Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ'

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
907
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / SHARED CONSTRUCTION / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / PROJECT FINANCING / ЗАСТРОЙЩИК / DEVELOPER / УЧАСТНИК ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / PARTICIPANT OF SHARED CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекаури Ана

Данная статья посвящена рассмотрению причин перехода российского рынка строительства от института участия в долевом строительстве, как механизма финансирования последнего, к проектному финансированию строительства кредитными организациями, анализу возможных перспектив и проблем применения проектного финансирования на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT FINANCING IN THE FIELD OF CONSTRUCTION: REASONS FOR INTRODUCTION, PROSPECTS FOR PRACTICAL APPLICATION

The article is devoted to consideration of the reasons of transition of russian market of construction from institute of shared construction participation as the mechanism of financing of the last, to project financing of construction by credit institutions, the analysis of possible prospects and problems of application of of project financing in practice

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ»

БЕКАУРИ Ана,

юридический факультет ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Департамента правового регулирования экономической деятельности

Научный руководитель: ТКАЧЕВ Валентин Николаевич,

доктор юридических наук, профессор

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

НА ПРАКТИКЕ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению причин перехода российского рынка строительства от института участия в долевом строительстве, как механизма финансирования последнего, к проектному финансированию строительства кредитными организациями, анализу возможных перспектив и проблем применения проектного финансирования на практике.

Ключевые слова: долевое строительство, проектное финансирование, застройщик, участник долевого строительства.

BEKAURI Ana,

Faculty of Law FGIBU VO «Financial University under the Government of the Russian Federation» (Financial University), Department of Legal regulation of economic activity

Scientific adviser: TKACHEV Valentin Nikolaevich,

Doctor of Law, Professor

УДК - 347 ББК - 67.404

PROJECT FINANCING IN THE FIELD OF CONSTRUCTION: REASONS FOR INTRODUCTION, PROSPECTS FOR PRACTICAL APPLICATION

Abstract. The article is devoted to consideration of the reasons of transition of russian market of construction from institute of shared construction participation as the mechanism of financing of the last, to project financing of construction by credit institutions, the analysis of possible prospects and problems of application of of project financing in practice.

Key words: shared construction, project financing, developer, participant of shared construction.

Одним из наиболее широкомасштабных законодательных «переворотов» в российской правовой действительности за последний год стало принятие Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 218-ФЗ), явившееся первым этапом реализации мероприятий в рамках «Дорожной карты», утвержденной 21.12.2017 г. и определившей векторы законодательного развития в рассматриваемой сфере на переходный период до 2020 г.

Прежде чем провести анализ проектного финансирования и рассмотреть возможности приведения в жизнь присущих ему механизмов в российских реалиях, необходимо назвать обстоятельства и выделить причины перехода на курс ликвидации института участия в долевом строительстве.

До настоящего времени подавляющее число нововведенного в эксплуатацию жилья в Российской Федерации имеет своим источником финансирование средств граждан, вступающих в правоотношения с застройщиком на основании норм Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

рые законодательные акты Российской Федерации» (далее - 214-ФЗ). Основным элементом обязательств гражданина (организации) - «дольщика» в рамках договора участия в долевом строительстве является передача застройщику денежных средств, за счет которых, собственно, и будет в дальнейшем вестись строительство.

На практике ситуация с «обманутыми дольщиками» приобрела масштаб сложной социально-экономической и правовой проблемы, которая не могла не стать объектом пристального наблюдения со стороны властных структур, Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Так, на проведенном 1 февраля 2017 г. совещании с членами Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин следующим образом характеризовал названную проблему: «...один из этих вопросов очень чувствительный, если не сказать, болезненный для многих наших граждан: речь идет о долевом строительстве. Мы знаем, сколько в этой сфере возникало проблем и обоснованных нареканий в связи с тем, что государство недостаточно последовательно осуществляло контроль за этой сферой деятельности» [11]. Свою позицию о необходимости отказа граждан от участия в долевом строительстве до окончательного введения института проектного финансирования высказал и Министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов: «Людям более правильно и надежно покупать квартиры в готовых, построенных домах, а не вкладываться на этапе долевого строительства с непонятными последствиями» [9].

Нарушения прав граждан - участников долевого строительства со стороны застройщиков имеют несколько основных форм своего проявления, заключаясь в основном в следующем.

