Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОЕКТНЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ КЛАСТЕР / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ФГОС СОО / ИННОВАЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василкова Ю.А., Калмыкова С.В., Ожиганова Н.И.

В статье рассмотрена практика реализации инновационного проекта «Проектный кластер как сетевое образовательное пространство развития и оценки функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС СОО» в МБОУ «Гимназия № 2». Представлен опыт распространения и внедрения инновационной практики через создание и развитие методической сети. Данные методические материалы будут полезны административным и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василкова Ю.А., Калмыкова С.В., Ожиганова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT CLUSTER AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF STUDENTS’ FUNCTIONAL LITERACY

The article presents the experience of implementing the innovative project «The project cluster as a network educational space for functional literacy development and assessment in the framework of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education implementation» in Gymnasia № 2, it also describes the experience of deployment and diffusion of innovative practice through creation and development of methodical network. These methodical materials will be useful to administrative and teaching staff in educational institutions that are planning to implement or are implementing the Federal Educational Standards of Basic General Education and General Secondary Education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ПРОЕКТНЫЙ КЛАСТЕР

КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

_

Н. И. ОЖИГАНОВА, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 2» (Саров)

nbirman @yandex. ru

В статье рассмотрена практика реализации инновационного проекта «Проектный кластер как сетевое образовательное пространство развития и оценки функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС СОО» в МБОУ «Гимназия № 2». Представлен опыт распространения и внедрения инновационной практики через создание и развитие методической сети. Данные методические материалы будут полезны административным и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования.

The article presents the experience of implementing the innovative project «The project cluster as a network educational space for functional literacy development and assessment in the framework of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education implementation» in Gymnasia № 2, it also describes the experience of deployment and diffusion of innovative practice through creation and development of methodical network. These methodical materials will be useful to administrative and teaching staff in educational institutions that are planning to implement or are implementing the Federal Educational Standards of Basic General Education and General Secondary Education.

Ключевые слова: проектный кластер, функциональная грамотность, методическая сеть, ФГОС СОО, инновация, экспертиза, индивидуальным проект

Key words: project cluster, functional literacy, methodical network, the Federal Educational Standards of Secondary General Education, innovation, expertise, individual educational project

Ю. А. ВАСИЛКОВА, директор

МБОУ «Гимназия № 2» (Саров)

yupsy@yandex. ru

С. В. КАЛМЫКОВА, заместитель директора МБОУ «Гимназия № 2» (Саров)

ksvetik70@gmail.com

Неуклонно растет интерес российских и зарубежных теоретиков и практиков образования к исследованию феноменов грамотности и функциональной грамотности, а также возможностей их формирования и развития. Одним из первых отечественных ученых, обратившихся к системному рассмотрению содержания данных понятий в теоретическом аспекте, стал Б. С. Гершунский. Он считает, что преобразование человека идет по пути постепенного наращивания образовательного и культурного потенциала в течение всей жизни, что хорошо прослеживается в цепочке «грамотность — образованность — профессионализм — культура — менталитет» и определяет грамотность как важный «этап в становлении человека», «необходимую ступень и образованности, и профессиональной компетентности, и культуры человека... содержащую в себе. ростки каждого из последующих этапов становления личности» [3, с. 61]. Грамотность, будучи по своей сути полиструктурной, является своеобразной стартовой площадкой для дальнейшего раскрытия образовательного потенциала индивида.

Российский педагог, член-корреспондент РАО Н. Ф. Виноградова говорит о функциональной грамотности как о базовом образовании личности. По ее мнению, ребенок должен быть готов к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, решению разнообразных (в том числе нестандартных) задач — учебных и жизненных, выстраиванию социальных отношений, а также обладать рефлексивными умениями, направленными на оценку собственной грамотности, обеспечивающими стремление к дальнейшему образованию [8].

Г. С. Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО), являющаяся куратором PISA в России и научным руководителем программы Министерства просвещения «Формирование

функциональной грамотности обучающихся», отмечает, что приоритетной целью современного образования становится формирование функциональной грамотности школьников и создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований XXI века [2].

