2012 Экономика №3(19)
УДК 378.147.314.6
Г.А. Барышева
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Обозначены проблемные вопросы, связанные с практикой внедрения в вузы уровневой системы подготовки экономистов, повышения качества образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения основных образовательных программ в формате профессиональных компетенций. Описана практика внедрения в учебный процесс «творческих проектов» наряду с традиционными курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.
Ключевые слова: творческие проекты, двухуровневая подготовка, государственный стандарт, компетентностный подход, образовательные программы, образовательные технологии.
Одним из важнейших аспектов компетентностного подхода при формировании основных образовательных программ в рамках уровневой системы подготовки является выбор технологий обучения, стимулирующих активную вовлеченность студентов в научно-образовательную среду и практическую деятельность. Переход подготовки экономистов на современные европейские принципы и стал осуществляться в российских вузах с начала 90-х гг. Например, экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова перешел на уровневую систему в 1991 г., инженерно-экономический факультет Томского политехнического университета - в 1995 г., в 1998 г. в Томске были выпущены первые бакалавры экономики, а в 2000 г. - первые магистры.
При этом следует отметить, что данный шаг нельзя рассматривать как более чуткую реакцию на образовательные потребности населения и конъюнктуру российских региональных рынков труда. Это скорее была новая, более высокого уровня задача, поставленная перед отдельными выпускающими кафедрами ведущих университетов страны, направленная на преодоление разрыва между конечными результатами образования и современными требованиями инновационного развития экономики. Население и работодатели в тот момент не были готовы воспринимать бакалавров как полноценных дипломированных выпускников вуза, а магистранты ассоциировались главным образом с будущими научно-педагогическими работниками и аспирантами. Поэтому наряду с ними вузы параллельно выпускали экономистов по разным специальностям («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Национальная экономика» и др.), в результате бакалавры «по интересам» расходились по разным образовательным траекториям, удовлетворяя сложившийся на рынке спрос на образовательные услуги.
Постепенно с масштабным переходом вузов на двухуровневую подготовку и обострением демографической ситуации в российских регионах конкуренция в межвузовской среде обострилась, и наряду с условиями, организа-
цией учебного процесса и содержанием образования стали предъявляться особые требования к качеству образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения программ. Последние, как известно, не поддаются прямым измерениям и для успешного решения требуют эффективного кадрового потенциала кафедр, позволяющего внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии, а в реальную экономику -результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов.
Одной из таких новых реализуемых в рамках компетентностного подхода образовательных форм являются «творческие проекты», которые возможны для выполнения не только в рамках традиционных курсовых работ бакалавров, научно-исследовательских работ магистрантов или выполнения заданий по практикам, но и как самостоятельных проектов, выполняемых во 2, 3, 4-м учебных семестрах на этапе бакалаврской подготовки. Это стартовые проекты, подготавливающие студентов к постоянной творчески-ориентированной деятельности в процессе получения высшего профессионального образования.
Реализация «творческих проектов» должна осуществляться, прежде всего, по основным направлениям научно-исследовательской деятельности кафедр, их тематического плана в соответствии с основной образовательной программой. Вовлеченность студентов в научно-образовательную среду с первого курса через «творческие проекты» позволит формировать их готовность результативно применять полученные знания, умения и навыки к профессиональной деятельности. Сложность выполняемых проектов по семестрам может устанавливаться в соответствии с перечнем результатов обучения, планируемых к достижению в предыдущем учебном семестре по отношению к семестру выполнения творческого проекта.
Специфика предложенной данной творческой проектной деятельности студентов состоит в следующем:
- тематика творческих проектов должна быть связана с основными научными направлениями исследовательской деятельности преподавателей и аспирантов выпускающих кафедр;
- творческие проекты осуществляются со второго семестра, когда еще основные профессиональные дисциплины не изучены и результаты обучения слабо фиксируются;
- выполнение творческих проектов предполагает коллективный труд (в подгруппах численностью не более 5 студентов);
- осуществляются наряду с устоявшимися формами подготовки, а именно курсовыми проектами, и не пересекаются с ними по тематике;
- требуют выделения руководителю проекта необходимого количества учебной нагрузки (в часах) по аналогии с курсовыми и дипломными проектами;
- не могут быть обеспечены одним преподавателем для студентов всего потока;
- предполагают финансовые средства для приглашения в качестве руководителей специалистов-практиков из реального сектора экономики.
