Научная статья на тему 'Студенческое проектирование в инновационном инкубаторе вуза : методологический аспект'

Студенческое проектирование в инновационном инкубаторе вуза : методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воеводина Наталья Валентиновна, Поддубный Андрей Владимирович

В статье рассматриваются ключевые особенности и подходы к формированию и организации инновационного инкубатора в ВУЗеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воеводина Наталья Валентиновна, Поддубный Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article key features and approaches to formation and the organization of an innovative incubator in HIGH SCHOOL are considered.

Текст научной работы на тему «Студенческое проектирование в инновационном инкубаторе вуза : методологический аспект»

вации и кризис. Опубликовано на сайте: www. smi-svoi.ru/content/?fl=593&sn=1485

3. Гараедаги Д. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. / Пер. с англ. - Минск, Гревцов Паблишер, 2007.

4. Инвестирование в инновации в условиях кризиса: мнение экспертов. Опубликовано на сайте: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=409247

5. Клейнер Г.Б. Экономика должна быть гармоничной. Опубликовано на сайте: http: //www.kleiner. ru/Econ_garmony. htm

6. Кризис - время вкладывать в инновации. Опубликовано на сайте: http://nanotec.invur.ru/ 7. Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики, №11, 2001, с. 4-16.

8. Миронов В.С. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе фактора

инновационной активности // Экономика и производство, №3 (июль-сентябрь), 2005, с. 18-21.

9. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Д. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. -М.: Дело, 2002.

10. Приоритеты LG во время кризиса и до/после него. Опубликовано на сайте: http: //mobinfo. uz/mobipersona/1884-jj ong-nam-glava-lg-electronics-my-rassmatrivaem.html

11. Самойлов А.Э., Окорокова Л.Г. Инновационно-технологические конкурентные преимущества компаний на международном рынке // XXXIII Неделя науки СПбГПУ. Материалы межвузовской научно-технической конференции, 2005, с. 98-99.

12. Сипилаа К. Роль прав на интеллектуальную собственность в повышении конкурентоспособности и развитии предприятий. Опубликовано на сайте: http://it4b.icsti.su/1000ventures/a/ busi-ness_guide/ipr/ipr4competitiveness_bycipila.htm

Н.В. Воеводина, А.В. Поддубный

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ ИНКУБАТОРЕ ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Инкубаторы в России приобрели популярность как зоны благоприятствования и развития предпринимательства, появления новых субъектов хозяйствования. Как показывает почти двадцатилетний опыт их функционирования, а первые инкубаторы появились в России в 1991 году как деловые центры, эти структуры призваны создавать режим благоприятствования для предприятий, вовлеченных в инновационный процесс. Однако продуктами инкубирования являются различные типы технологичных хозяйств. Одни инкубаторы продуцируют высокотехнологичные отраслевые и межотраслевые хозяйства - отраслевые комплексы. Другие -высокотехнологичное мелкое и среднее предпринимательство. Иными словами, предметами инкубирования одних являются фундаментальные научно-исследовательские разработки, запроектированные в «прорывную» технологию. Предметами инкубирова-

ния других служат «улучшающие» технологии.

Каковы причины такого естественного разнообразия, и какие из инкубаторов продуцируют устойчивые бизнес образования? По нашему мнению, селективность случая зависит не только от конъюнктуры рынка, но и других объективных факторов, в том числе от того, что положено в основу инкубирования.

Поскольку в основе инкубирования лежит проектирование, то в процессе проектирования создается потенциал продуктивности инкубатора. Следовательно, процесс проектирования - это управляемый (не сто-хастичный) способ систематизации междисциплинарного знания. И дело устроителей инкубатора остается за малым - сформулировать концепцию проектирования. После формулировки концепции обычно разрабатывается методология и методика инноваци-

онного проектирования. Методология как обоснованная и верифицированная область знания - ВИЖУ КАК и ЗНАЮ КАК формируется как симбиоз теоретических постулатов. Но научному кругу хорошо известны случаи, когда методологичность начинает приобретать форму догматичности, а в деле внедрения новшества методология актуальна как та сторона инновационного проекта, которую мы назовем научно обоснованными методами продвижения разработки. Результативность продукции инкубирования - в образовании инновационного хозяйства, которое готово управлять рисками.

