interested not only in standard services of rural guest houses but also in entertainment events is proved. Special emphasis is placed on the application of the project approach to the process of creating events. A description of the festivals held in the Vologda region is provided. The main problems of the implementation of project management at the municipal level are identified. The possibility of holding gastronomic festivals within the clusters operating in the region is considered. The example of the «SyrFest» gastronomic festival is used to demonstrate a possible project structure designed for such event.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 332.1 JEL R11 DOI 10.26425/1816-4277-2022-12-63-71

Проектный подход к развитию сельского туризма

Андреева Мария Викторовна

Канд. экон. наук, доц. каф. управления и экономики1 ORCID: 0000-0002-8536-5775, e-mail: andreeva.mv@yandex.ru

Крюкова Ирина Владимировна

Канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления в АПК2 ORCID: 0000-0002-7365-9768, e-mail: iri917717@yandex.ru

Яковлева Елена Николаевна

Канд. экон. наук, доц. каф. управления и экономики1 ORCID: 0000-0002-4596-073X, e-mail: yenm2a@mail.ru

вологодский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Вологда, Россия

2Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, г. Вологда, Россия

Аннотация

Авторами статьи проведен обзор научных подходов к определению сущности и роли событийного и гастрономического туризма в контексте текущего продвижения сельского туризма. Обоснована взаимосвязь всех перечисленных видов туризма и целесообразность их совместного развития. Доказана необходимость проведения событийных мероприятий для сглаживания сезонности сельского туризма, а также для привлечения туристов, интересующихся не только стандартными услугами сельских гостевых домов, но и развлекательными мероприятиями. Основной акцент сделан на применении проектного подхода к разработке событийных мероприятий. Дана характеристика фестивалей, проводимых в Вологодской области. Определены главные проблемы внедрения технологий проектного управления на муниципальном уровне. Рассмотрена возможность проведения гастрономических фестивалей в рамках действующих в регионе кластеров. На примере гастрономического фестиваля «СырФест» продемонстрирована структура проекта подобного событийного мероприятия.

Ключевые слова

Сельский туризм, агротуризм, событийный туризм, гастрономический туризм, событийные мероприятия, гастрономический фестиваль, проектный подход, проектное управление

Для цитирования: Андреева М.В., Крюкова И.В., Яковлева Е.Н. Проектный подход к развитию сельского туризма // Вестник университета. 2022. № 12. С. 63—71.

© Андреева М.В., Крюкова И.В., Яковлева Е.Н., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

DEVELOPMENT OF INDUSTRY AND REGIONAL MANAGEMENT

Project approach to the development of rural tourism

Maria V. Andreeva

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Management and Economics Department1 ORCID: 0000-0002-8536-5775, e-mail: andreeva.mv@yandex.ru

Irina V. Kryukova

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Economics and Management in Agriculture2 ORCID: 0000-0002-7365-9768, e-mail: iri917717@yandex.ru

Elena N. Yakovleva

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Management and Economics Department1 ORCID: 0000-0002-4596-073X, e-mail: yenm2a@mail.ru

1Vologda branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vologda, Russia 2Vologda State Dairy Farming Academy named after N.V Vereshchagin, Vologda, Russia

Abstract

The authors of the article provide an overview of scientific approaches to the definition of the essence and role of event and gastronomic tourism against the backdrop of the rural tourism promotion currently carried out. The interrelation between all the aforementioned types of tourism and the expediency of their joint development are substantiated. The necessity of holding events in order to smooth out the seasonality of rural tourism and attract tourists interested not only in standard services of rural guest houses but also in entertainment events is proved. Special emphasis is placed on the application of the project approach to the process of creating events. A description of the festivals held in the Vologda region is provided. The main problems of the implementation of project management at the municipal level are identified. The possibility of holding gastronomic festivals within the clusters operating in the region is considered. The example of the «SyrFest» gastronomic festival is used to demonstrate a possible project structure designed for such event.