Инновационный проект МБОУ «Гимназия № 2» Сарова «Проектный кластер как сетевое образовательное пространство развития и оценки функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС СОО» имеет особенно актуальное значение в рамках поэтапного внедрения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Федеральная целевая программа развития общего образования, задачи и требования, предъявляемые государством к современной школе, нацелили коллектив гимназии на проведение ряда важных мероприятий комплексного характера.

С 2016 года наша гимназия является региональной инновационной площадкой ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по апробации и внедрению организационно-содержательной модели реализации ФГОС СОО и деятельности по созданию и внедрению проектного кластера как сетевого образовательного пространства развития и оценки функциональной грамотности. Необходимо отметить ряд проблем, с которыми мы сталкивались на протяжении этого времени, таких как:

3 недостаточная разработанность диагностического инструментария для выявления индивидуальных запросов обучающихся, диагностического и оценочного инструментария оценки функциональной грамотности обучающихся;

Приоритетной целью современного образования становится формирование функциональной грамотности школьников и создание поддерживающей позитивной образовательной среды.

Индивидуальный проект в старшей школе выступает одновременно и как процесс, и как результат формирования различных компетенций учащихся. Это своеобразная вершина всего обучения.

3 дефицит проектировочных и экспертных компетенций у педагогов для сопровождения индивидуальных образовательных программ и проектной деятельности обучающихся, в рамках которой осуществляется формирование и оценивание функциональной грамотности;

3 недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды гимназии для реализации индивидуальных образовательных траекторий, проектной деятельности обучающихся старшей школы и формирования функциональной грамотности.

Выявленные проблемы и обозначенные в стандартах приоритеты актуализировали потребность в поиске инновационных педагогических практик.

Целью инновационной практики стали разработка и апробация модели сетевого образовательного пространства «проектный кластер», которая обеспечивала бы индивидуализацию и формирование ключевых компетенций обучающихся на уровне среднего общего образования, в том числе функциональной грамотности.

Будучи основой современного образования, компетентностный подход выдвигает на первое место умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Одним из вариантов решения указанной проблемы в МБОУ «Гимназия № 2» является обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и вне-учебной самостоятельной познавательной деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его таким умениям проектирования, как проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, принятие решения.

Индивидуальный проект в старшей школе выступает одновременно и как процесс, и как результат формирования различных компетенций учащихся. Это своеобразная вершина всего обучения, поскольку, выполняя его, учащийся демонстрирует предметные, метапредметные и личностные результаты, сформированные в ходе освоения основной образовательной программы. Формирование и оценивание проектных компетенций гимназистов, функциональной грамотности на уровне среднего общего образования осуществляется в рамках реализации метапредметного курса «Индивидуальный проект», входящего в индивидуальный учебный план каждого обучающегося старшей школы гимназии.

Программа метапредметного курса разработана авторским коллективом педагогов гимназии, рассчитана на 34 часа, реализуется в 10—11-х классах, имеет экспертное заключение МБОУ ДПО «Методический центр» Департамента образования Сарова.

Процедура выбора индивидуального проекта (направления проектной деятельности, темы, научного руководителя, сроков защиты, содержания), процесс его подготовки и защиты, экспертиза проекта, — все это проявление компонентов функциональной грамотности. Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования и оценивания функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить, зачем учить, как учить, а главное — как учить результативно.

Проектная деятельность в целом и качественная презентация продуктов проектной деятельности в частности являются хорошей площадкой для решения инновационных задач по разработке механизмов сопровождения и экспертизы в педагогическом сообществе. В связи с этим предлагаем для реализации и диссе-минации в педагогическом сообществе технологию формирования и оценки функциональной грамотности, включающую

процессы подготовки, выполнения, экспертизы и оценки индивидуальных проектов обучающихся старшей школы, организационно-коммуникационной средой которых является сетевое образовательное пространство проектного кластера.

Сетевое образовательное пространство проектного кластера представляет собой сферу взаимодействия всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов, администрации), сетевых партнеров (иные образовательные организации, в том числе организации дополнительного образования, учреждения различных сфер деятельности) по направлениям проектной деятельности в соответствии с ФГОС СОО [1].

Сегодня в рамках реализации инновационного проекта «Проектный кластер как сетевое образовательное пространство развития и оценки функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС СОО» нами создана двухуровневая система сетевого взаимодействия (федеральная сеть включает 20 образовательных организаций из пяти федеральных округов; региональная— 21 школу). Методические материалы сети представлены на официальном сайте: https://www.конкyрсшкол.рф/ methodical-network/id/get/384.

