Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное управление / эффективность государственных органов / государственное управление / Министерство экономического развития РФ / project management / efficiency of state bodies / public administration / Ministry of Economic Development of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.В. Степанов

В данной статье изучена нормативно-правовая база, позволяющая реализовать внедрение проектного подхода в органы государственной власти. Сформулированы преимущества проектного управления на основе проведённого анализа опыта его внедрения и применения в органах государственной власти РФ. Сейчас как никогда актуально решение таких стратегических задач, как развитие территории государства, повышение уровня жизни населения и улучшение качества его жизни. Повышение цен на продукты и товары первой необходимости резко снизило возможность людей приобретать их, ухудшая качество жизни людей, а также вынуждая правительство поднимать пенсии и различные виды выплат для получения минимального прожиточного минимума. Для решения поставленных задач необходимо повышение эффективности государственного управления за счет рационального использования ограниченных ресурсов (инвестиционных, финансовых, управленческих и др.). Для решения указанных проблем необходимо внедрение в деятельность органов власти проектного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PUBLIC AUTHORITIES

In this article, the legal framework has been studied, which allows implementing the implementation of the project approach in public authorities. The advantages of project management are formulated on the basis of the analysis of the experience of its implementation and application in the state authorities of the Russian Federation. The solution of strategic tasks such as the development of the territory of the state, raising the standard of living of the population and improving the quality of its life is relevant now more than ever. Rising prices for food and basic commodities have drastically reduced people’s ability to purchase them, worsening people’s quality of life, as well as forcing the government to raise pensions and various types of payments to meet the minimum subsistence level. To solve the tasks set, it is necessary to increase effective public administration, through the rational use of limited resources (investment, financial, managerial, etc.). To solve these problems, it is necessary to introduce project management into the activities of the authorities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

УДК 338.1

doi:10.52210/2224669X_2022_4_93

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Р.В. Степанов

Аннотация. В данной статье изучена нормативно-правовая база, позволяющая реализовать внедрение проектного подхода в органы государственной власти. Сформулированы преимущества проектного управления на основе проведённого анализа опыта его внедрения и применения в органах государственной власти РФ. Сейчас как никогда актуально решение таких стратегических задач, как развитие территории государства, повышение уровня жизни населения и улучшение качества его жизни. Повышение цен на продукты и товары первой необходимости резко снизило возможность людей приобретать их, ухудшая качество жизни людей, а также вынуждая правительство поднимать пенсии и различные виды выплат для получения минимального прожиточного минимума. Для решения поставленных задач необходимо повышение эффективности государственного управления за счет рационального использования ограниченных ресурсов (инвестиционных, финансовых, управленческих и др.). Для решения указанных проблем необходимо внедрение в деятельность органов власти проектного управления.

Ключевые слова: проектное управление, эффективность государственных органов, государственное управление, Министерство экономического развития РФ.

PROJECT MANAGEMENT AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PUBLIC AUTHORITIES

R.V. Stepanov

Abstract. In this article, the legal framework has been studied, which allows implementing the implementation of the project approach in public authorities. The advantages of project management are formulated on the basis of the analysis of the experience of its implementation and application in the state authorities of the Russian Federation. The solution of strategic tasks such as the development of the territory of the state, raising the standard of living of the population and improving the quality of its life is relevant now more than ever. Rising prices for food and basic commodities have drastically reduced people's ability to purchase them, worsening people's quality of life, as well as forcing the government to raise pensions and various types of payments to meet the minimum subsistence level. To solve the tasks set, it is necessary to increase effective public administration, through the rational use of limited resources (investment, financial, managerial,

etc.). To solve these problems, it is necessary to introduce project management into the activities of the authorities.

Keywords: project management, efficiency of state bodies, public administration, Ministry of Economic Development of the Russian Federation.

В РФ проектное управление в деятельности органов государственной власти развито незначительно. Тем не менее, нужно отметить, что государство заинтересовано во внедрении проектного управления в работу органов государственной власти. Для этого в 2014 г. Министерством экономического развития РФ было издано распоряжение «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», а также был принят ряд других документов.