Keywords

Rural tourism, agritourism, event tourism, gastronomic tourism, events, gastronomic festival, project approach, project management

For citation: Andreeva M.V., Kryukova I.V, Yakovleva E.N. (2022) Project approach to the development of rural tourism.

Vestnik universiteta, no. 12, pp. 63—71.

© Andreeva M.V., Kryukova I.V., Yakovleva E.N., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития сельских территорий является сельский туризм, или агротуризм. Именно эта отрасль могла бы стать альтернативным источником занятости сельского населения, особенно на тех территориях, которые не обладают значительными сельскохозяйственными ресурсами или другими возможностями для эффективной предпринимательской деятельности.

Несмотря на то что туризм рассматривается органами государственного управления Вологодской области как одна из приоритетных отраслей экономики, сельский туризм в данном субъекте Российской Федерации (далее — РФ) сегодня находится на начальном этапе своего развития. В качестве основных причин сложившейся ситуации можно назвать:

1) неразвитость транспортной и коммунальной инфраструктуры на значительной части сельских территорий;

2) низкую доступность кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса;

3) недостаточную компетентность населения в вопросах осуществления предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма;

4) проблемы с наймом профессиональных кадров для объектов туристской инфраструктуры.

Безусловно, для решения перечисленных проблем необходимо использовать комплексный подход

и обеспечивать тесное взаимодействие органов управления регионального и муниципального уровня, частных инвесторов и местного населения, активно привлекая бюджетные средства и частные инвестиции. Одновременно с этим нужно разрабатывать комбинированные туры, которые позволят привлекать туристов на несколько дней и сглаживать проблему сезонности сельского туризма.

Как представляется, в этом контексте целесообразно использовать симбиоз сельского, событийного и гастрономического туризма. В таком случае «ядром» комбинированного тура может стать событийное мероприятие, связанное с какими-либо аспектами гастрономических традиций местного населения, а также позволяющее ознакомиться с процессом приготовления блюд и продуктов питания местными производителями и фермерами. При этом наиболее эффективным подходом к разработке и реализации подобных мероприятий представляется проектный подход.

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Хотя событийный туризм и является сравнительно молодым сегментом туристской сферы, отечественные ученые уделяют пристальное внимание вопросам его развития уже сегодня. При этом под событийным туризмом понимается вид туризма, предполагающий посещение туристами места проведения некоего события вне территории их постоянного проживания [1; 2].

Ученые отмечают следующие характеристики событийного туризма:

— перспективность, уникальность и гибкость, связанную с разнообразием потенциальных форм реализации событийных мероприятий [3] и возможностью сочетать традиционные формы отдыха с участием в зрелищных мероприятиях [4];

— привлекательность для активных туристов, желающих принять участие в спортивных и культурных мероприятиях [5];

— креативность [6] и инновационный характер туристских продуктов [7];

— всесезонность и высокую доходность как основные преимущества данного вида туризма [2].

Таким образом, событийный туризм способен значительно повысить эффективность использования

туристского потенциала территории [5], а событийные мероприятия могут использоваться в качестве драйверов развития и повышения узнаваемости региона [7]. Как отмечает А.А. Ахмятжанова, событийный туризм позволяет наиболее эффективно формировать единый продукт как из временных, так и из постоянных туристских аттракций [3]. По мнению М.Е. Беломестновой, развитие событийного туризма дает возможность решить множество проблем внутреннего туризма путем создания привлекательного туристского продукта [4].

Необходимо отметить, что событийные мероприятия способны играть большую роль в развитии сельского туризма, поскольку позволяют интегрировать различные объекты туристской инфраструктуры, информационные, трудовые и материальные ресурсы (местную сувенирную продукцию, блюда

национальной и местной кухни, продукты питания местных производителей), а также применять современные интерактивные методы развлечения туристов. При этом не вызывает сомнений, что синергети-ческий эффект от проведения событийных мероприятий в сфере гастрономического туризма значителен.

