Научная статья на тему 'Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников'

Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛИБЕРАЦИИ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Евгеньевич

В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных технологий при формировании у школьников умений вести конструктивный диалог, принимать разумные решения, формировать адекватные стратегии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников»

Тема «Вселенная»

При изучении планет Солнечной системы ребятам предлагается составить таблицы Планет земной и группы и Планет - гигантов с данными по каждой планете. Учащиеся не любят составлять таблицы, задавая вопрос: Зачем нам это нужно? Но если мы говорим, что это подготовительный этап для дальнейшего творческого задания ребята составляют таблицу очень внимательно. После того, как все данные внесены в таблицу, я говорю учащимся, что на следующий урок они приносят мне сочинение по теме «Я живу на планете...». Они выполняют его в виде письма, где используют данные таблицы, дополнительную литературу и, конечно же, свою фантазию. В качестве примера я прочитаю вам письмо ученицы 5-6 класса Абрамовой Ольге.

Тема «Земля».

Мне самой нравится эта тема, поэтому больше всего заданий у ребят по этой теме. В этой теме я использую задания не только творческого, но и развивающего характера.

В пятом классе если мы просим выучить сложные географические определения, то не всегда достигаем понимания их. Я предлагаю им такого рода задание:

На глобусе и карте нанесены условные знаки И нанесены они, юнечноже, не случайно. Все они чего-то означают. Возьми цветные карандаши и соедини подходящие по смыслу начат и концы разных предложений Выполнив эту работу, ты получишь шесть определений того, что изображается на картах, и глобусах. Старше я рассуждать еслух, размышляй пользуйся уже имеющими:я у тебя знаниями. Если же тебе будет очень трудно, воспользуйся учебником по природоведению. Напиши полученные предложения

Для того чтобы проходило сознательное усвоении данного материала и поддерживался интерес к предмету я использую разного вида задания:

1. НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Просматривая строчки, приведенные ниже, выпиши неповторяющиеся буквы из каждой такой строки в колонку «буквы».

Из выписанных букв составь слово.

СЛОВО: МАСШТАБ

2. НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Сравни глобус и географическую карту: запиши общие признаки в прямоугольники, а отличительные - в звездочки.

Слова, которые ты можешь использовать: условные знаки, круглый, масштаб, не передает форму Земли, плоская, передает форму земли, не показывает вращение.

В квадрат занесены разные слова. Однако, среди них встречаются названия животных, обитающих в лесной зоне. Быстро прочти строки, составляющие этот таинственный квадрат, подчеркивая названия обитателей леса и подсчитывая их количество в каждой строке. Результаты подсчета запиши в колонку «цифра». Постарайся выполнить это упражнение как можно быстрее. Перед выполнением задания просмотри рисунки «В тайге» и «В смешанном лесу».

№ понятие цифра

1 вербпюдпетухпалевкакурицакоровакотспонкозаовцакитсосна 1

2 кедровкацагтядельфинчайкакраббелкаверблюдцикадаягепь 2

3 сайгаклеммингкаштанежевикауткагрибьгагодыморжкитсомпипа 2

4 кашапотжураапьдельфинпетухлосьокууньчерепахачайкакраб 1

5 кабанмедведькенгурусобакакрсшикстрауспихтасоснасомклен

6 липаорешникзаяцкрокодипмедуницадятелпесецягелькорова 2

7 медузакарпястребподосиновикмухоморчайкатайгаежевикакит 1

8 жималос1ъиндкжсвиньяпавлиняблонякукурузапепиканкрабсом

9 сойкабрусникакапинаомарпингвинкрабщукасоваосинабереза 2

10 кукушкаивадубберезашухарышсасыроежкасмородинатюлень 3

ТРАШТОБ ДААВТРМАТ ОДБРВТШВББ м

ГОДЬЕВГВГОЬН НКЕЬНОГКДОГОКЕК

КТИКВЛУАИРКЛТПКЕ РИВИПУСГИЕТ АС

ФНАКЫЯЯ ШАНКФЯОМЕКЬШНЯМОЕМ Ш

ОСЕМОЖОАССЕПЖСАТСПАЕЖМСОЖ т

ОЕАМНОЕВЛВЕОМЛУЛЦМСБСНУЦУЕ АБ

МЮЮВПИВТВАОИПЮАИМАЮОТОПВЮ

Вот такие жители леса «спрятались» на строчках этого задания:

