Научная статья на тему 'Геосупервайзинг – синергия цифровых профессий, специальностей и науки в нефтегазовом деле'

Геосупервайзинг – синергия цифровых профессий, специальностей и науки в нефтегазовом деле Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
456
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геосупервайзинг / инструментальный супервайзинг / междисциплинарная модель управления производством / опытно-промышленные испытания / синергия / цифровая зрелость. / geo supervision / instrumental supervision / interdisciplinary model of production management / pilot testing / synergy / digital maturity.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геосупервайзинг – синергия цифровых профессий, специальностей и науки в нефтегазовом деле»

Кульчицкий В.В?

ГЕОСУПЕРВАЙЗИНГ - СИНЕРГИЯ ЦИФРОВЫХ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

И НАУКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ ДЕЛЕ2

Ключевые слова: геосупервайзинг, инструментальный супервайзинг, междисциплинарная модель управления производством, опытно-промышленные испытания, синергия, цифровая зрелость.

Keywords: geo supervision, instrumental supervision, interdisciplinary model of production management, pilot testing, synergy, digital maturity.

2018 год - год супервайзинга бурения и нефтегазодобычи

Значительные усилия нефтегазовых компаний, прикладываемые для снижения себестоимости добычи углеводородов и сокращения капитальных затрат, направлены на освоение и внедрение новых технологий эффективного цифрового управления. Важнейшей из них является супервайзинг бурения и нефтегазодобычи, существенно повышающий эффективность производственных процессов, увеличивающий точность прогнозов, снижающий аварийность и непроизводительное время. В нефтегазодобывающей отрасли России супервайзинг является неотъемлемой частью системы управления строительства, эксплуатации и ремонта скважин, а супервайзер - представителем нефтегазодобывающего предприятия, выполняющим на буровом или промысловом объекте оперативные функции [1, 2].

Супервайзинг бурения и нефтегазодобычи - прорывной вид услуг - предусматривает переход от дисциплинарной парадигмы управления, при которой супервайзинговые решения формируются на основе вариантов, предварительно подготовленных сторонними службами (сервисом по геолого-технологическим исследованиям, сервисом по углублению скважины, растворам, геонавигации и др.) к междисциплинарной модели управления производством, при которой супервайзинговые решения формируются специалистами с междисциплинарными знаниями с использованием единой информационной базы [3-6]. Основным условием эффективного применения междисциплинарной модели является использование специализированного аппаратно-программного комплекса сбора и обработки данных в режиме реального времени, адаптированного для супервайзера и позволяющего значительно быстрее получать точную информацию о возникновении событий на объектах бурения и нефтегазодобычи и результаты автоматизированной интерпретации данных и анализа рисков аварий и осложнений [7-8].

Интегрирование рабочих мест супервайзера и оператора станции геолого-технологических исследований (ГТИ) как интеллектуальный метод совершенствования производственного управления обеспечило технологический прорыв в бурении и внутрискважинных работах, а широкое его внедрение с современными телекоммуникационными решениями создает основу для использования инновационных методов управления производством на основе интегрированных операций.

Главным условием эффективного применения геосупервайзинга является использование супервайзером рабочего места на станции ГТИ, обеспечивающего сбор и обработку данных в режиме реального времени, ускоряющего получение информации о возникновении событий на буровом объекте.

Внедрение междисциплинарной модели управления производством создаёт предпосылки для управления в реальном времени рисками технологических процессов бурения и внутрискважинных работ на основе интегрированных инструментов: геомеханической модели, моделировании надежности бурильного инструмента, интегрированного планирования и др. [1]. Решения, применяемые для интегрированных операций, для каждой нефтяной компании зависят от типа актива (продукт добычи, расположение актива, запасы, стадия разработки и т.п.) и цифровой зрелости, квалификации персонала, культуры производства и производительности труда. В табл. 1 представлены интегрированные цифровые профессии и специальности, созданные по инициативе и непосредственном участии автора при выполнении сервисных работ на нефтегазовых месторождениях Западной Сибири [3]. Первые две специальности: буровой супервайзер и геонавигатор утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ как профессиональные стандарты, инструментальный супервайзинг и геосупервайзинг - в стадии внедрения, а цифровой супервайзинг требует серьезных программных и научно-экспериментальных работ.