Кластер подразумевает три типа взаимодействия участников образовательных отношений:

3 процессуальное взаимодействие — в конкретном направлении (информационном, творческом, социальном, прикладном, инновационном, конструкторском, инженерном) проектной деятельности в соответствии с ФГОС СОО;

3 позиционное взаимодействие — зависит от определенной позиции (эксперт, руководитель проекта, консультант, автор проекта, организатор проектной деятельности);

3 экспертное взаимодействие — по вопросам планирования, подготовки, реализации, представления проекта обучающимися.

Взаимодействие педагогических работников и экспертов в той или иной профессиональной сфере в рамках проектного кластера обеспечивает высокий уровень качества проектов обучающихся старшей школы и овладение ими компетенциями, в том числе функциональной грамотностью, как результат подготовки, реализации и защиты индивидуального проекта.

Созданная специализированная организационно-коммуникационная среда проектного кластера позволяет осуществлять три важных процесса развития и оценки функциональной грамотности старшеклассников через организацию и реализацию проектной деятельности: проектирование, сопровождение, экспертизу.

Организационной основой проектного кластера является проектный офис, который создается как структура, позволяющая объединить как рабочие группы проектных направлений кластера (прикладное, информационное, конструкторское, творческое, социальное, инженерное, информационное, инновационное) во главе с руководителями направлений и рабочих групп, специалистов, консультантов, самих старшеклассников, так и ресурсы проектных направлений.

В гимназии активно осуществляется цифровизация образовательной среды, чему в полной мере способствуют создание виртуального проектного кластера на школьном сайте и автоматизированная система оценки компонентов функциональной грамотности.

В гимназии разработана модель оценивания сформированности функциональной грамотности обучающихся старшей школы, которая позволяет получать объективную информацию о качестве образования в организации, своевременно вносить коррективы и целенаправленно работать на повышение конкурентоспособности выпускников.

В гимназии разработана модель оценивания сформированности функциональной грамотности обучающихся старшей школы, которая позволяет получать объективную информацию о качестве образования в организации, своевременно вносить коррективы.

Объектом оценивания выступает динамика сформированности функциональной грамотности обучающихся старшей школы, предметом — показатели сформированно-сти функциональной грамотности обучающихся старшей школы.

Цель оценивания заключается в выявлении уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся как показателя качества образования в МБОУ «Гимназия № 2» Сарова.

Объектом оценивания выступает динамика сформированности функциональной грамотности обучающихся старшей школы, предметом — показатели сформирован-ности функциональной грамотности обучающихся старшей школы.

Виды оценивания:

3 внутреннее оценивание (внутренними экспертами выступают руководители метапредметного курса «Индивидуальный проект», учителя-предметники, педагоги внеурочной деятельности; внешние эксперты: специалисты организаций и предприятий города по тематике проектов, педагоги организаций дополнительного образования, партнеры сетевых школ и обучающиеся 10—11-х классов);

3 внешнее оценивание (международные исследования и сетевые оценочные события).

Модель оценивания функциональной грамотности обучающихся в старшей школе гимназии основана на следующих принципах:

3 методологическая обоснованность, комплексный компетентностный подход к оцениванию (оцениваются комплекс ведущих компетентностей обучающихся, рекомендованных ФГОС (предметные, метапредмет-ные и личностные результаты); уровень функциональной грамотности и компетенций XXI века международной системы измерения);

3 системность (мониторинг проводится на каждом значимом этапе образовательного процесса с 9-го по 11-й класс);

3 разнообразие форм оценивания;

3 критериальность (для каждой формы оценивания разработан экспертный лист,

критерии которого отражают те компетентности, которые должны быть сформированы у школьников на момент оценивания; обозначена уровневость полученных результатов);

3 деятельностный принцип оценивания (оценивается успешность практического применения базовых навыков, компетент-ностей и личностных качеств обучающихся в решении различных образовательных задач, в том числе в проектной деятельности);

3 объективность (каждый ученик оценивается по единым критериям несколькими экспертами, что исключает субъективный фактор);

