Научная статья на тему 'Проектное обучение - ключ к подготовке успешного специалиста'

Проектное обучение - ключ к подготовке успешного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНСТРУКТИВИЗМ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМАНДА / ПРОЕКТ / ОПЫТ / МОДЕЛЬ / PROJECT EDUCATION / CONSTRUCTIVISM / CRITICAL THINKING / TEAM / PROJECT / EXPERIENCE / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва С. М., Арзуманова Р. А.

Статья посвящена проектному подходу как основе современного учебного процесса. Показана важность изменения образовательного процесса с целью обеспечения высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, что приведет к повышению востребованности выпускников российских высших учебных заведений не только отечественными корпорациями, но и зарубежными. Рассмотрены преимущества и недостатки проектного обучения, а также сложности перехода от традиционного обучения. Разобран пример успешного внедрения модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычёва С. М., Арзуманова Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT EDUCATION IS THE KEY TO THE TRAINING OF A SUCCESSFUL SPECIALIST

The article has been devoted to the project approach as the basis of the modern educational process. The importance of changing the educational process has been shown in order to ensure the high quality of Russian education in accordance with the changing demands of both the population and the long-term objectives of the development of Russian society and economy, which will lead to an increase in the demand for graduates of Russian higher education institutions by not only domestic corporations, but also foreign. Advantages and disadvantages of the project-education, as well as the complexity of the transition from traditional learning, have been considered. An example of successful implementation of the model has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение - ключ к подготовке успешного специалиста»

УДК 37.013:005.8

JEL I25 12б M53

Сычёва Светлана Михайловна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: sychevasm@mail.ru

Арзуманова Раиса Артуровна

студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: arzumanova_raisa@mail. ru

Sycheva Svetlana

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: sychevasm@mail.ru

Arzumanova Raisa

Master of degree, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: arzumanova_raisa@mail. ru

DOI10.26425/1816-42 77-2019-6-32-3 7

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - КЛЮЧ К ПОДГОТОВКЕ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Статья посвящена проектному подходу как основе современного учебного процесса. Показана важность изменения образовательного процесса с целью обеспечения высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, что приведет к повышению востребованности выпускников российских высших учебных заведений не только отечественными корпорациями, но и зарубежными. Рассмотрены преимущества и недостатки проектного обучения, а также сложности перехода от традиционного обучения. Разобран пример успешного внедрения модели.

Ключевые слова: проектное обучение, конструктивизм, критическое мышление, команда, проект, опыт, модель.

Цитирование: Сычёва С.М., Арзуманова Р.А. Проектное обучение - ключ к подготовке успешного специалиста//Вестник университета. 2019. № 6. С. 32-37.

PROJECT EDUCATION IS THE KEY TO THE TRAINING OF A SUCCESSFUL SPECIALIST

Abstract. The article has been devoted to the project approach as the basis of the modern educational process. The importance of changing the educational process has been shown in order to ensure the high quality of Russian education in accordance with the changing demands of both the population and the long-term objectives of the development of Russian society and economy, which will lead to an increase in the demand for graduates of Russian higher education institutions by not only domestic corporations, but also foreign. Advantages and disadvantages of the project-education, as well as the complexity of the transition from traditional learning, have been considered. An example of successful implementation of the model has been analyzed. Keywords: project education, constructivism, critical thinking, team, project, experience, model.

For citation: Sycheva S.M., Arzumanova R.A. Project education is the key to the training of a successful specialist (2019) Vestnik universiteta, I. 6, pp. 32-37. doi: 10.26425/1816-4277-2019-6-32-37

Проектное обучение - модель, способная прийти на смену традиционному обучению, поменяв в корне взгляд на процесс получения образования. Интеграция предметов, выявление проблем, помещение студента в проблемную ситуацию, работа в команде, - все это способно поменять мышление, подготовить выпускников к решению более сложных задач, подготовить специалистов для работы в различных сферах деятельности.

На данный момент представить себе столь глобальный переход в российском образовании, а именно, в начальной и основной школе, очень сложно. В рамках высшего образования проектное обучение применяется довольно успешно на протяжении многих лет и имеет все основания для признания его эффективным подходом, а также необходимым для использования в учебном процессе. В статье речь пойдет об использовании проектного подхода в образовательном процессе студентов.

