Научная статья на тему 'Проектное финансирование на базе государственно-частного партнерства: аудит эффективности, критерии эффективности'

Проектное финансирование на базе государственно-частного партнерства: аудит эффективности, критерии эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / НАЛОГОВЫЙ ПОТОК / PROJECT FINANCING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PERFORMANCE AUDIT / BUDGETARY FUNDS / TAX FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Иван Николаевич, Соколов Владимир Прохорович, Спесивцев Валерий Анатольевич

Данная работа является продолжением наших исследований, посвященных проблематике анализа, оценки и аудита эффективности проектного финансирования в смешанных государственно-частных проектах и акцентирует внимание на проблематике выработки отраслевых критериев эффективности данных проектов и необходимости их периодического пересмотра в связи с изменениями технологии в отраслях и социально-экономических реалий в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Иван Николаевич, Соколов Владимир Прохорович, Спесивцев Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project financing on the basis of public-private partnership: performance audit, performance criteria

This article is a sequel of our research on the analysis, assessment and performance audit of project financing in mixed public-private projects. The paper focuses on the problem of development of sectoral performance criteria of these projects and on the need for their periodic review because of technology changes in industries and in socio-economic realities in the country.

Текст научной работы на тему «Проектное финансирование на базе государственно-частного партнерства: аудит эффективности, критерии эффективности»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 15 • август 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

проектное финансирование на базе государственно-частного партнерства: аудит эффективности, критерии эффективности

Макаров И.Н.1, Соколов В.П.2, Спесивцев В.А. 1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал, Липецк, Россия

2 Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Данная работа является продолжением наших исследований, посвященных проблематике анализа, оценки и аудита эффективности проектного финансирования в смешанных государственно-частных проектах и акцентирует внимание на проблематике выработки отраслевых критериев эффективности данных проектов и необходимости их периодического пересмотра в связи с изменениями технологии в отраслях и социально-экономических реалий в стране.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектное финансирование, государственно-частное партнерство, аудит эффективности, бюджетные средства, налоговый поток

project financing on the basis of public-private partnership: performance audit, performance criteria

MakarovI.N.1, Sokolov V.P.2, Spesivtsev V.A. 1

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk brunch, Russia

2 Voronezh State University of Engineering Technologies, Russia

введение

В настоящее время в качестве одного из наиболее эффективных инструментов финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов с участием государственного и частного капиталов выступает проектное финансирование. Однако «классический» инструментарий проектного финансирования, в котором заданы жесткие целевые и временные ограничения в условиях турбулентной среды на длительных интервалах времени, может оказаться достаточно эффективным. Особенно это принципиально для проектов с государственным участием, поскольку требования бюджетного кодекса предполагают периодическую проверку эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств.

Одной из основных проблем проектного финансирования является построение механизмов контроля и систем критериев, позволяющих гибко учитывать меняющиеся реалии в долгосрочных инфраструктурных проектах. Данные критерии должны учитывать изменения в технологиях, в условиях функционирования созданных/ построенных/модернизированных с участием государственных средств объектов, включая условия природно-климатического, химико-физического (например, связанные с загрязненностью среды) и иного характера.

В качестве механизма контроля и корректировки критериев эффективности и установления соответствия долговременного инфраструктурного проекта новым критериям могут выступать процедуры аудита эффективности, осуществляемые по завершении фаз реализации проекта либо по истечении определенных промежутков времени.

По своей внутренней сути и экономическому предназначению аудит эффективности существенно отличается от традиционного финансового аудита. Определение и роль аудита эффективности применительно к проектам на основе смешанного финансирования значительно различаются в разных странах мира.

В нашей статье мы будем исходить из определения аудита эффективности, содержащегося в документе «СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ) СГА 104 «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ»», который утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 4ПК, в соответствии с которым, «Аудит эффективности представляет собой вид внешнего государственного аудита (контроля) и применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных

ABSTRACT:_

This article is a sequel of our research on the analysis, assessment and performance audit of project financing in mixed public-private projects. The paper focuses on the problem of development of sectoral performance criteria of these projects and on the need for their periodic review because of technology changes in industries and in socio-economic realities in the country.

