Научная статья на тему 'Проблемы и задачи развития магистратуры по направлению «Экономика»'

Проблемы и задачи развития магистратуры по направлению «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МАГИСТРАТУРА / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проняева Л. И.

В статье рассматривается опыт реализации основной образовательной программы магистратуры по направлению «Экономика» в аграрном ВУЗе, который позволил определить целый ряд проблем при подготовке магистрантов экономического профиля и поставить стратегические задачи, требующие решения при переходе на уровневую систему подготовки экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и задачи развития магистратуры по направлению «Экономика»»

УДК 378.663:005

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА»

PROBLEMS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MAGISTRACY

OF THE ECONOMY DIRECTION

Проняева Л.И., д.э.н., профессор

Pronyaeva L.I., Doctor of Economics, Professor Орловский государственный аграрный университет

Oryol State Agrarian University

В статье рассматривается опыт реализации основной образовательной программы магистратуры по направлению «Экономика» в аграрном ВУЗе, который позволил определить целый ряд проблем при подготовке магистрантов экономического профиля и поставить стратегические задачи, требующие решения при переходе на уровневую систему подготовки экономистов.

In article experience of realization of the main educational program of a magistracy in the Economy direction in agrarian higher education institution which allowed to define a number ofproblems by preparation of undergraduates of an economic profile is considered and to set the strategic tasks demanding the decision upon transition to-level system of preparation of economists.

Ключевые слова: образовательная программа, магистратура, уровневая система высшего образования, компе-тентностный подход, учебный план, образовательные технологии

Keywords: educational program, magistracy,-level system of the higher education, competence-based approach, curriculum, educational technologies

Задачи модернизации и дальнейшего поступательного развития АПК не могут решаться в отрыве от задач развития аграрного образования, подготовки и переподготовки кадров. И это вполне обосновано, ведь в инновационном развитии сельского хозяйства главной производительной силой являются высококвалифицированные специалисты, способные гибко адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Президент РФ Путин В.В., обозначая стратегию развития страны до 2020 года, отметил, что «переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет» [3].

Основная цель развития и модернизации высшего образования в современных условиях - повышение его качества. Качество образования - это многоаспектная категория, комплексно характеризующая систему образования, интегральный показатель, объединяющий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно -воспитательного процесса.

Характер и содержание профессиональной деятельности современного экономиста и основанный на этом прогноз развития высшего экономического образования, невозможен без учета процессов глобализации. «Глобализация делает вызов всему человечеству, в том числе и педагогу высшей школы: в каком направлении и как необходимо модернизировать высшее образование, чтобы будущий специалист мог не просто выжить, но и преуспеть в эпоху глоба-лизационных перемен. Процессы глобализации будут по нарастающей влиять и изменять наше представление о качестве образования [1].

Переход в нашей стране на уровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием обусловлен именно процессами глобализации. Система уровневой подготовки экономистов, и в частности уровень магистратуры делает высшее образование более привлекательным и конкурентоспособным на мировом уровне.

Реализация подготовки по магистерским программам в ОрелГАУ началась с 2009 года. На экономическом факультете магистратура была открыта по 2 направлениям: «Экономика» и «Менеджмент». По направлению экономика был сделан набор по 2 магистерским программам «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы». В 2011 году был первый вы-

пуск по этим программа в количестве 38 чел. И сейчас в 2014 году у нас будет уже 4 выпуск магистрантов. Занимаясь подготовкой магистров, мы сами набирали опыт, обменивались им со своими коллегами из других ВУЗов, обсуждали проблемы и одновременно занимались планомерной работой по совершенствованию обучения в магистратуре. В результате была разработана основная образовательная программа (ООП) магистратуры.

Переход на уровневую систему подготовки экономистов в ВУЗе поставил целый ряд проблем и

позволил нам определить стратегические задачи, требующие решения. Среди них следует отметить наиболее важные:

1. Высокий уровень качества образования в первую очередь зависит от качества сформированных учебных планов. С начала реализации магистерской подготовки нами проводилась работа по совершенствованию Учебного плана магистратуры по направлению «Экономика», который к настоящему времени приобрел следующий вид (таблица 1).