3 автоматизация процесса оценивания функциональной грамотности, метапредмет-ных и личностных компетентностей учащихся (оценки всех экспертов за разные оценочные процедуры по всем исследуемым параметрам аккумулируются в автоматизированной системе сбора и анализа информации, позволяющей проводить мониторинг результатов по различным параметрам, построение групповых и индивидуальных профилей образовательных результатов обучающихся; анализ данных профилей позволяет дать обучающимся рекомендации по повышению личностной и учебной эффективности, что работает на улучшение качества образования как конкретного ученика, так и образовательной организации в целом);

3 развивающий характер оценивания, так как основными целями оценивания являются предметное и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в построении индивидуальной образовательной, личностной и профессиональной траектории развития; формирование у обучающихся навыков самооценивания, самоопределения, рефлексии собственных результатов, анализа дефицитов и ресурсов, прогнозирования последствий своих действий/бездействия, выстраивания шагов на пути к достижению поставленной цели.

Условия реализации модели

Содержательные Технологические Организационные

Наличие критериев, соответствующих дескрипторам функциональной грамотности: 3 математическая грамотность; 3 читательская грамотность; 3 естественнонаучная грамотность; 3 информационная грамотность; 3 глобальные компетенции 3 Согласованная со всеми участниками образовательных отношений технология формирования и оценивания функциональной грамотности. 3 Кейсы методических, дидактических и оценочных материалов для мониторинга сформированности функциональной грамотности 3 Разработка и совершенствование локальной нормативно-правовой базы реализации проектной деятельности. 3 Разработка оценочного инструментария для мониторинга сформированности функциональной грамотности. 3 Специально организованные «места» для оценивания функциональной грамотности: — сессии целеполагания; — сессии рефлексии; — процедура защиты паспорта проекта; — процедура предзащиты проекта; — процедура защиты проекта; — оценочное образовательное событие; — процедура выполнения ситуационных метапредметных задач. 3 Подготовка экспертов. Наличие инструкций по процедуре оценивания

В ходе реализации инновационного проекта определены требования к инструментарию оценки уровня развития функциональной грамотности:

3 оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;

3 для оценки проектной работы необходимо создать экспертную комиссию, в которую обязательно должны входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;

3 оценивание производится на основе критериальной модели;

3 для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; образовательная организация сама определяет способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам; результаты оценивания в формате, приня-

том образовательной организацией, доводятся до сведения обучающихся.

К формам оценивания функциональной грамотности в МБОУ «Гимназия № 2» относятся процедуры, проведение которых равномерно распределено с окончания 9-го класса (как подготовительной площадки и стартовой точки мониторинга) до 11-го класса (в качестве итоговой точки мониторинга):

3 рефлексивное эссе — необходимо как метод внутреннего измерения и формирования личностных результатов с 9-го по 11-й класс;

3 публичная защита индивидуального проекта — осуществляется в 10—11 -х классах как оценивание процесса формирования метапредметных компетенций, в том числе функциональной грамотности, и состоит из трех процедур: презентации паспорта проекта, предзащиты проекта и защиты готового проекта;

3 оценочное образовательное событие — проводится в конце 9-го класса как оценивание сформированное™ функциональной грамотности на уровне основного общего образования через урочную, внеурочную и проектную деятельность и в первом полугодии 11-го класса как итоговое оценивание сформированности компонентов функциональной грамотности выпускников;

Созданная модель оценивания оптимизирует процесс мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования и уровня сформированности функциональной грамотности.

3 экспертная оценка выполнения обучающимися ситуационных метапредметных задач, специфика которых заключается в ярко выраженном практико-ориентирован-ном характере и возможности оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов, что и является основой функциональной грамотности;

3 формирующее оценивание (и самооценивание) учебных достижений обучающихся в освоении проектной деятельности в рамках метапредметного курса «Индивидуальный проект».

Ключевые компетентности, которые мы формируем и развиваем у обучающихся многофункциональны, взаимозависимы и взаимосвязаны [4]. Созданная модель оценивания оптимизирует процесс мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования и уровня сформированности функциональной грамотности. Это стало возможным благодаря тому, что в критерии мониторинга ведущих компетентностей обучающихся «зашиты» дескрипторы сформиро-ванности функциональной грамотности.