KEYWORDS: project financing, public-private partnership, performance audit, budgetary funds, tax flow.

Received: 05.08.2017 / published: 16.08.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Makarov I.N. (excellenzzBmail.ru)

CITATION:_

Makarov I.N., Sokolov V.P., Spesivtsev V.A. (2017) Proektnoe finansirovanie na baze gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: audit effektivnosti, kriterii effektivnosti [Project financing on the basis of public-private partnership: performance audit, performance criteria]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (15). - 2207-2214. doi: 10.18334/rp.18.15.38190

задач социально-экономического развития Российской Федерации и осуществления возложенных на Счетную палату функций» [8].

Однако основной проблемой все же выступают системы критериев эффективности проектов. В соответствии с мировым опытом и нашими исследованиями все группы критериев эффективности проектного финансирования должны подразделяться на следующие группы [4, 5] (Ыакатоу 1.Ы., Ко1е$ткоу У.У., 2010; Ыакатоу 1.Ы., Иапавуап Б.Ы., 2014):

Критерии внутренней эффективности проекта, включающие в себя:

• Критерии финансовой эффективности, которые рассчитываются по традиционным для инвестиционных проектов параметрам.

• Критерии бюджетной эффективности, которые рассчитываются только для бюджетных средств, вложенных в проект, и оцениваются по целевому назначению трат, эффективности трат, своевременности трат.

Критерии внешней эффективности проекта, включающие в себя:

• Критерии отраслевой эффективности - насколько данный проект влияет на развитие отрасли с учетом специфических показателей (например, для транспортных проектов - увеличение транспортной доступности в регионе, плотности сети, средней скорости доставки и иным аналогичным отраслевым критериям).

• Критерии экологической эффективности проекта - его влияние на окружающую среду не должно выходить да пределы определенных допустимых параметров.

• Критерии наличия внешних эффектов - внешние эффекты от реализации проектов должны находиться в пределах допустимых параметров.

Третья группа критериев - это критерии целевой эффективности, выражающиеся в достижении или недостижении заданных целей проекта с требуемыми затратами ресурсов и времени.

Рассмотрим пример проекта модернизации одной из отраслей промышленности региона.

ОБ АВТОРАХ:_

Макаров Иван Николаевич, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», кандидат экономических наук

Соколов Владимир Прохорович, профессор кафедры «Экономики и управления организациями», доктор экономических наук

Спесивцев Валерий Анатольевич, доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Макаров И.Н., Соколов В.П., Спесивцев В.А. Проектное финансирование на базе государственно-частного партнерства: аудит эффективности, критерии эффективности // Российское предпринимательство. -2017. - Том 18. - № 15. - С. 2207-2214. С01: 10.18334/гр.18.15.38190

Критерии финансовой эффективности совместного проекта рассматривать не будем, поскольку они подробно изучаются в традиционных курсах финансового менеджмента и инвестиционного анализа.

В показатели бюджетной эффективности можно отнести следующие параметры:

Величина бюджетных капиталовложений, осуществленных в ходе реализации ГЧП-проекта модернизации промышленности, которая, в общем случае, может включать:

1. Прямые бюджетные инвестиции.

2. Безвозмездные государственные субсидии и гранты.

3. Погашение процентов по инвестиционному кредиту, осуществляемое за счет государственного бюджета.

Необходимо также учитывать, что помимо прямой, непосредственной выгоды государства, возникающей вследствие потока налоговых платежей, которые будут формироваться вследствие увеличения налоговой базы за счет расширения хозяйственной деятельности как непосредственного результата ГЧП-проекта, также будут наблюдаться существенные вторичные эффекты, поскольку появится потенциал увеличения объемов налоговых платежей за счет расширения хозяйственной деятельности в сферах, имеющих хозяйственные связи и технологическую зависимость от сферы реализации ГЧП-проекта, и, в частности, подключения новых потребителей, которые будут платить налоги и создавать новые рабочие места.

