Научная статья на тему 'Проектный подход - интегратор операционной и финансовой деятельности университетов'

Проектный подход - интегратор операционной и финансовой деятельности университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЗЕННОЕ / АВТОНОМНОЕ ИЛИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕ-ЖДЕНИЕ НОВОГО ТИПА / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STATE / INDEPENDENT OR BUDGETARY ESTABLISHMENT OF NEW TYPE / METHODOLOGY OF MANAGEMENT AND HIGH SCHOOL FUNCTIONING / PROJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сауренко Нина Егоровна

В статье представлена новая методология управления и функционирования вуза в современных российских условиях в качестве казенного, автономного или бюджетного учреждения нового типа, основанная на проектном подходе как на инновационном и конкурентном способе деятельности в высшей школе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сауренко Нина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the new methodology of management and high school functioning in modern Russian conditions as state, independent or budgetary establishment of the new type, based on the project approach as on an innovative and competitive way of activity at the higher school is presented.

Текст научной работы на тему «Проектный подход - интегратор операционной и финансовой деятельности университетов»

РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Н.Е. Сауренко

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД - ИНТЕГРАТОР ОПЕРАЦИОННОЙ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация

В статье представлена новая методология управления и функционирования вуза в современных российских условиях в качестве казенного, автономного или бюджетного учреждения нового типа, основанная на проектном подходе как на инновационном и конкурентном способе деятельности в высшей школе.

Annotation

In article the new methodology of management and high school functioning in modern Russian conditions as state, independent or budgetary establishment of the new type, based on the project approach as on an innovative and competitive way of activity at the higher school is presented.

Ключевые слова

Новые образовательные технологии; казенное, автономное или бюджетное учреждение нового типа; методология управления и функционирования вуза, проектный подход.

Keywords

New educational technologies; state, independent or budgetary establishment of new type; methodology of management and high school functioning, project approach.

Новый организационный тип функционирования университетов (казенное, автономное или бюджетное учреждение) обусловливает становление новой методологии образовательного процесса, основанной на проектном подходе (рис. 1) (см. ниже). Следует отметить, что вне зависимости от типа университета как субъекта хозяйствования проектный подход как методология образовательного процесса может являться таковым, поскольку именно он обеспечивает достижение конкурентных преимуществ университета на рынке образовательных услуг.

При этом данная схема видов деятельности требует определенной расшифровки. Так, операционная деятельность направлена на реализацию обра-

зовательных программ, имеющих стратегический характер и отвечающих запросам рынка труда при одновременном влиянии образования на формирование этих запросов.

Финансово-инвестиционная деятельность направлена на финансовое обеспечение деятельности вуза на основе реализации его образовательной программы и на разработку стратегии развития, предусматривающей, в том числе и собственный инвестиционный рост вуза.

Операционная деятельность вуза, связанная с процессом создания профессиональных образовательных услуг, ориентирована на непрерывное образование и содержит:

Проектный подход как методология деятельности вуза и образовательного процесса

Вуз как субъект хозяйствования

Операционная деятельность

Образовательная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Инновационная деятельность

Финансово-инвестиционная деятельность на базе коммерческих и некоммерческих структур вуза

Производственно-коммерческая деятельность (самостоятельная и по заказу государства и бизнеса)

Учебно -производственная деятельность (система хоздоговорных практик студентов)

Социальная деятельность (основная и дополнительная)

1. Благотворительность

2.Фондовая благотворительность

3. Гранты

4. Дополнительные услуги

Рис.1. Проектный подход - интегратор регулятивных и финансовых видов

деятельности вуза

1. Многообразие видов образовательной деятельности [довузовская подготовка (обучение на подготовительных курсах; индивидуальное репетиторство, подготовка абитуриентов через систему договорных отношений со школами на базе вуза); высшее профессиональное образование (обучение российских студентов (специалитет, бакалавриат, магистратура); обучение по второй и последующим специальностям и направлениям подготовки; обучение на курсах по определенному профилю или отдельным курсам; углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных

программ; обучение по индивидуальным планам (стажировка на кафедрах); дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации; профессиональная переподготовка; получение дополнительной квалификации); послевузовское образование (подготовка аспирантов, докторантов и соискателей); образовательная деятельность филиалов; обучение иностранных студентов; ведение образовательной деятельности в иностранных государствах; совместная с иностранными компаниями (в том числе и с вузами) организация образовательных программ; про-

чие образовательные услуги].

