Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ / ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огребо Екатерина Александровна

Одной из составляющих процесса обучения является популяризация научно исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выявления наиболее талантливых ребят, проявляющих интерес к данному виду деятельности, оказания им поддержки. Проектно исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор, стимулирует интерес к научно техническому, гуманитарному и естественнонаучному творчеству, к самостоятельному приобретению необходимых для этого знаний и навыков в исследовательской деятельности. В статье рассматривается вопрос применения данного вида деятельности на уроках географии (а так же и во внеурочное время).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN GEOGRAPHY LESSONS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

One of the components of the learning process is the popularization of research and project activities of students, identifying the most talented children who are interested in this type of activity, providing them with support. Design and research activities allow you to broaden your horizons, stimulate interest in scientific, technical, humanitarian and natural science creativity, to independently acquire the necessary knowledge and skills in research activities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ»

Среднее профессиональное образование (СПО)

Secondary vocational education (SVE)

УДК 373.5

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Огребо Е.А.

Томский кадетский корпус, Томск, Россия E-mail.ru: ogerbos@rambler.ru

f Аннотация. Одной из составляющих процесса обучения является популяризация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выявления наиболее талантливых ребят, проявляющих интерес к данному виду деятельности, оказания им поддержки. Проектно-исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор, стимулирует интерес к научно-техническому, гуманитарному и естественнонаучному творчеству, к самостоятельному приобретению необходимых для этого знаний и навыков в исследовательской деятельности.

В статье рассматривается вопрос применения данного вида деятельности на уроках географии (а так же и во внеурочное время).

®ЫК Ключевые слова: метод проектов, проектная работа по географии, исследова-cfpr телъская работа по географии, проектно-исследовательская работа.

Актуальность. В основе действует ющего Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий, в том числе, «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и построение деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [6, п.5]. Следовательно, активизация учебно-познавательной деятельности школьников становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.

В перечень установленных ФГОС ООО требований к результатам образования включены метапредметные результаты, которые должны отражать, в частности,

умение обучающихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, включая альтернативные, умение оценивать правильность решения задачи, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность и др. [6, п.10]. Указанные целевые ориентиры, очевидно, предполагают организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Более того, согласно ФГОС ООО, умения выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач должны учитываться при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего

образования [6, п.12]. Таким образом, при реализации требований, установленных ФГОС ООО, необходимо как теоретическое осмысление, так и изменение традиционной практики преподавания школьных дисциплин учителями любого предмета.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к ме-тапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по географии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи [6].

Науки естественно-математического цикла сами по себе предусматривают подобную направленность работы с обучающимися. Можно выделить несколько основных причин, побудивших обратиться к данной теме.

Курс географии сам по себе предусматривает развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли и своей страны, о людях их населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни в различных природных условиях, т.е. формирование необходимого минимума страноведческого характера. Основными средствами обучения при этом остаются учебник, тематические карты, таблицы и схемы. Однако всё многообразие окружающего мира передать только словами или текстом достаточно сложно. Поэтому применение обучающих компьютерных программ (показывающих динамику процессов и явлений) и обучающих фильмов (демонстрирующих наглядно эти природные и антропогенные процессы и явления) становиться просто необходимым [1].

Уроки, на которых применяются различные интерактивные технологии, характеризуются высокой степенью наглядности, эффективностью, сокращением времени на некоторые разделы урока и повышением внимания со стороны обучающих-

ся, а значит, активизируют их познавательную деятельность [3; 5].

Исторически сама наука география формировалась и развивалась с использованием в первую очередь активных методов исследования и познания окружающего мира. Поэтому, получение знаний на уроках географии должно предусматривать постоянную и активную самостоятельную поисковую деятельность со стороны обучающихся. Только тогда они смогут почувствовать и понять результаты своей учебной деятельности. Ведь учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был вовлечён в образовательный процесс, в активную деятельность.

Одной из специфик обучения в нашей школе является тот факт, что набор осуществляется начиная с 7-го класса. К нам поступают дети из разных школ города и области, они часто отличаются уровнем и качеством подготовки, несоответствием учебно-методического комплекта и т.п. Поэтому перед педагогами стоит достаточно сложная задача - привести их к более или менее одному знаменателю. Методическая деятельность учителя при этом основывается на развитии основных компетенций обучающихся через организацию и проведение практических работ как на уроках географии, так и во внеурочное время. Это способствует реализации си-стемно-деятельностного подхода, который, в свою очередь, обеспечивает активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, формированию готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию и мотивирующий на творчество и инновационную деятельность [5].

В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. География при этом - учебный предмет, формирующий у учащихся систему

комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий [4].

Личностным результатом обучения географии в школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения (из федерального стандарта общего образования) [6].

Методическая система работы в рамках предметной области «География» предусматривает непрерывность образовательного процесса, что подразумевает как организацию и проведение непосредственно учебного процесса, так и организацию внеурочной деятельности разного качества и различной направленности.