Свои правопритязания на конкретную квартиру заявляют одновременно несколько лиц. На первый взгляд такая ситуация представляется нереалистичной с учетом того, что в п. 3 ст. 4 214-ФЗ установлено требование обязательной государственной регистрации, ввиду того, что застройщик, не являющийся жилищным кооперативом, вправе привлекать денежные средства граждан только на основании договора долевого участия в строительстве либо путем выпуска жилищного сертификата. Но тот же 214-ФЗ исключает из предмета своего регулирования инвестиционный договор, который может быть заключен застройщиком с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых возникнет право на получение квартиры в собственность на основании положений указанного выше договора, государственной регистрации не подлежащего. Однако после заключения инвестиционного договора недобросовестный застройщик вполне может заключить и договор участия в долевом строительстве с дольщиком (гражданином или иной организацией), который станет, таким образом, еще

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

одним лицом, имеющим право требовать передачи построенного объекта недвижимости (квартиры) в собственность. Возможно и иное развитие событий применительно к случаям заключения застройщиком инвестиционного договора или договора предварительной купли-продажи определенной квартиры с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, когда данный договор в дальнейшем расторгается ввиду неисполнения контрагентом застройщика своих обязательств, после чего застройщик заключает договор участия в долевом строительстве в отношении указанной же квартиры с гражданином-дольщиком. Однако обнаруживается, что до момента расторжения соответствующего договора юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) успели совершить уступку прав по нему другому лицу, которое предъявляет права на спорное недвижимое имущество, вытекающие из указанной уступки прав, что приводит к возникновению судебного спора с неоднозначно прогнозируемым итогом.

Частью 2.1 ст. 1 214-ФЗ установлен запрет на привлечение денежных средств граждан для целей строительства на основании соглашений, иных, нежели договор участия в долевом строительстве. Вместе с тем признание такой сделки недействительной судом возможно «только по иску гражданина, заключившего такую сделку» [12]. Следовательно, если застройщик передал права на объект недвижимого имущества одновременно двум лицам (по договору участия в долевом строительстве - в первом случае и, например, по инвестиционному договору - во втором случае), не исключено, что спор между «дольщиком» и «инвестором» не будет рассмотрен судом по существу, поскольку, как уже было указано выше, инвестиционный договор может быть признан недействительным только по иску самого «инвестора».

Таким образом, застройщики выработали довольно богатую практику обхода требований 214-ФЗ, при этом наиболее «широкое распространение получили предварительные договоры купли-продажи квартир в строящихся домах, а также договоры уступки прав требования по договорам с юридическими лицами» [6, с. 20]. Кроме того, определенное распространение получила схема «договора купли-продажи векселя (вексельная схема)» [1].

Основной проблемой, однако, стало затягивание сроков строительства и введения в эксплуатацию объектов недвижимого имущества: случаи, когда просрочка сдачи готового объекта недвижимости дольщикам исчисляется годом и более, на практике нередки.

Итак, существующий институт участия в долевом строительстве сам по себе имеет, безусловно, ряд недостатков, а способы его обхода застройщиком весьма многочисленны. Со стороны властных структур государства декларируется, что новый механизм проектного финансирования направлен на их устранение и защиту интересов участников долевого строительства.

В чем же заключается данное законодательное нововведение, каковы его преимущества в сравнении с участием в долевом строительстве и решит ли он практические проблемы?

В общем виде проектное финансирование в редакции утвержденной в декабре 2017 г. «Дорожной карты» предполагает ликвидацию непосредственных финансовых отношений между клиентом и застройщиком с введением финансового посредника - банка, который одновременно является и «первоначальным инвестором» застройщика, предоставляя ему кредит, за счет которого будет производиться строительство.

Первая важная составляющая проектного финансирования - невозможность застройщика воспользоваться денежными средствами участника долевого строительства (гражданина) для целей строительства. Денежные средства участника долевого строительства подлежат зачислению на специальный счет, конструкция которого соответствует счету эскроу. Как указано в п. 1 ст. 860.7 ГК РФ, основное предназначение счета эскроу - учет и блокирование денежных средств с целью их последующей передачи бенефициару при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных договором счета эскроу. Следовательно, банк (эскроу-агент) не перечислит застройщику (бенефициару) денежные средства, внесенные на счет эскроу депонентом (участником долевого строительства), до того момента, пока строительство не будет завершено, а квартира - не передана участнику долевого строительства.