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость общая

ЗЕ часы

М.1.00 Общенаучный цикл 15 540

М.1.В. Вариативная часть 9 324

М.1.В.1. Философия познания 2 72

М.1.В.2. Методология научных исследований 2 72

М.1.В.З. Современные проблемы аграрной экономики 2 72

М.1.В.4. Компьютерные технологии в экономической науке 3 108

М.1.ДВ.0. Дисциплины по выбору студента 6 216

М.1.ДВ.1. Блок 1 3 108

М.1.ДВ.2. Блок 2 3 108

М.2.00 Профессиональный цикл 50 1800

М.2.Б. Базовая часть 11 396

М.2.Б.1.1 Микроэкономика (продвинутый уровень) 3 108

М.2.Б.1.2 Макроэкономика (продвинутый уровень) 3 108

М.2.Б.3 Эконометрика (продвинутый уровень) 5 180

М.2.В. Вариативная часть (вузовский компонент) 27 972

М.2.В.1 Статистические методы исследования аграрной экономики 2 72

М.2.В.3 Финансовое право 2 72

М.2.В.4 Теории и принципы бухгалтерского учета 2 72

М.2.В.5 Финансовый учет 3 108

М.2.В.6 Управленческий учет 3 108

М.2.В.7 Система международных стандартов учета и отчетности 3 108

М.2.В.9 Аудит 3 108

М.2.В.10 Управленческий анализ в отраслях АПК 3 108

М.2.В.11 Основы педагогического мастерства 2 72

М.2.В.12 Методика преподавания учетных дисциплин 2 72

М.2.В.13 Концепции и современные проблемы формирования отчетности в условиях глобализации экономики 2 72

М.2.ДВ Дисциплины по выбору студента 12 432

М.2.ДВ.1. Блок 1 3 108

М.2.ДВ.2 Блок 2 3 108

М.2. ДВ. 3 Блок 3 4 144

М.2. ДВ. 4 Блок 4 2 72

ИТОГО 65 2340

1.Теоретическое обучение 65 2340

2.Научно- исследовательская работа и практика 45 1620

в том числе Научно-исследовательский семинар "Актуальные проблемы развития учета в системе управления организацией 5 180

3 .Итоговая государственная аттестация 10 360

ИТОГО 120 4320

Таблица 1. Перечень дисциплин основной образовательной программы магистратуры по программе подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Перед руководителями магистратуры была поставлена задача отобрать и разработать курсы наиболее актуальных учебных дисциплин и дисциплин по выбору в рамках магистерских программ. Отбор дисциплин осуществлялся с учетом наших представлений о перспективах развития экономической науки и в тесной связи с потребностями работодателей.

При формировании учебных планов на первоначальном этапе мы столкнулись с множеством проблем, к которым можно отнести такие как проблема выявления междисциплинарных связей преподаваемых дисциплин, проблема логики преподаваемых дисциплин учетно-финансового блока, проблема готовности кафедр перейти к подготовке магистров, проблема формирования вопросов итоговой аттестации магистров и др.

Рассмотрим основные подходы, которые были использованы при разработке учебного плана:

1. Компетентностный подход- программа подготовки магистров должна обеспечить баланс между знаниями общей подготовки и специальными знаниями, сделать упор на универсальность умений, на привитие навыков к самостоятельному обучению. При проектировании ООП магистратуры во главу угла были поставлены ожидаемые в будущем образовательные результаты: полученные знания, компетенции, навыки. Полученные в ходе обучения компетенции должны обеспечивать готовность магистрантов к различным видам деятельности.

Общая трудоемкость магистерской программы составляет 120 зачетных единиц (з.е.), на образовательную часть приходится от 50 до 70 з.е., из них от 10 до 20 з.е. отводится на общенаучный цикл, от 40 до 50 з.е. на профессиональный цикл дисциплин. В профессиональном цикле от 10 до 15 з.е. отводится на базовые дисциплины (макроэкономика, микроэкономика, эконометрика). Всю остальную долю образовательной части магистерской программы по направлению «Экономика» ВУЗы определяют самостоятельно.