В научной среде гастрономический туризм рассматривается как внесезонное путешествие в целях знакомства с национальными и местными кулинарными традициями, а также посещения различных мероприятий гастрономического характера [8—11]. Важно отметить, что наряду с дегустацией местных блюд гастрономический туризм предполагает ознакомление с технологией их приготовления [8; 12].

Значение гастрономического туризма для развития территорий подчеркивают как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, российские исследователи отмечают, что гастрономический туризм предоставляет следующие возможности:

- развития (для местных предпринимателей: фермеров, собственников объектов индустрии гостеприимства, производителей продуктов питания и т. д.) [13];

- использования особенностей конкретной дестинации при разработке гастрономического предложения [8];

- эффективного соединения мероприятий гастрономического туризма с религиозным, этнографическим, детский и другими видами туризма при формировании комбинированных туров [14];

- помощи регионам в формировании своих эксклюзивных брендов [11].

Проблемам развития гастрономического туризма посвящены труды, написанные многими зарубежными исследователями, в том числе учеными из республик Средней Азии, обладающих богатыми и интересными гастрономическими и культурными традициями. Так, Б.И. Актымбаева и Т.В. Трифонова рассматривают роль гастрономических туров в формировании гастрономического бренда туристских дестинаций Казахстана и подчеркивают, что необходимо разрабатывать уникальные комплексные гастрономические предложения, ориентированные на различные категории туристов [15]. С.К. Файзие-ва, исследуя вопросы развития гастрономического туризма Узбекистана, выделяет в качестве неотъемлемого элемента любого гастрономического тура участие местных производителей продовольственных товаров [16]. М.К. Каримов, Ш.М. Каримова и М.Х. Гадоева отмечают необходимость усиления мер государственной поддержки для наиболее полного использования потенциала гастрономического туризма в Узбекистане [17]. Н.А. Кыдыралиев, Д.Б. Исакова, Н.К. Тургунбаева, исследуя тенденции туризма в Киргизии, также акцентируют внимание на участии государства в решении проблем развития гастрономического туризма [18].

Следует отметить, что в научной сфере уделяется недостаточное внимание методологическим вопросам организации событийных мероприятий в сфере гастрономического туризма. Значительное количество публикаций посвящено описанию содержания и результатов проведения различных гастрономических мероприятий (прежде всего фестивалей), тогда как вопросы, касающиеся разработки проектов подобных мероприятий, освещены слабо. В то же время ученые подчеркивают важность проектного подхода к развитию туристической сферы, который может быть применен за счет объединения ресурсов для реализации концептуальных идей развития сельского туризма [19], а также интеграции субъектов предпринимательства и органов власти [20]. Подобные меры позволяют развивать и продвигать конкретную территорию как привлекательный туристский продукт [21].

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В силу наличия высокого туристского потенциала в Вологодской области развиваются различные виды туризма, которые предполагают разработку комбинированных туров, проведение интересных событийных мероприятий и потому могут способствовать развитию сельского туризма.

Одной из особенностей сельского туризма является ярко выраженная сезонность. Ее можно нивелировать путем разработки и проведения событийных мероприятий, которые не только были бы приурочены к какому-либо празднику, например Новому году, Рождеству или Масленице, но и проходили бы в рамках туров выходного дня, в дни школьных каникул и т. д.

По итогам 2019—2020 гг. Вологодская область заняла 1-е место в Серебряной лиге «Территории высокого потенциала» Национального рейтинга развития событийного туризма.

С 2014 г. в области проводится мультиформатный проект «Фестивальное лето», который позиционирует Вологду как летнюю фестивальную столицу Российской Федерации (далее — РФ). Основная

концепция проекта заключается в объединении мероприятий, посвященных разным направлениям искусства, а также промыслам и брендам региона.