Любая деятельность, будь то техническая или экономическая, предъявляет высокие требования к будущим специалистам, которых готовят и выпускают вузы, следовательно, возрастает необходимость совершенствования подходов к обучению студентов. Необходимо формировать компетенции, которыми будет

© Сычёва С.М., Арзуманова Р.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

обладать тот или иной обучающийся (выпускник) в соответствии с требованиями внешней среды. Появляются новые методики, техники, которые помогают нам изменить подход к обучению как в средних общеобразовательных учреждениях, так и в высших учебных заведениях, формируя соответствующие компетенции с учетом быстроменяющейся среды.

Образование должно стать ресурсом подготовки специалистов, способных воспринимать любые новые веяния в науке, технологии и бизнесе. За последнее десятилетие в нашей стране произошли достаточно серьезные перемены в этом направлении. Развитие фундаментальной науки и модернизация образования провозглашены стратегически важными национальными приоритетами. Определен новый вектор развития, направленный в сторону сближения образовательных технологий России и Запада [4].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития [1; 2].

Рассмотрим, что было сделано и введено в сферу образования на сегодняшний день. Реформы системы образования, проводимые в Российской Федерации (далее - РФ) в постсоветский период в рамках «болон-ского процесса», в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить систему образования, аналогичную системам образования стран Запада [9]. Уже с 1996 г. некоторые вузы перешли на подготовку бакалавров, однако с 2010 г. степени (квалификация) бакалавра и магистра стали основными для всех выпускников российских вузов, в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО). До недавнего времени все мы знали, что есть стандарт (ФГОС ВО 3), которому все следовали в обязательном порядке, разрабатывали для выпускников требования к профессиональным компетенциям, изменяли требования к процессу обучения. Однако по прошествии нескольких лет появился стандарт ФГОС ВО (3 +). Сейчас на стадии разработки находится ФГОС ВО (3 ++), при этом ряд направлений обучения уже утверждены Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России).

Отличительной особенностью ФГОС ВО является его направленность не только на накопление знаний, но и на формирование умения применять знания на практике, на развитие определенных компетенций и личности обучающегося. Для реализации этой задачи необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и методов [4].

У сторонников традиционной модели образования проектное обучение не вызывает симпатии, напротив, данный подход считается разрушительным в процессе формирования теоретической базы и систематизации знаний в целом, т. к. тщательно спланированная учебная деятельность не может быть выстроена без четкого разделения дисциплин. В то же время нельзя отрицать, что знания, приобретенные студентами путем изучения коллаборации дисциплин в процессе проектного обучения, являются долгосрочными, а у студентов появляется возможность увидеть и понять связи между событиями, явлениями или объектами, на первый взгляд, не имеющими ничего общего. Такая модель обучения включает в себя работу с проблемной ситуацией и поиск альтернативных решений, которые можно применить на практике. Цель такого проекта - узнать, как можно больше об изучаемой теме, а не искать ответы на вопросы, заданные преподавателем. В этом случае процесс обучения не инициируется снаружи, извне, а вытекает из соответствующей актуальной ситуации и является имплицитным [6]. На всех стадиях работы над проектом все члены команды, т. е. сами студенты, в течение определенного времени налаживают коммуникации друг с другом и занимаются поиском альтернатив для разрешения проблемной ситуации, а впоследствии - представлением проекта аудитории. Конечным результатом проекта может быть письменный отчет, презентация, игра, web-сайт или какой-либо другой «носитель информации», модель, а также макет. Все зависит от специфики изучаемой темы и, конечно, от креативности студентов, которые могут творчески подойти к разработке и реализации проектов.

Рассмотрим особенности проектного обучения с целью формирования четкого понимания сущности подхода.

1. Связь с реальными ситуациями, которые имеют комплексный характер. В данном случае студент может применить свои навыки и знания в комплексе, тем самым преподавателю удается вызвать максимальный интерес к предмету изучения. А, как известно, чем выше интерес, тем богаче знания в проблемной области.

2. Побуждение к решению реальных проблем. Проектное обучение побуждает студентов к разрешению комплексных подлинных проблем. Самостоятельно проводимые исследования, задействование

критического мышления помогают формировать свое мнение, аргументировать его и синтезировать информацию различными способами.

3. Ориентация на осмысленное обучение. Осмысленное обучение повышает у студентов желание изучать материал с целью его дальнейшего применения, а их потребность быть оцененными возрастает. Когда у студента существует возможность контролировать свое обучение, его ценность также увеличивается. Возможность выбора и контроля вместе с возможностью сотрудничать и работать в команде также работает на повышение мотивации. Когда студенты серьезно заинтересованы в проекте, мотивация быть ориентированными на результат усиливается.