Такой подход к подготовке магистров создает возможность для творческого подхода при формировании магистерской программы в ВУЗе.

В соответствии с ФГОС ВПО магистры экономики готовятся к следующим видам профессиональной деятельности, компетентность в которых магистрантам обеспечивает освоение следующих дисциплин, включенных в учебный план:

а) научно-исследовательская деятельность (Философия познания, Методология научных исследований, Теории и принципы бухгалтерского учета, Концепции и современные проблемы формирования отчетности в условиях глобализации экономики);

б) проектно-экономическая деятельность (Компьютерные технологии в экономической науке, Микроэкономика (продвинутый уровень), Макроэкономика (продвинутый уровень));

в) аналитическая деятельность (Эконометрика (продвинутый уровень), Статистические методы исследования аграрной экономики, Управленческий анализ в отраслях АПК));

г) организационно- управленческая деятельность (Современные проблемы аграрной экономики, Финансовое право, Финансовый учет, Управленческий учет, Система международных стандартов учета и отчетности, Аудит);

д) педагогическая деятельность (Основы педагогического мастерства, Методика преподавания учетных дисциплин).

Исходя из структуры образовательной части Учебного плана по дисциплинам базовой и вариативной части, составляющей 52 зач. ед., 25 % обеспечивают получение умений, компетенций и навыков по научно-исследовательская деятельности, 17% - про-ектно-экономическую деятельность, 19%- аналитическую деятельность, 31%- организационно- управленческую деятельность, 8% - педагогическую деятельность.

В перечне дисциплин, составляющих образовательную часть магистерской программы, важную часть составляют дисциплины по выбору. Их наличие позволяет магистрантам выстраивать индивидуальную траекторию своего обучения.

Компетентностный подход находит свое отражение при организации итоговой аттестации магистрантов, в которую входят государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы.

Вопросы государственного экзамена сформированы на основе междисциплинарного подхода и направлены на проверку овладения магистрантами соответствующих компетенций (таблица 2).

Возможность диверсификации магистерской программы - адаптация образовательного процесса под современные запросы экономики и с учетом специфики деятельности в сельском хозяйстве.

Так, в составе учебного плана присутствуют такие дисциплины как Современные проблемы аграрной экономики, Статистические методы исследования аграрной экономики, а также емкость дисциплин по выбору блока вариативной части профессионального цикла позволяет вводит курсы по самым актуальным экономическим проблемам (например, такие курсы как «Анализ обеспечения финансовой устойчивости организаций АПК», «Государственное регулирование экономических и социальных процессов в АПК», «Налогообложение организаций АПК»).

Также, опыт реализации магистерской программы и требование ФГОС по наличию педагогической практики, выявил необходимость введения в учебный процесс таких дисциплин как «Основы педагогического мастерства» и «Методика преподавания учетных дисциплин», что потребовало корректировки графика учебного процесса.

Таблица 2 - Пример формирования вопросов государственного экзамена на основе междисциплинарного подхода по направлению 080100.68 «Экономика» магистерская программа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Коды компетенций Название компетенции Вопросы государственного экзамена

1 2 3

ОК - общекультурные компетенции

ОК-1 способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень 1. Эмпирический и теоретический уровни познания и знания 2. Научное познание, его специфика и общая структура

ОК-2 способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности 1. Методология экономических наук 2. Теория и методология бухгалтерского учета как основные составляющие его развития 3. Статистическая методология и методы многомерного статистического анализа 4. Основные концепции управленческого учета 5. Методологические аспекты аудита

ПК - профессиональные компетенции

ПК - 1 способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований 1. Методология и методика научного исследования по экономическим проблемам 2. Основные положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу

ПК - 2 способен обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования 1. Макроэкономические модели, эволюция научных подходов к исследованию экономического роста и циклических колебаний 2. Теоретические проблемы «новой экономики» 3. Современные концепции бухгалтерского учета, их становление и развитие 4. Роль и значение МСФО при подготовке финансовой отчетности коммерческими организациями в РФ

