Научная статья на тему 'Проектное управление в сфере образования (на примере муниципального образования город Краснодар)'

Проектное управление в сфере образования (на примере муниципального образования город Краснодар) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUNICIPAL PROGRAM / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PROGRAM AND TARGET METHOD / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / MUNICIPAL PROJECT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунтовский Сергей Юрьевич, Абрамян Роксана Тиграновна, Богданова Татьяна Эдуардовна

В данной статье раскрывается сущность понятия «проектное управление». Также можно отметить, что представлены различия между муниципальным проектом и программой. Соответственно, раскрывается понятие «муниципальный проект». Выделяются недостатки муниципальной целевой программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар». Следовательно, для решения представленных недостатков предлагается внедрение проектного управления в администрации муниципального образования города Краснодар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бунтовский Сергей Юрьевич, Абрамян Роксана Тиграновна, Богданова Татьяна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the essence of the concept "project control". Also it should be noted that ddifferences between municipal projects and programs are presented. Accordingly, disclosed the concept of "municipal project". The defects of the municipal target program "Development of Education in the municipality city of Krasnodar" are highlighted. Consequently, for solution of these disadvantages the introduction of project control is offered to the administration of the municipality city of Krasnodar.

Текст научной работы на тему «Проектное управление в сфере образования (на примере муниципального образования город Краснодар)»

8. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95 с.

9. Гордеева А. В. Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики личности учащегося - Донецк: Издательство ДИПО ИПР, 2005. - С. 62

10. Управление высшим учебным заведением: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 695 с. - (Менеджмент в высшей школе).

Бунтовский Сергей Юрьевич

кандидат экономических наук Абрамян Роксана Тиграновна

студентка 4 курса факультета управления Богданова Татьяна Эдуардовна

студентка 4 курса факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

(г. Краснодар, Российская Федерация)

УДК 37.01

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР)

PROJECT CONTROL IN THE FIELD OF EDUCATION (THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR CITY MUNICIPALITY)

В данной статье раскрывается сущность понятия «проектное управление». Также можно отметить, что представлены различия между муниципальным проектом и программой. Соответственно, раскрывается понятие «муниципальный проект». Выделяются недостатки муниципальной целевой программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар». Следовательно, для решения представленных недостатков предлагается внедрение проектного управления в администрации муниципального образования города Краснодар.

Ключевые слова: муниципальная программа, управление проектами, программно-целевой метод, муниципальный проект, образовательное учреждение, муниципальное управление.

This article reveals the essence of the concept "project control". Also it should be noted that ddifferences between municipal projects and programs are presented. Accordingly, disclosed the concept of "municipal project". The defects of the municipal target program "Development of Education in the municipality city of Krasnodar" are highlighted. Consequently, for solution of these disadvantages the introduction of project control is offered to the administration of the municipality city of Krasnodar.

Key words: municipal program, project management, program and target method, municipal project, educational institution, municipal management.

Последнее время популярность управления проектами в нашей экономике возрастает, это касается как бизнеса, так и деятельности органов

62

государственного и муниципального секторов. Связано это, прежде всего, с ужесточением требований к качеству принимаемых решений по срокам, по содержанию, по результатам и по многим другим аспектам. Управление проектами как наука возникла примерно 50 лет назад. Она активно развивается последние 30 лет, и включает в себя методологию, которая состоит из компьютерных технологий, математических моделей, организационных моделей и другое. Управление проектами является национальным достоянием не только нашей страны, но и всего мирового сообщества в целом.

Проект является инструментом адаптации и развития. Любой проект связан с уникальностью, и в связи с этим, возникают определённые проблемы, те стандартные инструменты, которые специалист использовал в своей текущей деятельности, здесь перестают работать. Поэтому, необходим специальный инструментарий, который сработает каждый в своем индивидуальном случае. Необходимо грамотно поставить цель, определить, что мы хотим создать, каких результатов должны достигнуть, установить критерии успеха и т.д.