При разработке и реализации проекта педагогический коллектив гимназии использовал опыт инновационной деятельности в качестве региональной инновационной площадки по теме «Разработка и апробация орга-низационно-содержатель-ной модели ФГОС СОО», а также опыт реализации сетевого взаимодействия в рамках сети инновационных учреждений проекта «Школа Рос-атома».

В рамках инновационного проекта обобщены материалы инновационной деятельности педагогического коллектива гимназии по разработке и

ЛИТЕРАТУРА _

апробации модели сетевого образовательного пространства «проектный кластер», обеспечивающей развитие и оценку функциональной грамотности обучающихся. Достигнуты следующие результаты:

3 создана и апробирована модель проектного кластера, в который включена сеть школ, партнеров, обеспечивающих развитие и оценку функциональной грамотности у обучающихся старшей школы;

3 разработаны организационно-методические материалы (дневник индивидуального проекта с технологической и экспертной картой, программа метапредметного курса «Индивидуальный проект», Положение об индивидуальном проекте на уровне среднего общего образования);

3 создан кейс диагностического, методического, оценочного инструментария для сопровождения и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся среднего общего образования;

3 все обучающиеся старшей школы успешно защитили индивидуальные проекты (по итогам мониторинга положительная динамика отмечена в развитии математической, естественнонаучной, читательской, информационной грамотности как компонентов функциональной грамотности);

3 гимназия получила грант на реализацию проекта и статус инновационной школы методической сети в рамках ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

Инновационный характер деятельности гимназии в течение многих лет способствует эффективному внедрению стандартов в образовательный процесс и обеспечивает стабильно высокие результаты качества образования.

1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия /А. И. Адамский //Управление школой. — 2002. — № 4. — URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402 (дата обращения: 06.04.2021).

2. Басюк, В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Том. 1. — № 4 (61). — С. 13—33.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. — Москва : Пед. о-во России, 2002. — 508 с. — ISBN 5-93134-172-2.

4. Ковалева, Г. С. Оценка сформированности глобальных компетенций в международном исследовании PISA-2018 /Г. С. Ковалева. —URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html (дата обращения: 06.04.2021).

5. Кочурова, Е. Э. Педагогическая диагностика и формирование математической грамотности школьников/ Е. Э. Кочурова // Нижегородское образование. — 2018. — № 2. — С. 68—74.

6. Сборник методических материалов по итогам реализации инновационного проекта «Проектный кластер как сетевое образовательное пространство развития и оценки функциональной грамотности в рамках реализации ФГОС СОО». — Саров : Интерконтакт, 2019. — 99 с. — ISBN 978-5-6043096-9-8.

7. Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС : презентация. — URL: https://myslide.ru/presentation/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti—odna-iz-osnovnyx-zadach-fgosxA2019-god (дата обращения: 06.04.2021).

8. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочу-рова, М. И. Кузнецова [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Виноградовой. — Москва : Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с. — ISBN 978-5-360-09871-3.

9. Юшкевич, Е. В. Педагогическое сопровождение саморазвития учащихся основной школы / Е. В. Юшкевич // Нижегородское образование. — 2019. — № 3. — С. 146—152.

«Образование взрослых / Adult Education» — это сетевое периодическое издание, содержание которого предполагает многоаспектное рассмотрение такой области научного знания и социокультурной практики, как образование взрослых.

Учредителем издания является ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». В журнале публикуются научные статьи по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» под следующими тематическими рубриками: 3 Непрерывное образование: приоритеты и тенденции 3 Особенности управления современным образованием 3 Методология образования взрослых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Содержание образования как инструмент и результат изменения реальности 3 Квалиметрия в образовании 3 Педагогическая компаративистика 3 Интегративность в образовании

3 Из истории отечественной и зарубежной педагогики.

На сайте сетевого научного журнала «Образование взрослых / Adult Education» www.ae.nironn.ru размещены условия публикации, правила оформления статей в соответствии с международными стандартами качества научных публикаций.

Дополнительную информацию можно получить по телефону (831) 468-08-03 у ответственного секретаря журнала Малой Светланы Юрьевны.

г

Л

Журнал «Образование взрослых /Adult Education> приглашает к сотрудничеству

V

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.