Строка 1: полевка

Строка 2: кедровка, белка

Строка 4: лось

Строка 5: кабан, медведь

Строка 6: заяц, дятел

Строка 7: ястреб

Строка 9: сойка, сова

Строка 10: кукушка, глухарь, лиса

Особый интерес у пятиклассников вызывает интерес работа в парах сменного состава и группах. Так при изучении темы «Суша» я предлагаю ребята разделиться на шесть групп (по числу материков) и заранее предлагаю план для групповой работы.

План:

1. Название материка

2. Омывается океанами.

3. Ближайшие материки.

4. Рельеф.

5. Климат

6. Составьте памятку туристу, отправляющемуся на материк.

7. Обозначьте маршрут, вид транспорта, точку отправления, особенности одежды, меры безопасности.

8. Составьте рекламное объявление для туристов, отправляющихся на материк.

Форма отчета может быть любая: газета, сообщения, а в этом гещу ученицы 5-6 класса Давыдова Ксеня, Вербицкая Надя, Яковлева Олеся придумали сценку по материку Южная Америка. Девочки пред ложили вариант ролевой игры, построив диалог меж ду менеджером агентства «Шесть материков» и буду щим туристом. При этом помощник менеджера (Да выдова Ксеня) показывала все объекты на карте полушарий. Группа капитанов 5-в класса подготовили

доклад об Австралии, составив целый путеводитель по материку. Очень интересное выступление было посвящено Антарктиде (Потапкина Маша, Матвеева Аня, Абрамова Ольга и др.) они сделали музыкальное сопровождение своего выступления.

В качестве заключения я хочу сказать, что творческий потенциал ребят безграничен и, если у них есть интерес, то фантазия их очень богата. В качестве примера я хочу вам прочитать одно из сочинений, которое они делают к зачетному уроку по теме «Земля». На выбор им дается три темы: «Большое водяное путешествие или как я превратился в капельку», «Путешествие к центру Земли» и «Я лечу на воздушном шаре». Это работа Красновой Полины, Ша-вандиной Лизы «Путешествие капельки по индийскому океану».

В статье рассматриваются возможности применения алог, принимать разумные решения, формировать адекват»

Новиков Александр Евгеньевич,

доцент кафедры развития образовательных систем ФГОУ Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, аепоу@таП.ги

Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников

Как научить школьников основам жизни в демократическом обществе, навыкам ведения диалога, основанного на правовых нормах? Ключевые слова: информационно-коммуникационные техноло* гии, ресурсы сети Интернет, международные проекты, технология де* либерации, конструктивный диалог

Неграмотным человеком за-А. Тоффлер

Т~> ажной задачей стоящей перед современной си-ХЗстемой образования, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развитая в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современной меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к овладению новыми знаниями, способами деятельности и формированию компетенций в нынешних условиях развитая образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знаний, сколько на способность их применения, использования на практике, новые формы обучения «настраиваются» не на репродуцированную информацию, а на создан-

ный учеником самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта - различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Во всем мире современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т.д. В обучении всё больший вес придаётся деятельностному подходу, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Поиск технологий, адекватных образовательному запросу, направленному на формирование и поощрение способностей и потребностей личности в самообразовании, саморазвитии, актуализации и реализации своего социально значимого потенциала ведется в разных направлениях. Особую роль, в последние годы, приобретают информационно-коммуникационные технологии и ресурсы сета Интернет

Активное использование информационных технологий способствует реализации в отечественном образовании наиболее актуальных тенденций:

- центрацию на ученике, который в полной мере становится субъектом образовательного процесса;

- практическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, связь с современными социальными контекстами;

- непрерывный, продолженный характер обучения в течение всей жизни.

На решение этих проблем направлены российские и международные проекты такие как: проект Совета Европы приуроченный к году гражданственности «Жить и учиться демократии», Партнерский проект Соединенных Штатов Америки и России «Deliberating in a Democracy», руководителем которых с российской стороны является координатор Совета Европы по правам человека Т.В.Болотана.

