Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность как средство привития дошкольникам принципов энергосбережения'

Проектно-исследовательская деятельность как средство привития дошкольникам принципов энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякишева Наталья Михайловна

Проблема ответственного природопользования на сегодняшний день является, пожалуй, одной из самых злободневных. В настоящее время получило распространение понятие «энергоэффективное поведение» – бережливое пользование энергоресурсами. Стоит ли говорить о том, какие огромные денежные средства регулярно утекают из карманов потребителей лишь только по причине нерационального использования электричества и тепла, и какой ущерб наносится окружающей среде из-за нагрузки, ложащейся на атомные и гидроэлектростанции? Во многом эта проблема заставила задуматься о том, что привить навыки разумной экономии и ответственного отношения к ресурсам можно еще в раннем возрасте. Но каким способом это сделать? Об этом и пойдет речь в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство привития дошкольникам принципов энергосбережения»

Методические разработки

Проектно-исследовательская деятельность как средство привития дошкольникам принципов энергосбережения

Мякишева

Наталья Михайловна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, педагог-психолог ГБОУ прогимназии № 1611

Проблема ответственного природопользования на сегодняшний день является, пожалуй, одной из самых злободневных. В настоящее время получило распространение понятие «энергоэффективное поведение» - бережливое пользование энергоресурсами. Стоит ли говорить о том, какие огромные денежные средства регулярно утекают из карманов потребителей лишь только по причине нерационального использования электричества и тепла, и какой ущерб наносится окружающей среде из-за нагрузки, ложащейся на атомные и гидроэлектростанции? Во многом эта проблема заставила задуматься о том, что привить навыки разумной экономии и ответственного отношения к ресурсам можно еще в раннем возрасте. Но каким способом это сделать? Об этом и пойдет речь в статье.

Самый простой - научить соблюдать элементарные правила: выключать свет, закрывать воду в кранах... Но как показывает опыт, в суете повседневности правила эти далеко не всегда выполняются, а замечания взрослых по поводу их несоблюдения вызывают раздражение и умело игнорируются юными нарушителями. В качестве разовой, но весьма эффективной меры воздействия на ребенка может послужить пересчет денежных средств, потраченных на электроэнергию, в стоимость игрушек или сладостей. То есть показать, какое количество денег могло бы быть сэкономлено при рациональном пользовании энергоресурсами. Но в работе с дошкольниками, которые не в силах самостоятельно осуществить данный пересчет, очевидно, требуются иные способы развития энергобережливости.

Один из таких способов активно применяется в образовательном процессе ГБОУ прогимназии № 1611 Северного округа г. Москвы. Решение проблемы привития дошкольникам начальных принципов энергоэффективного поведения осуществляется в прогимназии средствами проектно-иссле-довательской деятельности. Уже больше 10 лет в учреждении применяется модель развития исследовательских способностей детей, разработанная доктором педагогических наук, доктором психологических наук, профессором А.И. Савенковым.

Проектно-исследовательская деятельность как средство привития дошкольникам принципов энергосбережения

Мякишева Наталья Михайловна

Проектно-исследовательская деятельность является инструментом развития исследовательской активности детей, а также ресурсом формирования самостоятельности ребенка в поиске информации, осуществлении выбора или принятии решения и отправной точкой становления его субъектности.

Развитие исследовательской активности в дошкольном детстве трудно переоценить, ведь ребенок в естественной для него форме изучения объектов окружающей действительности реализует потребность в познавательных впечатлениях, получение которых подкрепляется положительными эмоциями. Используя исследовательский подход к изучению с детьми механизмов энергосбережения, взамен репродуктивной передаче знаний от педагога к ребенку, мы наблюдаем самостоятельный поиск и осознание ребенком результатов собственной экспериментальной работы. При этом не стоит забывать, что содержание исследования тогда будет интересно детям, когда будет подобрана подходящая форма его организации, органичная возрастным особенностям дошкольного возраста.

Энергосберегающие технологии - комплекс мер и решений, направленных на рациональное потребление тепла, электричества и т.п. Несмотря на масштабность этого процесса, подключиться к его освоению могут и дошкольники.

