Научная статья на тему 'Проектно-ориентированное образование в современном университете'

Проектно-ориентированное образование в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CREATIVE PROJECTS / TWO-LEVEL TRAINING / THE STATE STANDARD / THE COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышева Галина Анзельмовна

Обозначены проблемные вопросы, связанные с практикой внедрения в вузы уровневой системы подготовки экономистов, повышения качества образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения основных образовательных программ в формате профессиональных компетенций. Описана практика внедрения в учебный процесс «творческих проектов» наряду с традиционными курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышева Галина Анзельмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project-oriented education in the modern university

Problematic issues associated with the practice of implementation in higher-level system of training of economists, improve the quality of educational activities from the point of view of the learning outcomes and development of the basic educational programs in the format of professional competencies. Describes the practice of introduction in educational process of «creative projects» along with the traditional term projects and final qualifying works.

Текст научной работы на тему «Проектно-ориентированное образование в современном университете»

2012 Экономика №3(19)

УДК 378.147.314.6

Г.А. Барышева

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Обозначены проблемные вопросы, связанные с практикой внедрения в вузы уровневой системы подготовки экономистов, повышения качества образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения основных образовательных программ в формате профессиональных компетенций. Описана практика внедрения в учебный процесс «творческих проектов» наряду с традиционными курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

Ключевые слова: творческие проекты, двухуровневая подготовка, государственный стандарт, компетентностный подход, образовательные программы, образовательные технологии.

Одним из важнейших аспектов компетентностного подхода при формировании основных образовательных программ в рамках уровневой системы подготовки является выбор технологий обучения, стимулирующих активную вовлеченность студентов в научно-образовательную среду и практическую деятельность. Переход подготовки экономистов на современные европейские принципы и стал осуществляться в российских вузах с начала 90-х гг. Например, экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова перешел на уровневую систему в 1991 г., инженерно-экономический факультет Томского политехнического университета - в 1995 г., в 1998 г. в Томске были выпущены первые бакалавры экономики, а в 2000 г. - первые магистры.

При этом следует отметить, что данный шаг нельзя рассматривать как более чуткую реакцию на образовательные потребности населения и конъюнктуру российских региональных рынков труда. Это скорее была новая, более высокого уровня задача, поставленная перед отдельными выпускающими кафедрами ведущих университетов страны, направленная на преодоление разрыва между конечными результатами образования и современными требованиями инновационного развития экономики. Население и работодатели в тот момент не были готовы воспринимать бакалавров как полноценных дипломированных выпускников вуза, а магистранты ассоциировались главным образом с будущими научно-педагогическими работниками и аспирантами. Поэтому наряду с ними вузы параллельно выпускали экономистов по разным специальностям («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Национальная экономика» и др.), в результате бакалавры «по интересам» расходились по разным образовательным траекториям, удовлетворяя сложившийся на рынке спрос на образовательные услуги.

Постепенно с масштабным переходом вузов на двухуровневую подготовку и обострением демографической ситуации в российских регионах конкуренция в межвузовской среде обострилась, и наряду с условиями, организа-

цией учебного процесса и содержанием образования стали предъявляться особые требования к качеству образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения программ. Последние, как известно, не поддаются прямым измерениям и для успешного решения требуют эффективного кадрового потенциала кафедр, позволяющего внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии, а в реальную экономику -результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов.

Одной из таких новых реализуемых в рамках компетентностного подхода образовательных форм являются «творческие проекты», которые возможны для выполнения не только в рамках традиционных курсовых работ бакалавров, научно-исследовательских работ магистрантов или выполнения заданий по практикам, но и как самостоятельных проектов, выполняемых во 2, 3, 4-м учебных семестрах на этапе бакалаврской подготовки. Это стартовые проекты, подготавливающие студентов к постоянной творчески-ориентированной деятельности в процессе получения высшего профессионального образования.

Реализация «творческих проектов» должна осуществляться, прежде всего, по основным направлениям научно-исследовательской деятельности кафедр, их тематического плана в соответствии с основной образовательной программой. Вовлеченность студентов в научно-образовательную среду с первого курса через «творческие проекты» позволит формировать их готовность результативно применять полученные знания, умения и навыки к профессиональной деятельности. Сложность выполняемых проектов по семестрам может устанавливаться в соответствии с перечнем результатов обучения, планируемых к достижению в предыдущем учебном семестре по отношению к семестру выполнения творческого проекта.