В некоторых субъектах РФ данный проект реализуется весьма успешно, но говорить о внедрении проектного менеджмента во все органы государственной власти пока не приходится. На рисунке 1 представлена информация о регионах пилотной группы, которые вошли в топ-5 рейтинга в результате оценки индекса проектной деятельности по итогам Гайдаровского форума, проведенного в январе 2018 г., где были представлены первые результаты выполнения распоряжения Министерства экономического развития от 2014 г. [7].

Белгородская Ханты-Мансийский Ленинградская Красноярский край Ульяновская область автономный округ - область область

Рисунок 1. Топ-5 регионов, активно внедряющих проектное управление, разрабатывающих и реализующих региональные проекты в 2017-2018 гг. [7]

Примечание: составлено автором

По результатам выполнения работ по применению проектного подхода в регионах РФ можно сделать вывод, что Минэкономразвития выбрало верное направление, которое позволяет увеличить эффективность работы органов государственной власти. Вследствие этого Президентом РФ в мае 2018 г. был подписан указ, направляющий Россию на прорыв в областях научно-технологического и социально-экономического развития и в создании комфортных условий для проживания граждан на территории РФ, что позволит увеличить численность населения, а также создаст возможность для совершенствования личностного роста граждан и самореализации в различных сферах деятельности. Для решения поставленных задач необходимо стимулировать увеличение внедрения передовых управленческих решений, в том числе внедрение проектного управления,

- уже в обязательном порядке [2].

На текущий момент важность внедрения и применение проектного управления в органах власти определена на самом высоком уровне. Вследствие этого в 2016 г. было принято распоряжение Правительства РФ, в котором был утвержден план, включаюший в себя перечень обязательных мероприятий по организации проектной деятельности на ближайший год. В связи с этим велась активная работа по расширению нормативно-правовой базы в данном направлении на основе разработки и принятия национальных стандартов в системе ГОСТ.

Разработанная нормативно-правовая база позволяет более эффективно реализовывать проекты, а также организовать взаимодействие между участниками при осуществлении совместной деятельности. Помимо этого, руководителям всех уровней власти рекомендуется обеспечить внедрение проектного подхода в деятельность и развитие компетенций всех участников проектной деятельности.

Основные цели внедрения проектного управления представлены на рисунке 2 [3].

Преимущества внедрения проектного подхода в работу органов государственной власти:

- позволяет управлять результатами проекта;

- помогает повысить эффективность управления ресурсами: финансовыми, человеческими, временными;

Рисунок 2. Основные цели внедрения проектного управления [3]

Примечание: составлено автором

- способствует изменению консервативной бюрократической системы, которая очень затрудняет развитие проектных технологий в данной области;

- может быть использован как оптимальный инструмент при реализации проектов государственно-частного партнерства, что позволяет привлечь инвестиции частного бизнеса для реализации государственных проектов.

С каждым годом интерес к применению методов проектного управления растёт, что можно увидеть, основываясь на результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти. Среди федеральных органов исполнительной власти, которые внедрили проектный подход к управлению в свою деятельность, высокие показатели демонстрируют [1]:

- Министерство экономического развития;

- Министерство транспорта;

- Федеральная налоговая служба.

В Министерстве экономического развития реализована система мотивации участников ведомственных проектов и программ. Также большую роль играет применение системы обучения сотруд-

ников министерства, участвующих в ведомственных и приоритетных проектах и программах в сфере проектного управления. Управление Минэкономразвития накопило значительный опыт в сфере проектного управления за счет развитии различных механизмов проектного управления. Данный опыт позволил разработать форму эффективной практики, способной стать основой для внедрения принципов проектного управления в других государственных органах.

Процесс перехода к проектному управлению не проходит безболезненно, что на своем опыте ощутили служащие Минэкономразвития. Несмотря на это, мы можем наблюдать серьезные улучшения в работе данного ведомства.

Результат работы Министерства транспорта можно было наблюдать в 2018 г., когда внедрение проектного управление для достижения нового результата и наладки существующих процессов продемонстрировало существенный прогресс. Удалось превысить планируемые показатели в части приведения дорог в нормативное состояние, а также в части ликвидации точек концентрации ДТП (рисунок 3) [5].

