Научная статья на тему 'Проектное управление развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий в цифровой экономике'

Проектное управление развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATIZATION / INFORMATION SECURITY / INFORMATION MODEL / AUTHORITY / PROJECT ACTIVITIES / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринёв Валерий Павлович

В статье представлены результаты исследования влияния нормативных правовых актов на развитие правоотношений в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в планах информатизации федеральных органов исполнительной власти в процессе исполнения ими соответствующих полномочий. Проанализировано более 20 документов, включая приказы министерств и ведомств. С использованием системного метода разработана информационная модель, позволяющая представить весь спектр осуществляемых полномочий в интересах построения системы проектного управления через планирование информатизации государственных органов. В качестве примера исследованы полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации. В составе модели учтено более 70 различных полномочий, которые систематизированы по 30 направлениям, в частности по таким, как: ведает; ведет; вносит; выдает; дает; заключает; информирует; истребует; координирует; обеспечивает; обобщает; оказывает; оповещает; определяет; организует; организует и обеспечивает; организует, осуществляет и обеспечивает; осуществляет; отслеживает; оформляет; представляет; принимает; проводит работу; разрабатывает и представляет; реализует; самостоятельно принимает нормативно-правовые акты; содействует; устанавливает; утверждает; участвует. Подход к описанию полномочий с использованием информационной модели позволил скоррелировать их с планами информатизации этого ведомства. По результатам работы сделан вывод о том, что данный подход может быть использован в процессе разработки и обоснования предложений по внесению изменений в действующее законодательство с учетом основных положений Стратегии развития отрасли информационных технологий и программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to present the results of the study of the impact of normative legal acts on the development of legal relations in the field of information and communication technologies in the plans of Informatization of the Federal Executive authorities in the process of exercising their respective powers. In order to achieve this goal, about 20 documents, including orders of ministries and departments, were analyzed within the framework of this work. To conduct the study we used the system method, with which help, was developed informational model, allowing to represent the whole range of the authority that they exercise in the interests of constructing a system of project management for the planning of Informatization of state authorities. As an example, the powers of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation were examined. The model takes into account more than 70 different powers, which in this work are systematized in 30 areas. particular, such as: charge; acts; makes; gives; yields; concludes; informs; claims; coordinates; provides; generalizes; render; alerts; identifies, organizes, organizes and provides; organizes, conducts and provides; implements; monitors; prepares; is; taking; conducting the work; develops and presents; implements; independently adopts regulatory legal acts; assists; sets; claims; engages. The approach to the description of powers using the information model allowed to correlate them with the plans of Informatization of the above-mentioned Department. Based on the results of the work, it has concluded that this approach can be used in the process of developing and substantiating proposals for amendments to the current legislation, taking into account the main provisions of the Strategy for the development of the information technology industry and the program “Digital economy of the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «Проектное управление развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий в цифровой экономике»

проектное управление развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий в цифровой экономике

Получено: 03.11.2018; одобрено: 03.12.2018; опубликовано: 29.12.2018 УДК 347.1 JEL O32 DOI 10.26425/2658-3445-2018-2-67-79

Гринёв Валерий Павлович

Эксперт, ФГАОУ ВО «Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», г. Москва, Россия, начальник юридического отдела, ФГУП «Научно-исследовательский центр информатики при Министерстве иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, Россия e-mail: gvp-ts@maii.ru

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования влияния нормативных правовых актов на развитие правоотношений в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в планах информатизации федеральных органов исполнительной власти в процессе исполнения ими соответствующих полномочий. Проанализировано более 20 документов, включая приказы министерств и ведомств. С использованием системного метода разработана информационная модель, позволяющая представить весь спектр осуществляемых полномочий в интересах построения системы проектного управления через планирование информатизации государственных органов.

В качестве примера исследованы полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации. В составе модели учтено более 70 различных полномочий, которые систематизированы по 30 направлениям, в частности по таким, как: ведает; ведет; вносит; выдает; дает; заключает; информирует; истребует; координирует; обеспечивает; обобщает; оказывает; оповещает; определяет; организует; организует и обеспечивает; организует, осуществляет и обеспечивает; осуществляет; отслеживает; оформляет; представляет; принимает; проводит работу; разрабатывает и представляет; реализует; самостоятельно принимает нормативно-правовые акты; содействует; устанавливает; утверждает; участвует. Подход к описанию полномочий с использованием информационной модели позволил скоррелировать их с планами информатизации этого ведомства.