Методическая основа проведения уроков географии достаточно обширна и разнообразна. Но наиболее интересным и эффективным нам представляется работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, которая как раз охватывает не только урочный час, но и предусматривает обширный пласт внеурочной деятельности. При этом происходит закрепление материала и воспитание целого ряда основных компетенций школьников посредством исследовательской (практической) деятельности.

По данному направлению работы можно выделить несколько основных направлений:

- первое, исследовательская работа на уроке;

- второе, исследовательская работа в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время;

- третье, исследовательская работа в рамках экспедиций и туристических походов.

Исследовательский метод науки в предметной области географии давно уже

является одним из основных методов познания окружающего нас мира. А где же, как не на уроке научиться основам этого метода? Если же предоставляется такая возможность, как закрепление полученных навыков и умений на практике вне стен учебного заведения, то результат оказывается ещё более значительным.

Исследовательский подход на уроках географии используется практически постоянно: и при изучении нового материала, и при решении задач, направленных на обобщение материала, и, наверное, в наибольшей степени на самостоятельных практических работах. Данному виду учебной деятельности отводится по кален-дарно-тематическому планированию достаточно большой объём времени.

При этом обучающиеся учатся работать с различными источниками информации: картами атласа (наиболее распространенный вид деятельности), статистическим материалам, графическим данным, текстом (учебник и дополнительная литература). Основной целью и задачей любой практической работы является формирование следующих навыков и умений: получение максимума информации с картографического изображения, умение пользоваться ею в научных изысканиях, практической деятельности и учебной работе; развитие навыков исследовательской работы путём анализа отображения природных и социально-экономических явлений по статистическим, графическим и текстовым материалам. Можно также отметить, что при выполнении подобного вида работы достаточно часто приходится осуществлять межпредметные связи географии и истории, математики, информатики, биологии, физики и химии.

На практических занятиях удаётся реа-лизовывать принцип уровневой структуры понимания:

* первый уровень - уровень воспроизведения;

* второй уровень - объяснения;

* третий уровень - творческий.

Например, при выполнении практической работы в 8 классе «Выявление зависимостей между компонентами ПТК на примере зоны тайги», учащимся необхо-

димо выполнить следующие действия. На первом этапе, с использованием карт атласа, необходимо дать характеристику основным компонентам ПТК (рельеф, климат, почвы, воды, растительность) зоны тайги разных природных районов - Европейской части, Западной и Восточной Сибири, Дальнему востоку. На втором этапе необходимо обосновать (объяснить), с чем связаны различия внутри отдельных ПТК в пределах одной природной зоны. При этом применяются теоретические знания в практической ситуации. На третьем этапе предлагается подумать, а что произойдёт с ПТК, если изменится хоть один из основополагающих его компонентов (например, климат или рельеф) и дать краткий прогноз подобных изменений.

В Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» [2]. Поэтому, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности на базе исследовательской поисковой деятельности, что связывают с развитием у школьников творческого начала, активности как основного личностного качества. Освоить опыт творческой деятельности можно, лишь пройдя через исполнительскую стадию, за которой следуют другие - репродуктивно-творческая и творческая стадии.

Кроме того, согласно сборнику нормативных документов федерального компонента государственного стандарта, в каждой из программ приводится перечень практических работ, рекомендуемых для выполнения. При этом обозначается лишь

тема такой работы, и нет ни каких рекомендаций, как конкретно эту работу простроить на уроке.

Для того, чтобы разработать практическую или самостоятельную работу учитель должен сам обладать достаточно высоким уровнем подготовки. Такие работы требуют от учителя:

• Значительные затраты времени и сил (т.к. разработанных методических рекомендаций, и тем более, готовых практических работ которые бы отвечали конкретной ситуации очень мало).

• Необходима хорошо отработанная система заданий (постановка цели, задачи и пошаговая методика исследования, особенно на первом репродуктивном этапе).

• Достаточно высокого уровня дисциплины со стороны учащихся, т.к. объяснение и само выполнение работы требует большого количества времени и отвлечение на наведение порядка снижает эффект от работы.

Для проведения практических работ на уроках использую разработанные мною методические пособия, которые включают как непосредственно сами работы, так и контрольные работы по темам курса географии.

Выводы и заключение

В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников.

Литература

1 • Аргунова У.М. Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении географии / У.М. Аргунова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 4(6). С. 298-301.

2. Блаженов В.А. Введение в ФГОС (география): Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации учителей географии по дополнительной профессиональной образовательной программе «Введение в ФГОС (география)» / В.А. Блаженов, Ю.А. Чурляев Под ред. Л.А. Бачуриной. Воронеж: ВИРО, 2016. 124 с.