«Дорожной картой» прогнозируется, что подобный механизм с использованием счета эскроу полностью заменит собой прямую передачу денежных средств застройщику с 1 июля 2019 г., до завершения реализации плана мероприятий поэтапного замещения денежных средств граждан кредитованием банков в конце 2020 г. Думается, что подобная схема «блокированного» финансирования гражданами застройщика сохранится и после реализации всех мероприятий, заложенных в «Дорожной карте»; во всяком случае, договор счета эскроу в последней именуется как один из «элементов целевой модели финансирования жилищного строительства» [7]. Подобное представляется логичным и с той точки зрения, что возврат застройщиком суммы кредита, предоставленного банком, будет производиться за счет средств, вырученных застройщиком от продажи квартир в новостройке, на строительство которой кредит был выделен; напротив, затягивание реализации вновь построенного недвижимого имущества может обернуться для застройщика значительными финансовыми потерями, а для банков означать риск несвоевременного возврата выданного кредита.

Из первого упомянутого выше аспекта проектного финансирования вытекает и вторая его особенность: источником финансирования строительного проекта будут являться кредитные средства.

Схема кредитования в рамках механизма проектного финансирования выглядит следующим образом: банк заключает кредитный договор с застройщиком, открывая последнему кредитную линию; размер предоставляемой суммы кредитных средств в процентном соотношении к общей величине бюджета проекта строительства составляет 60-70%; остальная часть бюджета «стройки» является зоной ответственности самого застройщика, причем денежные средства застройщика, предназначенные для строительства, должны быть вложены в развитие проекта до начала предоставления банком финансирования. Как правило, договор о проектном кредитовании предусматривает предоставление банку обеспечения, но не в форме твердого залога, а в форме «части пакета акций или долей застройщика, а также поручительства акционеров или учредителей организации - инициатора проекта» [10]. Основная сумма долга по кредиту покрывается за счет доходов, генерируемых проектом, то есть за счет продажи готовых квартир, а проценты по кредиту выплачиваются застройщиком в процессе создания самого объекта. Таким образом, особое значение для банка применительно к предоставлению кредита в рамках проектного финансирования приобретает своевременность сдачи готового объекта недвижимого имущества и его ввода в эксплуатацию застройщиком, а также способность застройщика максимально быстро реализовать готовые квартиры, что непосредственно зависит, в том числе, и от деловой репутации самого застройщика.

Необходимо отметить, что кредитные продукты в форме проектного финансирования не являются чем-то новым для российского рынка. Так, ПАО «Сбербанк» предлагает проектное финансирование в виде «максимальных 70% всего бюджета проекта» при отсутствии обеспечения и до 85% - при наличии такового [4]. АО «Альфа-банк» предлагает застройщикам кредитное финансирование на условиях первоначального вложения клиентом (застройщиком) собственных денежных средств в размере 10% от бюджета строящегося проекта жилой недвижимости. При этом минимальный размер кредита по таким проектам должен составлять не менее 15 миллионов долларов; условия кредитования предусматривают обязательное предоставление обеспечения в форме активов, связанных с проектом (залог земельного участка, на котором располагается строящийся объект недвижимого имущества, залог объекта незавершенного строительства, залог акций застройщика либо его материнских компаний), либо в форме иных активов, с проектом не связанных (в зависимости от согласованной структуры сделки). Общими условиями предоставления кредитной линии, таким образом, являются получение всего пакета исходно-разрешительной документации, участие застройщика в финансировании проекта в размере не менее 1/10 всего бюджета проекта, а также завершение первоначального этапа работ в рамках строящегося проекта (включая котлован и систему водоотведения).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

Следует отметить, что, помимо вышеперечисленных требований к проекту строительства, присутствуют и дополнительные требования, включая предельный срок строительства (не более трех лет), предельный срок окупаемости проекта (не более 10 лет), наличие положительной динамики финансовых потоков в течение всего периода строительства проекта и погашения кредита «с коэффициентом покрытия задолженности по кредиту не менее 1,2» [13]. Обращает на себя внимание жесткое требование включения в проект условия о возврате кредита и процентов по нему по требованию банка при падении базовых цен реализуемой готовой недвижимости (квартир) на 20% (речь идет, таким образом, о включении в договор о проектном финансировании положения о возврате кредита за счет самого застройщика, а не за счет поступлений от реализуемой недвижимости).