По результатам работы сделан вывод о том, что данный подход может быть использован в процессе разработки и обоснования предложений по внесению изменений в действующее законодательство с учетом основных положений Стратегии развития отрасли информационных технологий и программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информатизация, информационная безопасность, информационная модель, полномочия, проектная деятельность, цифровая экономика.

© Гринёв В.П., 2018. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная. (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/)

The project management of the development and use of information and communication technologies in the digital economy

Recieved: 03.11.2018; aprobed: 03.12.2018; published: 29.12.2018 JEL classification O32 DOI 10.26425/2658-3445-2018-2-67-79

Grinev Valerii

Expert, "National Research University Higher School of Economics", Moscow, Russia

Head of legal Department, Research center of Informatics at the Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia e-mail: gvp-ts@maii.ru

ABSTRACT

The purpose of this article is to present the results of the study of the impact of normative legal acts on the development of legal relations in the field of information and communication technologies in the plans of Informatization of the Federal Executive authorities in the process of exercising their respective powers. In order to achieve this goal, about 20 documents, including orders of ministries and departments, were analyzed within the framework of this work. To conduct the study we used the system method, with which help, was developed informational model, allowing to represent the whole range of the authority that they exercise in the interests of constructing a system of project management for the planning of Informatization of state authorities.

As an example, the powers of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation were examined. The model takes into account more than 70 different powers, which in this work are systematized in 30 areas. particular, such as: charge; acts; makes; gives; yields; concludes; informs; claims; coordinates; provides; generalizes; render; alerts; identifies, organizes, organizes and provides; organizes, conducts and provides; implements; monitors; prepares; is; taking; conducting the work; develops and presents; implements; independently adopts regulatory legal acts; assists; sets; claims; engages. The approach to the description of powers using the information model allowed to correlate them with the plans of Informatization of the above-mentioned Department.

Based on the results of the work, it has concluded that this approach can be used in the process of developing and substantiating proposals for amendments to the current legislation, taking into account the main provisions of the Strategy for the development of the information technology industry and the program "Digital economy of the Russian Federation".

KEYWORDS

Informatization, information security, information model, authority, project activities, digital economy.

CITATION

Grinev V.P. (2018). The project management of the development and use of information and communication technologies in the digital economy. E-Management, vol. 1, № 2, pp. 67-79. DOI: 10.26425/2658-3445-2018-2-67-79

© The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

в

настоящее время для развития экономического потенциала Российской Федерации (далее - РФ) приоритетной целью является повышение качества государственного и корпоративного управления на основе внедрения в проектную деятельность цифровых технологий. Что касается общих вопросов государственного регулирования цифровой экономики, то они рассмотрены автором настоящей статьи в работе [Гринев, 2018а].

В контексте обсуждаемой темы необходимо иметь в виду, что 31 октября 2018 г. было принято постановление «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»1, которым утверждено соответствующее Положение.

Особого внимания в свете проводимого исследования заслуживают термины, раскрываемые в Положении: под «проектом» понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях различных ограничений, например, ресурсных или временных; под «национальным проектом», понимают проект (программу), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2 (далее - Указ № 204), а также при необходимости - достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента РФ, поручению Председателя Правительства РФ, Правительства РФ, решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (далее - Совет), президиума Совета и подлежащий разработке в соответствии с Указом № 204. При этом проект, обеспечивающий достижение целей и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти (далее - ФОИВ), классифицируется как «ведомственный проект». И еще одно понятие заслуживает раскрытия в рамках заявленной темы проводимого исследования - это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов, т. е. «проектная деятельность».

Также важно отметить, что в данном постановлении указано, что в целях осуществления проектной деятельности в Правительстве РФ и ФОИВ формируются или, как считает автор, должны формироваться органы управления проектной деятельностью. Можно добавить, что эта деятельность и реализуемые проекты в определенной мере увязаны с полномочиями того или иного ФОИВ.