1 Кульчицкий Валерий Владимирович - д.т.н., действительный член РАЕН и АИН, профессор, научный руководитель Центра ДИПО и Центра супервайзинга и нефтегазодобычи, генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий», исполнительный директор Межрегионального НТО нефтяников и газовиков им. акад. И.М. Губкина, председатель ВОИР РГУНГ. Автор более 50 изобретений, более 500 публикаций и учебных пособий, разработал геонавигационные технологии, инновационный метод дистанционного интерактивно-производственного обучения (ДИПО) инженерным профессиям, ввел в систему научных знаний термин «геонавигация», создал новые профессии: буровой супервайзер, геонавигатор, инструментальный супервайзер, геосупервайзер. E-mail: niibt@gubkin.ru

Доклад, представленный на Межведомственный семинар по проблемам научно-технологического развития России.

На основе 25-летнего успешного внедрения технологий супервайзинга и геонавигации скважин нефтегазовыми компаниями РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина (Университет) приступил к стандартизации интегрированных цифровых профессий и соответственно специальностей (табл. 1) [9].

Таблица 1

Интегрированные цифровые профессии и специальности

№ Профессия Специальность Идея/факт, год Профессиональный стандарт, год Интеграция специальностей

Бакалавр Магистр

1. Буровой супервайзинг Буровой супервайзер* 1992/1993 2014 БНГС БНГС

2. Геонавигация Геонавигатор** 1990/1996 2017 ГИС БНГС

3. Инструментальный супервайзинг Инструментальный Супервайзер 2017 ? РНМ БНГС

4. Геосупервайзинг Геосупервайзер 2015/2018 ? ГИС БНГС

5. Цифровой супервайзинг Геомеханик 2016 ? БНГС ИИС

* Профстандарт Минтруда и соцзащиты РФ N 256 от 27.11.2014

** Профстандарт Минтруда и соцзащиты РФ N 533н от 29.06.2017

БНГС - бурение нефтяных и газовых скважин. ГИС - геофизические исследования скважин.

РНМ - разработка нефтяных месторождений. ИИС - информационно-измерительные системы.

Регулярные супервайзинговые проверки станций ГТИ показывают крайне низкую организацию труда и исполнительскую дисциплину персонала станций, несоответствие применяемого оборудования стандартам, низкие квалификация персонала, отсутствие мотивации к производительному труду; хронический недостаток финансовых ресурсов подрядчиков ГТИ для модернизации оборудования, подготовки и переподготовки специалистов, финансирования НИиОКР - негативно отражаются на эффективности систем контроля промышленной безопасности буровых работ, техническом состоянии бурового оборудования, технологических процессах и состоянии ствола скважины. Отсутствие прогресса в повышении качества оказываемых услуг по геолого-технологическим исследованиям скважин требует разработки системных мероприятий. Совмещение услуг бурового супервайзинга и ГТИ создает цифровую основу развития более эффективной формы контроля, организации и управления буровыми работами, снижающей риски осложнений и аварий при бурении нефтяных скважин [8, 9].

Интеграция супервайзинга с источниками первичной информации ГТИ на базе высокоточного взрывобезопас-ного оборудования и многофункционального программного обеспечения станции ГТИ нового поколения «Кедр 101» значительно повышает качество материалов для оперативного принятия решений, сокращает время формирования текущей и отчетной документации и высвобождает время геосупервайзеру для более ответственной работы, требующей высокой квалификации [8].

Рисунок 1.

Опытно-промышленные испытания станции геосупервайзинга на скважинах куста № 214бис

Ватинского месторождения (май-июнь 2018 г.)

Экономическая эффективность геосупервайзинга включает следующие аспекты:

1. Оперативность при принятии управленческих решений.

2. Совмещение профессий (синергетический эффект).

3. Усиление поста супервайзинга включением партии ГТИ в единую управляемую команду.

4. Сопряжение аппаратно-программного комплекса ГСВ с источниками первичной информации:

4.1. прямой доступ супервайзера к неинтерпретированным данным ГТИ,

4.2. сокращение времени на принятие решений.

