Научная статья на тему 'Проектное творчество студентов как средство позитивного рефрмирования профессионалного образования'

Проектное творчество студентов как средство позитивного рефрмирования профессионалного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИЗАЙН / DESIGN ACTIVITY / DESIGN THINKING AND DESIGN / DESIGN WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревицкая А. В.

В статье рассмотрены идеи интеграции проектной культуры в систему профессионального образования посредством проектного творчества студентов творческих специальностей. Введение дизайн-проекта в профессиональное образование, которое подразумевает формирование проблемного поля и провоцирует обучающихся на последовательную комплексную творческую работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную (теоретическую и практическую) деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNED WORKS AS A MEAN OF POSITIVE REFORM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION

The article shows the ideas of design culture integration in professional education through students creativity, who study creative disciplines. The introduction of a design project in professional education, which implies creation of the problem field and provokes students on a consistent integrated creative work, which is consciously planned, and combines research, creative and realization (theoretical and practical) activities.

Текст научной работы на тему «Проектное творчество студентов как средство позитивного рефрмирования профессионалного образования»

Человек вышел из природы, является ее частью, но ею не ограничивается, а создает искусственный мир в своей деятельности, который и называется культурой. Однако происходит не разрыв человека с природой, а выход человека на новый надприродный уровень своего бытия. Можно сказать так: там, где кончается творческий потенциал природы, начинается творческий потенциал культуры.

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим.

Культура как способ человеческого бытия означает и творчество, то есть творение человеком культуры. Именно в деятельности совершенствуются человеческие способности, и он получает возможность благодаря этому не просто повторять круги деятельности, а превосходить на основе развития способностей уже ставший уровень культуры, т.е. создавать новое, творить. Творчество осуществляется через развитие способностей. В способностях человека, исторически сформировавшихся и проявляющихся в реальной действительности, в конкретно-исторических условиях.

Культура создается не ради культуры. Как способ бытия человека она создается им для самотворчества, для осуществления самого человека. Человек, «питаясь» культурой, воспитывается, формируется, выращивается, культивируется. В этом состоит функциональный аспект культуры.

Как говорил Л. Уайт, «человеческое поведение в усредненно-индивидуальном или социальном аспекте, нигде не выступает как функция организма. Человеческое поведение не варьируется в зависимости от изменений организма; оно варьируется с изменениями экстрасоматического фактора культуры. Человеческое поведение - функция культуры. Если изменяется культура, изменяется и поведение.

В центре развития форм культуры (религии, мифологии, науки, искусства) находится человек, поскольку гуманистический принцип - одна из сторон реального бытия истинной человеческой сущности. Различный формы культуры позволяют раскрыть рациональную и иррациональную стороны природы человека, проанализировать как мир «абсурда» человеческого существования, так и перспективы развития неклассического гуманизма. Вместе с тем функционирование культуры как надприродного способа деятельности человека не исключает ее единства с природой и не исключает учета природных факторов в ее развитии.

Сейчас усиливается процесс космизации культуры, обусловленной выходом человечества в бесконечные просторы Вселенной, что, несомненно, радикально изменит, наши представления о причинности и времени, о человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертии, и заложит новый фундамент космической этики.

Литература

1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб.,- 1997. - 9, 129, 146, 240с.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек // Энциклопедический словарь. - М.: 1999 - С. 229

3. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. - 1986. - № 7.

Деревицкая А. В.

Соискатель, кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОГО РЕФРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены - идеи интеграции проектной культуры в систему профессионального образования посредством проектного творчества студентов творческих специальностей. Введение дизайн-проекта в профессиональное образование, которое подразумевает формирование проблемного поля и провоцирует обучающихся на последовательную комплексную творческую работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную (теоретическую и практическую) деятельность.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектное творчество, проектное мышление, дизайн.

Derevitskaya A.V.

