Научная статья на тему 'Информационное право как важный фактор безопасности и защиты информации'

Информационное право как важный фактор безопасности и защиты информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2147
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов А.А., Гришанова Е.М.

Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования, обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Информационное право это молодая отрасль права, возникшая в условиях информатизации общества, нуждающаяся в развитии и совершенствовании, согласовании и взаимодействии различных законов и актов между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to topical problems of legal regulation, provision and protection of the interests of the individual, society and the state in the information sphere. Information law is a young branch of law that arose in the conditions of informatization of society, which needs development and improvement, coordination and interaction of various laws and acts among themselves.

Текст научной работы на тему «Информационное право как важный фактор безопасности и защиты информации»

URLhttp://www.iccci.ru/iccci/call_centers/en_15838/

8. COPC CSP:2012 5.1, COPC Corp, 2012. Электронный ресурс: URL http://www.proseed.co.jp

9. Максименко В.Н. Особенности оценки качества инфокоммуникационных услуг контакт-центра // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, 2010. - № 10.- С. 39-41.

10. Володина Е.Е., Тихвинский В.О. Конкуренция и качество услуг на рынке подвижной связи // Мобильные системы, 2003. - № 8. - С. 31.

11. Бутенко В.В., Веерпалу В.Э., Володина Е.Е., Девяткин Е.Е. Пути развития широкополосного доступа в России // Электросвязь, 2014. - № 10. - С. 22-26.

12. Кудин А.В., Максименко В.Н. Управление качеством услуг. Конкурентоспособность и нормативные аспекты // ИКС, 2005. - № 4. - С 84-87.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ И

ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

А.А. Антипов, доцент кафедры политической экономии и политологии МТУСИ, к.ю.н., antipoff77@yandex.ru;

Е.М. Гришанова, зав. кафедрой политической экономии и политологии МТУСИ, доцент, к.э.н., gem-mtuci@mail. ru

УДК 654.16

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования, обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Информационное право - это молодая отрасль права, возникшая в условиях информатизации общества, нуждающаяся в развитии и совершенствовании, согласовании и взаимодействии различных законов и актов между собой.

Ключевые слова: информационное право, защита информации, информационно-психологическое оружие, информационная безопасность, информационная сфера, национальная безопасность.

INFORMATION LAW AS AN IMPORTANT FACTOR FOR SECURITY AND DATA

PROTECTION

Alexey Antipov, associate professor of the political economy and political science department, Ph. D. in law;

Elena Grishanova, head of the political economy and political science department MTUCI, Ph. D.in economic

Annotation. The article is devoted to topical problems of legal regulation, provision and protection of the interests of the individual, society and the state in the information sphere. Information law is a young branch of law that arose in the conditions of informatization of society, which needs development and improvement, coordination and interaction of various laws and acts among themselves.

Keywords: information law, information security, information psychological-weapons, information environment, national security.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры и субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором

жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации [1-3].

Наряду с преимуществами, которые предоставляет интеграция высоких технологий в различные сферы деятельности нашей страны, возникают и нарастают угрозы национальной безопасности. Серьезную опасность представляет собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Появляется новый термин «информационно-психологическое оружие» - это специальное оружие, которое основано на применении разрушающего информационно-психологического, а также информационно-управляющего воздействия на психику человека для его принуждения или уничтожения.

Информационная война, которая в настоящее время уже идет - это новое понятие в области мировой науки, включающая различные аспекты политической, экономической и социально-культурной деятельности. В современной России это особенно заметно на примере средств массовой информации.

Объектом информационного воздействия современного вооружения является общественное сознание человека, его дух, воля, идейные установки и представления, при этом используются методы, ведущие к подавлению норм нравственности.

В условиях формирующегося глобального информационного пространства информация становится действенным инструментом власти [4].

Информация - это важнейшая составляющая жизнедеятельности современного общества. В официальных документах ЮНЕСКО информация определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и умений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Современное российское общество трудно представить без широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий, являющихся одним из факторов социально-экономического развития государства. Информационное обеспечение государственного управления играет важную роль в обеспечении его эффективности. Информация о деятельности органов государственной власти является одной из основ функционирования политической системы государства. От этой информации зависит качество взаимодействия государства с гражданским обществом [5].

Наиболее важным документом, определяющим понятие «информационная безопасность», является утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указом от 05 декабря 2016 г. [6] новая Доктрина информационной безопасности страны, которая представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Речь идет об актуализированном документе с учетом развития отрасли информационных и коммуникационных технологий, который заменил аналогичный, но уже устаревший документ - Доктрину информационной безопасности 2000 г.