Специфика предложенной данной творческой проектной деятельности студентов состоит в следующем:

- тематика творческих проектов должна быть связана с основными научными направлениями исследовательской деятельности преподавателей и аспирантов выпускающих кафедр;

- творческие проекты осуществляются со второго семестра, когда еще основные профессиональные дисциплины не изучены и результаты обучения слабо фиксируются;

- выполнение творческих проектов предполагает коллективный труд (в подгруппах численностью не более 5 студентов);

- осуществляются наряду с устоявшимися формами подготовки, а именно курсовыми проектами, и не пересекаются с ними по тематике;

- требуют выделения руководителю проекта необходимого количества учебной нагрузки (в часах) по аналогии с курсовыми и дипломными проектами;

- не могут быть обеспечены одним преподавателем для студентов всего потока;

- предполагают финансовые средства для приглашения в качестве руководителей специалистов-практиков из реального сектора экономики.

Данный перечень особенностей организации «творческих проектов» свидетельствует об определенной степени проработанности внедряемой в обра-

Г.А. Барышева

зовательный процесс ряда вузов новой технологии, хотя еще существует много вопросов с точки зрения содержательной и организационной стороны дела. Важно не допустить сознательную недобросовестность. Включение в учебный план данных проектов не должно превратиться в формальную процедуру, имитацию творческой деятельности студентов с помощью хорошо отработанной схемы. Различные творческие проекты должна связывать заинтересованность в их выполнении преподавателей, занимающихся хоздоговорной деятельностью и оформляющих гранты, аспирантов и докторантов, работающих над диссертационными исследованиями, потенциальных работодателей в рамках реализации соглашений о стратегическом партнерстве с университетом (кафедрой).

На наш взгляд, основными принципами организации творческой проектной деятельности студентов, лишь осваивающих профессиональные компетенции, являются:

- преемственность и ограниченный характер тематики проектов;

- отсутствие прямой взаимосвязи с выпускными квалификационными работами;

- систематизированное и структурированное представление о причинноследственных связях;

- интегрированность в научно-исследовательскую работу кафедр;

- заинтересованность сторон;

- связь с практикой хозяйствования;

- взаимодействие с предприятиями и организациями - стратегическими партнерами;

- формирование командного духа и возможность обучаться «от других».

Для того чтобы «творческие проекты» были адекватны возможностям

студентов младших курсов и гарантировали их профессиональное развитие, творческие проекты должны предполагать сознательный выбор различной по глубине содержания тематики и конечные сроки их выполнения, быть четко сформулированы под заданную достижимую цель, иметь утвержденную актуальную с точки зрения потребностей отраслевых рынков тематику и быть согласованными на предмет востребованности (хотя бы потенциальной) с представителями реального сектора экономики.

Работа над перечнем «творческих проектов» показывает, что приглашение на выполнение отдельных проектов специалистов из сторонних организаций объективно необходимо. Таких проектов может быть много. Их разумно объединить с проектами в рамках обеспечения научно-исследовательской работы по магистерским программам, создав совместные творческие группы из студентов младших курсов бакалавриата и магистрантов кафедр. Это позволит оптимизировать образовательный процесс и финансирование приглашенных специалистов, обеспечит укрепление связей университетских кафедр с реально действующими предприятиями и государственными структурами.

Примерами «творческих проектов», предложенных для реализации ООП по направлению «Экономика», являются следующие:

1. Организация общественного питания для удовлетворения потребностей студентов и сотрудников университета.

2. Анализ действующих в регионе технопарков на предмет их соответствия зонам коммерциализации идей.

3. Торговля и обслуживание контрольно-кассовой техники.

Неформальная реализация предлагаемых «творческих проектов» позволит студентам научиться быть максимально эффективными в рамках конкретной организационной культуры; подготовит их к выполнению более сложных междисциплинарных проектных задач; научит работать в команде; вовлечет в научно-исследовательскую работу коллектива выпускающей кафедры, познакомит с научной школой; даст возможность с первого курса участвовать в научно-практических конференциях, конкурсах на получение повышенной академической стипендии; обеспечит заинтересованность в самом процессе обучения; повысит требовательность к предлагаемой основной образовательной программе; сориентирует на получение выгод от приобретаемой профессии.

«Творческие проекты» акцентируют внимание студентов на обладании не только необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различных, не всегда «понятных» ситуациях. Это определит в будущем их выбор профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой или научно-исследовательской. С точки зрения кафедр, это еще один шаг к развитию социального партнерства «вуз-бизнес-сообщество» для подготовки конкурентоспособных специалистов, согласования основных образовательных программ различных профилей с учетом профессиональных стандартов, одна из форм повышения компетентности профессорско-преподавательского состава и систематического обновления содержания учебных дисциплин.

Благодаря внедрению «творческих проектов» на младших курсах эффект от образовательной технологии в целом может во много раз усиливаться. Свои способности студент может узнать, только попытавшись применить их на конкретном деле, над решением реальной проблемы в творческой команде под руководством специалиста в данной области. Китайская пословица гласит: «Скажите мне - я забуду, покажите мне - я запомню, вовлеките меня - я пойму». Реализация в практике - подход к истории успеха.

Литература

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

2. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 130-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.