5. Организация, контроль и управление бурением подчинением службы ГТИ супервайзеру:

5.1. уменьшение времени на формирование текущей и отчетной документации супервайзера,

5.2. сосредоточение внимания супервайзера на организацию, контроль и управление ключевыми производственными процессами,

5.3. управление рисками (снижение вероятности инцидентов).

6. Радикальное реформирование института геолого-технологических исследований разработкой и внедрением программных продуктов мониторинга надежности бурового инструмента оборудования и технологических процессов, геомеханики.

Таким образом, совмещение услуг бурового супервайзинга и ГТИ создало основу для развития более эффективной формы контроля, организации и управления буровыми работами. Коллектив партии ГТИ реформируется в среде высокой организации труда и культуры производства, с повышением её значимости до полномочного представителя нефтяной компании - геосупервайзера. Квалификация геосупервайзера-оператора ГТИ формируется получением компетенций в области геофизических исследований скважин на уровне бакалавра ГИС и в области техники и технологии бурения скважин на уровне магистра бурения нефтяных и газовых скважин. Прогресс в области цифровых технологий создаёт систему принятия решений на основе мониторинга надежности бурового оборудования и инструмента (БИ, элементы КНБК, буровые насосы, талевый канат, БУ), электронных паспортов инструмента, оборудования и реагентов, моделирования процессов формирования ствола скважин с объединением технологического и геологического модулей в единый программный комплекс геомеханики бурения скважин. Реформа ГТИ скважин повышает эффективность строительства скважин, создаёт условия максимального использования информации для оперативного принятия решений в процессе контроля и управления бурением скважины, становится основой для формирования достоверной базы данных и создания непрерывно уточняющихся шкал рисков эксплуатации бурового оборудования и состояния ствола скважины.

Станция ГСВ обеспечивает инструментальную поддержку буровому супервайзеру, оптимизацию процессов управления строительством скважин и переход от управления по событию в реальном времени к прогнозной модели оптимизации процессов бурения и предупреждения возможных простоев, осложнений и аварий. Сопряжение супер-вайзинга с источниками первичной информации станции ГТИ кратно сокращает время формирования текущей и отчетной документации и высвобождает время супервайзеру для более ответственной работы, требующей высокой квалификации [7].

Полигон подготовки и переподготовки буровых супервайзеров, геосупервайзеров, инструментальных супервай-зеров - основа непрерывного цифрового профессионального обучения. Возложение на супервайзинг основных функций при внедрении новой политики ведущих нефтегазовых компаний в строительстве скважин от контроля до управления меняет статус бурового супервайзера и предъявляет ему новые требования, а кратно возросшая ответственность должна быть пропорционально мотивирована.

Низкий уровень подготовки инженеров-нефтяников по системе бакалавр-магистр: одна производственная практика помбуром в бакалавриате и отсутствие опыта работ инженером на буровой или нефтепромысле по окончании магистратуры и как следствие высокая текучесть кадров и низкая мотивация специалистов требуют радикально изменить систему подготовки молодых инженеров [4].

Полигоны подготовки и переподготовки супервайзеров бурения и нефтегазодобычи по технологиям Дистанционного интерактивно-производственного обучения (ДИПО-Вахта) на нефтяных месторождениях повышают культуру производства и производительности труда, создают механизмы подготовки молодых специалистов-буровиков в реальных производственных условиях и институтов наставничества [10].

Кооперация недропользователь - сервисное предприятие - вуз обеспечивает эффективное функционирование полигона подготовки и переподготовки буровых супервайзеров и стажировку по технологии ДИПО-вахта молодых супервайзеров на буровых объектах и промыслах Славнефть-Мегионнефтегаз, Газпром нефть-Хантос, ЛУКойл-Западная Сибирь, РН-Юганскнефтегаз, Татнефть. Результат - ускоренная подготовка более 100 молодых специалистов по супервайзингу бурения и нефтедобычи, быстрый карьерный рост в нефтегазовых, буровых и сервисных компаниях. Преподаватели-практики проводят занятия по супервайзингу в бакалавриате и магистратуре Университета, а супервайзинговое АО «НИПЦ ГНТ» - ежегодные научно-практические конференции «Супервайзинг строительства скважин» молодых специалистов [11].