В качестве примера, иллюстрирующего обусловленность взаимосвязи полномочий ФОИВ с проектной деятельностью, ролью и местом в этом процессе информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) как неотъемлемых элементов цифровой экономики, в данном исследовании проанализированы полномочия Министерства иностранных дел РФ (далее - МИД РФ), которыми этот ФОИВ наделен в соответствии с п. 6 Указа Президента РФ «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» (далее - Указ № 865)3.

В соответствии с Указом № 865 в полномочия МИД РФ входит более 70 различных полномочий, которые условно в контексте данной работы сгруппированы по 30 направлениям, например: ведает; ведет; вносит; выдает; дает; заключает; информирует; истребует; координирует; обеспечивает; обобщает; оказывает; оповещает; определяет; организует; организует и обеспечивает; организует, осуществляет и обеспечивает; осуществляет; отслеживает; оформляет; представляет; принимает; проводит работу; разрабатывает и представляет; реализует; самостоятельно принимает нормативно-правовые акты (далее - НПА); содействует; устанавливает; утверждает; участвует.

При этом необходимо подчеркнуть, что в каждое из направлений входит от 1 до 20 полномочий. При проведении исследования все полномочия в рамках обозначенных выше направлений систематизированы и размещены в алфавитном порядке с сохранением порядка их нумерации, указанным в пункте 6 Указа № 865, в виде информационной модели (см. табл.).

На основе такого подхода перечень полномочий МИД РФ по состоянию на текущую дату в информационной модели начинается с номера «27» и заканчивается номером «13.6».

1 Постановление Правительства РФ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 31.10.2018 № 1288 // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, № 45, ст. 6947.

2 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.

3 Указ Президента РФ «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 11.07.2004 № 865 (ред. от 24.10.2018) // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2018, № 44, ст. 6713.

Таблица. Информационная модель полномочий ФОИВ (на примере МИД России)

№ полномочия в соответствии с Указом № 865 Наименование полномочия МИД России по направлениям

Ведает

27 в пределах своей компетенции вопросами гражданства

Ведет

9 переговоры с иностранными государствами и международными организациями

26.8 в порядке, устанавливаемом МИД России, государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками

Вносит

2 Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов (далее ФКЗ), федеральных законов (далее ФЗ), актов Президента РФ и Правительства РФ, проекты других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИД России и Россотрудничества, а также проект плана работы МИД России и прогнозные показатели его деятельности

Выдает

26 в установленном порядке основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ

26.4 в установленном порядке и в пределах своей компетенции визы

Дает

19 разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов ГД ФС РФ и членов Совета Федерации ФС РФ, физических и юридических лиц

30 согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса РФ, включая опубликование дат предстоящих визитов руководителей страны за рубеж, руководителей иностранных государств и международных организаций в РФ, а также на освещение хода этих визитов

Заключает

15 международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИД России

Информирует

34 загранучреждения по вопросам внешней и внутренней политики

Истребует

26.5 из-за рубежа в пределах своей компетенции документы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства

Координирует

29 распространение за рубежом информации о внешней и внутренней политике РФ, ее участии в содействии международному развитию, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны

Обеспечивает

5 участие РФ в деятельности ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли РФ как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем

12.1 совместно с другими ФОИВ участие РФ в содействии международному развитию

Продолжение таблицы

№ полномочия в соответствии с Указом № 865 Наименование полномочия МИД России по направлениям

13.3 в пределах своей компетенции информационную и информационно-аналитическую поддержку ситуационных центров Президента РФ и Правительства РФ при принятии решений в кризисных и чрезвычайных ситуациях, затрагивающих интересы и безопасность граждан, учреждений и других объектов РФ за рубежом, осуществляет в установленном порядке обмен соответствующей информацией с заинтересованными ФОИВ

20 представительство РФ при рассмотрении споров с другими государствами или международными организациями, если иное не предусмотрено решениями Президента РФ или Правительства РФ

23 функционирование единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ

24 хранение подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, материалов архивов внешней политики РФ, учет и использование документов, находящихся в них на постоянном хранении

38 осуществление дипломатическо-курьерской связи с использованием мер и средств по охране дипломатической почты при ее транспортировке

Обобщает

44 практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в сфере международных отношений РФ