Концептуально, инкубатор как площадка практики должен функционировать не как тренажерная модель, а как мастерская инженерных и финансовых решений. Дизъюнкция в том, что в первом случае скорее формируется стереотип ДЕЛАЙ КАК. Вторая форма инкубирования трансформирует стереотип, прокладывая дорогу новому, иному. Продолжатель великих традиций русской философии и основатель современного знания о хозяйстве Ю.М. Осипов сформулировал цель хозяйства как идею жизни [1, с. 114-116]. Трансценденция идеи, форма ее проявленности - технология - нуждаются в организации исследований. Форма проявления этой организации - схватывание хозяйственной нужности как в привязке к существующим рыночным технологиям, так и интуитивного знания о внедрении новейшей технологии.

Благодаря математическому инструментарию, экономическая деятельность человека приобрела форму закономерности, предсказуемости, цикличности, системности, управляемости и т.д. Исследования в области социологии и культурологи открывают в хозяйственной жизни неэкономические феномены, такие как творческая активность специалиста, системное видение процесса, телеологическая четкость и пунктуальность.

Исследования в области естественных наук тоже стремятся к целостному миропониманию, которое включает не только грубую материю, но и сознание, как потенцию реальности - реальности исходящей из ментального пространства, сознания, мышления

и энергоинформационного течения жизни и деятельности человека. Можно сказать, что человек хозяйствующий, жизнедействует во всём вышепредставленном.

С.Н. Булгаков отмечал [2]: в процессе жизнедеятельности человек хозяйствующий производит мысли и выстраивает энергоинформационные взаимодействия в форме отношений. В свою очередь, человек хозяйствующий - это человек, меняющий то, что можно назвать «грубой материей» через творчество, претворение в жизнь идеи. Ин-новатик мыслит технологию системно, движение технологии - трансформация междисциплинарного знания в общественное благо.

Проектирование новации человеком хозяйствующим мыслится как продвижение идеи в реальность. Инновационному проектированию имманентно творчество, проект научно обоснован, учтен в опыте (экспертиза, диагностика). Проектирование формирует хозяйственное видение и долгосрочное провидение реализации, организация инновационного хозяйства посредством материальных, нематериальных и финансовых ресурсов.

Особую важность приобретает развитие творческого потенциала и формирование хозяйственного видения у студентов вуза через вовлечение их в проектную деятельность.

Первый методологический аспект студенческого проектирования заключается в том, что обучающийся находится в состоянии доверия к устроителям образовательного процесса - профессорско - преподавательскому составу вуза. Молодежное творчество проектирования отличается высокой исполнительностью и продуцированием новых идей.

Проектирование в инкубаторе вуза с вовлечением в этот процесс студенчества можно расценивать как пространство встречи различных интересов:

- молодежное творчество реализуется на фоне конкретизации технических заданий, студент практикуется в естественных условиях циркуляции междисциплинарного знания, с обеспечением наукоемкости проекти-

рования;

- продвижение НИР реализуется в структуре вуза, соответствует политике развития научных исследований вуза, инкубатор встроен в образовательный процесс и школы научного творчества опытных специалистов.

Инновационный инкубатор решает очень важную задачу - проектирование инноваций формирует объективное и системное представление о долгосрочных хозяйственных процессах, или как говорят долгосрочных сделках. И тогда, к молодому специалисту приходит понимание сущности прогресса как общественного блага. Долгосрочная окупаемость базируется не только на приобретенном в инкубаторе видении перспективы, но и понимании того, что долгосроч-ность хозяйствования сопровождается минимальными рисками, т.е. управляемостью предприятием.