Особый интерес с позиции использования информационных ресурсов для решения вопросов гражданского образования, на наш взгляд представляет проект Deliberating in a Democracy, который наряду с отработкой технологий предполагает обязательное сопровождение и поддержку через сеть Интернет и непосредственное участие в Discussion Board. Deliberating in a Democracy (Обсуждение вопросов демократии). Проект рассчитан на пять лет, российская сторона включилась в участие в данном проекте на второй год.

Авторы-разработчики заявили целью данного проекта повышение качества преподавания и усвоения знаний

о демократических принципах построения общества, а так же овладение навыками обсуждения вопросов в гражданском обществе. С этой целью в проект были включены школы из разных стран мира. В проекте гтри-нимаюту частае школьники, педагога и администрация: Чикаго, Ксшларадо, Лос-Аццжелеса, Вашингтона, Южной Каролины, Эстонии, Литвы, Азербайджана, Таджикистана, Чешской республики и России.

Для возможности участия в данном проекте с директором учебного учреждения заключается контракт, предусматривающий возможности проведения специально разработанных уроков по основам демократии, правам человека и т.д., участие в обсуждениях вопросов демократии в форуме и программа обмена активными участниками данного проекта, между странами участниками данной программы.

Как спмечаюг идеолога проекта - в современном информационном обществе в демократических странах гражданам и государственным чиновникам необходимы стратегии проведения общественного обсуждения противоречивых вопросов для того, что бы принимать разумные решения по различным актуальным для граждан вопросам. Одним из перспективных способов на старшей ступени школьного образования, формирующим умение вести конструктивный диалог, принимать разумные решения и формировать адекватные стратегии поведения, является технология делибера-ции (DID). DID - Deliberating in a Democracy - технология взаимодействия учащихся с целью наиболее полного, доступного и социально адапгарованного метода усвоения знаний учащимися о демократических основах развитая общества

Технология Deliberating in a Democracy была разработана группой исследователей из Южной Каролины: Katie Мосте, Pat Aveiy, Carol Freeman, Kyle Greenwalt (University of Minnesota), основана на грант U.S. Department of Education и направлена на обучение учащихся основам жизни в демократическом обществе, социальной адаптации к условиям жизни за пределами школы, а также обучению навыкам ведения диалога основываясь на правовых нормах.

Делиб ер ация (DID) - это целостная педагогическая технология структурированного учебного противоречия, основанная на работе со специально разработанными текстами в рамках учебного процесса, направленная на развитие культуры ведения диалога в образовательном процессе и в реальной жизни. Данная технология представляет возможность старшеклассникам как на уровне школы, так и на межшкольном (и даже международном) уровнях, участвовать в активном обсуждении демократических вопросов. Основываясь на ведении структурированного обсуждения, без использования дискуссий, дебатов и споров, с партнерами из различных стран отрабатывается умение выражать свои мысли и идеи, получать и переда-

вать информацию. Эта технология с успехом может быть реализована во многих учебных заведениях реализующих профильное бучение по общественным дисциплинам, истории и праву.

Как целостная интерактивная педагогическая технология - делиберации объединяет в себе возможность деятельности в различных направлениях:

1. работу в группах;

2. работу с текстами;

3. ведение диалога;

4. взаимодействие в сети Интернет с международными партерами;

5. доступ к использованию тематических информационных ресурсов;

6. участие в тематических телеконференциях.

Технологию делиберации, как и другие интерактивные технологии, характеризуют следующие черты:

■S большая приближенность к жизненным апуациям;

^ акцент на решение реальных социальных проблем;

^ использование принципиально иной методической модели обучения. (2) Особое внимание в рамках данной технологии уделяется текстовым материалам, их разработкой занимаются специалисты из Соединенных Штатов Америки. В настоящее время текстовые материалы разработаны по 20 актуальным темам, в российской школе апробацию прошли три темы: «Обязательное голосование», «Национальная служба», «Комендантский час для подростков до 18 лет».

Особые требования в технологии делиберации предъявляют к качеству содержания текстовых материалов.