2. Научно-исследовательская деятельность [создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе и на экспорт; консалтинговые услуги различных профилей; экспертиза проектов; патентные работы; рецензирование; выполнение научноисследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты; совместное с иностранными вузами осуществление научных проектов (фандрайзинг)].

3. Производственнокоммерческую деятельность [развитие рынка собственных товаров и услуг по профилю вуза на собственной базе и на базе филиалов; развитие коммерческого менеджмента недвижимости (система арендных отношений); получение доходов от автостоянок и гаражей, созданных на территории вуза; производство и реализация печатной продукции; услуги множительных центров; деятельность ремонтных бригад; прочие виды деятельности, не наносящие ущерб основной деятельности вуза].

4. Учебно-производственную

деятельность [организация практик студентов на бюджетной основе; хоздоговорные с компаниями по профилю подготовки практики студентов; практики студентов на базе производственных структур вуза и его научно-

исследовательских лабораторий].

5. Социальную деятельность [медицинское, экскурсионное и культурномассовое обслуживание; организация досуговой деятельности; услуги библиотеки; использование спортивного комплекса].

Принципиальное значение в контексте перечисленных видов деятельности занимает инновационная деятельность, составляющая основу образовательной и научной деятельности. Ее востребованность в современных условиях достаточно очевидна.

В современной стратегии инновационного развития России превалирует концепция формирования национальной инновационной системы (НИС), главную роль в которой, по традиционному определению этого термина, играет не государство, не наука, а фирма, то есть малый, средний и крупный бизнес, который сейчас «придавлен» национальным бюрократическим классом и в силу этого вряд ли может взять на себя роль инновационного лидера. Наряду с этим, анализируя роль корпораций в будущем мировом инновационном процессе и в национальных инновационных сетях, важно отметить, что исследования ЮНКТАД (англ. UNCTAD, United Nations Conference for Trading and Development — Конференция ООН по торговле и развитию — орган Генеральной Ассамблеи ООН) о воздействии новых технологий и инноваций на уровне отдельных фирм обнаруживают, как правило, их положительное воздействие на эффективность, результаты работы и увеличение доли на рынке. Однако наиболее сильно оно проявляется в том случае, если дополняется другими изменениями в управлении фирмой -организационной перестройкой, ростом квалификации работников и менеджмента. Кроме того, как показывает мировой опыт, макроэкономическая отдача от развития науки и инноваций связана не только с развитием технологий как таковых, но и с активизацией процесса технологической рекомбинации и изменений как таковых. Таким образом, только демонополизация и стимулирование конкуренции, с одной стороны, и целенаправленные вложения в образовательные программы на уровне корпораций, с другой стороны, создадут фирмы-инноваторы.

Отсутствие готовности российского бизнеса превращаться в фирмы-инноваторы и сомнительность выполнения бизнесом роли инновационного лидера в России обусловливают поиск

новых моделей инновационного развития. Практика мирового инновационного развития демонстрирует достаточное распространение концепции НИС, которая отражена в национальной стратегии России, концепции «треугольника» Г. Сабато, апробированной в Японии [6], которая исходит из превалирования государства в национальном инновационном развитии. Вместе с тем одна из наиболее проработанных новых концепций развития мирового инновационного процесса получила название концепции «тройной спирали». Она «основана, с одной стороны, на тезисе о доминирующем положении институтов, ответственных за создание нового Знания (информационное общество - общество Знаний), а с другой стороны - о важности сетевого характера взаимодействия участников инновационного процесса в рамках так называемых «стратегических инновационных сетей», где происходит своего рода пересечение трех множеств отношений (внутрифирменных, внутригосударст-

венных и внутриуниверситетских) и создание гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность». Такая концепция имеет сильные исторические основания для «произрастания» в России, где роль лидеров в новой инновационной системе могут взять на себя российские университеты. Это обстоятельство обусловлено как ментальностью, так и системой отношений между двумя другими потенциальными лидерами в сфере инноваций -государством и бизнесом, которые на время дестабилизированы двумя десятилетиями противоречивого взаимодействия: в 1990-е годы роль государства была чрезмерно «минимизирована»; а в 2000-е годы - маятник, наоборот, сильно качнулся в сторону тотальной бюрократизации и выстраивания властной вертикали.

