Вестник Ка^НМУ №1-2019
I.A. Kulmanbetov, R.I. Kulmanbetov, D.S. Karaskova
Asfendiyarov Kazakh National medical university
MEDICAL CANONS OF BEKASYL BIBOLATULY
Resume: Manuscript of a great healer Bekasyl Bibolatuly "Juldyznama" represents a big medical encyclopedic work, which has great importance in preventive, clinical and first-aid medicine. The treatment of various diseases by herbs and reading prayer [duga] at stressful situation is particularly valuable.
Keywords: diagnostics, clinical medicine, herbs, reading prayer [duga], traditional medicine, stressful situation
УДК 37.378:378.2.378.24
Л.К. Кошербаева, К.Ж. Байльдинова, С.И. Сыдыкова, А.К. Абикулова, А.Б. Кумар, К.А. Толганбаева, Р.А. Хожамкул
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
Метод проектного обучения студентов высших учебных заведений набирает все большую популярность и активно используется, обьединяя учебный процесс, научно-исследовательскую деятельность и практику. Первые шаги и перспективы внедрения пректного подхода в обучении студентов Казахского Национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова рассмотрены в этой статье.
Ключевые слова: проектное обучение, образование, Республика Казахстан
Благодарность: Авторы статьи выражают благодарность Управлению здравоохранения г. Алматы, руководителям и сотрудникам ПМСП, руководителям КазНМУ и сотрудникам кафедр в поддержке реализации проектного обучения, а также визитинг профессорам Egle Vaizgeliene и Aivaras Ratkevicius.
Введение: Актуальным вопросом в сфере здравоохранения остается система подготовки медицинских кадров. В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 гг проведен SWOT - анализ здравоохранения, где одной из слабых сторон отмечен «недостаточный уровень качества подготовки кадров до- и последипломного образования». В связи с чем, одним из приоритетных направлений развития здравоохранения является дальнейшее развитие медицинского образования, которое будет предусматривать триединство клинической практики, медицинского образования и научной деятельности [1]. Таким образом, актуальной задачей становится развитие современного высшего медицинского образования ориентированного на внедрение новых эффективных форм и методов взаимодействия образования, науки и практики в подготовке качественно новых специалистов в высшей школе. Одним из таких актуальных методов может быть внедрение в процесс образования технологии проектного обучения.
Впервые методика проектного обучения по медицинским специальностям была использована в Америке в шестидесятых годах двадцатого века [2].
Понятие проектного обучения как методики преподавания в 1975-м году было предложено А.Морганом в статье "Теоретические аспекты проектно-ориентированного обучения в высшем образовании". А. Морган определяет проектное обучение "как деятельность, в результате которой студенты обучаются путем вовлечения в решение реальных задач, и при этом несут определенную ответственность за организацию образовательного процесса [3,4].
Суть метода проекта заключается в развитии мышления и организации через собственные проекты, «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и
через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления»[5].
Проектное обучение — базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-
ориентированный подход в образовании [6]. Американский Университет образования Бак (Buck Institute for Education) специализируется на проектном подходе в образовании. Основным его принципом является «обучение через практику». Такое образование побуждает студентов искать исследовать проблему в поисках ответа на вопрос[7]. Основными компонентами проектного обучения в Университете образования Бак являются: содержательность (тематика проекта должна соответствовать направлению подготовки студента); возможность приобретения ключевых компетенций (креативность, коммуникативность, проблемное мышление и т.д.);
вовлеченность в образовательный процесс;
наличие открытого вопроса или проблемы, требующей
решения;
необходимость самостоятельно поиска информации; самостоятельность в решении задачи;
постоянный мониторинг результатов проектной деятельности;
публичная защита результатов проекта [7,8]. В некоторых университетах Европы (University of applied sciences), проектное обучение является основным методом обучения. Университетыприкладных наук дают высшее профессиональное образование, как и классические университеты, но методика образования основана на проектно-ориентированном методе обучения. Дипломы этих университетов высоко ценятся, благодаря инновационному методу обучения, который максимально развивает творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию и глубину мышления[8].
Vestnik KazNMU №1-2019
В Казахстане, проектный метод обучения в медицинском образовании, с успехом применяется в Карагандинском Государственном медицинском университете. Были проанализированы данные анкетирования 119 студентов 2 курса медицинского университета, выполнявшие учебные исследовательские проекты с 2014 по 2017 гг. Результаты анализа показали высокий уровень заинтересованности студентов в использовании метода проектов в медицинском образовании (91% респондентов); положительное субъективное оценивание собственных исследовательских качеств и достижений.
Таким образом, проведенное исследование показало, что практика внедрения метода проекта как разновидности научно-ориентированного обучения в медицинском образовании успешно применима[9].
Опыт КазНМУ: В 2018 году кафедрой интегрированные системы экономики и менеджмента здравоохранения КазНМУ инициировано внедрение проектного обучения для интернов 7 курса, которое предусматривает интеграцию с кафедрами общей врачебной практики. Целью данной работы является ознакомить с содержанием проектного обучения для интернов 7 курса по специальности «Общая врачебная практика».