Оказывает

25.1 в установленном порядке и в пределах своей компетенции консульские услуги

25.2 государственные информационно-консультационные услуги в порядке, устанавливаемом МИД России

32 в установленном порядке содействие функционированию иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств на территории РФ

Оповещает

13.5 граждан РФ, находящихся за рубежом, о возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций в соответствующих государствах и о порядке их действий в таких ситуациях

Определяет

26.1 порядок оформления дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ либо представительствами МИД России, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу РФ, временного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ и дающего ему право на въезд (возвращение) в РФ, а также его форму

Организует

25 на территории РФ и за рубежом консульскую работу (уместно отметить, что положение о Консульском учреждении РФ утверждено Указом Президента РФ от 05.11.1998 г.)

46 прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок

40 учет недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИД России, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие ФОИВ для включения в реестр федерального имущества

Продолжение таблицы

№ полномочия в соответствии с Указом № 865 Наименование полномочия МИД России по направлениям

Организует и обеспечивает

47 мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МИД России

Организует, осуществляет и обеспечивает

37 в пределах своей компетенции безопасность шифровальных работ и связи, защиту сведений, составляющих государственную тайну

Осуществляет

7 дипломатическими и международно-правовыми средствами поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере содействия международному развитию, защиту их законных интересов за рубежом

12 координацию международной деятельности ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ

13 в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских государственных учреждений, организаций и предприятий

13.1 совместно с соответствующими ФОИВ в пределах своих полномочий противодействие терроризму

21 функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на РФ

22 общее наблюдение за выполнением международных обязательств РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами

26.2 в установленном порядке регистрацию (перерегистрацию) организаций в целях оказания им консульских услуг

26.3 порядке, устанавливаемом МИДом России, оформление в пределах своей компетенции приглашений на въезд в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принятие решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства

26.6 консульскую легализацию документов в порядке, устанавливаемом МИД России

28 в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 кадровое обеспечение ЦА МИДа России, ЗУ, ТО, подведомственных организаций, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы, а также принимает участие в кадровом обеспечении Россотрудничества

39 по поручению Правительства РФ приобретение в собственность РФ объектов недвижимости за рубежом для размещения ЗУ и оформление соответствующих документов

Продолжение таблицы

№ полномочия в соответствии с Указом № 865 Наименование полномочия МИД России по направлениям

41 функции государственного заказчика и организует капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов ЦА МИД России, ЗУ и ТО

41.1 в установленном порядке формирование и содержание специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях), находящегося в ведении МИД России, а также предоставление государственным гражданским служащим системы МИД России на период прохождения ими государственной гражданской службы служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях

42 централизованное финансирование, материально-техническое обеспечение ЗУ

43 закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Гринев, 2018в]

45 функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МИД России и реализацию возложенных на него функций

48 в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МИДа России

49 иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ или Правительства РФ

Отслеживает

13.2 в пределах своей компетенции вопросы безопасности пребывания граждан РФ за рубежом, назревание кризисных ситуаций в иностранных государствах, создает ситуационно-кризисный центр МИДа России и обеспечивает его деятельность, осуществляет руководство постоянно действующими кризисными штабами загранучреждений (далее - ЗУ) и координацию их работы по обеспечению безопасности граждан, учреждений и объектов РФ за пределами ее территории при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций, утверждает по согласованию с заинтересованными ФОИВ положение о кризисных штабах загранучреждений и порядок их деятельности

Оформляет

18 полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени РФ или Правительства РФ, а также на участие от имени РФ или Правительства РФ в работе международных конференций, форумов, органов международных организаций

Представляет

16 Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о подписании от имени РФ или от имени Правительства РФ международных актов, не являющихся международными договорами РФ

17 для официального опубликования в Собрании законодательства РФ и Бюллетене международных договоров РФ, вступившие в силу для РФ международные договоры

Продолжение таблицы

№ полномочия в соответствии с Указом № 865 Наименование полномочия МИД России по направлениям

Принимает

36 в установленном порядке совместно с соответствующими ФОИВ меры по обеспечению частичной или полной эвакуации граждан и учреждений РФ в случае возникновения кризисных и (или) чрезвычайных ситуаций в иностранных государствах

Принимает, осуществляет контроль

31 участие в протокольном обеспечении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также осуществляет контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов

Проводит работу

13.7 по информатизации ЦА, ТО и ЗУ, а также во взаимодействии с другими ФОИВ осуществляет меры по обеспечению информационной безопасности

Разрабатывает и представляет

1 в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по вопросам отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних, многосторонних отношений и международных проблем

14 проекты международных договоров РФ, представляет в установленном порядке Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о проведении переговоров о подписании международных договоров РФ, предложения о подписании и выражении согласия РФ на обязательность для нее международных договоров, а также предложения о прекращении и приостановлении действия международных договоров РФ

Реализует

4 дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия РФ по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена СБ ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов

Самостоятельно принимает НПА

3 на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает НПА по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется только ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ

Содействует

10 осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания РФ

11 развитию международных связей субъектов РФ и осуществляет их координацию

Устанавливает

26.7 совместно с ФСБ России порядок подтверждения иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории РФ и выезда из РФ или предъявления гарантий предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу РФ

Окончание таблицы

№ полномочия в соответствии с Указом № 865 Наименование полномочия МИД России по направлениям

26.9 порядок ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ учета граждан РФ, находящихся за пределами территории РФ

42.4 порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей подведомственных образовательных организаций

Утверждает

42.1 единую методику расчета ставок сборов в счет возмещения связанных с совершением консульских действий фактических расходов, взимаемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за пределами территории РФ

42.2 нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями

42.3 по согласованию с Министерством просвещения РФ порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в специализированных структурных образовательных подразделениях ЗУ

Участвует

6 в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан РФ, обороны и безопасности государства, содействия международному развитию, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена РФ с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом

8 в работе правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию МИД России

13.4 во взаимодействии с другими ФОИВ в формировании и деятельности системы распределенных ситуационных центров федерального уровня

13.6 совместно с другими ФОИВ в разработке и совершенствовании механизмов обеспечения связи с находящимися за рубежом гражданами РФ в кризисных и чрезвычайных ситуациях

Составлено автором по материалам исследования

Вариант представления полномочий МИД РФ, рассмотренный автором в качестве примера, позволяет проводить мониторинг законодательства по мере внесения в него соответствующих изменений, связанных, в т. ч. с их расширением, и может быть использован в рамках проектного управления при сравнительном анализе полномочий с другими ФОИВ с целью выявления в них общего и особенного в ходе разработки законодателем соответствующих проектов по изменению действующих НПА в части, касающейся полномочий.

Важно отметить, что перечисленные в Указе № 865 и представленные в таблице 1 полномочия, реализуются с использованием всего спектра современных информационных технологий, предшественниками которых были информационные технологии.

В научной литературе, в частности в статье Ю.Р. Мухиной [2009] отмечается, что ИКТ реализуются на основе локальных и глобальных компьютерных сетей и являются частным случаем компьютерных технологий, представляющими собой, в свою очередь, разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной вычислительной (компьютерной) техники.

Что касается перспектив развития информационных технологий, то этот процесс во многом будет зависеть от реализации плана мероприятий (дорожной карты), который был утвержден распоряжением

Правительства РФ № 2602-р4, а также от государственной программы «Информационное общество (2012— 2020)», утвержденной постановлением Правительства РФ № 3135.

При этом нельзя не отметить риски, которые могут привести к недостижению целей, в т. ч. и обозначенных и в упомянутой выше дорожной карте, и в соответствующей подпрограмме.

В настоящее время решение вопросов правового регулирования использования информационных технологий возложены на Правительственную комиссию, созданную в соответствии с постановлением «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий»6.

Что касается конкретных направлений развития ИКТ, то необходимо иметь в виду, что они обозначены в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2036-р 7.

При этом следует иметь в виду, что эта Стратегия разработана для формирования единого системного подхода государства к развитию информационных технологий, а ее реализация должна позволить заложить основы дальнейшей деятельности государства в этой области, в том числе за счет взаимодействия ее участников.

По мнению разработчиков Стратегии, ее реализация будет способствовать обеспечению информационной безопасности, в том числе за счет создания современных средств реагирования и предупреждения глобальных информационных угроз.

Важно также иметь в виду, что понятие «информационная угроза» в рассматриваемом контексте отождествляется с понятием «угроза информационной безопасности РФ» и в соответствии с п. 2 Доктрины информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 6468, представляет собой совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере.