Выполнение университетами роли лидеров инновационного процесса ве-

дет к трансформации и значимости роли государства в инновационных сетях, которая также становится приоритетной, хотя в новых концепциях оно не занимает доминирующей позиции.

Во-первых, государство должно контролировать процесс диффузии инноваций и создавать при необходимости условия для набора ими критической массы.

Во-вторых, высокие фиксированные издержки и риски при развитии инновационной активности становятся важным барьером для российских фирм, получившим инновационный импульс от университетов при выходе на новые для них рынки. Это повышает важность развития частно-государственного

партнерства в этой сфере.

В-третьих, говоря о новой роли государства в инновационном процессе, важно иметь в виду, что использование результатов науки и инноваций в экономической деятельности - это, как правило, не результат политики на уровне фирмы или уполномоченных государственных структур, а результат совместно выработанной средне- и долгосрочной стратегии. Это связано с тем, что современный рынок Знаний и инноваций все большим количеством специалистов характеризуется как несовершенный, то есть как рынок, где частная и общественная отдача от инвестиций может сильно отличаться. В силу этого необходима правильная государственная политика, нацеленная на предотвращение недоинвестирования в Знания и состоящая в создании побудительных мотивов для экономических субъектов всех форм собственности к созданию Знаний и инноваций. В этих условиях возможно и «принуждение к инновациям», но не путем административного давления, а на основе введения новых жестких стандартов к качеству продукции и Знаний.

В-четвертых, при разработке национальной стратегии развития иннова-

ций в будущей экономике важно осознавать, что, как показывает анализ мирового опыта, инновационные структуры имеют четко выраженную страновую, отраслевую и секторальную специфику, и страны даже с близким уровнем социально-экономического развития не могут заимствовать успешные примеры научной и инновационной стратегии друг у друга, ориентируясь на конечный результат. В каждом отдельном случае необходим осмысленный выбор специфического для каждой страны сочетания из набора возможных политик и мер.

Рассматривая потенциал российских конкурентных преимуществ, следует предпочесть концепцию университетов - инновационных лидеров.

Эта концепция может быть успешно реализована при выстраивании образовательного процесса, охватывающего все виды деятельности университетов, на методологии проектного подхода, позволяющего оптимизировать процессы роста конкурентоспособности университетов и одновременно оптимизировать и стимулировать инновационную деятельность.

Представленная характеристика операционной деятельности университетов как субъектов хозяйствования легитимна во всех типах бюджетного сектора (казенных, бюджетных нового типа, автономных). Ее развитие - источник роста университета.

Финансово-инвестиционная деятельность вуза, связанная, прежде всего, с формированием конкурентных преимуществ вуза, содержит:

1. Бюджетную деятельность вуза, осуществляемую в соответствии с государственным заданием и обеспечиваемую бюджетом соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации (чаще всего федеральным бюджетом). Кроме государственного задания этот вид деятельности вуза финансируется государством на основе

бюджетных инвестиций по конкурсу чаще всего в соответствии с целевыми программами разного уровня (долгосрочные, ведомственные). При этом казенные университеты финансируются в соответствии со сметой, бюджетные и автономные - в соответствии с субсидиями.