В Республике Казахстан осуществляется внедрение программ управления такими заболеваниями, как: сахарный диабет (СД), артериальная гипертензия (АГ) и хроническая сердечная недостаточность (ХСН). Теория, лежащая в основе управления болезнью, утверждает, что ресурсы здоровья могут использоваться более эффективно, если пациент становится активным «центром, вокруг которого здравоохранение организуется». Пациенты должны быть вовлечены как партнеры в процесс оказания помощи, иметь широкий контроль над собственным лечением, быть полностью информированы и принимать ответственность за процесс управления своим здоровьем[10]. Концепция включает поддержку взаимодействия между врачом и пациентом с целью совместного планирования индивидуальной стратегии управления болезнью; акцент на предотвращении обострений и осложнений хронических заболеваний, используя научно-обоснованные принципы и модели, предполагающие полноценное участие пациента в процессе получения медицинской помощи; оценку результатов клинических, психологических и экономических усилий с целью последующей разработки мер по улучшения здоровья в целом.
ПУЗ приветствуется как структурированное системное решение ряда проблем, которые возникли в медицинском обслуживании в последние годы [10, 11]. Тематикой проекта была выбрана «Вовлечение интернов в реализацию программ управления заболеванием в первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). На первом этапе нами инициировано письмо о сотрудничестве с местным управлением здравоохранения, для вовлечения интернов в ПУЗ. Была создание команда по реализации
проектного обучения. Совместно с рабочей группой,в составе представителей кафедр ОВП, интегрированные системы экономики и менеджмента здравоохранения, а также департамента по академической работе, разработан силлабус и чеклисты на каждое занятие интернов. В основу чек-листа были взяты клинические и образовательные мероприятия по укреплению здоровья и профилактике заболеваний: СД, АГ, ХСН. Основное обучение состоит из трех блоков:
Первый блок - изучение специальной литературы по ПУЗ. Поиск проводился в международных библиографических базах данных медицинских публикаций, с применением инструментов доказательной медицины. На следующем этапе интерны провели сравнительный анализ международных индикаторов ПУЗ с индикаторами ПУЗ в Республике Казахстан.
Второй блок - работа с пациентами, участвующими в ПУЗ.Изучение анамнеза заболевания, оценка общего состояния, клинических и лабораторно-инструментальных данных исследований, разработка индивидуального плана лечения, включающего нефармакологические воздействия (образ жизни, поэтапное снижение веса, борьба с факторами риска) и т.д. А также, выявления знаний пациентов о заболевании и проведение Школ здоровья на основе анализа анкетирования, работа с членами семьи. Третий блок - предусматривает работу со специалистами ПМСП. Работа со службой ВОП, средним медицинским персоналом и кабинетом ЗОЖ, а также при необходимости с узкими специалистами.
При реализации проектного обучения группам интернов распределены определенные нозологии, в рамках которых интерну прикрепили трех пациентов из ПУЗ. Пациенты, которых наблюдают интерны, были выбраны на участке в ПМСП, медицинская сестра и ВОП участка представляли интернов в качестве помощников врачей. Тактику лечения и назначения интерны согласовывали с кураторами двух кафедр, врачами общей практики и медицинской сестрой участков.
Полученные результаты интерны объединят и представят анализ данных по окончанию цикла обучения. Анализ совокупных данных командыбудет докладываться внешней комиссии, который является экзаменационной оценкой результатов работы. Индивидуальная и командная оценка работ проводится на основе чек-листа, по представленным отчетам работ.
Выводы: Проектное обучение интернов является новым методом обучения для КазНМУ. Проанализировав опыт коллег зарубежных стран, а также опыт соотечественников думаем, что внедрение метода проектного обучения в образовательный процесс нашего университета позволит выпускникам приобрести новые знания, компетенции и практические навыки для решения прикладных задач, а также даст стимул к самообразованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык;» на 2016-2019 годы;
2 Alberta Lipson, Ari W. Epstein, Rafael Bras and Kip Hodges Students Perseption of Terrascope A project-based freshman learning community // Journal of Science Education and Technology. - 2007. - Vol.16, №4. - Р. 52-56.
3 Alistar Morgan Theoretical aspects of project - based learning in higher education // British Journal of Educational Technology. - 1983. -Vol. 14, №1. - Р. 142-147.
4 Павловская С.В., Сироткина Н.Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 86-94.
5 Оганнисян Л.А., Акопян М.А. Использование метода проектов в образовательном процессе // Таврический научный обозреватель. - 2015. - №2(1). - С. 54-59.
6 Герасикова Е.Н. Проектное обучение в действии: опыт реализации проектного подхода в подготовке будущих специалистов калужской области // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2015. - №3(47). - С. 26-31.
7 Buck Institute for Education Project based learning URL: http://bie.org/about/whatpbl;
8 Сироткина Н.Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 86-94.