Во всех муниципальных районах области проходят различные событийные мероприятия: дни деревни, села и поселка, народные гуляния, ярмарки, фольклорные праздники и фестивали (табл. 1). Большинство мероприятий проводится в летнее время. В 2020—2021 гг. некоторые фестивали прошли в он-лайн-формате, а другие были временно отменены.

Таблица 1

Фестивали, проводимые на территории Вологодский области

Вид фестиваля Название фестиваля Место проведения Время и периодичность проведения

Гастрономический Фестиваль традиционной северорусской кухни «Морошка» Тотьма Ежегодно с 2015 г., июль

Фестиваль «Чагода — родина серых щей» Чагода Ежегодно с 2015 г., август/ сентябрь

Гастрономический фестиваль «Белозерские снетки» Белозерск Ежегодно с 2018 г., июнь

Гастрономический фестиваль «Щедрая нива Белозерья» Белозерск Ежегодно с 2016 г., сентябрь

Верещагинский фестиваль «Молочные традиции» Череповец Ежегодно с 2019 г., июнь

Праздник-ярмарка «Тарнога — столица меда Вологодского края» Тарнога Ежегодно с 2006 г., август

Ягодный фестиваль Харовский район Ежегодно с 2013 г., июль

Исторический Межрегиональный исторический фестиваль «Сугорье» Кириллов Ежегодно с 2015 г., август

Военно-исторический фестиваль «Врата Гипербореи» Вологда Ежегодно с 2017 г., июнь

Межрегиональный исторический фестиваль «Былины Белоозера» Белозерск Ежегодно с 2011 г., июль

Этнографический, фольклорный, народные промыслы Всероссийский фольклорный фестиваль «Деревня — душа России» Разные районы Ежегодно с 2015 г., август

Международный фестиваль народных промыслов и ремесел «Город ремесел» Вологда Ежегодно с 2014 г., июнь

Фестиваль «Народный травник» Бабаевский район Ежегодно с 2015 г., июль

Межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Железное поле» Устюжна Ежегодно с 2007 г., август

Открытый районный фестиваль ремесел «Козьмодемьяновский базар» Белозерск Ежегодно с 2014 г., ноябрь

Международный фестиваль кружева Vita Lace Вологда Раз в 3 года с 2011 г., июль

Культурный Международный театральный фестиваль «Голоса истории» Вологда Ежегодно с 1991 г., июнь

Международный фестиваль полнометражных художественных фильмов Voices Вологда Ежегодно с 2010 г., июль

Открытый фестиваль поэзии и музыки «Рубцовская осень» Вологда Ежегодно с 1998 г., сентябрь

Всероссийский хоровой фестиваль «Узоры Деда Мороза» Великий Устюг Ежегодно с 2015 г., июнь

Составлено авторами по материалам исследования

Вологодская область включает в себя 26 муниципальных районов; примерно треть из них организуют культурные фестивали. Следует отметить, что подавляющее большинство таких мероприятий проходят в областной столице и Белозерском районе.

Гастрономические фестивали являются относительно молодым направлением развития событийного и гастрономического туризма в Вологодской области. Всего там проводится 7 подобных фестивалей, что совсем не много: территория области довольно велика, а кроме того, почти любой муниципальный район имеет возможности для привлечения туристов, в том числе через межмуниципальное сотрудничество.

Необходимо учитывать тесную связь гастрономических фестивалей с развлекательными мероприятиями образовательного, спортивного и культурного характера, которые, несомненно, вызывают дополнительный интерес туристов. Во время гастрономических фестивалей организуются различные интерактивные программы, проводятся мастер-классы, кулинарные поединки и экскурсии, выступают местные и приглашенные фольклорные коллективы (табл. 2). Так, традиционной северорусской кухни «Морошка» известен тем, что каждый год его тема звучит по-разному («Соль» в 2017 г., «Вкусный восток Воло-годчины» в 2018 г., «Хлеб да соль» в 2019 г.), а во время обеда и ужина ежедневно проходит яркое шоу в формате музыкального аукциона «Тотемские перепевы».