Данный перечень особенностей организации «творческих проектов» свидетельствует об определенной степени проработанности внедряемой в обра-
Г.А. Барышева
зовательный процесс ряда вузов новой технологии, хотя еще существует много вопросов с точки зрения содержательной и организационной стороны дела. Важно не допустить сознательную недобросовестность. Включение в учебный план данных проектов не должно превратиться в формальную процедуру, имитацию творческой деятельности студентов с помощью хорошо отработанной схемы. Различные творческие проекты должна связывать заинтересованность в их выполнении преподавателей, занимающихся хоздоговорной деятельностью и оформляющих гранты, аспирантов и докторантов, работающих над диссертационными исследованиями, потенциальных работодателей в рамках реализации соглашений о стратегическом партнерстве с университетом (кафедрой).
На наш взгляд, основными принципами организации творческой проектной деятельности студентов, лишь осваивающих профессиональные компетенции, являются:
- преемственность и ограниченный характер тематики проектов;
- отсутствие прямой взаимосвязи с выпускными квалификационными работами;
- систематизированное и структурированное представление о причинноследственных связях;
- интегрированность в научно-исследовательскую работу кафедр;
- заинтересованность сторон;
- связь с практикой хозяйствования;
- взаимодействие с предприятиями и организациями - стратегическими партнерами;
- формирование командного духа и возможность обучаться «от других».
Для того чтобы «творческие проекты» были адекватны возможностям
студентов младших курсов и гарантировали их профессиональное развитие, творческие проекты должны предполагать сознательный выбор различной по глубине содержания тематики и конечные сроки их выполнения, быть четко сформулированы под заданную достижимую цель, иметь утвержденную актуальную с точки зрения потребностей отраслевых рынков тематику и быть согласованными на предмет востребованности (хотя бы потенциальной) с представителями реального сектора экономики.
Работа над перечнем «творческих проектов» показывает, что приглашение на выполнение отдельных проектов специалистов из сторонних организаций объективно необходимо. Таких проектов может быть много. Их разумно объединить с проектами в рамках обеспечения научно-исследовательской работы по магистерским программам, создав совместные творческие группы из студентов младших курсов бакалавриата и магистрантов кафедр. Это позволит оптимизировать образовательный процесс и финансирование приглашенных специалистов, обеспечит укрепление связей университетских кафедр с реально действующими предприятиями и государственными структурами.
Примерами «творческих проектов», предложенных для реализации ООП по направлению «Экономика», являются следующие:
1. Организация общественного питания для удовлетворения потребностей студентов и сотрудников университета.
2. Анализ действующих в регионе технопарков на предмет их соответствия зонам коммерциализации идей.
3. Торговля и обслуживание контрольно-кассовой техники.
Неформальная реализация предлагаемых «творческих проектов» позволит студентам научиться быть максимально эффективными в рамках конкретной организационной культуры; подготовит их к выполнению более сложных междисциплинарных проектных задач; научит работать в команде; вовлечет в научно-исследовательскую работу коллектива выпускающей кафедры, познакомит с научной школой; даст возможность с первого курса участвовать в научно-практических конференциях, конкурсах на получение повышенной академической стипендии; обеспечит заинтересованность в самом процессе обучения; повысит требовательность к предлагаемой основной образовательной программе; сориентирует на получение выгод от приобретаемой профессии.
«Творческие проекты» акцентируют внимание студентов на обладании не только необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различных, не всегда «понятных» ситуациях. Это определит в будущем их выбор профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой или научно-исследовательской. С точки зрения кафедр, это еще один шаг к развитию социального партнерства «вуз-бизнес-сообщество» для подготовки конкурентоспособных специалистов, согласования основных образовательных программ различных профилей с учетом профессиональных стандартов, одна из форм повышения компетентности профессорско-преподавательского состава и систематического обновления содержания учебных дисциплин.
Благодаря внедрению «творческих проектов» на младших курсах эффект от образовательной технологии в целом может во много раз усиливаться. Свои способности студент может узнать, только попытавшись применить их на конкретном деле, над решением реальной проблемы в творческой команде под руководством специалиста в данной области. Китайская пословица гласит: «Скажите мне - я забуду, покажите мне - я запомню, вовлеките меня - я пойму». Реализация в практике - подход к истории успеха.
Литература
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
2. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 130-135.