Научная статья на тему 'Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и барановского'

Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и барановского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
785
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРАНОВСКИЙ / ЗАХАРОВ / АРХИТЕКТОР / ГРАДОСТРОЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BARANOVSKY / ZAHAROV / THE ARCHITECT / TOWN-PLANNING / DESIGNING / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хворостов Д. А.

История русской культуры очень богата выдающимися личностями, оставившими о себе память не только в живописи, литературе, науке, но и в архитектуре. Личность архитектора прошлых веков значима тем, что кроме глубочайших знаний строительных конструкций, сопротивления материалов, пропорций она включала в себя прекрасного художника. Один человек являл собой целый проектный институт. Кроме этого архитекторы прошлого были замечательными педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и барановского»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Д.А. ХВОРОСТОВ, кандидат педагогических наук, доцент Орловского государственного университета Тел.: (4862) 47-40-42, 8 910 304 69 99; aqua_storm@mail.ru

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В НАСЛЕДИИ АРХИТЕКТОРОВ ЗАХАРОВА И БАРАНОВСКОГО

История русской культуры очень богата выдающимися личностями, оставившими о себе память не только в живописи, литературе, науке, но и в архитектуре. Личность архитектора прошлых веков значима тем, что кроме глубочайших знаний строительных конструкций, сопротивления материалов, пропорций она включала в себя прекрасного художника. Один человек являл собой целый проектный институт. Кроме этого архитекторы прошлого были замечательными педагогами.

Ключевые слова: Барановский, Захаров, архитектор, градостроение, проектирование, педагогическая деятельность.

История русской культуры очень богата выдающимися личностями, оставившими о себе память не только в живописи, литературе, науке, но в «застывшей музыке» - архитектуре.

Личность архитектора прошлых веков значима тем, что кроме глубочайших знаний строительных конструкций, сопротивления материалов, пропорций она включала в себя прекрасного художника, проектировщика и, как сейчас принято говорить, «дизайнера». Один человек являл собой целый проектный институт. Разработка стилевого решения здания со всеми фасадами, лестницами, богатейшими дверными группами, мебелью, светильниками, живописью, скульптурой, аксессуарами осуществлялась под руководством одного человека, а зачастую и им одним. Архитекторы обладали колоссальными знаниями и умениями не в одной строительной области, а в самых различных сферах. Это были уникальные, универсальные мастера своего дела. Создавалось единое, завершенное целое - архитектурно-интерьерная среда. Продуманное единство архитектурного образа фасадов и стилевого решения интерьеров превращало здание в настоящий шедевр.

Обратимся к истории. Замечательный русский архитектор Гавриил Васильевич Барановский родился 25 марта 1860 года в Одессе в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Учился в реальном училище в Одессе, по окончании которого поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств. Был отчислен по политическим мотивам и продолжил образование в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году.

Очень интересна история плодотворного творческого сотрудничества архитектора-дизайнера Г.В. Барановского с одним из самых богатых русских купеческих семейств - торговым домом Елисеевых.

Г.В. Барановский женился на дочери Григория Петровича Елисеева, главы торгового дома Елисеевых, после чего стал домашним архитектором Елисеевых.

Григорий Григорьевич Елисеев, младший сын Григория Петровича, владел несколькими доходными домами в Петербурге. От отца он унаследовал дома на Васильевском острове, по Биржевой линии и Биржевому переулку.

© Д.А. Хворостов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Елисееву принадлежал дом № 18 по Биржевой линии. Для увеличения доходности в 1887 г., еще при Г.П. Елисееве, Барановский надстроил над домом мансарды, сдаваемые под мастерские художников.

Этот дом часто называют «домом художников», потому что в разные времена там проживали мастера живописи А. Беггров, Е. Волков, М. Клодт, И. Крамской, братья Чернецовы.

Здесь находилась мастерская А.И. Куинджи. Квартира в Биржевом переулке с огромной, очень светлой мансардой-мастерской, из которой открывался величественный вид на город, на Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону, привлекла внимание Куинджи. Мастерская оказалась очень удобной для работы. В этом доме А.И. Куинджи проживал с 1897 г. до своей смерти в 1 91 0 г. В квартире в настоящее время открыт музей художника.

