Научная статья на тему 'Проектная стажировка преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения'

Проектная стажировка преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ENGINEERING PEDAGOGY / СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИНЖЕНЕРА / TEACHER / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульчицкий Валерий Владимирович

Рассматривается роль и значение проектной стажировки преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения. Освещается эксперимент, который показал оптимальный путь модернизации отечественного нефтегазового образования в соответствии с индивидуальными запросами личности педагога и тенденциями развития российского топливно-энергетического комплекса.The article the role and value of the project training of teacher-engineer on the technologies of remote interactive-industrial training considers. Highlights the experiment which showed the optimal way of modernization of the domestic oil and gas education in accordance with the individual needs of the individual teacher and tendencies of development of Russian fuel and energy complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная стажировка преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения»

УДК 37.08

В.В. Кульчицкий,

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

Проектная стажировка преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения

Рассматривается роль и значение проектной стажировки преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения. Освещается эксперимент, который показал оптимальный путь модернизации отечественного нефтегазового образования в соответствии с индивидуальными запросами личности педагога и тенденциями развития российского топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова: инженерная педагогика, стажировка преподавателя-инженера, повышение квалификации научно-педагогических работников, проект, педагог.

The article the role and value of the project training of teacher-engineer on the technologies of remote interactive-industrial training considers. Highlights the experiment which showed the optimal way of modernization of the domestic oil and gas education in accordance with the individual needs of the individual teacher and tendencies of development of Russian fuel and energy complex. Key words: engineering pedagogy, training of teacher-engineer, improvement of professional skill of scientific and pedagogical workers, project, teacher.

Преподавательский состав технических (непедагогических) вузов пополняется специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, не связанной, как правило, с преподавательской деятельностью по специальности. Такие специалисты, начиная преподавательскую деятельность в вузе, считают ведущими научные проблемы специальности, а не проблемы подготовки кадров по этой специальности. Поэтому преподавательская деятельность преподавателей складывается из интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так методом проб и ошибок приобретается методический опыт. Но эта полезная работа осуществляется без исследований процессов обучения и образования, глубокого знания закономерностей, ведущих характеристик этих процессов. Существующая система аттестации и присуждения ученых степеней вынуждает преподавателей проводить исследования в сфере не педагогики высшей школы, а той науки, специалистами в которой они являются по базовому высшему образованию.

Инженерная педагогика (как составная часть профессиональной педагогики) направлена на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, и характеризуется специфическими целями, принципами, содержанием, формами органи-

© Кульчицкий В.В., 2014

зации, методами и средствами обучения. Объект инженерной педагогики - педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предмет инженерной педагогики - проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения. Инженерная педагогика раскрывает теорию и методики проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других функций, а также теорию и методику обучения техническим, технологическим знаниям, навыкам и умениям, формирования специфических способов инженерной деятельности. Теория инженерной педагогики развивается под воздействием общественных потребностей в области инженерного образования, развития технических наук, питающих инженерную педагогику [4].

Исходя из следующих четырех определений, инженерная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретические обоснования, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную инженерную сферу деятельности.

1. Инженерная деятельность -это динамическая система взаимодействия инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания и методы работы.

2. Инженер как личность - это образованный, профессионально компетентный человек с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособный в активной профессиональной и социальной деятельности.

3. Педагог - лицо, ведущее практическую работу по воспита-

нию, образованию и обучению молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (преподаватель вуза);

4. Педагог-новатор - педагог, труд которого отличается постоянным творческим поиском, новизной методики, открытием педагогических ценностей, которые направлены на развитие обучаемых (студентов, преподавателей) и совершенствование учебно-воспитательного процесса).

Целью проектной стажировки преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственно-го обучения, реализуемой по направлению «Нефтегазовое дело», является приобретение преподавателем практических знаний и навыков разработки проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства -нефтяных и газовых скважин.

Программа стажировки включает составление технических проектов на строительство нефтяных и газовых скважин, выполнение технологических инженерных расчетов, связанных с процессом углубления скважин, выбор типов и параметров буровых растворов в соответствии с геологическим разрезом, технологию вскрытия продуктивного пласта, опробования, освоения и испытания продуктивных объектов с соблюдением правил безопасности ведения буровых работ, охраны недр и окружающей природной среды. Проект на строительство скважин должен составляться с учетом передовых конкурентоспособных технологий, обеспечивающих высокое качество их строительства, повышение надежности и экономической эффективности процесса строительства при допустимой степени риска.