Указанная выгода может быть рассчитана в количественном выражении и в стоимостной оценке посредством следующих показателей:

A. Индекс вторичной бюджетной налоговой рентабельности [4, 5] (Makarov I.N., Kolesnikov V.V., 2010; Makarov I.N., Manasyan S.M., 2014):

где: ДНПНПЕППТр - объем вторичного налогового потока, формируемого за счет подключения новых потребителей к высвободившимся в результате модернизации производства на основе ГЧП энергетическим мощностям; БЗ - величина бюджетных затрат, произведенных в ходе ГЧП-проекта модернизации промышленности.

B. Чистый вторичный бюджетный денежный поток [4, 5] (Makarov I.N., Kolesnikov V.V., 2010; Makarov I.N., Manasyan S.M., 2014):

Вбз = МШНОЕПОТр-ЕЗ. (2)

В качестве критериев отраслевой эффективности может применяться:

1. Изменение доли конкурентоспособной продукции промышленных предприятий в общем объеме выпущенной ими продукции [4, 5] (MakarovI.N., Kolesnikov V.V., 2010; Makarov I.N., Manasyan S.M., 2014).

2. Изменение общего объема продукции в стоимостном выражении [4, 5] (Makarov I.N., Kolesnikov V.V., 2010; Makarov I.N., Manasyan S.M., 2014):

- V.

ррр

V,

1-11

(3)

где: у*441 - объем продукции, выпущенный предприятиями промышленности в зоне реализации ГЧП-проекта промышленного развития в I год реализации проекта (в натуральном и стоимостном выражении); - объем продукции, выпущенный предприятиями промышленности в зоне реализации ГЧП-проекта промышленного развития в год (г-1) реализации проекта.

3. Динамика общего объема выпуска продукции в стоимостной оценке [4, 5] (Иакатоу ¡.К, Ко1^ткоу У.У., 2010; Иакатоу ¡.К, Иапавуап Б.И., 2014):

(4)

Критерии целевой эффективности. В общем виде их можно представить в качестве матриц целей и результатов. При этом должны выполняться следующие соотношения: Потребность в достижении совокупности целевых показателей условно можно представить в качестве вектор-столбца, где ^ есть потребность в достижении ьтой цели, выраженной в количественном показателе - получение соответствующего вида опекаемых благ либо достижение соответствующего параметра проекта на основе целевого финансирования:

(5)

где ^ - потребность в достижении ьтого параметра проекта. Таким образом, в идеальном случае:

(6)

где ^ - результат в достижении ьтого параметра проекта.

Однако идеальный случай потому и является идеальным, что практически не встречается в реальной хозяйственной практике. В реальном случае, когда возможно изменение технологий вследствие технико-технологического прогресса, санкций или изменения характеристик среды, использование похода в категориях отношения тождественности при аудите и анализе эффективности долгосрочных ГЧП-проектов

на базе проектного финансирование неприменимо, ибо способно существенно снизить потенциал эффективности данного проекта. Соответственно, в данном случае подход должен быть изменен следующим образом:

(7)

При этом должно соблюдаться соотношение

(8)

Строго говоря, в данном случае в тождестве (8) оператор «больше или равно» должен быть заменен на оператор нестрогого предпочтения, однако, поскольку целевые параметры и параметры результатов должны быть выражены в количественно-измеримых показателях, данная замена может быть сочтена адекватной.

Таким образом, при оценке выгод экономической системы, формируемых за счет экономии используемых ресурсов возобновимого (материалов, топлива, энергии и иных ресурсов) и невозобновимого характера, необходимо их оценивать в сравнении с объемами произведенных в ходе реализации ГЧП-проекта капитальных затрат в модернизацию производства, производственной и иной инфраструктуры, обучение персонала, с учетом бюджетной составляющей.