В Чернышевом переулке (ныне ул. Ломоносова) Г.Г. Елисеев купил в 1890 г. у гражданского инженера Н. С. Кудрявцева участок земли. В 1891-1892 гг. архитектор Барановский выстроил здесь новый пятиэтажный доходный дом. В 1904 г. Г.Г. Елисеев приобрел также доходный дом на Адмиралтейском канале, 17. Еще одна из работ Барановского - доходный дом Елисеева на набережной Фонтанки, 64 (1890).

Г.В. Барановский в 1893-1894 гг. занимался интерьерами квартиры в доме № 12-14, по Биржевой линии Васильевского острова, в котором Григорий Григорьевич Елисеев жил со своей семьей. Г. В. Барановский перестроил парадную лестницу и перепланировал бельэтаж квартиры. Интерьеры квартиры владельца были пышно оформлены в стиле поздней эклектики - использованы живописные плафоны, фризы, керамические панно, мозаики, позолота, зеркала, деревянная обшивка и лепнина.

В кабинете стены, потолок, оконные проемы, камин отделаны резными дубовыми панелями с мозаичными вставками. Столовая решена в стиле неоренессанса. Концертный зал украшают кариатиды и сложный, причудливый ордер.

В 1920-е гг. дома Елисеевых были переданы Государственному оптическому институту (ГОИ).

Барановский реконструирует многочисленную недвижимость Елисеевых. Две его самые известные работы - Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и

московский Елисеевский магазин на улице Тверской (совместно с В.В. Воейковым и М.М. Пере-тятковичем).

В 1901 году Барановский перестроил магазин Елисеевых в Москве на Тверской улице. Этот опыт оформления торговых помещений пригодился архитектору, когда Елисеевы решили возвести здание нового магазина в центре Петербурга, на участке, который с 90-х годов был их собственностью. Всю работу по проектированию и строительству нового торгового дома тоже осуществлял Г. Барановский. Сооружение комплекса зданий фирмы «Братья Елисеевы» на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы закончилось к 1905 году и стало самой известной работой Барановского. О достоинствах и недостатках импозантного во всех смыслах здания до сих пор спорят историки архитектуры.

Торговый дом представляет собой огромное трехэтажное здание, по высоте равное шестиэтажному зданию, он включает в себя большой торговый зал на первом этаже, театральный зал на втором и ресторан на третьем. Торговый зал оформлен с необычайной пышностью. Богато декорированы и фасады здания, при этом архитектор использовал здесь самые разные средства украшения: цветочные витражи оплетает металлическое кружево, здание венчает крыша причудливой формы с башенками, по обе стороны огромных окон торгового зала находятся аллегорические фигуры Промышленности и Торговли, Искусства и Науки, выполненные скульптором А. Адамсоном. Необычное оформление здания делает его запоминающимся, выделяет из общего ряда других зданий Невского проспекта.

С 1898 года Барановский официально главный архитектор всех предприятий Елисеевых.

С 1891 года Барановский - архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии. Проектирует Глазную больницу в Петербурге.

Г.В. Барановский - автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894-1895) и «Строитель» (1895-1905). Участвовал в составлении проекта строительного Устава.

Особая страница в творческой и профессиональной деятельности Г.В. Барановского - создание, редактирование и издание семитомной «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1 904 году. Эта

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ейсш

прекрасная, богато иллюстрированная и очень наглядная энциклопедия до сих пор остается замечательным помощником архитекторам и дизайнерам при работе над проектированием интерьеров.

Если обратиться к истории жизненного пути выдающегося русского архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова, то мы увидим, что кроме архитектурных работ ему все время приходилось заниматься черчением и проектированием интерьеров и ландшафтов, вести преподавательскую деятельность.

Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров родился 8 (19) августа 1761 года на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в семье чиновника Адмиралтейств-коллегии, прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. Несмотря на то, что семья была небогата, Захаров-отец сумел дать двум своим сыновьям хорошее образование. Оба они стали впоследствии профессорами и академиками. Яков Захаров прославился как крупный ученый в области химии и механики, основоположник научного воздухоплавания, а его младший брат Андреян - как гениальный архитектор.

