тивации обучающихся кработе, включению их в активную деятельность.
На этапе осмысления, обучающийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее осмысление, систематизация, а иногда и отторжение (отрицание). Учащийся получает возможность задуматься над предлагаемым материалом, учиться задавать вопросы по мере сопоставления противоречивой текстовой информации со своим жизненным опытом. На этом этапе происходит сложный процесс - формирование собственной позиции.
Этап размышления характеризуется тем, чтоуча-щиеся в активной деятельности перестраивают собственные первичные представления, включая в них новые взгляды, новые представления, знания и формируют собственное аргументированное представление по рассматриваемому вопросу. Анализ мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
В ходе работы учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
С целью активного взаимодействия и всестороннего общения и получения информации бьш разработан и помещен в среде Интернет, сайт с одноименным названием ВеМегайг^. На сайте представлена информация об основных участниках проекта, о его создателях, координаторах и ведется форум посвященный обсуждению вопросов демократии между участниками проекта.
Участниками работы являются учащиеся, педагоги, проводящие уроки с использованием технологии ОеМегай^, руководители образовательных учреждений. Каждый пользователь данного информационного ресурса получает индивидуальньгй логин и пароль. При первоначальном вхождении в форум каждый участник проекта обязан ознакомится с представленной информации о правах и обязанностях и правилах поведения на форуме. В случае согласия участник может принимать участие в обсуждении тем данного форума. Пользователи форума подразделяются на несколько групп: Учащиеся, Педагоги, Координаторы проекта, Сетевые администраторы проекта.
Все общение на данном форуме осуществляется исключительно на английском языке, что позволяет учащимся из славянских стран улучшать навыки письма и знания английского языка. Так же программой предусмотрены телеконференции в прямом эфире между странами партнерами.
Каждой группе участников отводится различные уровни доступа к ведению обсуждения. Так, к примеру, учащиеся имеют возможность доступа к таким темам форумам как: «Только для учащихся», «спросите экспертов» и всем видам партнерских взаимоотношений с участниками проекта. Каждый форум представляет собой группу объединенных тем: «Только для студентов» включает в себя такие темы как: «Демократическое общество», «Культурное взаимодействие», «Права человека», «Давайте знакомится» итд.
Сетевые администраторы данного проекта периодически проводят статистический анализ с целью выявления наиболее актуальных и интересующих тем для учащихся участников проекта с целью создания одноименной темьг в форуме только для учащихся. Первоначально любой учащийся мог создавать интересующую его тему и выносить вопросы для обсуждения в общий форум. Однако, это привело к огромному количеству не активных и не интересующих других участников тем и соответственно проблемам в работе сайта, именно по этому было решено создавать наиболее актуальные темьг и не ограничивать их жесткими рамками. Далее приводятся основные темы, находящиеся в поле всеобщего обсуждения:
«Культура и общество»
> Raising Children?
> Аморальны ли эксперименты над животными?
> Лгоди, которыми Вьг восхищаетесь!
> Каковьг ваши национальные традиции?
> Подростковое давление!
> Запугивание!
> Как выглядит архитектура вашего города, страны?
> Какое строение вьгше любимое?
> Ранние браки!
> Обязательное голосование.
«Гражданственность в демократии»
> Бездомные (бездонные это проблема всех городов!)
> Ваше отношение к смертной казни
> Чернобыль
> Как вьг считаете религия играет роль в жизни человека, общества
> Роль граждан в демократии
> Возраст с которого человек может работать, стоит ли его понизить или повысить?
> Права женщин!
Учителя таюке имеют возможность взаимодействовать со своими коллегами из разных стран партнеров по проекту Deliberating in a Democracy. Для них бьгла создана специальная группа «Только для учителей». Данная группа имеет определенное ограничение для доступа, а именно учащиеся не
могут войти в учительскую часть форума. Основными вопросами и темами учительского форума являются:
> «Обменучителями»
> «Видеоконференция»
> «Оценка достижений учащихся в гражданском образовании»
> «День матери»
> «Обязательное голосование»
> «Ваши учащиеся готовы писать?»