ПК - 3 способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой 1. Проектный подход к экономическим решениям 2. Комплексное применение статистических методов исследования, обобщение статистических данных 3. Практические и специальные аспекты аудита 4. Стандарты и принципы регулирования бухгалтерского учета, категории «допущение» и «требования» в организации учета

Следует подчеркнуть, что значимость возможности диверсификации магистерской программы вытекает из опыта реализации магистерской подготовки в нашем университете. Студенты, обучающиеся в магистратуре, как правило, совмещают учебу и работу по специальности. У них присутствует глубокое понимание необходимости получения не просто диплома - магистра, а профессиональных знаний более высокого уровня. Соответственно, практически-ориентированные курсы дисциплин,

раскрывающих современные экономические проблемы, востребованы и вызывают у обучаемых интерес.

Однако, следует отметить, что при этом демонстрируется низкий уровень заинтересованности в продолжении научно-исследовательской работы после получения степени магистра. Большая часть магистрантов уходит в профессиональную деятельность.

2. Разработка современного методического обеспечения ООП магистратуры. В настоящее время по всем дисциплинам учебного плана маги-

стратуры подготовлены УМК, разработаны и изданы: Комплексная программа научно- исследовательской, научно- производственной и педагогической практики магистрантов, Методические рекомендации по выполнению магистерских диссертаций, Программа и методические указания по проведению государственного экзамена по направлению магистратуры «Экономика».

Разработанные учебно-методические комплексы комплексно обеспечивают методическую базу преподаваемых дисциплин и состоят из:

- рабочей программы дисциплины;

- курса лекций;

- методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ;

- заданий для самостоятельной работы студентов;

- фонда оценочных средств для оценки общекультурных и профессиональных компетенции дисциплины;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- банка тестов и задач для контроля и самоконтроля знаний;

- вопросов для подготовки к экзамену или

зачету;

- методических указаний по выполнению курсовой работы (если она входит в учебный план);

- библиографического списка и Интернет-ресурсов;

- материалов для дополнительного углубленного изучения дисциплины;

- критериев оценки результатов обучения.

Важной проблемой при реализации программ

магистратуры является развитие междисциплинарной интеграции в образовательном процессе

Междисциплинарная интеграция - взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения. Междисциплинарные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека [2].

Отсутствие или недостаточность изучения глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных науках в условиях дефицита учебного времени, а с другой - к недостаточному освоению студентами ряда тем в одной дисциплине, знания которых необходимы в следующей.

Наиболее приемлемым путем формирования междисциплинарных связей, по нашему мнению, является создание интегрированных курсов. Содержание и цели изучения отдельных дисциплин позволяют создать модульные интегрированные курсы, целью которых может являться формирование способностей к восприятию, обобщению, анализу информации, общепредметных умений в управленче-

ской деятельности с учетом компетентностного подхода и с применением знаний, полученных в процессе изучения базовых дисциплин (философии, макроэкономики и др.).

Создание модульного интегрированного курса предъявляет обязательные требования:

- согласованность по времени изучения отдельных учебных дисциплин, при которой каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе;

- преемственность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;

- единство в интерпретации общенаучных понятий;

- осуществление единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.

К функциям преподавателей при реализации модульного интегрированного курса следует отнести информационную, организационную, консультативно-координирующую, контролирующую и др.

Итоговый контроль знаний по всему модулю может осуществляться в форме защиты проекта. Тематика проектов определяется с учетом практических проблем.

3. Проблемы научной направленности при реализации магистерской подготовки. Согласно ФГОС ВПО научно-исследовательская работа является неотъемлемым элементом процесса подготовки магистра, и в результате, он должен обладать профессиональными компетенциями, связанными с научно -исследовательской деятельностью. Решению этой проблемы в университете способствуют следующие мероприятия:

- усиление роли НИРС (через научные студенческие кружки, участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п., публикация результатов исследования) в период обучения в бакалавриате помогает не только сформировать умения и навыки для успешного освоения ООП магистратуры, но и при грамотном научном руководстве сделать задел для работы над магистерской диссертацией;

- раннее определение и закрепление тематики научного магистерского исследования (нами разработана форма Индивидуальной программы работы магистра, которая с начала обучения в магистратуре обеспечивает планирование НИР);

- обязательное участие магистрантов в научно-практических конференциях, наличие к концу обучения минимум 2 опубликованных научных статей.