заключение

При реализации государственно-частных проектов на базе смешанного финансирования, которые предполагают наличие целого ряда эффектов и последствий, нельзя ограничиваться при анализе их эффективности исключительно критериями финансовой эффективности. Критерии бюджетной эффективности при долговременном проекте также должны периодически корректироваться, исходя из новых социально-экономических реалий и появления новых технологий. При этом дополнительно к указанным критериям необходимо учитывать критерии отраслевой эффективности и внешних эффектов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Афанасьев М.П. Взаимосвязь аудита эффективности и финансового анализа // Финансовый контроль. - 2003. - № 10. - с. 50-56.

2. Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И. Аудит эффективности в рыночной экономике. / учебное пособие. Под ред. С.И. Гайдаржи. - М.: КНОРУС, 2009. - 328 с.

3. Карепина О.И. Теоретико-методологические подходы к внедрению аудита эффективности государственных расходов // Финансовые исследования. - 2009. - № 22. - с. 36-44.

4. Макаров И.Н., Колесников В.В. Опекаемые государством блага и оценка смешанных объектов. Аудит эффективности и производство опекаемых благ: взгляд с позиции экономической социодинамики // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6-2. - с. 51-55.

5. Макаров И.Н., Манасян С.М. Теоретико-методологические основы анализа эффективности проектов ГЧП в добывающей промышленности и ТЭК страны // Российское предпринимательство. - 2014. - № 10(256). - с. 148-163.

6. Рябухин С.Н. Аудит эффективности государственных расходов в современной практике финансового контроля // Финансы. - 2003. - № 4. - с. 54-56.

7. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. - М.: Наука, 2008. - 608 с.

8. СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ) СГА 104 «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ», утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 4ПК

REFERENCES:

Afanasev M.P. (2003). Vzaimosvyaz audita effektivnosti i finansovogo analiza [The correlation between performance audit and financial analysis]. Finansovyy kontrol. (10). 50-56. (in Russian). Ivanova E.I., Melnik M.V., Shleynikov V.I. (2009). Audit effektivnosti v rynochnoy

ekonomike [Audit of efficiency in a market economy] M.: Knorus. (in Russian). Karepina O.I. (2009). Teoretiko-metodologicheskie podkhody k vnedreniyu audita effektivnosti gosudarstvennyh raskhodov [Methodological- theoretical approaches to introduction of efficiency audit of the State expenditure]. Finansovye issledovaniya. (22). 36-44. (in Russian). Makarov I.N., Kolesnikov V.V. (2010). Opekaemye gosudarstvom blaga i otsenka smeshannyh obektov. Audit effektivnosti i proizvodstvo opekaemyh blag: vzglyad s pozitsii ekonomicheskoy sotsiodinamiki [State-sponsored goods and the evaluation of mixed objects. Efficiency Audit and Production of Goods in Ward: a View from a Position of Economic Sociodynamic]. Russian Entrepreneurship. (6-2). 51-55. (in Russian). Makarov I.N., Manasyan S.M. (2014). Teoretiko-metodologicheskie osnovy analiza effektivnosti proektov GChP v dobyvayuschey promyshlennosti i TEK strany [Theoretical and methodological foundations of the analysis of efficiency of PPP projects in the mining industry and fuel-and-energy complex of the country]. Russian Entrepreneurship. (10(256)). 148-163. (in Russian). Ryabukhin S.N. (2003). Audit effektivnosti gosudarstvennyh raskhodov v sovremennoy praktike finansovogo kontrolya [Audit of the efficiency of public expenditure in modern financial control practices]. Finansy. (4). 54-56. (in Russian). Stepashin S.V. (2008). Gosudarstvennyy audit i ekonomika buduschego [State audit and the economy of the future] M.: Nauka. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.