> «Приветствия», «Материалы для оценки учащихся»
> «Удачные Беседы»
> «Роль учащихся в школьном самоуправлении»
> «Должна ли школа вводить обязательную форму, для учащихся»
> «Тренировочная модель».
Так же «Учителя» и «Учащиеся» имеют возможность общаться в «Партнерском форуме», где, минуя системных администраторов, учащиеся и учителя могут создавать свои темьг, вести беседу не делясь на группы с общим и свободным доступам к сообщениям.
С цель облегчения навигации и поиска своих собеседников на сайте размещена поисковая система зарегистрированных пользователей, таюке позволяющая ознакомится с личными профайлами участников (если они разрешеньг владельцем).
Для проведения исследованийи мониторинга на сайте ведется статистика всех пользовательских сообщений и количество сообщений написанньтх каждьтм участником
Для учителей принимающих участие в данном проекте открыта возможность просмотра тем учащихся, партнерских взаимодействий и форума «Только для учителей». Что дает возможность учителям отслеживать и проводить диагностику уровня знаний, востребованной и наиболее интересующей учащихся проблематики, а также правильности ведения общения предусмотренного данным проектом.
На основной странице официального сайта ОГО мы можем ознакомиться с информацией о создателях сайта, участниках из Чикаго, Колларадо, Лос-Анджелеса, Вашингтона, Южной Каролины, Эстонии, Литвы, Азербайджана, Таджикистана, Чешской республики и России, основных направлениях работы, проводимых уроках, методических рекомендациях по каждой теме и перечню литературы используемой при подготовке к урокам
Объединение информационных технологий и образовательных программ в рамках технологии дели-берации позволяет за весьма короткие сроки «донести» необходимую информацию до учащихся иучите-
лей, предоставить возможность прямых дискуссий по актуальньгм социальньтм проблемам, возможность открытого выражения своего мнения и суждений в дистанционном режиме ведения как диалога, так прямьтх включений.
Создание и функционирование информационных ресурсов и порталов, посвященных гражданскому образованию, охватывает широкий круг пользователей и создает возможности интерактивного взаимодействия пользователей данного ресурса. Это позволяет сделать процесс обучения гибко настраиваемым, осуществлять индивидуализированный подход к каждому учащимся, тем самьгм, давая возможность всем участникам находиться в равных условиях и повышать свой образовательный уровень.
Несмотря на эффективное развитие информатизации общества в целом и системы образования (в тем числе и гражданского) остается достаточное количество проблем возникших в современной системе гражданского образования затрудняющих формирование современного уровня качественного образования.
• стремительно растущий уровень развития информационного общества и низкое качество информационной и технической подготовки учащихся общеобразовательной школы;
• наличие социальных проблем и потребностей участия в их решении, ожиданий поддержки и возможности сказать и быть услышанньтм и игнорирование этих ожиданий со стороны педагогов и родителей;
• необходимость обработкииусвоения возрастающего объема социальной информации
• хроническая нехватка времени для обработки разрозненных источников ее получения;
• недостаток централизованных информационных и мультимедийных ресурсов по гражданской тематике и растущей востребованностью их со стороны школьников.
Технология делиберации (DID Deliberating in а Democracy) способствует:
S развитию критического мышления
S развитию коммуникативной культуры, формированию навыков публичного выступле-
■S формированию исследовательских навьгков (поиск необходимой аргументации в сети Интернет, СМИ и других источниках)
S формированию организационных навьгков (организация работы с материалом, организация работы команды, подбор и структурирование материала для обсуждения)
■S формированию навьгков активного слушания и ведения записей
Первый год работы по технологии предполагал изучение трех обязательных тем и основных задач, которые в рамках каждой темы поставлены перед учащимися и учителями участвующими в отработке технологии.
Первой темой для отработки технологии Deliberating in a Democracy, была предложена тема: «Обязательное голосование».
Основными задачами, которые должны решить учащиеся, были следующие:
> Понять важность голосования в демократических странах
> Понять, как работает система обязательного голосования в демократических странах, в которых оно используется.
> Проанализировать аргументы в поддержку обязательного голосования и против него.
> Определить области согласия и несогласия с дру гими у чениками.
> Решить, индивидуальной в составе группы, является ли обязательное голосование необходимой демократической реформой; аргументировать свои решения.