Таблица 2

Мероприятия гастрономических фестивалей Вологодской области

Название фестиваля Длительность Мероприятия программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фестиваль традиционной северорусской кухни «Морошка 5—7 дней Кулинарные мастер-классы («Каникулы с Морошкой», «Хлеб народов мира», «Традиционная кухня Тотемского уезда»), монастырская трапеза в Спасо-Суморином монастыре, презентации, кулинарные поединки, дегустации, перепевы (песенные поединки: «Национальная кухня», «Хлебное поле», «Соль», «Ягоды» и другие), прогулка на теплоходе по реке Сухоне «Соляной путь», интерактивная командная игра «Соль земли», театрализованный конкурс солеваров, экскурсии по «соляным» местам Тотьмы и села им. Бабушкина, пикник «Завтрак на траве» и т. д.

Фестиваль «Чагода — родина серых щей» 1 день Мастер-классы по рубке крошева, варке серых щей, кружевоплете-нию, росписи по дереву, плетению из лозы и бересты, изготовлению глиняных игрушек, а также гастрономический театр, кулинарный развал, гастрономический квест «Серые щи на ярмарке ищи», историческая реконструкция «Чагодощенский район. Шаги истории», конкурс традиционного народного костюма «Русский образ»

Гастрономический фестиваль «Щедрая нива Белозерья» 5 дней Мастер-классы по изготовлению тканевых игрушек и сувениров, росписи на панно, изготовлению куклы-оберега, а также интерактивные мероприятия («Луковые посиделки», «Соберемся в Белозерье да на Луков день»), конкурс «Не красна изба углами» с номинациями «Красна изба пирогами», «Я там был и пиво пил», «Белозерская рыба» и «Белозерская пчела», сельскохозяйственная выставка-ярмарка, литературный батл «Кухня литературных героев», капустные вечерки

Праздник-ярмарка «Тар-нога — столица меда Вологодского края» 3 дня Конкурсы пчеловодов, пивоваров, хлебной выпечки, деревянной парковой скульптуры, конкурс народных ремесел «Деревня мастеров», выставки Тарногского музея традиционной народной культуры, спортивные мероприятия, презентация сельских подворий, танцевальный марафон

Ягодный фестиваль 1 день Конкурс пирогов, конкурс для женщин 45 лет «Ягодка», конкурс «Мамина ягодка», ярмарка «Ягодная россыпь», чайная церемония «Фрукто-во-ягодные грезы», дефиле «Ягодная феерия», парад «Ягодный бэби-бум», дискотека «Малиновый микс», приготовление «Компота дружбы»

Составлено авторами по материалам исследования

В июле 2019 г. аналитическое агентство ТурСтат включило в десятку самых популярных гастрономических фестивалей и праздников фестиваль традиционной северорусской кухни «Морошка», проходящий в Тотьме [22], а в сентябре того же года — гастрономический фестиваль «Щедрая нива Белозе-рья», организуемый в Белозерске [23]. Фестиваль «Чагода — родина серых щей», в свою очередь, занял 2-е место в номинации «ONLINE + OFFLINE. Гибридные события в сфере культуры» национальной премии «События России — 2020».

Важно учитывать, что фестиваль как событийное мероприятие может стать эффективным инструментом формирования туристского имиджа региона, а потому необходимо использовать комплексный подход к его проведению. В частности, при разработке фестиваля стоит применять проектный подход. Проект должен подготавливаться на перспективу, в целях привлечения большого числа гостей из других регионов и стран. Чтобы обеспечить приток инвестиций, нужно качественно проработать идею и в числе прочего учесть риски и интересы всех сторон. Особого внимания требуют вопросы продвижения фестиваля.