21 апреля 1767 года, когда Андреяну еще не исполнилось 6 лет, отец определил его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора тесным образом связана с Академией. Окончив художественное училище, Андреян Захаров поступил в Академию. Его преподавателями были выдающихся русские зодчие того времени профессора А.Ф. Кокоринов, А.А. Иванов и И.Е. Старов. Через два года после перехода в архитектурный класс, 1 3 сентября 1778 г., Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». В ноябре 1781 г., Захарову была задана выпускная программа - разработать проект «факсала» (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии.

В 1782 году, окончив Петербургскую Академию художеств, Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж.Ф. Шальгрену.

Кроме Шальгрена заметное влияние на творчество Захарова в период его пребывания во Франции оказал К.Н. Леду - кумир молодых французских архитекторов 1780-х гг. Его проекты поражали размахом градостроительных идей, монументальностью и целостностью архитектурных форм, сведенных к простым, обобщенным геометрическим объемам. Архитектурные идеи и приемы К.Н. Леду нашли яркое отражение в конкурсных проектах воспитанников Парижской Академии, за работой которых Захаров с интересом наблюдал. Недаром в последующие годы, уже будучи ведущим профессором Петербургской Академии, он пользовался опубликованными в начале XIX в. кон -курсными проектами в качестве учебного пособия для своих учеников.

После четырех лет работы во Франции летом 1786 года А. Д. Захаров возвращается в Петербург, а со следующего, 1787 года он уже сам преподает архитектуру в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.

К 1792 г. относится первая по времени из известных графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д. Захаров становится академиком Петербургской Академии художеств. Тогда же он был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет (1794-1799) Захаров проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.

В конце 1799 г. по повелению Павла I А.Д. Захаров, сохраняя должность профессора Академии художеств, становится архитектором города Гатчины, где находилась загородная резиденция императора. Фактически он становится придворным архитектором, принимая деятельное участие в работах по перестройке Гатчинского дворца, в проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений. В качестве помощника с 1800 года у него работал А.Н. Воронихин, создавший впоследствии такие

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

выдающиеся произведения русской архитектуры, как Казанский собор и здание Горного института. Почти два года проработал Захаров в Гатчине. Целый ряд сооружений спроектировал Захаров для парка. Самым значительным был монастырь святого Харлампия. Осенью 1800 года начались работы по его возведению, но после смерти Павла I работы были прекращены. Захарову было разрешено закончить только те сооружения, которые близились к окончанию. Он успел создать лучший мост в парке - Горбатый мост, напоминающий венецианские мосты, а также Львиный мост, павильоны «Ферма» и «Птичник».

В 1801-1802 годах по указанию Александра I А.Д. Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, составления проектов и смет для их строительства. Эта поездка сыграла большую роль в формировании собственного архитектурного почерка Захарова. В 1803 году, после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов. В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест, тюрем, винных и соляных складов для губернских городов. В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске, Архангельске и многих других городах России.

С 1797 года А.Д. Захаров являлся профессором, а с 1803 года - ведущим (старшим) профессором архитектурного класса Академии худо -жеств. Тогда же Захаров выполняет проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии наук (1803-1804), выполненный в традициях французской градостроительной школы. В это же самое время Захаров подготавливает проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки. А.Д. Захаров усиленно занимался составлением проектов, но, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался к строительным работам уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из этих работ относится осуществленный проект Литейной мастерской при Академии художеств (1805, не сохр.).

В том же 1805 году Захарова назначают главным архитектором Главного Адмиралтейства в

Петербурге вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г. В середине июля 1805 г. Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу. Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на чертежи и проектные архитектурные отмывки.