> Подумать о ценности обсуждения при решении актуальных вопросов в демократическом обществе.
По результатам проведения урока было выявлено, что большинство российских школьников высказываются против обязательного голосования, считая это нарушением их прав и свобод.
«Национальная служба»
> Понять важность национальной службы граждан в демократических странах
> Понять, как работает система обязательной национальной службы в демократических странах, в которых оно используется.
> Проанализировать аргументы в поддержку обязательной национальной службы и против нее.
> Определить области согласия и несогласия с дру гими у чениками.
> Решить, индивидуально и в составе группы, должны ли граждане в возрасте от 18 до 25 лет проходить не менее одного года обязательной национальной службы; обосновать свои решения доказательствами и разумной политикой.
> Подумать о ценности обсуждения при решении
актуальных вопросов в демократическом обществе.
По результатам данного урока было выявлено, что мнения учащихся о необходимости обязательной службы в рядах вооруженных сил разделилось. И к однозначному решению учащиеся не пришли.
«Комендантский час для несовершеннолетних»
> Осознать важность участия молодежи в жизни демократического общества;
> Осознать суть и причины введения комендантского часа для несовершеннолетних в демократических обществах;
> Проанализировать аргументы «за» и «против» комендантского часа.
> Определить области согласия и несогласия с дру гими у чениками.
> Решить, индивидуально и в составе группы, когда правительству следует вводить комендантский час для несовершеннолетних, обосновать свое решение;
> Подумать о ценности обсуждения в ходе принятия решения в демократическом обществе.
По результатам проведенных уроков по названной теме учащиеся пришли к однозначному выводу о нецелесообразности введения комендантского часа. По нению учащихся комендантский час является акт недоверия со стороны родителей, и нарушением прав на личную свободу действия.
По результатам данных полученных в результате двухгодичного исследования можно сделать выводы, о том, что данная технология предоставляет возможность учащимся самостоятельной и интенсивной работы с Шегпй и партнерскими информационными порталами и позволяет приобрести такие составляющие социального опыта, как:
^ понимание реальной жизни, что сглаживает дистанцию между теорией и практикой;
^ умение принимать решения в конкретных ситуациях;
^ способность преодолевать конфликты, возникающие в процессе межличностных коммуникаций;
^ умение сочетать индивидуальную и коллективную работу;
^ способность брать на себя ответственность;
^ способность интегрировать знания, полученные в ходе изучения смежных дисциплин и реального жизненного опыта.
Для участников проекта к каждой теме предлагались ресурсы.
деляются условия для развития у учащихся способностей осваивать новые социальные роли.
Голоднова Лариса Васильевна,
директор Центра образования №641 имени Сергея Есенина г. Москва
Проектно-контекстный подход как условие развития социальной адаптации старшеклассников
Как можно способствовать развитию социальной адаптации старшеклассников?
Ключевые слова: социальная адаптация; проектно-контекстный подход; адаптация как процесс; адаптированность как результат; про* фессиональная, социально-психологическая адаптацию и адаптацию к условиям труда.
Т~> науке и практике существует довольно мно-1_3 го определений, трактовок понятия социальная адаптация. В основу нашего исследования мы берем определение, приведенное в «Энциклопедии социологии1». Социальная адаптация (от лат. ас!ар1аге
- приспособлять) - процесс приспособления, как правило, активного освоения, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адагпирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают деятельное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.
Если перенести это на школу, то нам предстоит смоделировать процесс активного освоения школьниками новых для них социальных условий, особенностей социальной среды и способов действий в ней.
Анализ особенностей современной социальной среды диктует потребности в смене стереотипов поведения, при которых успешным выпускником школы был тот, который, например, поступал в ВУЗ, прекрасно владея на репродуктивном уровне знаниями и необходимыми умениями. В настоящее время усвоенные в предыдущей деятельности стереотипы поведения (действия по образцу, по алгоритму) перестают обеспечивать достижение успеха, и актуальной стано-
1 htto://slovari.van<lex.ni/dict/sociology/aiticle/soc/soc-l 031.htm
вится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий. Не зря в настоящее время актуализировался термин «конкурентоспособность» выпускника. Выдержать конкуренцию на рынке труда становится невозможно, если оставаться в рамках старой «знаниевой», а не деятельностной парадигмы, направленной на развитие способностей активного освоения учеником или группой учащихся новых для них социальных условий и ролей.