Основными направлениями усиления роли НИРС в магистратуре, по нашему мнению, являются:

- формирование портфолио научной деятельности бакалавра и использование конкурса портфо-лио как одной из форм вступительных испытаний в

магистратуру (этот опыт используется рядом ведущих экономических ВУЗов);

- материальное и моральное стимулирование студентов за значительные достижения в НИРС;

- привлечение магистрантов к выполнению научных исследований с оплатой труда.

Что может должно входить в состав портфо-лио? Оно должно отражать результаты всей деятельности будущего магистранта и состоять из 3 частей: учебная, научная и общественная деятельность, а также содержать следующие показатели:

- средний балл по диплому;

- итоговые оценки по профильным предметам и профессиональному иностранному языку;

- участие работе кружков НИРС;

- именные стипендии университета, министерств, ведомств, фондов;

- международные языковые сертификаты;

- опубликованные работы и работы, принятые к публикации (научные статьи, тезисы, доклады и др.);

- участие в госбюджетных и хоздоговорных тематиках;

- дипломы победителей и лауреатов конкурсов научных работ, олимпиад, конференций.

Индивидуальная комплексная оценка накопленных достижений бакалавров в научно- образовательной деятельности, на наш взгляд, позволит абитуриентам с хорошей успеваемостью и активным в НИРС выступить на равных при поступлении в магистратуру с «отличниками», не участвовавшим в научной работе, тем самым повысить конкуренцию, улучшить качество набора в магистратуру. Формирование портфолио будет развить заинтересованность студентов к научно-исследовательской деятельности в период обучения в бакалавриате и повышать эффективность их самостоятельной работы.

Немаловажный фактор обеспечения качества подготовки магистров - связь с работодателями и повышение квалификации НПР университета, участвующего в реализации магистерских программ.

При этом видится перспективным привлечение к образовательному процессу ведущих специалистов-практиков из числа работодателей, что обусловит не только использование практических наработок в образовании, но и сформирует предпосылки для использования производственной базы работодателя в учебном процессе.

Научно-преподавательский состав, участвующий в реализации образовательной программы магистратуры, должен не только активно вести научные исследования, но и быть непосредственно связанным с реальным производством. Это обеспечит:

- тесное взаимодействие с бизнес- сообществом (предприятиями, организациями, академическими учреждениями и др.);

- создание совместных экспертных советов по научно-образовательным направлениям;

- своевременное внесение изменений в состав блока специальных дисциплин в соответствии с потребностями рынка и требованиями заказчика;

- повышение имиджа магистрантов в глазах работодателей.

Активность научно-исследовательской деятельности НПР является важнейшим фактором, способствующим качеству подготовки магистрантов. В связи с этим, в качестве важного нововведения во ФГОС ВО, следует отметить исключения требования по доле преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук и (или) профессора, и появление требования по количеству цитирований за календарный год в «Web of Science», РИНЦ, «Scopus» на 100 штатных преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс, которое должно составлять не менее 20 единиц.

4. Применение инновационных образовательных технологий на базе новых интерактивных методов обучения: приоритет самостоятельной работы магистрантов.

На уровне магистратуры интерактивные, исследовательские и активные методы и технологии обучения должны преобладать над традиционными. При этом самое главное - профессиональное и квалифицированное обеспечение изучения конкретной дисциплины не только в аудитории, но и в рамках самостоятельной работы магистрантов.