При этом важно также отметить, что закупка программного обеспечения в сфере информационной безопасности должна осуществляться в соответствии с положениями постановления Правительства РФ «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности»9.

Важно также иметь в виду и положения постановлений Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»10, «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»11, а также распоряжения Правительства РФ «Об утверждении плана перехода в 2016-2018 годах

4Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» от 30.12.2013 г. № 2602-р (ред. от 05.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.12.2018).

5 Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)» от 15.04.2014 № 313 (ред. от 30.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov. ги (дата обращения: 17.12.2018).

6 Постановление Правительства РФ «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий» от 07.09.2018 г. № 1065 // Собрание законодательства РФ, 17.09.2018, № 38, ст. 5846.

7 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года» от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2018, № 44, ст. 6772.

8 Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.

9Постановление Правительства РФ «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» от 08.06.2018 г. № 658 // Собрание законодательства РФ, 18.06.2018, № 25, ст. 3684.

10Постановление Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 16.11.2015 г. № 1236 (ред. от 20.11.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:17.12.2018).

11 Постановление Правительства РФ «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.03.2017 г. № 325 (ред. от 07.03.2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.12.2018).

федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения»12, приказа Минкомсвязи России «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения»13 и приказа Казначейства России «Об утверждении формы и порядка представления информации о потребности в осуществлении централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета и формирования потребности для осуществления централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета»14.

Особая роль в развитии отдельных сегментов отрасли информационных технологий отводится программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»15 с учетом положений распоряжения Правительства РФ «О выделении Минэкономразвития России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2018 году бюджетных ассигнований на реализацию плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»16.

В контексте обсуждения вопроса правового регулирования цифровой экономики следует также иметь в виду Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»17, а также одну из работ В.А. Вайпана, как одного из ведущих юристов современности, в которой он определяет цифровую экономику как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. По его мнению, в цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий и при этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции [Вайпан, 2018].

Одним из иллюстрирующих шагов в этой в этом направлении является переход в РФ в 2018-2019 гг. с аналогового телевидения на цифровое телевидение.

В то же время отрасль информационных технологий имеет свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать в ходе проектного управления их развитием, при этом, как справедливо отметил в одной из своих работ А.А. Ефремов [2018], в настоящее время отсутствует специальная методика выявления и устранения правовых ограничений для их развития. В этой же работе А.А. Ефремов отмечает, что в РАН-ХиГС при Президенте РФ разработан проект Методики оценки воздействия НПА и их проектов на развитие информационных технологий и цифровой экономики в РФ, который содержит рекомендуемый порядок действий в ходе осуществления Министерством экономического развития России и другими ФОИВ, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Можно предположить, что эта Методика в сочетании с результатами и выводами данного исследования может стать предметом для обсуждения соответствующими специалистами в ходе инициирования ими новых вариантов проектного управления развитием ИКТ.

12Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана перехода в 2016-2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения» от 26.07.2016 № 1588-р // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:17.09.2018).

13Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения» от 29.06.2017 № 334 (ред. от 25.09.2017) // Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.09.2018).

14Приказ Казначейства России «Об утверждении формы и порядка представления информации о потребности в осуществлении централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета и формирования потребности для осуществления централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета» от 10.10.2018 № 37н // Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.09.2018).

15Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017 № 1632-р // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2017, № 32, ст. 5138.

16Распоряжение Правительства РФ «О выделении Минэкономразвития России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2018 году бюджетных ассигнований на реализацию плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 09.03.2018 № 403-р // Режим доступа: http://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-09.03.2018-N-403-r (дата обращения:17.09.2018).

17 Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.09.2018).

При этом важно отметить, что в части фундаментальных и поисковых исследований в области информационных технологий, которые могли бы стать содержательной частью проектного управления их развитием, являются направления, которые предусмотрены соответствующими планами, в частности планом мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»18.

Важно отметить, что решение задачи информатизации государственных органов власти в настоящее время осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»19.

В качестве примера, иллюстрирующего выполнение ФОИВ, в т. ч. МИД России, данного постановления, следует отметить «План информатизации МИД России на 2018-2020 годы», утвержденный Приказом МИД России от 12.02. 2018 № 1987 (ред. от 11.10.2018)20.

