УДК 630*6(571.53)
Н. П. Третьякова
Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА
В статье рассмотрена актуальная проблема разработки проектных решений по согласованию интересов власти и бизнеса в регионе для повышения эффективности функционирования лесопромышленного комплекса. Показано, что важнейшим инструментом является государственно-частное партнерство, а значимой технологией — мониторинг деятельности лесопромышленного комплекса, осуществляемый органами исполнительной власти в регионе. Методы организации мониторинга, инструменты государственно-частного партнерства в повышении эффективности управления развитием лесопромышленного комплекса в Иркутской области разработаны недостаточно и нуждаются в модернизации. Изложены результаты уточнения основной цели и общего принципа организации государственно-частного партнерства, структурирования и регламентации его процессов. Предложено рассматривать общий принцип технологии мониторинга в лесопромышленном комплексе Иркутской области в двух аспектах: «по горизонтали» — контроль движения древесины от стадии заготовки до реализации готовой продукции и «по вертикали» — оценка эффективности развития комплекса и деятельности входящих в него предприятий.
Ключевые слова: лес; лесопромышленный комплекс; государственно-частное партнерство; власть; бизнес; эффективность; мониторинг.
N. P. Tretyakova
Baikal State University of Economics and Law
DESIGN DECISIONS ON MODERNIZING TOOLS AND TECHNOLOGIES OF THE LOCAL AUTHORITIES AND BUSINESS I INTERACTION FOR THE REGION'S TIMBER INDUSTRY COMPLEX
The article considers the topical issue of developing the design decisions on coordinating functioning interests of the local authorities and business in the region in order to increase the efficiency of the timber industry complex. It is shown that the state-private partnership is the major tool, while monitoring the timber industry's activities. технологии carried out by the regional executive authorities is a significant technology. The methods of monitoring management, the instruments of state-private partnership in increasing the efficiency of development control for the timber industry complex in Irkutsk Region have been insufficiently worked out and need modernization. The results are stated for specifying the main objective and the general principle of managing the state-private partnership, the structuring and regulation of its processes. It is proposed to consider the general principle of monitoring technology in the timber industry complex of Irkutsk Region in regard of two aspects: «horizontally» — control of timber movement from the timber harvesting stage till the product sale and «vertically» — performance evaluation of the complex development and activities of the enterprises it involves.
Keywords: wood; timber industry complex; state-private partnership; local authorities; business; efficiency; monitoring.
Иркутская область является регионом со значительными запасами лесных ресурсов, но ее лесопромышленный комплекс функционирует недостаточно эффективно.
© Н. П. Третьякова, 2014
Для достижения долгосрочного и стабильного успеха в развитии регионам необходимы специальные навыки, новые инструменты и технологии управления [3, с. 96]. К улучшению ситуации следует подходить комплексно, объединяя усилия власти и бизнеса, сохраняя приоритет государственных интересов. В последнее время одним из популярных направлений объединения усилий становится государственно-частное партнерство (ГЧП), превращающееся в эффективный инструмент управления в рыночной экономике. Потенциал данного инструмента с точки зрения эффективности развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) в Иркутской области используется недостаточно.
В большинстве случаев ГЧП чаще всего ассоциируется с реализацией совместных инфраструктурных объектов, концессией. Вместе с тем, понятие ГЧП должно включать не только инвестиционный проект, заключение концессии или просто договор аренды. Партнерство должно стать взаимосвязанной основой между достижением общих результатов экономического, социального, инвестиционного развития, т. е. необходимо расширить традиционные рамки определения понятия ГЧП.
Расширение возможностей ГЧП — задача современного органа власти, определяющая усиление участия государства в процессе управления собственностью. В этой связи основной целью модернизации ГЧП является структурирование и регламентирование всех процессов, четкое понимание задач и предание договорным отношениям юридической силы.
Стратегия развития ЛПК шире, чем просто реализация инвестиционных проектов. Уточним общий принцип организации ГЧП в лесном секторе (рис. 1).
Рис. 1. Предлагаемый принцип организации государственно-частного партнерства на примере лесного сектора
Суть принципа — первоочередная реализация государственных интересов при разработке стратегических целей и задач развития ЛПК. В настоящее время этот принцип четко не провозглашается, а в результате деятельность в ЛПК направлена на реализацию интересов собственников, идущих в разрез с государственными. Так, государство заинтересовано в глубокой переработке леса, а собственники ЛПК — в поставке необработанной древесины в первую очередь за рубеж.
Современная форма ГЧП должна формироваться на договорной (контрактной) основе с закреплением определенных требований по предоставлению под-
держки. Принцип договоренностей заключается в возможности включения установления и закрепления условий для расторжения договора и применения санкций.
В случае, если результаты не соответствуют установленным целям и задачам, предлагается выработка соответствующих решений и предложений. Для частного сектора — это установление санкций, которые являются необходимым элементом договоров, для органов власти — совершенствование действующей нормативной базы, корректировка программных документов, реализация инициатив.
Для выработки и принятия решений требуется технология, включающая своевременное получение необходимой агрегированной информации, качественную оценку принимаемых решений, анализ эффективности. Значимой технологией для исполнительных органов власти (агентство лесного хозяйства, министерства лесного комплекса, экономического развития, финансов и т. д.) является система мониторинга.