4. Интеграция знаний. Для решения проблемных ситуаций подход требует использования знаний, охватывающих сразу несколько дисциплин. Ведь в каждом реальном проекте есть вероятность столкнуться с работой разного формата, а быть готовым к этому необходимо заранее.

5. Достоверность. В процессе обучения студент обязан демонстрировать свои знания на профессиональном уровне, вести презентацию с позиции специалиста в данной области, показывать уверенность и отсутствие сомнений в своих суждениях, донося до аудитории достоверную информацию.

6. Поощрение сотрудничества. Подход поощряет сотрудничество между студентами, а также между преподавателями и студентами. Сотрудничество является способом обогащения и расширения понимания студентами того, что они изучают.

7. Перекрестное обучение. При совместной работе над проектом студенты лучше усваивают материал и помогают своим коллегам в этом. Уходит зажатость, стеснение, боязнь показать свое незнание, так как успех проекта зависит от вклада каждого.

Процесс проектного обучения несколько укрупненно можно описать следующим алгоритмом:

- выбор подходящей проблемной ситуации;

- соединение проблемы с «миром» студента;

- ориентация на выполнение проекта, а не изучение предмета. Предмет должен стать лишь инструментом в разработке альтернатив;

- поощрение сотрудничества, разделение на команды;

- самостоятельная работа студентов;

- презентация и защита разработанных решений [7].

Проектный подход помогает студентам формировать такие умения, как самостоятельная постановка проблемы, ее описание, где требуется комплексный подход, выявление всех взаимосвязей для ее разрешения, организация сотрудничества в процессе разработки решений. В процессе проектного обучения пассивный опыт от прослушанных лекций должен перейти в активную деятельность студентов.

Профессор А.В. Антюхов в своей статье верно заметил, что проектная деятельность в качестве дидактического средства является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения (содержательной, процессуальной и др.), синтезирующим в себе элементы познавательной, преобразовательной, профессионально-трудовой, исследовательской, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности [3].

Сегодня у студентов вузов есть возможность не только представлять свои проекты на территории их учебных заведений, завоевывать какие-либо награды, но и выходить, например, на Московский уровень. Например, в данный момент проводится конкурс «Мой город - моя Москва», в котором могут принять участие как школьники, так и студенты в возрасте до 25 лет.

Сейчас с лучшими проектами студенты могут принять участие в конкурсах на гранты. Ведь, во-первых, признание проекта лучшим делает студентов более уверенными в себе, что может побудить их принимать дальнейшее участие в конкурсах, развивать свои творческие способности. Во-вторых, каждый проект имеет право на существование и претворение его в жизнь. Всем известно, что сейчас активно идет поддержка малого предпринимательства. Например, с развитием интернет-пространства студенты могут самостоятельно отслеживать календарь международных конкурсов-фестивалей и участвовать в них. Проектное обучение, таким образом, способствует получению студентами навыков практической работы, что сегодня становится особо актуальным.

Само использование проектов в обучении давно не ново, но являет собой лишь дополнительную меру освоения материала. Проектное же обучение, в свою очередь, является неотъемлемой частью обучения.

Данный подход основывается на идеях конструктивизма, базируется на работах основоположников психологии педагогики в лице Дж. Брунера, Ж. Пиаже и Дж. Дьюи. В первую очередь конструктивизм предполагает решение проблем и наличие критического мышления. Основная задача студентов, вовлеченных преподавателями в учебный процесс посредством проектного подхода, - контролировать свое обучение и самостоятельно находить ответы на вопросы, используя все возможные виды источников информации.

Дж. Дьюи особенно подчеркивает, что опыт важнее теории. Учебные группы в процессе обучения погружаются в проблемную среду, тем самым начиная думать и рассуждать. Важность проекта состоит именно в получении опыта, а не в конечном результате [5].