В этом Плане предусмотрено 13 объектов учета и соответствующие типы мероприятий, включая создание, эксплуатацию и развитие.

В частности, к ним относятся: «Совокупность систем специальной деятельности в консульских загра-нучреждениях МИД России»; «Ведомственный сегмент МИД России Государственной системs изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения»; «Интерактивный интернет-ресурс (портал), ориентированный на соотечественников, проживающих за рубежом»; «ИС ВПВ МИД РФ. Подсистема информационного обеспечения деятельности»; «ИС ВПВ МИД РФ. Телекоммуникационная инфраструктура внешней связи»; «ИС ВПВ МИД России. Средства информационной безопасности» и др.

ВЫВОДЫ

Можно отметить, что разработанный подход к анализу НПА на предмет их регулирующего воздействия на цифровизацию экономики России, может быть использован и при анализе планов информатизации других ФОИВ и их соотнесения с наделенными полномочиями.

В заключение необходимо подчеркнуть важность решения вопроса о проектном управлении развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий в цифровой экономике и планах информатизации ФОИВ как механизма для достижения целей и решения задач, поставленных в майских указах Президента РФ, в т. ч. от 7.05.2018 г., которым определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 202421.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вайпан В.А. (2018). Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». № 1. С. 12-17.

Гринёв В.П. (2018я). Государственное регулирование цифровой экономики // Право и цифровая экономика. № 2. С. 15-22.

Гринёв В.П. (2018Ь). К вопросу о новых возможностях обеспечения государственных нужд в условиях цифровой экономики и проблемах правоприменения при переводе закупок в электронную форму / В кн.: Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы VI Международной научно-практической конференции (8 июня 2018 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ. С. 50-62.

Мухина Ю.Р. (2009). Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении // Молодой ученый. № 11. С. 295-298.

18 План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.12.2017 № 2). Режим доступа: http://static.government.ru (дата обращения 17.12.2018).

19 Постановление Правительства РФ «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» 24.05.2010 г.№ 365 (ред. от 29.09.2018 г.) // Официальном интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:17.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Приказ МИД России «Об утверждении плана информатизации Министерства иностранных дел Российской Федерации на 2018-2020 годы» (вместе с «Планом информатизации на очередной финансовый 2018 год и плановый период 2019-2020 годов») от 12.02.2018 г. № 1987 (ред. от 29.12.2018). Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.12.2018).

21 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 17.12.2018).

Ефремов А.А. (2018). Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. № 3. С. 45-56.

REFERENCES

Efremov A.A. (2018), "The assessment of the impact of legal regulation on the development of information technologies: mechanisms and methods" ["Otsenka vozdeystviya pravovogo regulirovaniya na razvitiye informatsionnykh tekhnologiy: mekhanizmy i metodika"], Zakon, no 3, pp. 45-56.

Grinev V.P. (2018a), "State regulation of the digital economy" ["Gosudarstvennoye regulirovaniye tsifrovoy ekonomiki"],

Pravo i tsifrovaya ekonomika, no 2, pp. 15-22.

Grinev V.P. (2018b), "On the issue of new opportunities to ensure public needs in the digital economy and the problems of law enforcement in the transfer of procurement in electronic form" ["K voprosu o novykh vozmozhnostyakh obespecheniya gosudarstvennykh nuzhd v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki i problemakh pravoprimeneniya pri perevode zakupok v elektronnuyu formu"], v kn.: Publichnye problemy primeneniya procurement: problems of law enforcement. Proceedings of the VI International scientific-practical conference (June 8, 2018, Lomonosov Moscow state University). M.: Yustitsinform, pp. 50-62.

Mukhina Y.R. (2009), "The Ratio of the concepts of "information technology" and "modern information technology" in training" ["Sootnosheniye ponyatiy "informatsionnyye tekhnologii" i "sovremennyye informatsionnyye tekhnologii" v obuchenii"], Molodoi uchenyi, no 11, pp. 295-298.

Vaipan V.A. (2018), "Legal regulation of digital economy" ["Pravovoye regulirovaniye tsifrovoy ekonomiki"], Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie "Pravo I biznes", no 1, pp. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.