Competitor of the Department of Pedagogy of the Ural State University of Physical Culture DESIGNED WORKS AS A MEAN OF POSITIVE REFORM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract

The article shows the ideas of design culture integration in professional education through students creativity, who study creative disciplines. The introduction of a design project in professional education, which implies creation of the problem field and provokes students on a consistent integrated creative work, which is consciously planned, and combines research, creative and realization (theoretical and practical) activities.

Keywords: design activity, design work, design thinking and design.

В настоящее время модернизация образования и переход к компетентностному образованию определили широкий и всесторонний интерес к проектированию. Дьюи Дж. использует следующее определение проекта: «проект» (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд) - прототип, прообраз предлагаемого объекта; «прожектировать» (фр.) - задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению»[5]. В Философском словаре проект (лат. projectus - выступающий вперед) - это прототип, прообраз предлагаемого объекта[9]. В «Словаре В. И. Даля» проект (от франц. план, предположение, предначертание); задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже [2].Согласно определению С. И. Ожегова, проект - это «разработанный план сооружения, устройства чего-либо; предварительный текст какого-нибудь документа; замысел, план» [8].

Е.С. Полат так характеризует понятие «проект»: «Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия» [8].

По мнению ряда ученых, процесс создания проекта называется проектирование. ДЖ. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» [3].

По мнению Н. В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны[6]. Процесс проектирования, конструирования, как вид человеческой деятельности, освещен в работах по инженерной психологии и рассматривается в качестве профессиональной деятельности инженеров-конструкторов.

Специфика педагогических и творческих подходов направленных на разработку проекта, по мнению ряда исследователей, определяется как проектная. То есть, системно организованная деятельность, обладающая заранее определенной, продуманной последовательностью действий, необходимых для получения результата.

Раскрывая сущность понятия «проектирование», английский методолог дизайна К. Джонс писал, что оно охватывает деятельность не только конструкторов, дизайнеров и других профессиональных проектировщиков, но и всех тех, кто стремится осуществить изменения в форме и содержании изделий, городов, систем обслуживания, рынков сбыта, в общественном мнении, законах и т.п., не говоря уже об искусстве [3].

21

Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой деятельности. В настоящее время проектирование проникло почти во все сферы. «Проектность» (в личном и социальном плане) - определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Проектирование как компонент жизнедеятельности любого человека представляет собой культурно-исторический феномен, направленный на расширение горизонтов развития человеческой субъектности.

По мнению Н. В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности [6].

Таким образом, «проектность» можно рассматривать как значимую ценность и сущностную характеристику профессионального образования, как особый тип и особую проектную культуру мышления. Идеи интеграции проектной культуры в систему профессионального образования для постсоветской России имеют особое значение, далеко выходящее за пределы вопросов художественного образования и эстетического развития.

Проблема формирования и развития художественного проектирования в профессиональном образовании творческих специальностей рассматривалась в различных исследованиях. В российском образовании художественное проектирование через художественно-проектную деятельности и ее место в формировании личности, а также проблема развития художественнотворческих способностей освещались в исследованиях Е. И. Игнатьева, В. Л Дранкова, В. С. Кузина, А А. Мелик-Пашаева, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и др.

В словаре справочнике дизайна «художественное проектирование»- это процесс создания описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами [4]. Понятие «художественное проектирование» тесно связывают с термином «дизайн». Большая Советская энциклопедия дает такое определение: «дизайн» (от англ. design- проектировать, чертить, задумать, а также проект, план рисунок) - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира [1]. Дизайн, как вид художественного проектирования, объединяет научно-технический подход с художественно-образным подходом к построению модели будущего объекта, созданию его структуры и способам описания.

В целом согласно проанализированным источникам, дефиницию - «дизайн-деятельность», нужно понимать уже не как синоним дизайнерскому образованию (т.е. процессу подготовки дизайнера), а как теоретико-методологическое направление и средство позитивного реформирования системы профессионального образования на основе проектного творчества. По существу, дизайн сегодня это школа и методология «проектного мышления», формирование которого становится актуальной задачей современного профессионального образования. Процесс мышления, его типы всесторонне рассматриваются рядом исследователей, таких как JI. C Выготкий, C. Л. Рубинштейн, А. И. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Б. М. Теплов, И. С. Якиманская и др.