2. Внебюджетную деятельность, имеющую различные источники финансового обеспечения деятельности вуза (они отражены в производственнокоммерческой, образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза, осуществляемых на коммерческой основе). Спектр источников финансового обеспечения деятельности казенных университетов ограничен рассмотренными источниками. Университет как субъект хозяйствования в статусе автономного учреждения вправе: а) осуществлять размещение средств на депозитные счета в банках; б) приобретать ценные бумаги, обеспечивающие получение доходов по ним; в) консолидировать взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), в том числе пожертвования, подарки, включая благотворительные и попечительские, целевые и спонсорские взносы; г) обеспечивать реализацию основных средств, материалов, непрофильных активов; д) формировать политику ценообразования на дополнительные образовательные услуги; е) использовать институт фондовой благотворительности.

Интеграция регулятивных и финансово-инвестиционных видов деятельности университетов, реализуемая на основе проектного подхода как методологии образовательного процесса, обусловливает идентификацию ряда особенностей организации и управления деятельностью вуза как субъекта хозяйствования и организатора образовательного процесса:

• конвергентные основы развития всех видов деятельности вуза - прежде всего ликвидация противоречий между

операционной и финансово-

инвестиционной деятельностью на основе формирования и развития институциональной автономии, а также соответствие этой интеграции требованиям рынка труда, обеспечивающим рост конкурентоспособности вуза. Эта конвергенция основана на новой методологии управления вузом и образовательным процессом в целом;

• многообразие путей достижения единства образовательной - научной -инновационной деятельности, имеющих практическое развитие в НИОКР вуза, результаты которых реализуются на коммерческих и некоммерческих основаниях через институт государственночастного партнерства и институт патронажа в университете;

• матричная основа интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности (а не только горизонтальная), обусловливающая их единство в рамках перечисленных видов деятельности, то есть все направления деятельности вуза содержат элементы указанных видов деятельности (образовательная деятельность основана на исследовательской, научной и инновационной);

• построение образовательного процесса по трехкомпонентному модулю - академический компонент, содержащий рассматриваемые теоретические позиции определенного учебного курса, экспериментальный компонент, представленный оценкой состояния проблемы курса на практике, и практический компонент, направленный на совершенствование существующей проблемы в рамках конкретной коммерческой и некоммерческой организации. Это позволит активизировать диалог с практическими работниками по всем направлениям подготовки студентов;

• преобладание практической составляющей в деятельности вуза без нанесения ущерба его академической составляющей в образовательном процес-

се;

• эффективность бюджетной и внебюджетной деятельности вуза определяется его конкурентными преимуществами на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». 12 января 1996 года N 7-ФЗ.

2. Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

4. Программа Правительства Российской Федерации «По повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.»

5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 22 февраля 2011 № 13-91. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года. Концепция одобрена на заседании рабочей группы по развитию государственно-частного партнерства в инновационной сфере (протокол от 17.12. 2010 № ИР-14/пр).

6. Sabato J. Technology and the Productive Structure Instituto Latinoamericano de Estudios Transnacionales, 1979

Bibliographic list

1. Federal’nyjj zakon «O nekommer-cheskikh organizacijakh». 12 janvarja 1996 goda N 7-FZ.

2. Federal’nyjj zakon №83-FZ «O vnesenii izmenenijj v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijjskojj Federacii v svjazi s sovershenstvovaniem pravovogo poloz-

henija gosudarstvennykh (municipal’nykh) uchrezhdenijj».

3. Federal’nyjj zakon ot 30 dekabija 2006 g. N 275-FZ «O poijadke formirovanija i ispol’zovanija celevogo kapitala nekom-mercheskikh organizacijj».

4. Programma Pravitel’stva Rossijjskojj Federacii «Po povysheniju ehffektivnosti bjudzhetnykh raskhodov na period do 2012 g.».

5. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossi-

jjskojj Federacii. Pis’mo ot 22 fevralja 2011 № 13-91. Koncepcija razvitija

nauchno-issledovatel’skojj i innovacion-nojj dejatel’nosti v uchrezhdenijakh vysshego professional’nogo obrazovanija Rossijjskojj Federacii na period do 2015 goda. Koncepcija odobrena na zasedanii rabochejj gruppy po razvitiju gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva v in-novacionnojj sfere (Drotocol ot 17.12. 2010 № IR-14/pr).

6. Sabato J. Technology and the Productive Structure Instituto Latinoamericano de

Estudios Transnacionales, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.