Для школы переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме - довольно болезненный процесс, связанный, прежде всего, с профессионализмом педагогов, их стремлением к росту, к личностному развитию.
Нужны учителя не просто знающие новые социальные условия или особенностей социальной среды, а владеющие способами моделирования таких условий и особенностей внешней, социальной среды при осуществлении учебной деятельности ученика. Развитие нашего педагогического коллектива происходило в несколько этапов:
- осознание отдельными педагогами и группами педагогов того факта, что социальная среда изменилась и требует школьных перемен, в частности, освоения новых норм социальной деятельности;
- осознание отдельными педагогами того, как учащиеся должны себя вести в новой для них социальной среде, признание и принятие системы ценностей новой среды и осознание того, как требуется измениться учителям, для того, чтобы соответствовать новой системе ценностей;
- выявление того факта, что часть педагогов еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
- структурирование этих новых норм, системы ценностей новой среды на уровне идей, миссии школы, ценностей образовательной среды, целей обучения и воспитания;
- «проживание» стадии терпимости, когда педагог, группа педагогов или педагогический коллектив в целом и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
- аккомодация, те. признание и принятие каждым педагогом основных элементов системы ценностей
новой среды, развитие адекватных умений при одновременном признании некоторых ценностей старой образовательной парадигмы новой социальной средой;
- ассимиляция, те. полное совпадение систем ценностей отдельного педагога, группы педагогов, педагогического коллектива в целом и среды.
В современной социологии, педагогике отмечают,
что по мереускорения общественного развития, уско-
ряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности школьного образования в осуществлении процессов социальной адаптации.
В науке различают (Я.В. Неверовская, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич и др.) адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. В социальной педагогике приняты субъективные и объективные критерии адапти-рованности. Объективные - степеньреализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.
Нами в процессе исследования в качестве критериев приняты степень реализации выпускником норм и правил жизнедеятельности в изменяющемся обществе и степень активного присвоения учащимися новых для них типов деятельностей, необходимых для успешной деятельности в современных социальных условиях или в новой социальной среде.
В литературе чаще всего выделяют профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда
Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией. Естественно, что в школе возможен только подготовительный процесс: выбор профессии, осуществляемый через предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Пропедевтикой профессиональной адаптации в нашем Центре служит макропроект «Профильная школа».
Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс вхождения новичка в новьгй для него производственный коллектив, формирова-
ния личностных связей и отношений с другими лгодь-ми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимопри-способление ценностньгх ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительньгх неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.
Пропедевтикой социально-психологической адаптации в нашем Центре служит проект «Музейная педагогика».
Исследователи считают, что показателями успешной социальной адаптации к условиям труда являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а таюке его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и пр.).
Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и средьг. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации.
В большой степени значимьтми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст
Пропедевтикой социальной адаптации к условиям труда в нашем Центре служит макропроект «Инновационные и исследовательские проекты».
Откуда возникли школьные макропроекгты? Выявленные в жизни школы проблемы были интегрированы нами (по основанию личностных приращений учащихся) во внутришкольные проекты, каждый из которых нацелен на решение определенной задачи. Особое место среди поставленных задач занимает внеурочная деятельность, связанная, прежде всего, с дополнительным образованием учащихся.
Задача 1. разработать и апробировать (при сохранении здоровья учащихся) модель профильного обучения, включающую предпрофильную подготовку и
дополнительное образование, как средства развития ценностно-деятельностных компетенций учащихся.
Задача 2: разработать и апробировать теоретические основьг музейной педагогики как средства моделирования ситуаций успешности ученика Центра, формирующих востребованные личностно значимые компетенции ученика как субъекта социальной деятельности.
Задача 3: разработать и апробировать модель проектно-исследовательской деятельности как условия развития проектно-исследовательских компетенций учащихся и их адаптации к потребностям социума.
Задача 4: разработать и апробировать модель изучения иностранного языка как средства, формирующего коммуникативные компетенции учащихся и создающего ситуацию успешности в учебной деятельности1.