Второй методологически принципиальный аспект студенческого проектирования инноваций - инженерия. Инженерия должна включать организованность студента проектировать в пилотных или экспериментальных лабораториях, и способствовать появлению навыков планирования НИОКР. Это первое погружение инноватика в технологию управления наукоемким хозяйством. Творчество организации - всегда захватывает студента заинтересованностью к процессу. Студенту это становится интересно потому, что для него создается возможность самореализации. Молодой человек чувствует, что он ценен в пределах своей компетенции. Он видит границы компетенции и возможность их расширения.

Следует отметить, что за рамками инкубатора и вуза, среда предпринимательства гораздо агрессивнее, рынок живет по принципу ограниченности временными, трудовыми и материальными ресурсами и по принципу максимизации прибыли. Инновации становятся общественными благами, так как всегда решают задачи управляемости затратами, трудоемкостью и производительностью. Развитие экономики России характеризуется как позитивными общественными результатами, так и рядом проблем, не

способствующих развитию предпринимательства. Ниже перечислим лишь некоторые из них:

- экономика базируется на собственности, конкуренции и свободе предпринимательства;

- период с 1992 года по 2004 год характеризовался фазой подъема, с 2005 года по 2014 год - прогнозируется фаза спада [3];

- политика регулирования остается как система разрешительных мер, нежели стимулирующих хозяйственную активность;

- во всеобщей доступности информации обнаруживается экономический курс федерального центра, но не полностью доступна информация о механизмах его реализации;

- бюджетная политика последних лет заложила основы трансформации данного стереотипа [4];

- финансовый рынок не развит: отсутствует институт обязательств (франчайзинг, форфейтинг, финансовый арбитраж);

- развит институт страхования;

- консервативность банков высока [5];

- денежный спрос стимулируется государственным потреблением;

- статистика не доступна для широкого круга пользователей, информация об исполнении бюджета субъектов РФ и муниципальных образований не доступна для общества.

Инкубатор позволяет запроектировать инновационное хозяйство с учетом организации законченного цикла НИОКР, сохранить уникальность технологии, выраженной в ее экономичности как потенциала управляемости.

Третий методологически принципиальный аспект студенческого проектирования инноваций - финансы. Деньги для молодых людей являются таким же активным мотивом, как и для всех. Но даже опытный и успешный бизнесмен знает, что деньги есть не более чем средство обращения, эквивалент стоимости, средство платежа и средство накопления. Деньгам не стоит приписывать статус экономического или хозяйственного блага. Мысль содержательна тем, что результатом хозяйствования является по сути

то, что положено в его основе - творчество. Созданное инновационное хозяйство - это среда творчества, среда реализации идей.

Студенчество вовлекается в экономические отношения, возникающие в на этапах проектирования и инкубирования хозяйства. Инновационный инкубатор и вуз вовлекаются в систему денежного обращения, и инновационное хозяйство постепенно адаптируется к более агрессивной (рисковой) рыночной среде.

Выделенные нами три методологических аспекта студенческого проектирования инноваций должны стать основой формирования политики инновационного инкубатора. Инструментарием политики становится:

- стимулирование изобретательства;

- вовлечение предпринимательства в инновационное хозяйствование;

- использование государственной поддержки процессов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ.

Политику развития инкубатора возможно структурировать следующим образом:

- формулировка краткосрочной (годовой) цели развития;

- формулировка долгосрочной (пятилетней) цели развития;

- преемственность долгосрочной и краткосрочной целей развития;

- в соответствии с каждой целью формулируются задачи развития;

- в соответствии с каждой задачей разрабатывается перечень мероприятий;

- в соответствии с перечнем мероприятий разрабатываются целевые показатели инкубирования.

Результатом деятельности инновационного инкубатора должно стать завершение

СПИСОК

1. Осипов Ю.М. Время философии хозяйства: в 3-х книгах с приолжением. - М.: Экономисту 2003. - 656с.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Мир как хозяйство. в 2-х томах. - М.: Правда, 1991. -318с.

3. Кузин Д.В. Мир тенденции развития национальных экономических систем и проблемы

цикла НИОКР и выпуск опытного образца инновационной продукции.