В рамках технологии DID культура критического мышления составляет основу при анализе текста. Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу “технологии критического мышления” составляет базовая модель трех этапов организации учебного процесса: “вызов - осмысление - размышление”. (С.И Заир-Бек, Т.Г.Г алактаонова).

На этапе актуализации (вызова) из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуация вызова в DID в отличие от таких интерактивных технологий как диспут, дискуссия, дебаты, создается при помощи содержания, заложенного в тексте, в котором имеются факты, статистические данные, противоречивые примеры реальной практики из различных стран мира. Вся совокупность элементов используемых на этапе актуализации способствует мо-

тивации обучающихся кработе, включению их в активную деятельность.

На этапе осмысления, обучающийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее осмысление, систематизация, а иногда и отторжение (отрицание). Учащийся получает возможность задуматься над предлагаемым материалом, учиться задавать вопросы по мере сопоставления противоречивой текстовой информации со своим жизненным опытом. На этом этапе происходит сложный процесс - формирование собственной позиции.

Этап размышления характеризуется тем, чтоуча-щиеся в активной деятельности перестраивают собственные первичные представления, включая в них новые взгляды, новые представления, знания и формируют собственное аргументированное представление по рассматриваемому вопросу. Анализ мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

С целью активного взаимодействия и всестороннего общения и получения информации бьгл разработан и помещен в среде Интернет, сайт с одноименным названием ВеМегайг^. На сайте представлена информация об основных участниках проекта, о его создателях, координаторах и ведется форум посвященный обсуждению вопросов демократии между участниками проекта.

Участниками работы являются учащиеся, педагоги, проводящие уроки с использованием технологии ОеМегай^, руководители образовательных учреждений. Каждый пользователь данного информационного ресурса получает индивидуальньгй логин и пароль. При первоначальном вхождении в форум каждый участник проекта обязан ознакомится с представленной информации о правах и обязанностях и правилах поведения на форуме. В случае согласия участник может принимать участие в обсуждении тем данного форума. Пользователи форума подразделяются на несколько групп: Учащиеся, Педагоги, Координаторы проекта, Сетевые администраторы проекта.

Все общение на данном форуме осуществляется исключительно на английском языке, что позволяет учащимся из славянских стран улучшать навыки письма и знания английского языка. Так же программой предусмотрены телеконференции в прямом эфире между странами партнерами.

Каждой группе участников отводится различные уровни доступа к ведению обсуждения. Так, к примеру, учащиеся имеют возможность доступа к таким темам форумам как: «Только для учащихся», «спросите экспертов» и всем видам партнерских взаимоотношений с участниками проекта. Каждый форум представляет собой группу объединенных тем: «Только для студентов» включает в себя такие темы как: «Демократическое общество», «Культурное взаимодействие», «Права человека», «Давайте знакомится» итд.

Сетевые администраторы данного проекта периодически проводят статистический анализ с целью выявления наиболее актуальных и интересующих тем для учащихся участников проекта с целью создания одноименной темьг в форуме только для учащихся. Первоначально любой учащийся мог создавать интересующую его тему и выносить вопросы для обсуждения в общий форум. Однако, это привело к огромному количеству не активных и не интересующих других участников тем и соответственно проблемам в работе сайта, именно по этому было решено создавать наиболее актуальные темьг и не ограничивать их жесткими рамками. Далее приводятся основные темы, находящиеся в поле всеобщего обсуждения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Культура и общество»

> Raising Children?

> Аморальны ли эксперименты над животными?

> Лгоди, которыми Вьг восхищаетесь!

> Каковьг ваши национальные традиции?

> Подростковое давление!

> Запугивание!

> Как выглядит архитектура вашего города, страны?

> Какое строение вьгше любимое?

> Ранние браки!

> Обязательное голосование.

«Гражданственность в демократии»

> Бездомные ("бездонные это проблема всех городов!)

> Ваше отношение к смертной казни

> Чернобыль

> Как вьг считаете религия играет роль в жизни человека, общества

> Роль граждан в демократии

> Возраст с которого человек может работать, стоит ли его понизить или повысить?

> Права женщин!