Развитие программно-целевого метода территориального управления и планирования затрудняется, по причине отсутствия четкого разделения прав и полномочий органов управления всех уровней власти. Муниципальные программы должны быть основаны, прежде всего, на финансирование из собственных бюджетов, активно привлекая инвестиции, создавая благоприятные условия в отрасли, в том числе, повышая инвестиционную активность предприятий и населения региона [1].

Муниципальный проект - это набор мероприятий и процессов, основная цель которых реализация масштабной задачи, которая может быть достигнута как качественно, так и количественно (поставленные цели достигнуты, либо провалены) в рамках муниципального образования.

В тоже время, муниципальная программа - это группа проектов, которые объединены одной целью, управлением, ресурсами и миссией, направлены на решение определённых задач развития муниципального образования.

Таким образом, можно выделить отличия муниципального проекта от программы. Во-первых, программа - понятие более широкое, которое включает в себя комплекс проектов. Во-вторых, сроки реализации проекта довольно конкретны, в то время как, у программы они несоизмеримы. В-третьих, результат проекта - это когда запланированные мероприятия выполнены в указанный срок, а программы - изменение состояния, оценка влияния на ситуацию. Поэтому, даже частичная реализация программы может оказаться успешной. В-четвертых, выполнение проекта намного легче, чем выполнение программы.

Рассмотрим муниципальную программу муниципального образования город Краснодар «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар» [2]. Поскольку доступность качественного образования

является одним из ключевых показателей конкурентоспособности общества, вопрос качества образования является перманентно актуальным и рассматривается в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и в рамках конкретных муниципальных образований и ВУЗов [3 - 4].

Приоритетными направлениями муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар» на 2015 - 2017 годы является обеспечение доступности и качества образования, обеспечение организационных, информационных, методических условий для обеспечения высокого качества образования, а также снижение правонарушений среди несовершеннолетних. Общий объём финансирования мероприятий муниципальной программы из средств федерального бюджета, краевого бюджета и местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) составляет 29 542 627,0 тысячи рублей.

Можно выявить следующие недостатки муниципальной целевой программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар».

Во-первых, нет четкого определения понятийного аппарата программно-целевого планирования, а также отсутствует отлаженная технология разработки программы. Определены лишь общие подходы к форме и структуре текста программы, такие как, паспорт программы, обязательный перечень разделов в её содержании и план мероприятий. Объективно будет предположить, что отсутствие единых и научно обоснованных технологий к разработке целевых программ будет служить основанием для постоянных ошибок.

Во-вторых, разработка любой целевой программы начинается с выявления и формулировки проблемы, а отбор проблем для программной разработки выполняется специалистами местных администраций достаточно формально, без проведения социологических исследований и мнения людей. В результате, зафиксированные в программе проблемы образования, как правило, не связывают с истинными проблемами.

В-третьих, формулировки целей программы абстрактны и практически не имеют связи с выявленными проблемами. В данной программе цели и задачи дублируют друг друга. Перечень предложенных задач не может обеспечить достижения поставленной целей, так как не представляет собой никаких конкретных мероприятий и действий.

В-четвертых, в каждом разделе программы нет четко определенных мероприятий, на которые расходуется финансирование данной муниципальной программы.

Также анализ показал, что существующая система сбора, обработки и систематизации статистической информации не позволяет оценить реальное состояние отрасли, а также выявить её проблемы. Выбор показателей, по которым ведётся наблюдение региональными комитетами государственной статистики, базируется на соблюдении определенных требований государственного комитета статистики Российской Федерации, а не на

потребностях органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.

Органами местного самоуправления в основном собирается информация по запросам вышестоящих органов государственной власти, а также информация, которая входит в перечень государственной статистики. Вопрос о создании системы муниципальной статистики по вопросам местного значения в муниципальном образовании ставился, но никаких действий по его решению не было принято.

При таком подходе невозможно получить целостного представления об уровне развития образования, его качестве и доступности, а, следовательно, и обосновать правомерность проблем, отобранных для программной разработки, а также постановки целей и задач по развитию отрасли.

Для решения этих проблем, самым верным решением будет использовать проектный метод для достижения важнейших показателей в социальной сфере (в образовании).