Здание Адмиралтейства (1806-1823) в Петербурге - величайший памятник, шедевр русской архитектуры. Старое здание Адмиралтейства было построено в 1727-1728 годах архитектором И. К. Коробовым. Через сто лет было решено начать работы по его реконструкции. Подготовить проект и претворить его в жизнь поручили А.Д. Захарову, «Главных Адмиралтейств Архитектору». Получив задание капитально перестроить коробовское Адмиралтейство, Захаров с большим подъемом и энергией взялся за дело. Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы. Задача, вставшая перед Захаровым, была чрезвычайно сложна. Ему предстояло не только переделать фасады, но и произвести перепланировку сотни помещений. Дело в том, что сама верфь нуждалась в коренной реконструкции. Кроме этого требовались новые помещения для только что учрежденного Министерства морских сил, в состав которого вошли и Адмиралтейств-коллегия, и вновь созданный Адмиралтейский департамент. Адмиралтейство по-прежнему должно было оставаться не только резиденцией морского ведомства «с его библиотекою , музеумом и прочими к нему принадлежностями», но и производственным предприятием с кладовыми и кузницами. Совмещение действующей верфи со зданием, играющим главную роль в архитектурном ансамбле, было задачей весьма необычной, почти не имевшей прецедентов в истории мировой архитектуры. Кроме того, Захаров был стеснен планом старого Адмиралтейства, ко -торое он изучил самым тщательным образом и которое решил по мере возможности не разрушать. Архитектор исключительно бережно отнесся к творению своего предшественника.

Захаров сам установил очередность предстоящих работ, разбив их на несколько этапов. Первый

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ейсш

- сооружение корпуса перед Зимним дворцом; второй - крыла главного корпуса до башни; третий -башня и т. д. В 1811 году в основном завершились работы по отделке восточной части Адмиралтейства, включая и Невский павильон, но здание в целом было еще далеко не окончено. Зодчий остро нуждался в хорошей мастерской, способной избавить его от черновой работы, в увеличении числа помощников.

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Предшественникам зодчего не приходилось создавать таких протяженных фасадов, какие имеет Адмиралтейство (главный фасад - 407 м, а каждый из боковых - около 172 м). В центре здания - монументальная ступенчатая башня со шпилем - знаменитая Адмиралтейская игла (высотой 72,5 м), ставшая символом города. Для создания скульптурного убран-

ства были привлечены лучшие русские ваятели того времени (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др.). Строительство Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества.

Архитектор трудился, не жалея себя, не зная отдыха. Он буквально сгорел на работе. Андреян Захаров умер в Петербурге 27 августа (8 сентября) 1811 года, так и не успев завершить свое великое творение, которому суждено было стать выдающимся произведением не только в творчестве самого зодчего, но и во всей мировой архитектуре. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, рядом со своими родителями - Д.В. Захаровым (1732-1810) и Е.В. Захаровой (17401830). В 1936 году их прах и памятник были перенесены в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Осталась на Смоленском кладбище только могила его брата -Якова Дмитриевича (1765-1836), химика, академика, основоположника научного воздухоплавания.

Библиографический список

1. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 т. - М.: Арт-родник, 2006.

2. Барановский // Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. - Л., 1982. -

С. 21-22.

3. Горюнов В.С., Исаченко В.Г., Таратынова О.В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В.Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. - 1070 с.

4. Гримм Г.Г. Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество / Г.Г. Гримм. - М.: Гос. Архит. изд-во Акад. архит. СССР, 1940. - 68 с. + 106 ил. - (Мастера архитектуры русского классицизма).

5. Интерьер в русском искусстве. Сост. Володарский В.М. - М.: Искусство, 2002. - 208 с.

6. Таратынова О.В., Горюнов В.С. Новое о творчестве архитектора Г.В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Межвузовский тематич. сб. трудов. - Л., 1985. - С. 83-88.

7. Хворостов Д.А. Интерьер в картинах русских художников. Историко-культурное наследие. Российское научное издание. № 3. - Орел, 2010.

8. Хворостов Д.А. Эстетическое воспитание студентов отделения «Искусство интерьера». Ученые записки Орловского государственного университета. № 1. - 2010.

9. Хворостов Д.А. Интерьер в истории русского изобразительного искусства и современные компьютерные технологии. Вестник Орловского государственного университета. № 1. - 2011.

10. Шуйский В. К. Андреян Захаров / В.К. Шуйский. - СПб.: Стройиздат, 1995. - 220 с.

D.A. KHVOROSTOV

The history of Russian culture is very rich with the outstanding persons who have left about memory not only in painting, the literature, a science, but in architecture. The person of the architect of the last centuries is significant that except the deepest knowledge of building designs, resistance of materials, proportions it included the fine artist. One person showed the whole project institute. Besides, architects of the past were remarkable teachers.

Key words: Baranovsky, Zaharov, the architect,town-planning, designing, pedagogical activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.