Основная идея проектной стажировки заключается в органи-

зации взаимосвязи получаемого преподавателем практического опыта разработки проектной документации на строительство нефтяных скважин в Научно-исследовательском институте буровых технологий Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина и других проектных институтах на основе научно-методических средств и технологий дистанционного интерактивно-производственного обучения [1, 5, 10].

Основные направления проектной стажировки преподавателей:

- закрепление и развитие теоретических знаний на основе освоения современного программного продукта для инженерных расчетов «Бурсофтпроект»;

- развитие и накопление специальных навыков инженера-проектировщика и/или главного инженера проекта посредством участия в выполнении проектных работ непосредственно проектным коллективом с выполнением должностных обязанностей инженера-проектировщика или главного инженера проекта;

- ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых в проектном коллективе по месту прохождения стажировки;

- освоение технологии сбора и форм представления входных и выходных данных для разработки проектной документации на бурение скважин на нефть и газ;

- подготовка технического задания на разработку проектной документации, определение патентоспособности и показателей технического уровня проектируемого оборудования (изделий, объектов, конструкций) для бурения скважин;

- разработка в соответствии с установленными требованиями проектных и технологических документов;

- получение навыков подготовки и зашиты проектной документации в Главгосэкспертизе России.

Стажировка преподавателей по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения базируется на взаимодействии преподавателя с реальным производственным процессом на едином учебно-производственном информационном поле буровых и нефтегазодобывающих предприятий, в том числе с использованием интернет-технологий [1-3, 6-8, 10].

Субъектами педагогического эксперимента являлись профессорско-преподавательский состав кафедры бурения нефтяных и газовых скважин Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (университет), инженерный персонал нефтегазодобывающих, буровых и сервисных предприятий, инженеры-проектировщики научно-исследовательских и проектных институтов. Участникам эксперимента было предоставлено научно-методическое сопровождение и возможность работы в Центре дистанционного интерактивно-производственного обучения для реализации экспериментальных задач. Со стороны производства на основании соглашений о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в эксперименте принимали участие:

- от генерального заказчика -нефтяная компания ОАО «Российская инновационная топливно-энергетическая компания»;

- от проектных институтов -открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий» и закрытое акционерное общество «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт "Нефтяные горизонты"» [9, 11].

Проектная стажировка преподавателя ориентирована на рабочие программы обучения бакалавров и магистрантов, реализуемые вузом по направлению «Нефтегазовое дело» и программу подготовки «Строительство нефтяных и

газовых скважин в сложных горногеологических условиях» кафедры бурения нефтяных и газовых скважин университета. Причем две рабочие программы «Основы проектирования скважин» для бакалавров и «Проектирование скважин» для магистров непосредственно направлены на получение обучаемыми теоретических знаний и практических навыков в области современного проектирования строительства нефтяных и газовых скважин.

В процессе прохождения проектной стажировки преподаватель знакомится с особенностями проектных работ для конкретного нефтегазового региона, методами корректировки проекта, овладевает навыками разработки проекта, участвует в проведении проектных работ по системе дистанционного интерактивно-производственного обучения, составляет отчет о проектной работе и осваивает приемы защиты проектной документации на геолого-технологических советах нефтегазового и бурового предприятий.

Проектная стажировка проводится в форме непосредственного участия стажера в работе проектного коллектива, занимающегося созданием проектной документации на основе новых техники и технологий бурения нефтегазовых скважин. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов проектной стажировки является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных этапов работы.

Стажировка преподавателей по разработке проектной документации на строительство нефтяных и газовых скважин проводится в проектных коллективах Научно-исследовательского института буровых технологий Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, открытого акционерного общества «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий»

и закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт "Нефтяные горизонты"». Проектная стажировка проводится согласно плану-программе стажировки, утвержденной первым проректором и согласованной с проектной организацией.

Процедура повышения квалификации научно-педагогических работников университета путем стажировки включает:

- ознакомление с памяткой работника, выезжающего в служебную командировку;

- составление письма-обращения в компанию, где планируется прохождение стажировки, с просьбой принять на стажировку, с визой декана факультета повышения квалификации преподавателей и подписью проректора по учебной работе;

- получение письма-согласия компании (организации), где будет проходить стажировка и представление его за неделю до начала стажировки в деканат факультета повышения квалификации преподавателей (основание для составления приказа на стажировку);

- заполнение плана-программы и согласование ее с принимающей организацией.