Условия о размерах процентных ставок по кредиту, предоставляемому под строительство объектов недвижимого имущества в рамках механизма проектного финансирования, сайты указанных кредитных организаций не содержат. Очевидно, что конкретные условия размера процента по кредиту оговариваются в зависимости от возможностей и финансовой устойчивости заемщика (застройщика), однако, основываясь на одних только представленных условиях кредитования, можем отметить с большой долей вероятности, что значительная часть застройщиков вряд ли будет готова заключить кредитное соглашение на таких условиях, а другая часть, заключив подобный договор, не сможет в точности исполнить все условия, оговоренные проектом. Таким образом, продукт проектного финансирования в «сегодняшней редакции» банков доступен только крупнейшим застройщикам. Перспективы небольших застройщиков в свете введения обязательного института проектного финансирования и ликвидации долевого строительства представляются весьма призрачными.

Следует отметить, что 218-ФЗ внес в 214-ФЗ много новелл, которые, очевидно, станут основой для формирующегося обновленного правового статуса застройщика как субъекта отношений в рамках проектного финансирования. Так, в числе новых требований, предъявляемых законом к застройщику, особо следует выделить обязательное наличие опыта участия в создании многоквартирных домов с временной позиции (не менее трех лет) и позиции содержательной (показатель совокупной площади всех построенных с участием застройщика домов). Одним из наиболее серьезных нововведений закона стало ограничение количества доступных к одновременному строительству многоквартирных домов. В редакции 218-ФЗ застройщик обязан работать лишь по одному разрешению на строительство, при этом норма ч. 1.1 ст. 3 214-ФЗ говорит об этом безотносительно к тому, за счет каких именно источников финансирования осуществляет строительство застройщик. Данное требование законодательства уже вызвало значительное «волнение» среди предста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

вителей строительного бизнеса, поскольку принцип «один застройщик - одно разрешение на строительство» фактически ставит крест на «финансировании и строительстве объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенных вне границ земельного участка предусмотренного под строительство дома (группы домов) в пределах одного разрешения на строительство», что в строительной сфере является сложившейся практикой развития инфраструктуры вновь образованного квартала жилых новостроек [8].

Довольно жесткое требование 218-ФЗ вводит и применительно к финансовой необремененности застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства: полное отсутствие какой бы то ни было задолженности по кредитам, ссудам и займам, за исключением целевых кредитов, предоставляемых в рамках проектного финансирования. Изменена не в пользу застройщиков и норма ч. 7 ст. 3 214-ФЗ: из нее исчезло указание на непревышение имеющейся у застройщика задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации двадцатипятипроцентного порога балансовой стоимости активов застройщика. Подобные нововведения закона об «идеальном застройщике», по мнению ряда экспертов строительной отрасти, трудновыполнимы на практике: «.. .любая, даже спорная, налоговая заложенность будет фактически ставить застройщика вне закона» [3].

Итак, введение института проектного финансирования, несомненно, защитит интересы граждан; понятие «обманутые дольщики», скорее всего, уйдет в прошлое, но проблему с доступностью жилья подобный механизм не только не разрешит, но и, вернее всего, лишь усугубит. Цены на рынке «первичного жилья» и сегодня являются непосильными для большинства молодых семей; по прогнозам же экспертов строительной отрасли и независимых аналитиков, привлечение застройщиком кредитных средств вместо средств самих дольщиков приведет к удорожанию себестоимости строительства на 15%; «если земельный участок тоже будет приобретен с привлечением кредитных средств, то в этом случае потенциал роста себестоимости для застройщика составит до 30%» [2].

Введение института проектного финансирования, который неизбежно повлечет за собой увеличение количества финансовых и организационных издержек, скорее всего, негативно скажется на мелких и средних застройщиках, которые вынуждены будут либо значительно повысить цены на готовое жилье, либо вообще прекратить свою деятельность.

При этом структурные проблемы деятельности застройщиков, такие, как нехватка собственных средств для финансирования части строительного проекта, высокая стоимость кредитных ресурсов, связанная с повышенным риском вложения инвестиций в проекты в сфере недвижимости (ввиду текущей экономической ситуации), а также наличие ряда рисков, свя-

занных с залогом активов строительной компании в качестве обеспечения исполнения обязательств перед банком, также не способствует успешному развитию проектного финансирования в обозримой перспективе.