9 С. А. Никифорова, А. С. Ламанова, О. А. Ковтун Использование метода научных проектов в образовательном процессе в медицинском вузе // Медицина и экология. - 2017. - №2(83). - С. 216-221.
Вестник Кж^НМУ №1-2019
10 Романова Е.В., Мельничук В.Г. «Современная концепция управления болезнью», перевод с сайта Disease Management Association of America URL: http://DMAA.org
11 Л.М. Актаева, К.А. Гаркалов, Г.У. Кулкаева Внедрение программ управления заболеваниями в практическое здравоохранение: Методические рекомендации. - Астана: 2013. - 39 с.
Л.К. Кошербаева, К.Ж. Байльдинова, С.И.Сыдыкова, А.К. Абикулова, А.Б. Кумар, К.А. Толганбаева, Р.А. Хожамкул
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинауниверситетi
Б1Л1М БЕРУДЩ ЖОБАЛЬЩ ЭД1С1: СД АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАГЫ ЦАЗАЦ ¥ЛТТЫК; МЕДИЦИНАЛЬЩ УНИВЕРСИТЕТ1НДЕГ1 Б1Л1М БЕРУ УРД1С1Н ЕНГ1ЗУ КЕЛЕШЕГ1
ТYЙiн: Жогары оку орындарындагы студенттерге бiлiм берудiц жобалы; эдгамен о;ыту жиiлеп келедi, оку процессш, гылыми-зерттеу жумысы мен тэжiрибенi бiрiктiре отырып белсендi турде ;олданылуда.
Осы ма;алада С.Д Асфендияров атындагы Цаза; ¥лтты; медициналы; университетiнiц студенттерше бiлiм беру Yрдiсiне жобалы; о;ытудыц енгiзiлуiнiц келешегi мен алгышарттары ;арастырылады. ТYЙiндi свздер: жобалы; о;ыту, бЫм беру, Цазак;стан Республикасы
L.K. Kosherbaeva, K.Zh. Bayldinova, S.I. Sydykova, A.K. Abikulova, A.B. Kumar, K.A. Tolganbaeva, R.A. Khozhamkul
Asfendiyarov Kazakh National medical university
A PROJECT-BASED LEARNING: THE PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN TRAINING OF THE KAZAKH NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER SD. ASFENDIYAROV
Resume: A project-based learning of students of higher educational institutions is gaining increasing popularity and is actively used, combining the educational process, research activities and practice. The first steps and prospects for the implementation of the project-based learning in teaching students of the Kazakh National Medical University named after SD. Asfendiyarov discussed in this article. Keywords: project training, education, Republic of Kazakhstan
УДК 378.147:61 МРНТИ 14.35.09
Г.К. Кошмаганбетова, А.Р. Кашкинбаева, Л.М. Жамалиева, М.А. Башбаева, Ю.А. Замэ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г. Актобе
ОЦЕНКА БАЗОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ
В статье представлены результаты исследования направленного на изучение того, как базовые модули, проводимые Центром непрерывного профессионального развития Западно-Казахстанского государственного медицинского университета, повлияли на компетентность 91 преподавателей, как они используют результаты обучения на практике. Ключевые слова: оценка, педагогическая компетенция, медицинский преподаватель, опыт преподавания
Введение. Широкомасштабные и далеко идущие изменения в медицинском образовании преобразуют роль медицинского преподавателя. Выделено двенадцать ролей, выполняемых медицинским преподавателем,
сгруппированных в шесть категорий: Обеспечение информацией; Формирование ролевой модели; Посредническая роль; Оценка полученных результатов; Планирование процесса обучения; Разработка учебных материалов. В представленной модели для одной части ролей в большей степени требуется медицинский опыт, а для другой - преподавательский [1]. Во многих странах существуют профессиональные стандарты для преподавателей высшей школы [2]. Своевременно исследовать и определять компетенции преподавателей в академической медицине является очень важным аспектом современного образования [3].
Зарубежные стандарты носят рамочный минимум требований к преподавателю, что дает право каждому вузу приспосабливать эти рекомендации к своим потребностям. Анализ стандартов показал, что они отражают уровни в области квалификации преподавания, исследовательской
деятельности, общественной работы, сотрудничества с коллегами, общих оценок профессиональной деятельности и профессионального развития [4-8]. Но национальные стандарты нельзя просто переносить в другие страны: они в основном зависят от контекста и отличаются важными формальными и структурными характеристиками
[9]. Отечественные преподавателей регламентируются дополнительного
профессиональные стандарты высшей медицинской школы Государственным стандартом образования и Типовой учебной программой «Преподаватель медицинских организаций образования и науки», утвержденным Министерством здравоохранения Республики Казахстан в 2011 году [10]. Однако, на сегодняшний день не существуют общепринятых критериев для оценки компетенций медицинских педагогов и соответственно, вуз самостоятельно определяет ключевые компетенции и критерии для их достижения.
Для реализации своей политики по развитию профессорско-преподавательского состава (ППС)Западно- Казахстанский Государственный Медицинский Университет (ЗКГМУ) определил 4 ключевые компетенции, включающие