К изучению «проектного мышления» в последние годы обозначился устойчивый интерес, что обусловлено изменениями в методах и технологиях дизайн - образования. Исследователи проектного мышления являются, Б. Г. Бархин, В. П. Глазычев, А. Д. Григорьев, Н. Н. Нечаев, Ю. Г. Сомов, В. В. Смирнов и др. Содержание понятия «проектное мышление» большинство учёных характеризуют как особую форму психической деятельности человека, объединяющая в себе различные виды мыслительных операций, направленные на формирование проектного замысла, выработку оптимальных решений проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации, планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации.

Следует заметить что, наше время формирует особый тип человеческих отношений с миром с помощью «проектного

мышления», позволяющего адекватно оценивать реальные ситуации, намечать альтернативные пути решения возникающих

проблем, осмысленно выбирать путь, соответствующий возможностям личным и общественным. Формирование и развитие «проектного мышления» как профессионально - важного качества является одной из основных проблем подготовки студентов образовательных учреждений.

Введение дизайн-проекта в профессиональное образование подразумевает формирование проблемного поля, провоцирование учащихся на последовательную комплексную творческую работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную (теоретическую и практическую) деятельность (рисунок 1).

Г

■знание и владение

основными исследовательскими методами (анализ

литературы, поиск

информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение проблем, гипотез,

методов их решения)

■умение интегрировать ранее полученные знания по разным

учебным дисциплинам для решения познавательных задач ■умение выполнять и контролировать все этапы технологических процессов ■умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой

I IpocKi мое гпорчсс i во

■владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической) владение компьютерной грамотностью (текстовой, графической)

■владение

коммуникативными

навыками

учит

самостоятельному,

критическому

мышлению

учит размышлять, опираясь на знание техник и технологий; закономерностей художественного творчества, делать обоснованные выводы

учит работать в команде, выполняя разные социальные роли

дает опыт принятия самостоятельных аргументированных решений

Рисунок 1- Образовательные эффекты проектного творчества

В то же время проекты, выполняемые студентами под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации повышения качества образования в контексте компетентностного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов представленных на рисунке 1.

22

Проектное содержание деятельности меняет образовательную практику, давая возможность студентов проявлять собственные инициативы, замыслы, разворачивать личностное содержание деятельности участникам образовательного процесса. Таким образом, традиционная практика обучения и образовательная, проектная деятельность принципиально отличаются качеством вовлеченности участников в совместную деятельность. Если в одном - исполнение, то в проектном содержании -личностная вовлеченность в формирование проектных инициатив и замыслов проектной деятельности.

Таким образом, формируются компетентности, которые обеспечивают готовность студента включаться в проектирование, ставить и решать проблемы, самостоятельно организовывать образовательную деятельность.

В этом смысле, возможно, предположить и уровни сформированности проектной компетентности. Проектные компетенции, могут отражать следующие уровни сформированности проектной компетентности, меры включенности в проектирование: участник проекта, исполнитель проектных задач^участник разработки проекта, постановщик проблем, целей, разработчик средств проектной работы^ организатор проекта, управление разработкой замысла и реализацией проекта.

Деятельность студентов по выполнению художественного (творческого) проекта от идеи до его полного воплощения, вначале под руководством преподавателя, а затем самостоятельно, способствует преодолению профессиональной инертности, развитию интеллектуальных качеств и духовного мира будущего компетентного специалиста. Проектная технология имеет свою значимость на всех этапах обучения, так как навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.

Литература

1. БСЭ - Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 1-30. М. 1970-78, 1981.

2. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. - М.:Эксмо, 2009. - 736 с.

3. Джонс, Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ./ Дж. К. Джонс - М.:Мир, 1986. - 326с.