3. Валуйская Л.Н. Организация проектно-исследовательской работы обучающихся в сфере географического образования / Л.Н. Валуйская // Школа-ВУЗ: современные формы взаимо-

действия в сфере эколого-географического образования : Сборник статей / Под общей редакцией С.А. Куролапа, В.В. Свиридова, О.Ю. Сушковой. Воронеж : Цифровая полиграфия, 2020. С. 90-96.

4. Вещунова К.С. Проектно-исследовательская работа на уроках географии / К.С. Вещунова, М.Ю. Аксенова // Экологическое образование для устойчивого развития: состояние и перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции-вебинара, Ульяновск, 29 июня 2017 года. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2017. С. 80-83.

5. Свириденко Т.Е. Проблемы реализации технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках географии в школе / Т.Е. Свириденко // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1-8. С. 142-145.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Зарег. в Минюсте России 01 февраля 2011 г. № 19644.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Огребо Е.А. Проектно-исследовательская работа обучающихся на уроках географии с применением ИКТ / Е.А. Огребо // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 2. С. 5-10.

Сведения об авторе

Огребо Екатерина Александровна

Учитель географии

Томский кадетский корпус, Томск, Россия E-mail.ru: ogerbos@rambler.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 2, pp. 5-10.

DESIGN AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN GEOGRAPHY LESSONS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Ogrebo Ekaterina Alexandrovna

Geography Teacher. Tomsk Cadet Corps, Tomsk, Russia E-mail.ru: ogerbos@rambler.ru

Abstract. One of the components of the learning process is the popularization of research and project activities of students, identifying the most talented children who are interested in this type of activity, providing them with support. Design and research activities allow you to broaden your horizons, stimulate interest in scientific, technical, humanitarian and natural science creativity, to independently acquire the necessary knowledge and skills in research activities. The article considers the issue of the application of this type of activity in geography lessons (as well as in extracurricular time).

Keywords: project method, project work on geography, research work on geography, project research work. References

1. Argunova U.M. Proektnaya i issledovatelskaya deyatelnost kak sredstvo povyisheniya motivatsii uchaschihsya pri izuchenii geografii [Project and research activity as a means of

increasing the motivation of students in the study of geography]. Razvitie sovremennogo obra-zovaniya: teoriya, metodika i praktika [Development of modern education: theory, methodology and practice], 2015, no. 4(6), pp. 298-301. (In Russ.).

2. Blazhenov V.A., Churlyaev Yu.A. Vvedenie v FGOS (geografiya): Rabochaya tetrad slushatelya kursov povyisheniya kvalifikatsii uchiteley geografii po dopolnitelnoy professionalnoy obrazovate-lnoy programme «Vvedenie v FGOS (geografiya)» [Introduction to the Federal State Educational Standard (Geography): Workbook of a student of advanced training courses for geography teachers on an additional professional educational program "Introduction to the Federal State Educational Standard (Geography)"]. Voronezh, 2016. 124 p. (In Russ.).

3. Valuyskaya L.N. Organizatsiya proektno-issledovatelskoy rabotyi obuchayuschihsya v sfere geo-graficheskogo obrazovaniya [Organization of design and research work of students in the field of geographical education]. Shkola-VUZ: sovremennyie formyi vzaimodeystviya v sfere ekologo-geograficheskogo obrazovaniya : Sbornik statey [School-UNIVERSITY: modern forms of interaction in the field of ecological and geographical education : A collection of articles]. Voronezh, 2020. Pp. 90-96. (In Russ.).

4. Veschunova K.S., Aksenova M.Yu. Proektno-issledovatelskaya rabota na urokah geografii [Design and research work in geography lessons]. Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya: sostoyanie i perspektivyi : Materialyi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii-vebinara, Ulyanovsk, 29 iyunya 2017 goda [Environmental Education for Sustainable Development: state and prospects : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference-webinar, Ulyanovsk, June 29, 2017]. Ulyanovsk, 2017. Pp. 80-83. (In Russ.).

5. Sviridenko T.E. Problemyi realizatsii tehnologii proektno-issledovatelskoy deyatelnosti na urokah geografii v shkole [Problems of implementing the technology of design and research activities in geography lessons at school]. Sovremennyie tendentsii razvitiya nauki i tehnologiy [Modern trends in the development of science and technology], 2017, no. 1-8, pp. 142-145. (In Russ.).

6. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego obrazovaniya, ut-verzhdYonnyiy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. # 1897. Zareg. v Minyuste Rossii 01 fevralya 2011 g. # 19644. [Federal State Educational Standard of Basic General Education, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 dated December 17, 2010. Zareg. in the Ministry of Justice of Russia on February 01, 2011 No. 19644].(In Russ.).

Information about the author Ogrebo Ekaterina Alexandrovna

Geography Teacher. Tomsk Cadet Corps, Tomsk, Russia E-mail.ru: ogerbos@rambler.ru

Поступила в редакцию 18.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.02.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.