Средством для достижения поставленных задач является создание в пространстве Центра модели личностно-ориентированного образования как системы, включающей в себя межпредметные макропроекты: профильное обучение, предпрофильную подготовку, (вбирающую в себя дополнительное образование), музейную педагогику, проектно-исследовательскую деятельность, иностранный язык. Темы макропроектов определяют направления совместной деятельности администрации, педагогов, учащихся.
Проверяться эффективность будет по критериям и показателям с использованием диагностического инструментария. В качестве средств контроля за вьтпол-нением прогнозируемых результатов выступает создаваемая в школе система мониторинга. Система мониторинга содержит диагностический инструментарий, отслеживающий эффективность реализации программы по трем объектам: качеству образования, условиям и цене достижения.
Что объединяет три макропроекта школьг? Во-первых, нацеленность на один результат, выраженный и в миссии Центра и в модельных представлениях о выпускнике школьг, во-вторых, наличие педагогической стратегии, единого подхода как основания для вьгбора той или иной педагогической технологии. Другими словами, условием развития социальной адаптации старшеклассников служат три направления деятельности, три макропроекта школы, связанные между собой проектно-контекстным подходом.
Сущность проектно-контекстного подхода к обучению и воспитанию в средней школе (по О.Н.Мачехиной) заключается в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ро-
1 ГолодноваЛ.В., Кононова А А. Построение школы «социального успеха» //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №1.
левых игр как форм контентного обучения старшеклассников2.
В теории А.А.Вербицкого3, под контекстным понимается обучение, в котором в формах организации образовательной деятельности динамически моделируется общекультурное, духовное, предметное, социальное и образовательное содержание жизнедеятельности обучающегося, осуществляется трансформация его учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.
Источниками контекстного обучения являются: деятельностная теория учения, развитая в отечественной психологии и педагогике теоретическое обобщение многообразного опыта использования, форм и методов инновационного обучения; понимание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов культуры, социальной жизнии будущей профессиональней деятельности школьника на процесс и результаты его образовательной деятельности Основньтми образо-вательньтми целями контекстного обучения и воспитания являются развитие самоактуализируюгцейся и самореализующейся личности обучающегося, его предметней, социальной, гражданской и духовной компетентности, обеспечение условий для самоопределения в жизни и будущей профессиональной деятельности, развигае адагттивньгх способностей к жизни в динамично меняющемся, многонациональном и многоконфессиональном обществе, способности к непрерывному образованию и самообразованию. При этом важнейшим источником содержания обучения и воспитания в системе контекстного обучения является содержание реальной жизнедеятельности человека в виде системы востребованньгх жизнью его ключевых содиалшо-профессиональньгх компетенций4
Основной единицей содержания контекстного обучения и воспитания является ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости, а формами организации деятельности учащихся являются коллективная (совместная), групповая, парная, индивидуальная при ведущей роли коллективной. Из них составляются конкретные формы в зависимости от текущих целей, содержания и условий образовательной деятельности.
2 Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании / Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития».-Рязань: РИПКРО, 2006.- С. 156— 160.
3 Вербщхий АА. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации. // Инновационные проекты и программы в образовании 2009. №2.
4 Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе // Преподавание истории в школе, Спецвыпуск, № 5, апрель 2007,- С. 15-19.
Деятельность учащихся на этапах проектирования
Таблица
Этапы Цель этапа Содержание деятельности учащихся
Подготовительный Создать мотивацию Сформуштровать цель Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач
Концептуализация Программирование Разработать совокупность концептуальных идей Создать программу Построение ориентировенной схемы действий Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности
Планирование °'"'Ь ““ ДеЯ,еЛЬ Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли) Самообразование и актуализация знаний
Практический Получить продукт проектной деятельности Исследование, решение отдельных задач, компоновка и т. д. Сбор и обработка данных Интерпретация результатов Графическое представление результатов
Аналитический Провести рефлексию Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
Контрольно-коррекционный Осуществить при необходимости коррекцию Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок
Заключительный Защитить проект Представление содержания работы, обоснование выводов
По мнению А.А. Вербицкого, учебная группа в контекстном обучении выступает как единая ксманда, объединенная общей целью овладения содержанием образования; внося личный вклад в достижение этой цели каждый ее член развивается «через - и с помощью других» как творческая индивт-дуальностъ. Именно это положение позволяет предположил) возможность объединения в образовательном процессе элементов теории контекстного обучения и воспитания и практики проектной деятельности учащихся, одним из основных принципов которой является фсрмированиеи развитие навыка работы в группе для достижения общей цели и ожидаемого результата
А А. Вербицкий1 пишет, что кснтекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им кснкретной ситуации, придавая смысл и значение этой сигуации как целому и ее компонентам. Внутренний кснтекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики сигуации, в которых да действует Благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; прежде, чем действовать, да стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее.