Сущность проектного метода состоит в том, что задачи управления разбиваются на ряд проектов, каждый из которых имеет конкретные цели и критерии их достижения. И на основании этого, осуществляется распределение средств на ту или иную задачу муниципальной программы.

Необходимо выделить в структуре администрации города Краснодара подразделение, которое будет отвечать за надлежащее исполнение и контроль проектного метода, а также привлекать дополнительные инвестиции в данную отрасль со стороны лиц, которые заинтересованы в ее процветании.

Участие в разработке и реализации целевой программы многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями, и четкого разделения работы. Распределение обязанностей внутри администрации муниципального образования город Краснодар может быть представлено следующим образом:

- экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год с прогнозом на два последующих года, определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования;

- отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ;

- ответственный руководитель - директор программы определяет формы и методы управления программой, вносит (при необходимости) коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств;

- финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ;

- коллективный совещательный орган администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования город Краснодар;

- представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевой программы.

Проекты должны реализовываться в целях развития муниципального образования. Для развития учреждений образования рекомендуются следующие проекты:

1. Внедрение новых образовательных программ, новых методик обучения.

2. Создание экспериментальной площадки федеральных институтов развития образования.

3. Внедрение методики здоровьесбережения по В.Ф. Базарному.

4. Внедрение модели земского образования и воспитания.

5. Внедрение системы государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением.

6. Организация взаимодействия учреждения с территориальным сообществом, органами территориального общественного самоуправления.

7. Поддержка молодежных общественных объединений.

8. Создание школьной системы оценки качества образования.

9. Организация презентации деятельности образовательного учреждения в средствах массовой информации.

10. Создание системы профориентации выпускников общеобразовательного учреждения.

11. Внедрение различных информационных систем, в т. ч. систем обеспечения безопасности.

12. Проведение социологического исследования по выявлению удовлетворенности родителей учащихся качеством образования в школе.

13. Внедрение электронной пропускной системы.

14. Обеспечение общественного контроля качества школьного питания.

15. Реализация комплекса энергосберегающих мероприятий.

От реализации проектного подхода в деятельности муниципальных учреждений рекомендуется двигаться в сторону стратегического планирования их развития, интегрируя данную систему с системой, задаваемой стратегией развития муниципального образования город Краснодар.

Таким образом, системе муниципального управления необходимы изменения. Она должна быть открытой и мобильной. Существующая система во многих аспектах содержит черты еще советской и постсоветской эпох, но сейчас совсем другая жизнь: другие стандарты, другая экономика, другие коммуникации. В связи с этим, необходимо не только подстроить этот механизм под современные условия, но и сделать его принципиально подходящим, для решения очень важных социально-экономических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунтовский С.Ю. Анализ уровня инвестиционной привлекательности Краснодарского края / С.Ю. Бунтовский, А.И. Бондаренко, А.И. Кудинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - № 1. - 2016. - С. 155-157.

2. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар»:постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 05.09.2014. - № 6404. - 2014.

3. Абрамян Р.Т. Государственная политика в сфере образования: ЕГЭ / Абрамян Р.Т., Комова О.И., Бунтовский С.Ю. // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции (Краснодар, 29 апреля 2016 г.). - Краснодар: ЦНТИ 2016. - С. 11-14.

4. Бунтовский С.Ю. Инновационные методы обучения в высшей школе / С.Ю. Бунтовский // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. Сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Краснодар, КубГАУ, 2016. - С. 325-327.

Гузева Наталья Ивановна

учитель начальных классов педагогическое звание «Старший учитель» Новоамвросиевская ОШI-III ступеней (Амвросиевского района ДНР)

УДК: 373.3

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

В статье рассматриваются идеи и взгляды зарубежных и отечественных учёных в решении проблемы развития критического мышления. Раскрыта необходимость формирования и развития критического мышления у обучающихся начальной школы в контексте внедрения новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: теория развития критического мышления, критическое мышление, мыслительный процесс, интеллект, методы и приёмы, методика развития ТРКМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.