Учителя также имеют возможность взаимодействовать со своими коллегами из разных стран партнеров по проекту Deliberating in a Democracy. Для них бьгла создана специальная группа «Только для учителей». Данная группа имеет определенное ограничение для доступа, а именно учащиеся не

могут войти в учительскую часть форума. Основными вопросами и темами учительского форума являются:

> «Обменучителями»

> «Видеоконференция»

> «Оценка достижений учащихся в гражданском образовании»

> «День матери»

> «Обязательное голосование»

> «Ваши учащиеся готовы писать?»

> «Приветствия», «Материалы для оценки учащихся»

> «Удачные Беседы»

> «Роль учащихся в школьном самоуправлении»

> «Должна ли школа вводить обязательную форму, для учащихся»

> «Тренировочная модель».

Так же «Учителя» и «Учащиеся» имеют возможность общаться в «Партнерском форуме», где, минуя системных администраторов, учащиеся и учителя могут создавать свои темьг, вести беседу не делясь на группы с общим и свободным доступам к сообщениям.

С цель облегчения навигации и поиска своих собеседников на сайте размещена поисковая система зарегистрированных пользователей, также позволяющая ознакомится с личными профайлами участников (если они разрешеньг владельцем).

Для проведения исследованийи мониторинга на сайте ведется статистика всех пользовательских сообщений и количество сообщений написанньтх каждьтм участником

Для учителей принимающих участие в данном проекте открыта возможность просмотра тем учащихся, партнерских взаимодействий и форума «Только для учителей». Что дает возможность учителям отслеживать и проводить диагностику уровня знаний, востребованной и наиболее интересующей учащихся проблематики, а также правильности ведения общения предусмотренного данным проектом.

На основной странице официального сайта ОГО мы можем ознакомиться с информацией о создателях сайта, участниках из Чикаго, Колларадо, Лос-Анджелеса, Вашингтона, Южной Каролины, Эстонии, Литвы, Азербайджана, Таджикистана, Чешской республики и России, основных направлениях работы, провсщимых уроках, методических рекомендациях по каждой теме и перечню литературы используемой при подготовке к урокам

Объединение информационных технологий и образовательных программ в рамках технологии дели-берации позволяет за весьма короткие сроки «донести» необходимую информацию до учащихся иучите-

лей, предоставить возможность прямых дискуссий по актуальньгм социальньтм проблемам, возможность открытого выражения своего мнения и суждений в дистанционном режиме ведения как диалога, так прямьтх включений.

Создание и функционирование информационных ресурсов и порталов, посвященных гражданскому образованию, охватывает широкий круг пользователей и создает возможности интерактивного взаимодействия пользователей данного ресурса. Это позволяет сделать процесс обучения гибко настраиваемым, осуществлять индивидуализированный подход к каждому учащимся, тем самьгм, давая возможность всем участникам находиться в равных условиях и повышать свой образовательный уровень.

Несмотря на эффективное развитие информатизации общества в целом и системы образования (в том числе и гражданского) остается достаточное количество проблем возникших в современной системе гражданского образования затрудняющих формирование современного уровня качественного образования.

• стремительно растущий уровень развития информационного общества и низкое качество информационной и технической подготовки учащихся общеобразовательной школы;

• наличие социальных проблем и потребностей участия в их решении, ожиданий поддержки и возможности сказать и быть услышанньтм и игнорирование этих ожиданий со стороны педагогов и родителей;

• необходимость обработкииусвоения возрастающего объема социальной информации

• хроническая нехватка времени для обработки разрозненных источников ее получения;

• недостаток централизованных информационных и мультимедийных ресурсов по гражданской тематике и растущей востребованностью их со стороны школьников.

Технология делиберации (DID Deliberating in а Democracy) способствует:

S развитию критического мышления

S развитию коммуникативной культуры, формированию навыков публичного выступле-

■S формированию исследовательских навьгков (поиск необходимой аргументации в сети Интернет, СМИ и других источниках)

S формированию организационных навьгков (организация работы с материалом, организация работы команды, подбор и структурирование материала для обсуждения)

■S формированию навьгков активного слушания и ведения записей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.