Кроме того, возникают и другие противоречия применения 214-ФЗ в новой редакции: так, правило о запрете на одновременное строительство нескольких объектов недвижимости еще не является настолько критичным для собственных проектов застройщика; но, скажем, временная приостановка строительства объекта недвижимого имущества, являющегося предметом соответствующего обязательства застройщика в рамках государственного контракта, в целях строительства многоквартирного дома по другому, собственному проекту застройщика попросту невозможна, поскольку означает для застройщика слишком серьезные последствия имущественного и организационного характера (взыскание государственным заказчиком пеней и штрафов, внесение в реестр недобросовестных поставщиков - подрядчиков, исполнителей). Представляется, что темпы строительства многоквартирных домов, ввиду всего вышеизложенного, станут заметно ниже. Обращает на себя внимание и то, что новое правило ч. 2 ст. 18 214-ФЗ не допускает превышения расходов застройщика на оплату услуг банка, оплату труда, рекламу, связь и коммунальные услуги над суммой, эквивалентной 10% от проектной стоимости строительства, тогда как у застройщиков, осуществляющих строительство своими силами, только фонд оплаты труда составляет примерно «20% от стоимости строительства» [5].

Итак, пока рано говорить о результатах применения института проектного финансирования, поскольку последний еще не получил широкомасштабной апробации на практике, однако совершенствование законодательных норм и гармонизация правового регулирования является насущной проблемой, которую необходимо разрешить в трехлетний срок, определенный «Дорожной картой» в качестве переходного периода от долевого строительства к проектному финансированию.

Список литературы:

[1] Бышов Д.В., Туршатова А.Е. Долевое строительство: правовые аспекты // Огарев-Online. 2014. № 2.

[2] Девелоперы прогнозируют подорожание жилья // Интернет-портал «Рамблер» (Электронный ресурс). URL: https://news.rambler.ru/realty/38489181-zhile-v-rossii-podorozhaet-na-tret/?updated (дата обращения: 15.04.2018 г.).

[3] Избавиться от долевого строительства: что ждет застройщиков и дольщиков в 2018 году // Информационный портал «Право.ру» (Электронный ресурс) URL: https://pravo.ru/story/view/146323/ (дата обращения: 15.04.2018 г.).

[4] Кредитование проектов строительства объектов жилой недвижимости // ПАО «Сбербанк» (Элек-

тронный ресурс). URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/ credits/otrasl/credit_stroitelstvo/residential_credit (дата обращения: 14.04.2018 г.).

[5] Минное поле закона // Недвижимость и строительство Петербурга // (Электронный ресурс). URL: http://nsp.ru/news/13613-ot-zakona-dostanetsya-vsem (дата обращения: 15.04.2018 г.).

[6] Пелевина О.В. Защита прав участников долевого строительства // Законность. 2016. № 10.

[7] План мероприятий («Дорожная карта») по поэтапному замещению в течение трех лет средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан (утв. Правительством Российской Федерации 21 декабря 2017 г.) // Правительство России (Электронный ресурс). URL: http://static.government.ru/media/files/myhFJkKy MspTDybA4s6Zr0zrqpWcgofi.pdf (дата обращения: 08.04.2018 г.).

[8] Проблемы применения Федерального закона № 214-ФЗ в новой редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: доклад члена Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей», генерального директора СРО А «Объединение строителей СПб» А.И. Белоусова // Национальное объединение строителей (Электронный ресурс) URL: http://nostroy.ru/news_files/2017/09/12/2017%2009%20 12%20Belousov_preza.pdf (дата обращения: 15.04.2018 г.).

[9] Силуанов посоветовал не вкладываться в долевое строительство // Российская газета (Электронный ресурс). URL: https://rg.ru/2017/10/27/siluanov-posovetoval-ne-vkladyvatsia-v-dolevoe-stroitelstvo.html (дата обращения: 08.04.2018 г.).

[10] Скупов Б. Проблемы и перспективы проектного финансирования строительного комплекса России / Б. Скупов // Строительный эксперт (Электронный ресурс). URL: https://ardexpert.ru/article/10762 (дата обращения: 14.04.2018 г.).

[11] Совещание с членами Правительства // Президент России (Электронный ресурс). URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/53804 (дата обращения: 08.04.2018 г.).

[12] Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 40.