Студент - стажер инкубатора вуза - являясь прямым участником проектирования под руководством опытных специалистов, формирует следующие ключевые компетенции:

- систематизация междисциплинарного знания, которое возникает на стыке технических, естественных и гуманитарных НИР;

- организация инновационного хозяйства как управляемого комплекса субъектов предпринимательства, власти и науки.

Благодаря развитию инновационного инкубатора политика развития научно-исследовательских разработок вуза встраивается в хозяйственный или государственный заказ. Творчество ученых становится востребованным на рынке, следовательно, интеллектуальный ресурс становится фактором производства. Повышение спроса на НИР и НИОКР увеличивает их капиталоемкость и способствует развитию финансов вуза.

Создание рабочих мест, хозяйств на территории, охватываемой инновационным инкубатором в процессе проектирования, становится задачей государственной. Власть заинтересована в развитии инкубационного движения потому, что продукция инкубирования в принципе создает потенциал управляемости (рисками, прибылью, затратами и т.д.). Управляемость хозяйством есть цель и общественное благо, поэтому инновация как систематизация фундаментального и прикладного междисциплинарного знания является задачей государственной. Ее реализация решает вопросы национальной безопасности и развития отечественного производства.

ЛИТЕРАТУРЫ

России: диссертация доктора экон.наук. РАН ИЭ.: 1994. - С.228-306.

4. Бюджетная стратегия РФ на 2008-2010 гг. // Министерство финансов : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.minstp.ru

5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год

и период 2010 и 2011 годов // Центральный банк трон. текстовые дан. - Режим доступа: РФ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Элек- http://www.cbr.ru

Я.А. Сироткин, Л.С. Чечурин

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИННОВАТИКА»

Введение

Разговоры об инновационном пути развития нашей страны ведутся в течение последних 10-и лет, а экономика остается сырьевой. Такому пути развития мешают «Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей», а также «взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство» (Президент РФ Медведев Д.А. «Россия вперед!», Известия, 11.09.2009. - с.2 и 3.)». Мешают инновационному развитию отсутствие соответствующего ему законодательства по авторскому праву и интеллектуальной собственности, устаревшая производственная база предприятий реального сектора экономики и нехватка современных руководителей высшего и среднего звена и квалифицированных рабочих.

Инновационное развитие реального сектора экономики возможно при создании новых современных промышленных предприятий и модернизации действующих. Для этого на тех и других необходимо создать единое информационное пространство предприятия (ЕИПП), поддерживающее сквозные составные процессы (ССП) проектирования, конструирования (САПР), технологической подготовки производства (АСТПП) и производства (ИСУП) инновационной продукции и оснащение их современными ИКТ и технологическим оборудованием (ТО).

Подготовку кадров для таких предприятий должны вести федеральные университеты, инновационные вузы и колледжи (бывшие ПТУ), в том числе все факультеты

СПбГПУ. Учебный процесс - услуга, оказываемая образовательным учреждением обществу, и как любая услуга она имеет свой жизненный цикл (СЛЬ8-технология).

Выпускники ФИ должны быть компетентными в решении указанных проблем для предприятий и организаций реального сектора экономики. При этом они должны быть грамотными пользователями ИКТ, а также аналитиками, способными построить модель действующего предприятия (как есть) и новую, усовершенствованную его модель (как должно быть). Это возможно только при знании предметной области предприятия / организации / учреждения (П/О/У). Они должны при создании и модернизации П/О/У использовать комплексный подход, учитывающий СЛЬ8-технологию, систему менеджмента качества (СМК), проектно-процессный подход управления деятельностью П/О/У, максимально возможную стандартизацию, унификацию и параметризацию объектов, процессов и ресурсов и возможности современных ИКТ и ТО. Они сразу после выпуска могут только участвовать в инновационных проектах создания и модернизации П/О/У, а со временем руководить частью проекта и даже всем проектом для малых и средних П/О/У.

Классификация видов инновационной деятельности

1. Инфраструктура поддержки и координации инновационной деятельности в общегосударственном, региональном и городском масштабе с привлечением некоммерческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.