Образовательно-производственный эксперимент продолжается, идёт подготовка 20 младших буровых супер-вайзеров (МБС) на буровых объектах «РН-Юганскнефтегаз» и 5 - в Славнефть-Мегионнефтегаз. Молодежный коллектив, подготовленный по технологиям ДИПО-Вахта совместно с АО «НИПЦ ГНТ», завоевывает наивысшие рейтинги среди подрядчиков по супервайзингу.

Нефтегазовое производство есть кооперация (культура производства) на кусту до 10 подрядных предприятий, слаженная работа которых обеспечивает добычу нефти (производительность труда), вместе с тем предоставляемые будущим инженерам знания, умения и навыки в вузовском образовании и повышении квалификации малоэффективны. Переучить специалиста, проработавшего на производстве более 10 лет, и тем более перевоспитать в новых форматах компьютерного, цифрового мышления в большинстве случаев невозможно. Гармоничное цифровое мышление формируется у нового поколения буровых супервайзеров, родившихся в среде всеобщей компьютеризации и гаджетов [8].

Буровое дело, как вид образования, напрямую связано с приложением полученных теоретических знаний к инженерной практике на буровых объектах. Подготовка бакалавров и магистров, не имеющих инженерного опыта, кратно снижает эффективность образования и является браком вуза. Единственно эффективный путь магистрантов-буровиков - обучение по технологии ДИПО-вахта: месяц инженером-супервайзером на буровой чередуется с месячным обучением в вузе и последующим распределением в это же предприятие. Ускорение адаптации молодых специалистов в супервайзинговую деятельность ведёт Университет совместно с АО «НИПЦ ГНТ» в рамках образовательной программы «Супервайзинг бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин». Производственные стажировки магистрантов осуществляются на буровых объектах Славнефть-МНГ, Газпромнефть-Хантос, РН-Юганскнефтегаз при науч-

но-методической поддержке Университета в рамках Договора о сотрудничестве с АО «НИПЦ ГНТ» в части повышения квалификации буровых супервайзеров согласно утвержденной Программе стажировки.

Педагог - прежде всего сценарист и режиссер образовательных событий в жизни обучаемых. Основные постулаты педагогической школы ДИПО-Вахта: научить выбирать, к знаниям через творчество (критическое мышление), методики преподавания на выбор, учиться ради получения знаний, производственный тренинг (стажировка), путь к успеху.

Полигон - учебно-производственное подразделение, организуемое с целью создания необходимых условий для стажировки, подготовки и переподготовки буровых супервайзеров, выпускников нефтегазовых вузов с использованием цифровых технологий обучения [11].

Рисунок 2.

Полигон подготовки и переподготовки буровых супервайзеров

Этапы формирования профессионального инженера - младшего бурового супервайзера (МБС) и схема мотивации молодых специалистов - младших буровых супервайзеров представлены на рисунках 3 и 4.

Подбор бакалавров и магистрантов по

среднему баллу >4,0

^^Производственные мощности НИПЦ ГНТ 1 Образовательная база РГУ нефти и газа •ЦЗИНИ111Р Внедрение

I. Адаптация

к

профессии

И.Ознакомление с профессией

2-3 недели третьим МБС Категория:

стажер

2-3 вахты вторым МБС под руководством опытного наставника Категория: МБС

Учебный процесс РГУ не

III. Начальный уровень профессии

^.Дипломированный специалист

Через 1 года

работы вторым МБС,

частичная самостоятельность Категория: IV

1.Подготовка и защита на фактическом материале

2.Рецензирование диссертации

специалистами РН

3.Включение в ГАК представителей РН, оценка кандидатов

4.Рекомендация на прием в структуры

ОАО «СН-МНГ» магистров-МБС

Отчет МБС о стажировке куратору ОАО «СН-МНГ»

Й"

газа (НИУ) имени И.М. Губкина

г

У1

Прием МБС в

СН-МНГ

Защита МБС отчета о стажировке перед Заказчиком

Защита МБС магистерской диссертации перед ГАК

Рисунок 3.