Поступки, совершаемые юношей или девушкой в возрасте от 15 до 17 лет, во многом зависят от воадей-
ствия внешнего контекста, так как это обусловлено особенностями психического развития индивида. При этом особенно сильное влияние на поведение данной возрастной группы учащихся оказывает планомерное обучающее и воспитательное воздействие, к которому исследователи относят процесс руководства подготовкой и проведением ролевых ситуационных игр. Объектом такого воздействия может быть развитие социальной компетентности старшеклассников.
Ролевые ситуационные игры чаще всего рассматриваются как ролево-игровые проекты. Проект - это реалистичный замысел, план о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. В педагогике проект является методом обучения, основаннымна постановке социально значимой цели и ее практическом достижении (Ю.В. Громыко, Г. Л. Ильин, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, А.С.Сиденко и др.). Проектирование - это процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Содержание деятельности учащихся на основных этапах проектирования (по А. С. Сиденко2) представлено в табл.
Проектная деятельность является сщним из системообразующих подходов, положительно влияющих на формирование личности современного школьника Более того, проектную деятельность можно рассматривать как самостоятелшуюучебную деятельность образовательного процесса. Полагаем, что проектная деятельность также может стать сдним из основных методов формирова-
1 Вербицкий АЛ. Основания для внедрения компетеніно ст-ного подхода в образование. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
2 Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008.
Рис.1. Механизм формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся'*
ния и развития социальной адаптации учащихся старших классов средней школы. И именно деловые игры, ролевоигровое проектирование ситуаций в контексте социальной жизни и деятельности учащихся позволяют предположить возможность ее развишя.
В контексте развития социальной адаптации учащихся нами разработан механизм формирования проектно-исследовательских компетенций школьников, представленный на рис. 1. Аналогичный механизм разработан относительно ценностнодеятельностных и коммуникативных компетенций учащихся. Предполагается активный запуск этих механизмов с опорой на систему учебной деятельности и дополнительного образования учащихся.
В частности, ежегодно учащиеся представляют на конкурсы различного уровня свои инновационные, исследовательские, практические и творческие проекты, тем самым, демонстрируя успешность в овладении проектной деятельностью, работой в команде, что говорит и об успешной социальной адаптации.
Выполнение инновационных и исследовательских проектов создает у ело вия дляразвития интеллекту аль-ных способностей детей, развития их эмоциональноценностной сферы, а главное-дает возможность в деятельности ощутить ситуацию успеха.
1 Голоднова Л.В., Кононова АЛ. Построение школы «соци-
ального успеха» //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №1.
Рефлексивньтй анализ результатов качества вьгполнен-ных работ позволяет отметить важные ценностные приобретения учащихся в процессе разработки проектов:
- дай осваиваютразнообразие видов проекта: творческого, исследовательского, инновационного;
- большую значимость приобретает работа с понятийным аппаратом исследования;
- интенсивно развиваются коммуникативные способности учащихся, так как в процессе создания продукта деятельности на каждом этапе осуществляется процесс активного взаимодействия всех разработчиков проекта, в том числе и с применением ИКТ;
- развивается и социальная адаптация.
Событиями в жизни Центра образования является и ежегодное участие детей в предметных олимпиадах, на которых учащиеся пополняют портфолио своих достижений сертификатами побед на различных уровнях. Динамика результатов участия наших детей в этом направлении позитивна
Таким образом, развитие социальной адаптации учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себеучебный и воспитательный потенциал. Работа Центра образования по этому направлению продолжается.