В университете активно развиваются инновационные подходы в области образования для формирования у магистрантов профессиональных навыков и компетенций. Широко применяются активные и интерактивные методы обучения (деловые игры, круглые столы, метод кейсов, мастер-классы, семинары-конференции и др.). Вопрос применения информационных технологий в системе непрерывного экономического образования в университете решается с использованием современного программного обеспечения, Интернет- технологий, тестовых заданий, интерактивных курсов и т.п.

Проведение занятий в активных и интерактивных формах обучения предполагает развитие самостоятельной работы студентов, так как подготовка к проведению таких занятий требует значительных усилий в исследовании поставленной преподавателем проблемной ситуации.

Не безынтересным в данном вопросе будет являться опыт продвижения в учебный процесс новых образовательных технологий при реализации программ подготовки бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика» в университете. В каждом семестре кафедры, задействованные в подготовке бакалавров и магистров, готовят к просмотру методической комиссией факультета «показательные» занятия по дисциплинам с применением инновационных образовательных технологий. Эти занятия проводятся в соответствии с календарным планом освоения дисциплин. На заседаниях кафедр и методической комиссии эти занятия подлежат детальному

разбору (отмечаются новшества, обсуждаются недостатки), удачные педагогические и методические приемы перенимаются для использования в различных дисциплинах.

При реализации магистерских программ по направлению «Экономика» существует ряд «нерешенных» проблем организационного, содержательного, информационно-методического характера, к которым можно отнести следующие:

- прием в магистратуру не профильных бакалавров сопряжен с проблемой наличия магистрантов с разным уровнем экономической подготовки. Причем на законодательном уровне закреплено положение, в соответствии с которым бакалавры имеют право поступать в магистратуру, направленность которой не совпадает с направленностью пройденной ими первой ступени уровневой системы высшего образования;

- разработка магистерских программ под запросы крупных работодателей. В настоящее время, за редким исключением, почти полностью отсутствует практика разработки авторских магистерских программ, клиенто-ориентированных прикладных программ, а также программ инновационной направленности. Преобладание фундаментальной направленности подготовки магистров связано с их ориентацией в первую очередь на удовлетворение академических интересов кафедр, а не экономических интересов корпоративного заказчика. При этом имеется весьма незначительная вовлеченность практикующих работников в процесс преподавания;

- отсутствие профессиональных стандартов по отраслям экономики, в связи с чем затрудняется разработка и совершенствование магистерских программ (они зачастую являются отражением образовательных возможностей ВУЗа, а не реальных потребностей экономики и компетенций современного работника). На данный момент процедуру утверждения в России прошли лишь несколько групп профессиональных стандартов, разработанных с учетом потребностей бизнес-сообществ различных отраслей экономики. Хорошим примером в этой связи является разработанный профессиональный стандарт по профилю «Управление персоналом».

-низкие темпы роста количества магистрантов, обучающихся по дневной форме и соответственно высокие затраты на реализацию магистерских программ для университета в связи с малой численно-

Проняева Л.И..- e-mail: pli.dom@mail.ru

стью магистрантов некоторых магистерских программ. Важность данной проблемы обусловлена новым требованием, содержащемся во ФГОС ВО - требованием по соотношению численности преподавателей и обучающихся: при очной форме обучения - 1:6; при очно-заочной форме обучения - 1:10; при заочной форме обучения - 1:15.

- неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, а значит, в принципе не существует понятия выпускающей кафедры, а также полного соответствия между конкретной кафедрой и магистерской программой. Кафедры практически на равных вносят свой вклад в различные магистерские программы, В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.

- Перенос акцентов на самостоятельную работу магистрантов связан с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методических материалов, которые могли бы ориентировать обучающегося на самостоятельное изучение дисциплины.

Таким образом, очерчивается круг задач, решение которых будет способствовать развитию магистерской подготовки на основе дальнейшего укрепления учебной, научной компоненты и производственной составляющих.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. - Казань: ЦИТ, 2006.

2. Липатова И.В. Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе// Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования в России. Материалы международной научно-методической конференции -М.: Финансовый университет 2014.- с. 256.

3. Путин В.В. «О стратегии развития России до 2020 года». Выступление на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.sht т1.

Статья поступила в редакцию: 22.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.