По окончании стажировки стажер должен предоставить в деканат факультета повышения квалификации преподавателей следующие отчетные документы:

- план-программу;

- выписку из протокола заседания кафедры;

- отчет о пройденной стажировке (в нем нужно обязательно указать применение результатов стажировки в учебном процессе: новые разделы в лекционных курсах, издание новых учебных пособий, создание новых лекционных курсов с использованием современных информационных технологий);

- отзыв от организации, где прошла стажировка.

В приложении к протоколу заседания кафедры даются следующие сведения о работе преподавателя.

1. Объем выполненной ежегодной нагрузки по видам учебной деятельности за последние три года (отдельно выделяется аудиторная нагрузка, указываются учебные курсы, по которым велись занятия).

2. Результаты интернет-тестирования по дисциплинам, которые ведет преподаватель.

3. Опубликованные учебно-методические материалы (название, год).

4. Основные результаты оценки работы преподавателя по системе обратная связь «преподаватель - глазами студентов» (положительные оценки и замечания).

5. Сведения о стажировках за последние пять лет (где, когда, длительность).

6. Участие в программах повышения квал ификации и переподготовки работников отрасли (названия курсов, объем аудиторной нагрузки за год).

7. Сведения о руководстве аспирантами за последние пять лет (общее число аспирантов, окончивших аспирантуру, защитившихся в срок или в 1-й год после окончания аспирантуры).

8. Сведения о привлечении студентов к научной работе (общее число студентов, а также участников конференций, олимпиад, работающих по хозяйственным договорам).

9. Участие в научной работе кафедры, университета или вне вуза (основные направления научной деятельности, руководство научными работами, коллективами, подразделениями, наименование тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, научных публикаций (в том числе в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, зарубежных изданиях), патенты, изобретения и др.).

Таблица 1

План-график выполнения проектных работ лабораторией проектирования нефтяных и газовых скважин

Научно-исследовательского института буровых технологий Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина

Номер Техническое задание Проект

проекта НИПИ НК 25% 50% 75% 100% НК БП РГТИ ФГУ

21 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 25.11 25.12.08

22 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 28.10 04.11 11.11 11.12 11.01.09

23 07.10 14.10 21.10 28.10 04.11 11.11 18.11 25.11 25.12 25.01.09

24 23.10 30.10 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 11.01 11.02.09

25 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 25.01 25.02.09

26 23.12 30.12 07.12 14.12 21.12 28.12 04.01 11.01 11.02 11.03.09

27 07.01 14.01 21.01 28.01 04.01 11.01 18.01 25.01 25.02 25.03.09

Примечание. НИПИ - научно-исследовательский и проектный институт, НК - нефтяная компания, БП - буровой подрядчик, РГТИ - районная горно-техническая инспекция, ФГУ - федеральное государственное учреждение.

Время, мес.

■ Этапы

■ Суммарное время

Рис. Время выполнения этапов проектирования

Примечание. ТЗ - техническое задание.

общественной деятельности университета.

11. Поощрения, взыскания за последние пять лет.

12. Дополнительно: использование в научно-педагогической деятельности иностранных языков, современных информационных, технических, интерактивных, деятельностных образовательных технологий и др.

13. Заключение кафедры.

Проектные работы требуют соблюдения жестких временных графиков и кооперации с подразделениями заказчика - нефтяной или газовой компании, бурового подрядчика и инжиниринговых сервисных фирм. На рисунке показаны минимальные затраты времени на выполнение каждого этапа проектирования и нарастающее календарное время. Из графика следует, что до 50% времени при разработке проектной документации уходит на передачу и экспертизу проекта.

Этот график приближен к идеальному, а фактически особенно при включении в состав проектных инженерно-изыскательских работ, выполняемых субподрядной организацией, следует учесть время на дополнительные согласования с субподрядной органи-

зацией, а также на сбор комплекта документации, согласно требованиям Главгосэкспертизы России.