Этапы формирования профессионального инженера (МБС)

Рисунок 4. Схема мотивации молодых специалистов

Выводы

Полигон подготовки и переподготовки супервайзеров непосредственно на нефтяных месторождениях:

1. Повышает культуру производства и производительность труда буровых и сервисных подрядчиков.

2. Запускает механизм подготовки и переподготовки инженеров в реальных производственных условиях.

3. Формирует институты наставничества.

4. Сокращает на 1-2 года время подготовки квалифицированных инженеров.

5. Радикально снижает текучесть квалифицированных кадров.

Интеграция вуз - подрядчик - заказчик создаёт эффективную систему непрерывной образовательно-практической подготовки инженеров-буровиков нового поколения, приносит синергетические плоды, так как лучше обучить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

молодого специалиста, чем переучивать старого [8].

Список литературы

1. Кульчицкий В.В., Щебетов А.В. Супервайзинг - управление качеством строительства и ремонта скважин // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2016. - № 2. - С. 11-15.

2. Кульчицкий В.В., Щебетов А.В. Геосупервайзинг нефтяных и газовых скважин // Бурение и нефть. 2016. - № 9. - С. 38-41.

3. Кульчицкий В.В. Закономерности дистанционного интерактивно-производственного обучения буровому делу // Высшее образование сегодня. 2011. - № 1. - С. 44-50.

4. Кульчицкий В.В., Пархоменко А.К., Щебетов А.В. Современные тенденции развития супервайзинга строительства и ремонта скважин // Нефть. Газ. Новации. 2017. - № 11. - С. 53-61.

5. Кульчицкий В.В., Щебетов А.В., Пархоменко А.К., Гришин Д.В., Насери Я.С. Аппаратно-программный комплекс геосупервай-зинга бурения и ТиКРС // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ». 2017. - № 2. -С. 55-59.

6. Кульчицкий В.В., Пархоменко А.К., Щебетов А.В., Коновалов А.М. и др. Программный комплекс «АРМ Геосупервайзера». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2017611562 от 06.02.2017.

7. Кульчицкий В.В., Пархоменко А.К., Щебетов А.В., Гришин Д.В., Насери Я. и др. Мобильная станция геолого-технологических исследований для супервайзера. Патент РФ на изобретение №2646889. Приоритет от 07.12.2016.

8. Кульчицкий В.В., Щебетов А.В., Пархоменко А.К., Даутов И.И., Яскин С.А., Кондратьев В.В., Телков О.П. Геосупервайзинг -прогрессивная система управления качеством ТиКРС // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2016. - № 4. - С. 1216.

9. Владимиров А.И., Мартынов В.Г., Кульчицкий В.В., Грайфер В.И., Маганов Р.У., Шамсуаров А.А. Нефтегазовое будущее за национальным исследовательским университетом // Нефтяное хозяйство. 2009. - № 5. - С. 40-43.

10. Кульчицкий В.В. Метод интерактивно-производственного обучения инженерным профессиям. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта интеллектуальной собственности №9228. Реестр Российского авторского общества от 02.11.2005.

11. Кульчицкий В.В. Технология адаптации молодых специалистов XXI века к инженерной деятельности // Сборник статей, докладов и материалов Всероссийской конференции «Одаренность: методы выявления и пути развития». Ассоциация технических университетов, МГТУ им. Н. Э. Баумана. 28.09.2017.

Петрушенко Т.К. с.н.с. СПбГУ

НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ1

Ключевые слова: инновационное развитие, система образования, подготовка кадров, школа-технопарк, Ленинградская область.

В настоящей статье рассматривается опыт внедрения такого нового вида внешкольного образования и организации досуга школьников, как технопарки. Первая в Ленинградской области школа-технопарк была открыта на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в одной из общеобразова-тельных школ деревни Кудрово Всеволожского муниципального района Ленинградской облас-ти. 23 июня 2016 г. между Правительством Ленинградской области и СПбГЭТУ «ЛЭТИ» было заключено соглашение, согласно которому Университет является участником и основным партнером школы в реализации данного проекта. Особенностью такого сотрудничества является консолидация ресурсов общеобразовательной и высшей школ в целях эффективного решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации по подготовке инженерно-технических кадров, востребованных в развивающихся отраслях экономики.