Очевидно, что отдельно взятая туристическая фирма не справится с такими сложными задачами, а специалисты местных администраций, как правило, не обладают соответствующими компетенциями в области проектного управления. По этой причине в большинстве муниципальных районов области не ведется проектная работа в туристической и иных сферах. Кроме кадровых проблем разработки и реализации проектов крупных событийных мероприятий можно отметить необходимость привлечения большого числа участников, а также поиск финансовых ресурсов.

Решение этих проблем предполагает прежде всего повышение уровня компетентности в сфере проектного управления. Сегодня муниципальные служащие Вологодской области обучаются соответствующим дисциплинам в рамках программ профессиональной переподготовки в Вологодском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, однако процесс развития профессиональной компетентности необходимо осуществлять на постоянной основе, привлекая к нему не только руководителей администраций и глав районов, но и специалистов администраций. В таком случае, как представляется, работники смогут стать эффективной проектной командой.

Кроме того, рекомендуется более активно развивать взаимодействие региональных и муниципальных органов власти и подведомственных учреждений, привлекать предпринимателей, вузы, учреждения среднего профессионального образования, а также работать с туристическими фирмами, в том числе теми из них, которые осуществляют свою деятельность в других регионах. Перспективным направлением является и межмуниципальное сотрудничество в сфере культуры и туризма.

С учетом того, что проведение подобных мероприятий требует существенных финансовых и иных ресурсов, представляется целесообразным реализовывать данные мероприятия в рамках соответствующих кластеров, например Молочного кластера Вологодской области. В состав Молочного кластера, наряду с сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством молока, входят моло-коперерабатывающие предприятия и ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина».

В качестве примера проекта можно использовать фестиваль «СырФест», проведение которого, вероятно, поспособствует развитию не только Молочного кластера, но и событийного, гастрономического и сельского туризма в Вологодской области, а также продвижению бренда «Молоко из Вологды». Предполагается, что мероприятия фестиваля будут проходить в различных районах области в конце зимы — начале весны, с тем чтобы обеспечить приток туристов в сельскую местность во внесезонное время. Проектом предусмотрено проведение мастер-классов по сыроделию, хлебопечению, кулинарному искусству, а также организация интерактивных шоу, конкурсов и других тематических мероприятий. Необходимо иметь в виду, что подобные фестивали ежегодно проводятся не только в Вологодской области. Соответственно, необходимо подготовить такую программу, которая привлекла бы гостей из других регионов РФ и стран именно на «СырФест».

Организатором фестиваля является Совет Молочного кластера. Он формирует оргкомитет, который выполняет функции проектного офиса. К организации мероприятия также необходимо привлечь областные органы исполнительной власти (профильные департаменты и подведомственные им учреждения), органы местного самоуправления, фермеров, СМИ, участников Туристского кластера региона и местное население.

Не вызывает сомнений, что значимость данного фестиваля для социально-экономического развития сельских территорий региона велика, поскольку проведение подобного мероприятия на постоянной основе создаст условия для развития деловых связей не только участников Молочного кластера,

но и крестьянских и фермерских хозяйств, субъектов сферы сельского туризма, будет способствовать туристическому маркетингу региона, повысит заполняемость гостиниц и увеличит доходность объектов туристской инфраструктуры от проведения мероприятия в несезон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, одним из перспективных направлений развития сельского туризма является его симбиоз с событийным и гастрономическим туризмом. Применение проектного подхода к разработке таких крупных событийных мероприятий, как гастрономические фестивали, позволит эффективно решать задачи развития сельских территорий, особенно во внесезонное время года. Стоит отметить и то, что подобные мероприятия могут поспособствовать развитию туристского и других кластеров региона, а также продвижению региональных и местных брендов на национальный и международный рынок.

Библиографический список

1. Асланова Д.М., Кравчук М.А. Развитие событийного туризма на российском туристическом рынке. Актуальные проблемы современного образования. 2019;26:256-260.