После заключения договора на проектирование генеральный проектировщик в недельный срок разрабатывает техническое задание. В течение второй недели согласовывает его с заказчиком. За три недели делает основную техническую часть проекта «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» (раздел 5). Пока заказчики (нефтяная компания, буровой подрядчик и районная горно-техническая инспекция) в течение трех недель согласовывают раздел 5, проектировщик (научно-исследовательский и проектный институт) разрабатывает разделы 1-5 и 7-12, на завершение которых, с учетом полученных замечаний, затрачивается еще четыре недели. Далее, проект передается на экспертизу в Главгосэкспертизу России, где на выполнение этой операции установлены следующие сроки: проверка документов (10 дней), истребование дополнительных расчетов и/или документов (5

дней), устранение недостатков (30 дней), проведение государственной экспертизы (45 дней). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и другим документам, срок экспертизы не должен превышать трех месяцев. В табл. 1 приведен план-график выполнения проектных работ лабораторией проектирования нефтяных и газовых скважин Научно-исследовательского института буровых технологий Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.

В соответствии с новыми требованиями (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию») к проектированию объектов повышенной опасности, к которым относятся нефтяные и газовые скважины, проект включает 12-14 томов (табл. 2). Следует отметить, что время на разработку проектной документации существенно уве-

Таблица 2

Разделы и наименования документации проекта

Номер раздела Наименование документации

Раздел 1 Пояснительная записка

Раздел 2 Книга 1. Схема планировочной организации земельного участка и комплексные инженерные изыскания

Раздел 3 Архитектурные решения (не требуется)

Раздел 4 Конструктивные и объемно-планировочные решения

Раздел 5 Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений

Раздел 6 Проект организации строительства

Раздел 7 Проект организации работ по сносу и демонтажу объектов капитального строительства

Раздел 8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды

Раздел 9 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Раздел 10 Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (не требуется)

Раздел 11 Сметная документация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел 12 Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами: Часть 1. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Часть 2. Рекультивация нарушенных земель. Часть 3. Сведения о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений Часть 4. Консервация и ликвидация скважины

личилось, трудозатраты выросли как минимум в три раза.

В заключение хочется сделать следующие выводы.

1. В настоящей статье выявлены роль и значение проектной стажировки преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения.

2. Проведенный педагогический эксперимент показал оптимальный путь модернизации отечественного нефтегазового образования в соответствии с индивидуальными запросами личности педагога и тенденциями развития российского топливно-энергетического комплекса.

3. Кардинальное изменение требований к проектной документации, введение Градостроительного кодекса и сопутствующих федеральных законов и регламентов требует проведения проект-

ной стажировки всех преподавателей кафедр бурения нефтяных и газовых скважин вузов Российской Федерации.

Литература

1. Кульчицкий В.В. Дистанционное интерактивно-производственное обучение нефтегазовому делу: метод. пособие. М.: Недра, 2007. 210 с.

2. Кульчицкий В.В. Закономерности обучения нефтегазовому делу // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 44-50.

3. Кульчицкий В.В. К 15-летию института СибНИПИ «Нефтяные горизонты» - пионера проектирования строительства горизонтальных скважин в Западной Сибири // Инженер-нефтяник. 2009. № 2. С. 30-32.

4. Кульчицкий В.В. Метод интерактивно-производственного обучения инженерным профессиям. Свидетельство о депонировании и регистрации объ-

екта интеллектуальной собственности № 9228. Реестр Российского авторского общества от 2 ноября 2005 года.

5. Кульчицкий В.В. Метод интерактивно-производственного обучения инженерным профессиям. Труды Петровской Академии науки и искусств. Межкультурная коммуникация и образование XXI века. СПб.: Сударыня, 2006. С. 252-257.

6. Кульчицкий В.В. Опыт разработки образовательных программ с элементами дистанционного интерактивно-производственного обучения нефтегазовому делу: сб. науч. тр. Межвузов. науч. конф. «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена и СЗО РАО,2011. С.114-119.

7. Кульчицкий В.В. Проектирование и реализация педагогических нововведений на примере технологий дистанционного интерактивно-производственного обучения: юбилейный сб. науч. тр. к 80-летию Т.К. Донской. «Методическая мысль начала XXI века». СПб.: 2011. С.232-240.

8. Кульчицкий В.В. Проектная практика по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения инженерным профессиям // Высшее образование сегодня. 2011. № 11. С. 9-12.

9. Кульчицкий В.В. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина - генеральный проектировщик строительства нефтяных и газовых скважин. К 10-летию НИПЦ ГНТ // Бурение&нефть. 2011. № 6. С. 74-76.

10. Кульчицкий В.В. Технологии дистанционного интерактивно-производственного обучения нефтегазовому делу: сб. науч. тр. Межвуз. науч.конф. «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена и СЗО РАО, 2010. С. 40-46.

11. Малыгин Е.Н., Фролова Т.А., Чванова М.С. Инженерная педагогика. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.