В ст. 2 Доктрины под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также, совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

В новой Доктрине говорится о том, что информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства, эффективное применение которых является фактором

ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества, поскольку информационная сфера играет ключевую роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов России. Доктрина описывает стратегические цели и направления обеспечения информационной безопасности в различных областях, в частности, это защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.

Одним из рисков для информационной безопасности в ст. 11 Доктрины называется наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру РФ в военных целях. Кроме того, отмечается усиление деятельности организаций, которые осуществляют «техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Также речь идет о дискриминации российских СМИ за рубежом. Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики РФ. «Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей», - говорится в доктрине.

Другой важной, и пока непреодолимой угрозой информационной безопасности является высокий уровень зависимости российской промышленности от зарубежных информационных технологий, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения.

С учетом происходящего в России и в мире Доктрина информационной безопасности является необходимым нормативно-правовым актом для решения многих задач в сфере безопасности и защиты информации. Журналисты так охарактеризовали Доктрину: «Россия получила оружие для сопротивления в информационной войне».

Минкомсвязь анонсировало готовность внесения поправок в отраслевое законодательство в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». В сфере использования современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти действующее законодательство позиционируется несоответствием содержащихся в нормативных правовых актах норм реальным потребностям участников правоотношений, а также, огромным количеством нормативных правовых актов часто несогласованных между собой. Какие-либо изменения и поправки в законодательной базе осуществлялись различными министерствами и ведомствами бессистемно. Действующее законодательство в сфере инфокоммуникаций и связи давно устарело, противоречиво и несовершенно. В настоящее же время к действующему Федеральному закону «О связи» принято около сорока подзаконных актов, которые, обычно создаются, принимаются и не всегда согласуются друг с другом.

Информационная безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информационная безопасность предполагает и означает состояние, когда в обществе созданы условия, обеспечивающие свободное развитие личности, семьи, государства, которые дают возможность объективно оценивать исторический процесс, истинную обстановку в мире, стране, регионе, вырабатывать и принимать самостоятельные решения на основе современной, достоверной информации, гуманитарного знания, составляющего и создающего истинную духовность каждого народа.

Несовершенство законодательной базы является одним из серьезных факторов, сдерживающих интенсификацию развития современных информационных технологий и

обеспечение национальных интересов Российской Федерации в глобальном информационном пространстве. Таким образом, на современном этапе важным вопросом обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является необходимость подготовки и принятия новых нормативных правовых актов, а также уточнение существующих концептуальных и доктринальных документов, которые адекватно отражали бы национальные интересы России, в том числе в информационной сфере, и способствовали бы реализации задач обеспечения информационной безопасности.

Когда заходит речь о законодательной базе необходимо сказать, что информационное право определяется совокупностью норм, регулирующих поведение субъектов в информационной сфере - физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Если информационное право регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует информационные нормы и отношения, которые возникают при их применении, изучает эффективность действия информационных нормативных актов, кодифицирует, систематизирует, структурирует их.

Компьютерное право, коммуникационный менеджмент, информационное законодательство, а главное - развитие реалий в области информации, информатизации, защиты информации - вот аргументы за выделение отрасли информационного права в системе российского права.

Следует отметить, что и в практике применения права, и в самом нормотворчестве, равно как и в теории, часто происходит подмена понятий «предмет» и «объект» регулирования, что нарушает точность понимания того, о чем идет речь в конкретных обстоятельствах. Обращаясь в архив для получения того или иного документа, человек реализует свое конституционное право на информацию. Предмет его интереса - определенный документ. Законодательство, устанавливая право гражданина на получение информации и соответствующие обязанности архива предоставить интересующий гражданина документ, регулирует взаимоотношения этих взаимосвязанных обстоятельствами и законом субъектов. Эти отношения осуществляются в форме оказания информационной услуги со стороны архива и соблюдения определенных действий самим гражданином, который должен соответствующим образом оформить свой запрос. Так, конкретно выделяются:

• предмет отношений (документ или его копия);

• отношения связанных субъектов по поводу указанного предмета, регулируемые нормами законодательства и подзаконными актами;

• предметная сфера права (механизм регулирования отношений субъектов относительно предмета их интереса с учетом позиции государства - нормативно выраженная совокупность прав и обязанностей всех взаимосвязанных субъектов).

Предметом информационного права является не только сама информация, но и процессы, связанные с ее получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением и так далее [3]. Совокупность этих действий называется информатикой, а создание условий для внедрения новейших технологий в работе с информацией -информатизацией. Таким образом, информация, информатизация, коммуникация информации по различным типам сетей и отношения, возникающие в этой связи, в совокупности составляют предметную область информационного права [7].