В поисках преподавателей, одобряющих проектный подход, можно столкнуться со множеством последователей. Однако каждый специалист - автор своего подхода. Беря за основу проектную модель, у преподавателя остается свое видение и идеи по его усовершенствованию и претворению в жизнь. Х. Бэрроуз был не исключением [7]. Будучи профессором медицинской школы Университета МакМастера в Канаде, он признавал, что теорию Дж. Дьюи можно использовать в обучении и его студентов. Т. к. специфика получения медицинского образования предполагает обширный монотонный лекционный материал, студенты нуждаются в разнообразии учебного инструментария, применяемого преподавателями. В ходе решения этой проблемы Х. Бэрроуз предложил студентам выйти за рамки обычных исследований. Профессор заинтересовал студентов проведением социологических исследований, раскрытием вопросов, связанных с ними напрямую и косвенно, а главное, позволил самостоятельно находить на них ответы. Например, обучающийся получал сценарий конкретного случая из медицинской практики, и от него требовалось исследовать потенциальные варианты исходов, условия, а также отношение семьи к проблеме пациента, особенности поведения и т. д. Несколько конкретизировав проектный подход, Х. Бэрроуз сформулировал его как проблемное обучение и выделил пять определяющих его характеристик:

- описание проблемы предшествует подаче любой другой информации;

- проблема должна быть представлена реалистично;

- основное внимание необходимо уделять решению проблемы, а не изучению предметов;

- студенты сами контролируют свое обучение;

- студенты работают маленькими группами.

Каждая из этих характеристик имеет смысл и для проектного обучения, следовательно, можно сказать, что проблемное обучение - один из видов проектного. Возможностью, а точнее сказать, условием интеграции различных дисциплин для решения актуальных проблем, является использование проектного обучения. Сталкиваясь с различными проблемами настоящего мира, адаптироваться или решить проблему без попытки использовать интегрированный подход - заведомо неудачная стратегия, неспособная привести к какому-либо результату. Например, перед студентами стоит задача: сделать набросок плана здания, построить структуру, отразить риски для окружающей среды, разработать таблицы для расчетов, а также задокументировать весь процесс. Подобный проект требует навыков и знаний сразу в нескольких областях, среди которых: математика, графика и проектирование, и даже биология. Таким образом, взаимосвязанный опыт помогает раскрыть студентам потенциал для создания проектов уже внеучебной деятельности, тем самым перейти на другой качественный уровень.

При работе над проектом очень важно сформировать команду проекта, как правило, немногочисленную. Сущность, преимущества и проблемы работы в малых группах при проведении занятий при подготовке управленцев подробно рассмотрены в статье профессора Т. Б. Шрамченко [8].

Среди явных преимуществ проектного обучения можно выделить следующие:

- высокая мотивация студентов учиться;

- развитие исследовательских и аналитических навыков, навыков наблюдения;

- ориентированность на осмысление информации, а не только на запоминание фактов;

- развитие коммуникативных навыков.

Несмотря на очевидные преимущества подхода, все же свои минусы он тоже имеет:

- невозможность охвата всей учебной программы. Как правило, преподаватели находятся под некоторым давлением учебного плана, учебной программы. Преподаватели обязаны донести до студентов учебную программу, а студенты должны освоить ее. Это гораздо легче сделать в ходе традиционного обучения. Однако возвращаясь к опыту студентов-медиков, погруженных в обучение посредством проектного подхода, наблюдалась успешная сдача экзаменов.

- привязанность студентов и преподавателей к традиционной модели обучения, сложности перехода к проектному обучению. Проведя годы в классах (аудиториях) с традиционным обучением, студенты могут столкнуться с трудностями «самостоятельности» в проектном подходе. С другой стороны, многие преподаватели чувствуют себя комфортно, используя традиционные методы и формы обучения. В связи с этим появляется потребность в развитии преподавательского состава. Причем это надо делать незамедлительно, что диктуется скоростью изменения ситуации на практике. Кроме того, сложность проблемы связана еще и с возрастным составом преподавателей высшей школы, его старением, что также тормозит процесс перехода к проектному обучению.

Стоит отметить, что в зарубежном опыте использование проектного обучения начинается с начального этапа, а именно с первого курса обучения, однако в России это делается чаще всего на старших курсах, когда уже начинается преподавание профильных предметов студентам. Зарубежные преподаватели, приверженцы такого метода обучения как кейс-стади (от англ. case-study), считают, что именно решение кейсов возможно также представлять в виде проекта. Авторы статьи придерживаются аналогичного мнения. На наш взгляд, элементы проектного обучения могут быть введены уже на младших курсах при изучении тех учебных дисциплин, где это возможно, например, при изучении теории менеджмента, теории организации и других. Следует особенно подчеркнуть необходимость презентации и защиты студентами своих проектов перед студенческой группой и комиссией преподавателей (желательно вне расписания). При этом в презентации и защите должны принимать участие все члены команды, подготовившие данный проект.