На сегодняшний день складывается формальный подход к организации мониторинга, в первую очередь, за счет отсутствия полной информации, либо консолидации ее в разных источниках и форматах. Отсутствие полного представления о деятельности ЛПК, хозяйствующих субъектов, движении древесины от заготовки до реализации на экспорт готовой продукции вызывает необходимость создания единого информационного пространства.
Является актуальным вопрос раскрытия информации, ограниченной в доступе. Данная проблема должна решаться заключением межведомственных договоров об обмене информации, установлением обязанности хозяйствующего субъекта при заключении договоров (контрактов) в рамках ГЧП, предоставлением согласия на раскрытие статистической, налоговой и прочей отчетности.
Учитывая актуальные проблемы для сектора экономики, общий принцип технологии мониторинга в ЛПК Иркутской области стоит рассматривать в двух аспектах:
- «по горизонтали» — контроль движения древесины от стадии заготовки до реализации готовой продукции;
- «по вертикали» — оценка эффективности развития направления ЛПК и деятельности предприятий (рис. 2).
Рис. 2. Предлагаемый принцип формирования технологии мониторинга в лесопромышленном комплексе Иркутской области
Задачей системы мониторинга является наблюдение выполнения обязательств предприятий в рамках ГЧП, контроль оборота древесины от стадии заготовки до реализации и оценка достижения целевых показателей.
Общим принципом определения результатов становится оценка эффективности с позиции четырех ее составляющих: бюджетная, экономическая, социальная и экологическая, рассчитываемая через интегральный показатель.
При расчете интегрального показателя на первоначальном этапе проводится расчет значений с помощью линейной функции принадлежности значений показателя стандартному интервалу [0; 1]. При установке нормативных допущений в связи с отклонением нормированное значение показателя у [2, с. 5] определяется по формуле
У
1 -
X'i
где х — фактическое значение показателя; х2 — максимально допустимое значение показателя; х1 — минимально допустимое значение показателя.
После осуществления нормирования для каждого показателя определяется его значимость (вес). Сумма весов должна быть равна 1.
Интегральный показатель оценки [2, с. 5] рассчитывается по формуле:
R = Л (1 - K )2,
где pi — его весовой коэффициент; Ki — i-й показатель, участвующий в расчете рейтинга.
После нахождения отдельных интегральных показателей выполняется расчет общего показателя эффективности. Осуществляется дифференциация весового коэффициента по показателям с точки зрения расстановки приоритетов для государства в каждом отдельном случае.
Сводный интегральный индекс отражает деятельность предприятия с учетом вклада в развитие региона по бюджетному, экономическому и социальному направлениям:
-общий = Rкрэк + RБPБ + RСОЦPСОЦ + R ЭКЛ РЭКЛ •
Таким образом, расчет интегрального показателя определяет степень близости показателей сравниваемого предприятия к показателям «эталонного» значения.
Индивидуальная характеристика результатов работы предприятия может быть неопределенной, однако ее информативность повысится, если осуществить сравнение со средним значением по комплексу в целом или максимальным значением в зависимости от характера показателя (так называемое «эталонное» значение). Цели сравнительного анализа довольно многообразны, и, исходя из них, определяется набор показателей оценки [1, с. 109].
Для анализа по отдельным предприятиям, реализующим государственную поддержку, задаются параметры выполнения обязательств хозяйствующих субъектов. В случае выявления отрицательных зависимостей возможно рассмотрение прекращения действия поддержки. Внедряемая система мониторинга, таким образом, становится технологией, позволяющей оценить эффективность функционирования лесопромышленного комплекса в регионе в рамках организации ГЧП.
Список использованной литературы
1. Браверман А. Интегральная оценка результатов работы предприятий / А. Бра-верман, А. Саулин // Вопросы экономики. — 1998. — № 6. — С. 108-121.
2. Колоскова М. В. Методика расчета интегральных оценок (рейтингов) / М. В. Ко-лоскова, А. А. Лапшин, С. Б. Пшеничников, И. В. Сумской. — URL : http://expert.ru/ images/expert/2009/41/metodika.pdf.
3. Светник Т. В. Методология стратегического управления экономикой региона / Т. В. Светник, Е. В. Федюкович // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2010. — № 4. — URL. http://eizvestia.isea.ru/reader/article. aspx?id=11931.
References
1. Braverman A., Saulin A. An integral assessment of the enterprise's performance results. Voprosy ekonomiki - Issues of Economics, 1998, no. 6, pp. 108-121 (in Russian).
2. Koloskova M. V., Lapshin A. A., Pshenichnikov S. B., Sumskoi I. V. Metodika rascheta integralnykh otsenok (reitingov) [Calculation methodology for integral assessments (ratings)]. Available at: http://expert.ru/images/expert/2009/41/metodika.pdf.
3. Svetnik T. V., Fedyukovich E. V. Methodology of regional economic management strategy. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) — Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (on-line journal), 2010, no. 4. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=11931 (in Russian).
Информация об авторе
Третьякова Надежда Петровна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Nadezhda P. Tretyakova — PhD student, Chair of Enterprise Economy and Entrepre-neurship, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
ой»
< t
i i
See «
H
H
о
H M
CO
H