Специфическими институтами информационного права являются: свобода, тайна, доступ, правовой режим информации и информационного ресурса, право на информацию, защита информации, виды информации (открытая, ограниченного доступа, массовая, официальная и другие). К межотраслевым институтам можно отнести институты собственности и интеллектуальной собственности, так как корни их лежат в системе гражданского права, но обеспечиваются они и нормами публичного права, а также применяются в системе отношений, регулируемых информационным законодательством.

Наиболее развитыми институтами информационного права в теоретическом и нормативном отношении являются: институт права на информацию, институт массовой

информации, институт правового режима информационных ресурсов, институт государственной тайны. Проблематика правового института требует более углубленного исследования, чем это делалось до сих пор. А в области информационной деятельности и информационных отношений этот вопрос требует особого внимания, ибо точность определения института существенным образом влияет не только на процесс нормотворчества, но и на содержание научных исследований и практику право применения [8]. Основными направлениями защиты информационной сферы являются:

• защита интересов личности, общества и государства от воздействия вредной, опасной и недоброкачественной информации;

• защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от неправомерного воздействия посторонних лиц;

• защита информационных прав и свобод.

Характеристика правонарушений режима охраняемой информации включает в себя совокупность признаков:

• помогающих уяснить распространенность и структуру правонарушений, в которой они распределены в зависимости от вида тайны (государственная, служебная, коммерческая);

• определяющих сферы профессиональной деятельности исполнителей секретных (конфиденциальных) документов и работ, в которых наблюдается проявление правонарушений режима охраняемой информации;

• отражающих личностные особенности лиц, виновных в совершении правонарушений и режима охраняемой информации, способствующих пониманию возникновения угроз для информационной безопасности, прочих правонарушений режима охраняемой информации и осуществления предупредительной деятельности.

Первая группа признаков служит информационной базой для оценки степени актуальности борьбы с правонарушениями режима охраняемой информации, для определения основных направлений этой деятельности, для достижения наиболее оптимального результата использования сил и средств профилактического воздействия.

Вторая группа признаков показывает ту среду, своего рода «жизненное пространство», в рамках и при наличии которой правонарушения режима охраняемой информации могут существовать, а при определенных условиях и обеспечивать собственное «воспроизводство». Исследование данных признаков имеет значение для реализации практических действий по нейтрализации и искоренению правонарушений, в том числе и преступлений, посягающих на сохранность государственной, служебной, коммерческой и других видов тайн.

Третья группа признаков основана на наличии неразрывной связи между деянием и исполнителем. Она позволяет при решении задач борьбы с правонарушениями в сфере обращения информации с ограниченным доступом изучить особенности проявления этих нарушений, обусловленные особенностями личности тех, кто совершает такого рода правонарушения, и учитывать их в профилактической деятельности.

Перечисленные группы признаков отражают также и социальные явления, и процессы, обуславливающие правонарушения в сфере обращения информации с ограниченным доступом, показывают единство объективных и субъективных элементов в характеристике правонарушений режима охраняемой информации и убеждают в необходимости учитывать подобные явления в законотворческой и предупредительной деятельности. Существенное значение для раскрытия характеристики правонарушений режима охраняемой информации имеет выявление возможных каналов утечки информации.

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Литература

1. Девяткин Е.Е., Володина Е.Е., Суходольский А.М., Суходольская Т.А. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в Европе // Труды Научно-исследовательского института радио, 2012. - № 2. - С. 11-22.

2. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е. Интернет вещей: тенденции и перспективы развития // в книге: Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом. Сборник материалов (тезисов) 38-ой международной конференции РАЕН. - Шри-Ланка. 2016. - С. 16-17.

3. Кузовкова Т.А., Володина Е.Е., Кухаренко Е.Г. Экономика отрасли инфокоммуникаций. Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 190 с.

4. Гришанова Е.М., Орлова Е.Ю. Основные цели государственного регулирования отрасли инфокоммуникаций // Т-Сотт, 2012. - № 12. - С. 17-18.

5. Гришанова Е.М., Краснослободцева Е.А. Государственное регулирование рынка инфокоммуникаций: проблемы и методы // Т-Сотт, 2014. - № 8. - С. 32-35.

6. Указ Президента Российской Федерации № 646 от 5 декабря 2016 г.

7. Гришанова Е.М., Антипов А.А. Защита информации и информационное право // Т-Comm, 2016. Т. 10. - № 5. - С. 64-66.

8. Бачило И.Л. Информационное право: учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.