Так студенты к старшим курсам научатся грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, смогут использовать различные методы и методики при разработке и реализации проектов, а также научатся самостоятельно находить и изучать учебную, научную литературу и материалы практики, связанные с исследуемой проектной тематикой.

Подводя итог, стоит отметить, что проектное обучение позволяет преподавателям настроить студентов на конструктивное аналитическое мышление, самостоятельную работу. Проектный подход к обучению позволяет:

- научить студентов работать в команде, что может привести к быстрой адаптации студентов в новой среде при поступлении на работу;

- студенты получают навыки комплексного решения задач с распределением ответственности между членами команды и их функций, используя различные методики распределения ответственности, а также плодотворного сотрудничества друг с другом;

- научить распределять время на выполнение работ по проекту и многое другое, что помогает им «выйти в жизнь» подготовленными и уверенными в себе менеджерами (специалистами).

Сегодня перед российским образованием стоит сложнейшая задача: не растерять до конца достоинства российской системы высшего образования, развивать и использовать их в полной мере, а не отказываться от них; вместе с тем, следует ориентироваться и на европейские стандарты образования (Болонские соглашения, двухступенчатую систему образования, использование компетентностного подхода и другие), творчески использовать их, что позволит значительно повысить качество подготовки студентов.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» от 29.12.2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 28.03.2019).

2. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 28.03.2019).

3. Антюхов, А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы//Высшее образование в России. - 2010. -№ 10. - С. 26-29.

4. Боков, Л. А. и др. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов [Электронный ресурс] / Л. А. Боков, М. Ю. Катаев, А. Ф. Поздеева//Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11762 (дата обращения: 28.03.2019).

5. Дьюи, Д. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

6. Макеева, В. Г. Вариативность и инновации в образовательной деятельности//Сборник статей Всероссийской научной конференции «Львовские чтения-2016». Москва, 20-26 апр. 2016 г. - М.: ГУУ, 2016. - С. 94-96.

7. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешу-кова. - М.: Сколково, 2018. - 152 с.

8. Шрамченко, Т. Б. Использование групповых форм работы при подготовке специалистов в области управления в вузе// Вестник университета. - 2012. - № 20. - С. 271-281.

9. Болонский процесс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 28.03.2019).

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «О Kontseptsii Federal'noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody» ot 29.12.2014 g. № 2765-r [Order of the Government of the Russian Federation «On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020» dated December 29, 2014 № 2765-p]. Available at: http://static. government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (accessed 28.02.2019).

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na periodo 2020 goda» (vmeste s «Kontseptsiei dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na periodo 2020 goda») ot 17.11.2008 g. № 1662-r (red. оt 28.09.2018) [Order of the Government of the Russian Federation «On the Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020» (together with the «Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020») № 1662-r dated November 11, 2008]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 28.03.2019).

3. Antyukhov A. V. Proektnoe obuchenie v vysshei shkole: problemy i perspektivy [Project training at Higher school: problems and prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2010, № 10, pp. 26-29.

4. Bobkov L. A., Kataev M. Y., Pozdneeva A. F. Tekhnologiya gruppovogo obucheniya v vuze kak sostavlyayushchaya metodiki podgotovki innovatsionno-aktivnykh spetsialistov [Technology group project training at university as a part of the methodology for the preparation of innovatively active specialists]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, № 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11762 (accessed 28.03.2019).

5. D'yui D. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and education]. M.: Pedagogika-Press, 2000. 384 p.

6. Makeeva V. G. Variativnost' i innovatsii v obrazovatelnoi deyatel'nosti [Variability and innovation in educational activities]. Sbornik statei Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «L'vovskie chteniya-2016» [Compilation of articles of the All-Russian Scientific Conference «L 'vovskie chteniya-2016»]. M.: GUU, 2016, pp. 94-96.

7. Proektnoe obuchenie. Praktiki vnedreniya v universitetakh [Project training. University Practices]. Pod red. L. A. Evstratovoi, N. V. Isaevoi, О. V Leshukovoi. М.: Skolkovo, 2018. 152 p.

8. Shramchenko T. B. Ispol'zovanie gruppovykh form raboty pri podgotovke spetsialistov v oblasti upravleniya v vuze [Using group forms of work in the preparation of specialists in the field of management at the university]. Vestnik universiteta, 2012, № 20, pp. 271-281.

9. Bolonskii protsess [BolognaProcess]. Available at: https://ru.wikipedia.org (accessed 28.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.