4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. / под общ.ред. Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко.- М.: «Архитектура-С»,

2004.- 288 с.

5. Дьюи, Дж. Школы будущего: пер. с англ. / Дж. Дьюи., «Работник просвещения», - М.:Учпедизд, 1922. -76 с.

6. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «ИТИ Технологии», - 2006. -944 с.

8. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3. -С. 11-13.

9. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.- 1072 с.

Ерилова Е.Н.1, Старжинская О.Н.2

1 Аспирант; 2 аспирант, Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при обучении студентов инженерных специальностей высшей математике, а также возможности их решения при помощи средств наглядности.

Ключевые слова: когнитивно-визуальный подход, программные продукты обучения.

Erilova E.N.1, Starzhinskaya O.N.2

'Postgraduate student; postgraduate student, Northern (Arctic) Federal University, named after M.V. Lomonosov ACTUALITY OF THE USE OF MEANS OF VISUALIZATION IN TEACHING HIGHER MATHEMATICS

Abstract

The article considers the problems arising in teaching higher mathematics to students of engineering specialities, as well as abilities of their solution by means of visualization.

Keywords: cognitive-visual approach, software training products.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от вузов подготовки высококвалифицированных специалистов. При этом одной из важнейших дисциплин в системе профессиональной подготовки является высшая математика.

В настоящее время в вузах происходит сокращение числа аудиторных учебных часов, отведенных на изучение высшей математики для студентов инженерных специальностей и направлений подготовки. Объем изучаемого курса математики при этом остается прежним. В тоже время наблюдается увеличение количества часов на самостоятельное изучение математического материала студентами. Но в связи с тем, что в последние годы уровень математической подготовки выпускников школ, поступающих в вузы на инженерные специальности, снизился, то студентам младших курсов крайне сложно дается самостоятельное изучение курса высшей математики. Поэтому огромный объем работы ложится на плечи преподавателя. Преподаватель должен изложить курс высшей математики таким образом, чтобы за урезанное количество аудиторных часов изучаемый материал был усвоен студентами и в дальнейшем полученные знания обучающиеся самостоятельно могли бы применять при решении математических задач, упражнений и различного рода расчетов, а также использовать рассмотренный математический материал в процессе изучения других технических дисциплин.

Традиционно в ходе изложения курса высшей математики в вузе преподаватели отдают предпочтение словесным методам обучения, т.е. обучающиеся воспринимают новый изучаемый материал, как правило, на слух. В связи с чем процесс усвоения материала является более длительным и трудным для студента. Для решения этой и всех выше перечисленных проблем в ходе преподавания курса математики преподавателю следует использовать различного рода наглядности. Студент лучше и быстрее усвоит изучаемый материал, если будет воспринимать его не только на слух, но и будет иметь наглядное представление рассматриваемых объектов.

Процесс преподавания курса высшей математики в техническом вузе актуально построить на основе когнитивно-визуального (зрительно - познавательного) подхода. В.А. Далингер отмечает: « Одно из основных положений данного подхода - широкое и целенаправленное использование познавательной функции наглядности. Реализация когнитивно-визуального подхода в процессе обучения учащихся математике позволяет сконструировать визуальную учебную среду - совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использование резервов визуального мышления учащегося. Эти условия предполагают наличие как традиционных наглядных средств, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения». [1,297]

Помимо традиционно принятых средств наглядности (плакатов, рисунков в учебниках, графиков, построенных мелом на доске и т.д.) активизировать визуальное мышление обучающихся в настоящее время помогают современные компьютерные технологии. К ним относятся такие программные средства профессионального назначения, как: Maple, Mathcad, Mathematica, MatLAB, Statistica и др. Перечисленные программы позволяют в короткое время выполнять математические расчеты, строить графики функций, решать уравнения и т.д.

Реализации когнитивно-визуального подхода на первых этапах обучения математике в вузе могут способствовать программные продукты не профессионального, а образовательного назначения такие, как: Cabri Geometry, C.a.R., GeoGebra,

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.