2. Логвина Е.В., Дугаренко Н.Ю. Современное состояние и развитие событийного туризма в Калининградской области. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География.. Теология. 2020;6(2):79-92.

3. Ахмятжанова А.А. Анализ основных тенденций развития событийного туризма. Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2019;3:93-96. https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.19.03.P093

4. Беломестнова М.Е. Событийный туризм как драйвер развития въездного и внутреннего туризма в Москве. Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019;15(1):19-25.

5. Ананченкова П.И., Симонец Н.Л. Событийный туризм как фактор обеспечения туристской привлекательности территорий. Этносоциум и межнациональная культура. 2019;132:48-59.

6. Мальчугова К.К., Праздникова Н.Н. Специфика продвижения событийного туризма (на примере праздника «Алтайская зимовка»). Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2019;1(11):84—94.

7. Отнюкова М.С., Черевичко Т.В. Туристское событие как инновационный ресурс развития региона. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020;14(2):42—51.

8. Иванов В.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018;3(2):105—113.

9. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Синицына А.А., Казначеев Д.А. Направления гастрономического туризма в России. Вестник Евразийской науки. 2019;11(6).

10. Курбанова А.М. Гастрономические фестивали в индустрии гостеприимства республики Дагестан. Сервис Plus. 2020;14(2):30—41. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2020-10204

11. Щербакова Е.С. Формирование инновационной туристской привлекательности регионов РФ посредством развития гастрономического туризма. Вестник образовательного консорциума «Среднерусскийуниверситет». Серия «Экономика и управление». 2019;13:78-80.

12. Морозов А.А. Гастрономический туризм: к истории понятия. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019;2:87-92. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-10373

13. Грачева Е.В. Повышение туристической привлекательности регионов Российской Федерации посредством использования гастрономических брендов территории в рамках институционализации отрасли туризма. Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2018;2:271-274.

14. Суслова И.А., Лустина Т.Н., Панова А.Г. Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России. Сервис Plus. 2018;12(3):13-25. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10302

15. Актымбаева Б.И., Трифонова Т.В. Гастрономический туризм как способ привлечения внимания к туристской дестинации. Central Asian Economic Review. 2021;136:73-83. https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-1-73-83

16. Файзиева С.К. Перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане. Вопросы науки и образования. 2020;96:13-18.

17. Каримов М.К., Каримова Ш.М., Гадоева М.Х. Увеличение количества туристов в Узбекистане за счет развития сектора гастрономического туризма. Вопросы науки и образования.. 2019;45:14-18.

18. Кыдыралиев Н.А., Исакова Д.Б., Турганбаева Н.К. Тенденции развития туризма в Кыргызстане. Вестник Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева. 2019;11:25-32.

19. Орлова В.С. Туризм как драйвер инновационного развития сельской территории (на примере сельского поселения Заречное Великоустюгского района Вологодской области. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021;2:44-51. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-2-44

20. Волк Е.Н., Симонова Ю.Е. Управление проектами в событийном туризме. География и туризм. 2020;2:64-69.

21. Воронцова М.Г., Васильева А.Д. Проектная деятельность в развитии туристской территории региона. Журнал правовых и экономических исследований. 2022;1:176-184. https://doi.org/10.26163/GIEF.2022.44.96.024

22. ТурСтат. Лучшие гастрономические фестивали России. Июль 2019. http://turstat.com/topgastrotravelrussiajuly2019 (дата обращения: 26.09.2022).

23. ТурСтат. Лучшие гастрономические опен-эйр фестивали. Сентябрь 2019. http://turstat.com/topgastrofestrussiasep tember2019 (дата обращения: 26.09.2022).

References

1. Aslanova D.M., Kravchuk M.A. Development of events tourism in the Russian tourist market. Current problems of modern education. 2019;26:256-260.