Приведем несколько примеров из собственного опыта.

Изучение энергосберегающих технологий началось с просмотра детьми мультфильма про белого медвежонка Умку, где мама-медведица учила его строить берлогу из снега. Совместно с воспитателем они поставили перед собой вопрос: почему белым медведям тепло спать в берлоге, построенной из холодного снега? Поиск ответа на него начался с эксперимента: на детской площадке дошкольники самостоятельно строили берлоги и под руководством взрослых измеряли температуру внутри и снаружи снежных построек. Сравнительный анализ температур показал, что действительно внутри берлоги было значительно теплее, чем снаружи. Надо ли говорить, что эта информация стала поистине открытием для малышей, запустив познавательную активность, направленную на выяснение вопросов сохранения тепла. Построение же берлог вызвало в детском саду настоящий ажиотаж, дети продолжили их строить, совершенствуя и разрабатывая все новые варианты, в которых бы тепло сохранялось лучше.

Изучение жилищ медведей подвело детей к вопросу о том, как люди берегли энергию в своих домах и какие природные материалы им в этом помогали? Для получения ответов воспитатели предложили построить модели домов, в которых когда-то жили люди. Творческая деятельность, в частности связанная с конструированием и моделированием, не только увлекает,

Методические разработки

но и отвечает развивающим запросам дошкольного возраста. Интерес к конструированию, художественной деятельности, созданию поделок и аппликаций на определенную тему можно использовать для привития детям различных навыков, в том числе энергосбережения. Ведь не достаточно просто рассуждать на тему экономии тепла и света, намного эффективнее дети усваивают учебный материал посредством манипуляций с различными предметами.

Развивающий потенциал имеет также и совместная групповая работа детей. Когда они делятся мнениями по решению общей задачи, идет развитие интеллектуальных функций, а также формируются навыки конструктивного взаимодействия, что создает благоприятную атмосферу сотрудничества, принятия группой, а значит и личностной успешности.

В ходе совместной работы детей и воспитателей были созданы модели трех жилищ: землянка, мазанка и иглу. Использовались для постройки домов природные и синтетические материалы: глина, деревянные бруски, солома, земля, пластилин, пенопласт. Вообще, конструирование в детском саду можно назвать одним из ведущих видов совместной деятельности детей и педагогов. Имея высокую образовательную ценность, оно запускает мыслительные операции синтеза, классификации и обобщения, а также способствует развитию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Безусловно, любая работа по созданию макетов или моделей требует анализа и осмысления. Решению этого вопроса было посвящено проведение круглого стола, участниками которого были проектные группы детей-создателей моделей домов и приглашенные специалисты в области энергосберегающих технологий. Сразу отметим, что такими специалистами могут выступать родители детей, по профессии связанные с энергетическими ресурсами, либо школьный учитель физики. Специалисты выступают в качестве экспертов, цель которых -пояснить и расширить представления детей о тех или иных закономерностях энергосберегающих технологий, в основе которых лежат физические явления. В целом можно сказать, что такого рода мероприятия, как круглый стол, выставка, конференция вызывают у детей ощущение серьезного, научного, но отнюдь не пугающего события.

Круглый стол выполняет несколько функций:

• представление моделей и обсуждение результатов исследования проблемы энергосберегающих технологий;

• создание обучающей ситуации для каждого ребенка, работавшего над проектом, с выявлением допущенных ошибок (беседа строится в виде вопросов и рекомендаций, а не жесткой критики);

Проектно-исследовательская деятельность как средство привития дошкольникам принципов энергосбережения

Мякишева Наталья Михайловна

• создание ситуации успеха и поощрение исследовательской инициативы детей (каждый ребенок имеет право на представление широкой аудитории результатов своей познавательной деятельности).