Школа приобрела статус Регионального (сетевого) ресурсного центра развития образования Ленинградской области, что обеспечивает системный подход к решению актуальных задач в сфере технического образования и развития научно-технического творчества детей на всей территории Ленинградской области.

Механизм реализации проекта предусматривает программно-целевой подход в условиях сетевого взаимодействия Р(С)РЦРО ЛО с образовательными организациями-партнерами как наиболее современный и эффективный способ достижения заданных результатов при максимально возможном охвате участников: школьников, учителей, социальных партнеров, представителей организаций и предприятий из числа работодателей. Финансирование проекта осуществляется в рамках государственной программы развития образования Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» (утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 г. № 398 с последующими изменениями и дополнениями).

Для этого воздействие в каждом муниципальном торгового образовании Ленинградской информационное области определены разделение образовательные организации внешней - сетевые партнеры производитель (школы или уходящие учреждения дополнительного экономическая образования детей). Данные площадки становятся системообразующими элементами. В основе реализации этого проекта развитие потенциала проектной деятельности школьников с использованием современных инфокоммуникационных и иных технологий. В этом и заключается инновационность и практическая направленность проекта.

В этой связи нельзя забывать об имеющемся дисбалансе между подготовкой кадров и потребностью в них. Проблемы, влияющие на эффективное использование трудового потенциала регионов хорошо известны, хотя все еще требуют своего решения. Это сохраняющийся, к сожалению, много лет дисбаланс между структурой подготовки специалистов - с одной стороны, и реальными потребностями в кадрах экономики регионов - с другой. Он касается не только выпускников вузов, а отчасти и техникумов, и колледжей, но также в большей мере всего действующего в регионах трудового потенциала. Суть его в том, что существует несоответствие имеющихся вакантных рабочих мест интересам, а нередко - возможностям и способностям выпускников. Такая ситуация чревата дисбалансом в механизме рынка труда. В настоящее время эта проблема является традиционной для отечественного общественного производства, потому что отражает необходимость функционирования и развития человеческого, трудового фактора в нем занятого, а также способствует объективным процессам развития производства, стремится в определенной мере их опере-

2

жать, предвосхищать, выявляя пути развития .

В этом направлении и призваны работать такие проекты как Региональный (сетевой) ресурсный центр развития образования Ленинградской области (Р(С)РЦРО ЛО) - на его площадках сконцентрирован ресурс образовательных и научных организаций общего, высшего и дополнительного образования, который нацелен на выявление и развитие талантов школьников Ленинградской области в научных и инженерно-технических областях. Такой подход позволяет реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования на качественно новом уровне, повышать качество практико-ориентированного школьного образования и формировать компетентности осознанного выбора будущей профессии, конкурентоспособности, адаптивности к современным требованиям развития ключевых отраслей экономики, а также успешной социализации в жизни.

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант №17-03-00862.

2 Колесников Н.Е. Проблемы эффективного использования и развития трудового потенциала региона //Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2011. - № 2-3 (45), - С. 135-136.

Просветительские возможности проекта «Школа-технопарк» чрезвычайно широки. На его базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» планирует регулярно организовывать и проводить различные мероприятия для широкой аудитории: лекции, мастер-классы, круглые столы, занятия по профориентации, в том числе и в сетевом формате. Важной составляющей успеха развития проекта «Школа-технопарк» является участие работодателей.

Планируется включение в данный проект работодателей Ленинградской области на первом этапе для проведения проектных кейсов с выходом на конференцию-фестиваль для школьников «Наука настоящего и будущего». Таким образом, проводимая работа на базе Р(С)РЦРО ЛО при участии СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является практической основой для реализации научно-практического подхода к воплощению модели «Школа-технопарк». В школах-технопарках предполагается придать новый формат взаимодействия «школа-вуз-работодатель» в целях подготовки молодежи к осознанному выбору будущей профессии, а также повышать мотивацию участников к реальной работе в научно-технической сфере по самым передовым и востребованным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.