[13] Финансирование строительства объектов недвижимости // АО «Альфа-банк» (Электронный ресурс). URL: https://alfabank.ru/corporatev1/real_estate/ building_financing/ (дата обращения: 14.04.2018 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

Spisok literatury:

[1] By'shov D.V, Turshatova A.E. Dolevoe stroitel'stvo: pravovy'e aspekty' // Ogarev-Online. 2014. № 2.

[2] Developery' prognoziruyut podorozhanie zhil'ya // Internet-portal «Rambler» (E'lektronny'j resurs). URL: https://news.rambler.ru/realty/38489181-zhile-v-rossii-podorozhaet-na-tret/?updated (data obrashheniya: 15.04.2018 g.).

[3] Izbavit'sya ot dolevogo stroitel'stva: chto zhdet zastrojshhikov i dol'shhikov v 2018 godu // Informacionny'j portai «Pravo.ru» (E'lektronny'j resurs) URL: https:// pravo.ru/story/view/146323/ (data obrashheniya: 15.04.2018 g.).

[4] Kreditovanie proektov stroitel'stva ob"ektov zhiloj nedvizhimosti // PAO «Sberbank» (E'lektronny'j resurs). URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/credits/ otrasl/credit_stroitelstvo/residential_credit (data obrashheniya: 14.04.2018 g.).

[5] Minnoe pole zakona // Nedvizhimost' i stroitel'stvo Peterburga // (E'lektronny'j resurs). URL: http://nsp.ru/news/13613-ot-zakona-dostanetsya-vsem (data obrashheniya: 15.04.2018 g.).

[6] Pelevina O.V Zashhita prav uchastnikov dolevogo stroitel'stva // Zakonnost'. 2016. № 10.

[7] Plan meropriyatij («Dorozhnaya karta») po poe'tapnomu zameshheniyu v techenie trex let sredstv grazhdan, privlekaemy'x dlya sozdaniya mnogokvartirny'x domov i iny'x ob"ektov nedvizhimosti, bankovskim kreditovaniem i iny'mi formami finansirovaniya, minimiziruyushhimi risk dlya grazhdan (utv. Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii 21 dekabrya 2017 g.) // Pravitel'stvo Rossii (E'lektronny'j resurs). URL: http://static. government.ru/media/files/myhFJkKyMspTDybA4s6Zr0 zrqpWcgofi.pdf (data obrashheniya: 08.04.2018 g.).

[8] Problemy' primeneniya Federal'nogo zakona № 214-FZ v novoj redakcii Federal'nogo zakona ot 29.07.2017

№ 218-FZ «O publichno-pravovoj kompanii po zashhite prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva pri nesostoyatel'nosti (bankrotstve) zastrojshhikov i o vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii»: doklad chlena Soveta Associacii «Nacional'noe ob"edinenie stroitelej», general'nogo direktora SRO A «Ob"edinenie stroitelej SPb» A.I. Belousova // Nacional'noe ob"edinenie stroitelej (E'lektronny'j resurs) URL: http:// nostroy.ru/news_files/2017/09/12/2017%2009%2012%20 Belousov_preza.pdf (data obrashheniya: 15.04.2018 g.).

[9] Siluanov posovetoval ne vklady'vat'sya v dolevoe stroitel'stvo // Rossijskaya gazeta (E'lektronny'j resurs). URL: https://rg.ru/2017/10/27/siluanov-posovetoval-ne-vkladyvatsia-v-dolevoe-stroitelstvo.html (data obrashheniya: 08.04.2018 g.).

[10] Skupov B. Problemy' i perspektivy' proektnogo finansirovaniya stroitel'nogo kompleksa Rossii / B. Skupov // Stroitel'ny'j e'kspert (E'lektronny'j resurs). URL: https:// ardexpert.ru/article/10762 (data obrashheniya: 14.04.2018 g.).

[11] Soveshhanie s chlenami Pravitel'stva // Prezident Rossii (E'lektronny'j resurs). URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53804 (data obrashheniya: 08.04.2018 g.).

[12] Federal'ny'j zakon ot 30.12.2004 № 214-FZ «Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirny'x domov i iny'x ob"ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenij v nekotory'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2005. № 1 (chast' 1). St. 40.

[13] Finansirovanie stroitel'stva ob"ektov nedvizhimosti // AO «Al'fa-bank» (E'lektronny'j resurs). URL: https://alfabank.ru/corporatev1/real_estate/ building_financing/ (data obrashheniya: 14.04.2018 g.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.