В ходе работы круглого стола каждая группа детей представляла проект своего дома, рассказывала о его преимуществах с точки зрения энергосбережения, а также затратах на его строительство. По описательным характеристикам все виды домов оказались сделанными с учетом экономии энергии, при этом важно было выяснить, какие именно технологии заложены в основу энергосбережения домов. Интересным методологическим приемом в этой ситуации стало создание совместными усилиями воспитателей и детей сравнительной таблицы энергосберегающих технологий, применяемых в строительстве изученных домов.

Умение дошкольников вычленять и анализировать существенные характеристики объектов проявились при совместном обсуждении критериев, которые предполагалось заложить в основу сравнения домов. Задача педагогов в данной ситуации заключалась в том, чтобы направить беседу в такое русло, где для детей мотивообразующим фактором будет являться поиск характеристик для их объективного сравнения, а не признания победы одного проекта над другими. Наблюдения за детьми в ходе выступлений на круглом столе показали, что за время изучения темы энергосбережения дошкольники освоили логику проведения исследования, значительно повысилась их познавательная активность; умение видеть проблемы и задавать вопросы стало приобретать осознанный характер. Юные исследователи получили опыт самостоятельного сравнения и обобщения признаков объектов, а главное - сделали вывод о важности и необходимости беречь энергию.

Важным результатом проведенной работы стала совместная постановка вопроса, который определил дальнейшую работу: в настоящее время человек использует механизмы энергосбережения? Построены ли современные жилища по принципу экономии энергии? Эти вопросы юным исследователям только предстоит выяснить, для педагогов же большим достижением являлось то, что дети самостоятельно смогли увидеть проблему на современном этапе и заинтересовались выяснением вопросов, связанных с энергобережливым поведением.

Был найден оптимальный вариант обучения детей в привычной и интересной для них форме проведения исследований, однако для педагогов эта работа вскрыла широкий спектр как трудностей, так и творческих идей для привития детям энергоэффективных принципов поведения. Среди возможных трудностей, с которыми может столкнуться педагог-воспитатель,

Методические разработки

применяя исследовательский подход для развития энергоэффективных форм поведения ребенка, можно выделить следующие:

1. На этапе систематизации и обобщения знаний. Без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка (уровень умственного развития, эрудированность, познавательная активность, когнитивный стиль) невозможно эффективное формирование представлений об изучаемых объектах. Работая с группой детей, воспитатель не всегда имеет возможность концентрировать внимание на развивающей работе индивидуально с каждым участником. При этом с целью диагностики выраженности исследовательских умений, мыслительных операций, понимания логики исследовательской деятельности важно, чтобы в поле наблюдения оказались все дети. Частично поддержку могут оказать родители воспитанников детского сада.

2. На этапе публичной защиты исследовательских проектов. Публичные выступления даже у взрослого человека вызывают стрессовые переживания, а стресс, как известно, зачастую блокирует когнитивные процессы. В детском саду такое явление не редкость. Выступая перед аудиторией, дошкольник не всегда может логично и последовательно донести до слушателей результаты собственного исследования. Часто этот факт усугубляется недостаточным развитием речи детей, что в современных детских садах стало очень распространенным явлением. Многие педагоги, идя по пути наименьшего сопротивления, заучивают с детьми тексты выступлений, что благоприятно влияет на развитие памяти, но не имеет развивающего потенциала, когда мы говорим о мышлении. При этом важнейшей задачей педагога в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта является задача научить ребенка мыслить. Развивать мышление дошкольника помогает обучение детей пиктографическому письму. Запись целых предложений значками и символами очень интересна детям, они могут пользоваться пиктограммами, свободно держась перед аудиторией.

Идеи привития детям принципов энергосбережения нашли свое отражение при составлении календарного плана на следующий учебный год в качестве тем исследований, связанных с развитием энергосберегающих технологий. В качестве мониторинга проектно-исследовательской деятельности дошкольников было принято решение о регулярном проведении круглых столов, на которых будут подводиться итоги проведенных исследований в течение месяца. Таким образом, образовательная задача привития детям энергоэффективных принципов поведения была решена средствами проектно-исследовательской деятельности, которая является уникальным способом познания ребенком окружающего мира и эффективного существования в нем. СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.