2. Logvina E.V, Dugarenko N.U. Current state and development of event tourism in the Kaliningrad region. Scientific notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology. 2020;6(2):79-92.

3. Akhmyatzhanova A.A. Analysis of the main trends in the development of event tourism. Bulletin of the Russian New University. Series: Human and Society. 2019;3:93-96. https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.19.03.P093

4. Belomestnova M.E. Event tourism as a driver for the development of domestic tourism in Moscow. Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. 2019;15(1):19-25.

5. Ananchenkova P.I., Simonets N.L. Event tourism as a factor of ensuring the tourist attractiveness of the territories. Eth-nosocium and interethnic culture. 2019;132:48-59.

6. Malchugova K.K., Pestnikova N.N. Specificity of promotion of event tourism (on the example of the holiday Altai Winter). Science and tourism: interaction strategies. 2019;1(11):84-94.

7. Otnyukova M.S., Cherevichko T.V Tourist event as an innovative resource for the development of the region. Universities for Tourism and Service Association Bulletin. 2020;14(2):42-51.

8. Ivanov VD. Gastronomic tourism as a popular destination in tourism industry. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2018;3(2):105-113.

9. Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V, Sinitsyna A.A., Kaznacheev D.A. Directions of gastronomic tourism in Russia. The Eurasian Scientific Journal. 2019;11(6).

10. Kurbanova A.M. Gastronomic festivals of tourism and hospitality of the Republic of Dagestan. Service Plus. 2020;14(2):30-41. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2020-10204

11. Shcherbakova YS. Formation of innovative tourist attractiveness of Russian regions through the development of gastronomic tourism. Bulletin of the Central Russian University Educational Consortium. Series: Economics and Management. 2019;13:78-80.

12. Morozov A.A. Gastronomic tourism: on the history of concept. Economy and Business: theory and practice. 2019;2:87-92. https:// doi.org/10.24411/2411-0450-2019-10373

13. Gracheva E.V Gastronomic cluster of the tourism industry as a tool to increase the tourist attractiveness of the Russian Federation regions. Scientific Annual Publication of the Analysis and Forecast Centre. 2018;2:271-274.

14. Suslova I.A., Lustina T.N., Panova A.G. State and formation trends of gastronomic tourism elements in Russia. Service Plus. 2018;12(3):13-25. https://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10302

15. Aktymbaeva B.I., Trifonova T.V Gastronomic tourism as a way to attract attention to a tourist destination. Central Asian Economic Review. 2021;136:73-83. https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-1-73-83

16. Fayzieva S.K. Prospects for the development of gastronomic tourism in Uzbekistan. Questions of science and education. 2020;96:13-18.

17. Karimov M.K., Karimova Sh.M., Gadoeva M.Kh. Increasing the number of tourists in Uzbekistan through the development of the gastronomic tourism sector. Questions of science and education. 2019;45:14-18.

18. Kydyraliev N.A., Isakova D.B., Turganbaeva N.K. Trends in tourism development in Kyrgyzstan. Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic named after Kazi Dikambaev. 2019;11:25-32.

19. Orlova YS. Tourism as a driver of innovative development of rural areas (on the example of the rural settlement Zarechnoye in Velik-oustyug district of the Vologda region. Intellect'. Innovations. Investments. 2021;2:44-51. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-2-44

20. Volk E.N., Simonova YE. Modern features of tourism special development. Geography and tourism. 2020;2:64-69.

21. Vorontsova M.G., Vasilyeva A.D. Project activities in development of tourist territories in regions. Journal of Legal and Economic Studies. 2022;1:176-184. https://doi.org/10.26163/GIEF.2022.44.96.024

22. TurStat. Best gastronomic festivals in Russia. July 2019. http://turstat.com/topgastrotravelrussiajuly2019 (accessed 26.09.2022).

23. TurStat. Best open-air gastronomic festivals. September 2019. http://turstat.com/topgastrofestrussiaseptember2019 (accessed 26.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.