Рисунок 3. Итоги проектной деятельности Минтранса: а) показатели по проекту: приведение дорог в нормативное состояние; б) показатели по проекту: ликвидация точек концентрации ДТП [6]

Примечание: составлено автором

Число происшествий, погибших и раненных на автомобильных дорогах общего пользования, включая улицы, тыс.

250 -2Щ9—

200 164,4 150 100 50

137,7 132,9

1 ■ _1 ■

п _ 1

15,8 14,8

_ 175,2 1S7 5

1

2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021

Число проесшествий, Число погибших, Число раненых, человек единиц человек

Рисунок 4. Статистика происшествий, погибших и раненых на транспорте 2019-2021 гг. [7]

Примечание: составлено автором

Число происшествий, погибших и раненных на автомобильных дорогах общего пользования, включая улицы за 1 полугодие 2022 г., тыс.

67,7

57,7 53,5

1

1

5,9 5,7

2021 2022 Число проесшествий, единиц 2021 2022 Число погибших, человек 202 1 2022 Число раненых, человек

Рисунок 5. Статистика происшествий, погибших и раненых на транспорте первое полугодие 2021 г. и первое полугодие 2022 г. [7]

Примечание: составлено автором

ка 1 января 2020 гот ка 1 января 2021 года на 1 января 2022 года

Рисунок 6. Поступление налогов 2019-2021 гг. [6]

Примечание: составлено автором

Данные показатели продолжают расти с каждым годом, и прямым доказательством этого считается статистика числа происшествий, погибших и раненных на автомобильных дорогах и улицах (рисунки 4 и 5).

Значительного прогресса по результатам внедрения и применения проектного менеджмента добилась Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ. Она продемонстрировала существенный прогресс в части модернизации и оптимизации своей деятельности, а также эффективность работы налоговых органов, что можно подтвердить увеличением поступлений в бюджет (рисунок 6) [5].

Чтобы добиться высоких результатов от внедрения проектного управления, необходимо не только детализировано прорабатывать цели, задачи и мероприятия, но и четко планировать финансовое обеспечение для реализации национальных проектов. Поэтому на основе паспортов нацпроектов, которые были утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, был сформирован бюджет нацпроектов до 2024 г., представленный на рисунке 7 [4].

7000

5951,9

Человеческий капитал Комфортная среда для жизни Экономический рост

■ Федеральный бюджет ■ Бюджет субъектов РФ

■ Государственные внебюджетные фонды Внебюджетные источники

Рисунок 7. Объем средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов в регионах РФ до 2024 г., млрд руб. [4]

Примечание: составлено автором

На основе изученного опыта внедрения проектного управления в органы государственной власти РФ можно сделать следующий вывод: на текущий момент проектный подход еще несильно развит в нашей стране, но за последние 8 лет благодаря Президенту РФ и Правительству РФ были сделаны важные шаги по внедрению принципов проектного управления в деятельность органов государственной исполнительной власти. Таким образом, применение проектного управления произвело наибольший эффект на результат работы следующих органов власти: Министерство экономического развития РФ, Министерство транспорта РФ, а также Федеральную налоговую службу России

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 04 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 23.02.2022).

2. Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70542100/ (дата обращения: 23.02.2022).

3. Водолагина К.С. Оценка состояния региональной проектной деятельности в РФ // NovaInfo. 2020. № 115.

4. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. URL: https://storage.strategy24.ru/documents/community/690a184bbfa68a 649507fe2964c4537d.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

5. Справка по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2022 года. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/document/?id_4=135935 spravka_po_ispolneniyu_konsolidirovannykh_ byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2022_goda (дата обращения: 11.09.2022).

6. Сланченко А.Ю. Оценка влияния внедрения проектного управления в органах государственной власти Российской Федерации на показатели результативности и эффективности их работы // Научные записки молодых исследователей. 2020. Т. 8. № 1.

7. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/12022?type=7 (дата обращения: 11.09.2022).

Р.В. Степанов

кандидат экономических наук, доцент

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Е-mail: kep2006@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.