Научная статья на тему 'Проектная работа студентов по созданию краевеческих электронных изданий: из опыта работы'

Проектная работа студентов по созданию краевеческих электронных изданий: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ / STUDENTS PROJECT WORK / LOCAL HISTORY ELECTRONIC EDITIONS / 3D MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытова Наталья Евгеньевна, Сидляр Михаил Юрьевич

Рассмотрена проектная деятельность студентов по разработке краеведческих электронных изданий на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS PROJECT WORK FOR BUILDING LOCAL HISTORY ELECTRONIC EDITIONS: EXPERIENCE OF DEVELOPMENT

The article considers the project activities of students on developing local history electronic editions on the department of computer science and information technologies, Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Текст научной работы на тему «Проектная работа студентов по созданию краевеческих электронных изданий: из опыта работы»

УДК 004.91:93

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО СОЗДАНИЮ КРАЕВЕЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

© Н.Е. Копитова, М.Ю. Сидляр

Ключевые слова: проектная работа студентов; краеведческие электронные издания; 3D моделирование. Рассмотрена проектная деятельность студентов по разработке краеведческих электронных изданий на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Стимулирование проектной деятельности студентов является важным аспектом профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, т. к. способствует более полному и целенаправленному приобретению студентами практических навыков, решает вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности.

Основой проекта выступает проблема, разрешение которой в условиях личностно ориентированной педагогической деятельности актуализирует у студентов полученные знания. В ходе работы над проектом приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению знаний, развитию познавательных навыков, формированию умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитию аналитического мышления, развитию организаторских и коммуникативных умений [ 1].

Одним из направлений проектной деятельности студентов на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина является разработка краеведческих электронных изданий.

Краеведческие электронные издания - это наиболее перспективная форма создания, распространения и хранения социальной памяти региона, поскольку они дают возможность аккумулировать большие объемы информации, предоставляют более широкий доступ к ним потребителей, не ограничиваясь жителями данной территории [2].

Краеведение выполняет одну из важнейших для человеческого общества функций - информационную, позволяющую накапливать, сохранять и передавать из поколения в поколение, из века в век огромный объем краеведческих знаний [3].

Работа по созданию краеведческих электронных изданий ведется на кафедре с 2005 г. Созданы издания, посвященные известным персонам, например, композиторам В.И. Агапкину, А.Н. Верстовскому, писателю Н.Н. Архангельскому, поэтам П.С. Герасимову, В.Т. Дорожкиной и др.

Разработано несколько изданий, посвященных городам Тамбовской области: Тамбову, Котовску, Мор-шанску и др. Интерес представляют электронные изда-

ния «Памятники города Тамбова», «Архитектура Тамбовского края», «Православные храмы Тамбовской области», «Природа Тамбовского края», «Мультимедийная хрестоматия тамбовских говоров» и др.

Проектная деятельность студентов организуется и в рамках проведения занятий по различным курсам, и в дополнительное время. Так, в 2012 г. организован кружок по 3D моделированию для студентов 4-5-х курсов специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области». Для создания 3D моделей памятников архитектуры г. Тамбова был выбран редактор Google SketchUp. На кружке студенты изучают основные принципы работы со средой Google SketchUp, а также основные инструменты двумерной графики: «карандаш», «дуга», «окружность», «прямоугольник», «многоугольник», «рисование от руки», «подобие», «стерка», «заливка». Осваивают применение этих инструментов для рисования по точным размерам (а также для деления кривых на равные части). Инструменты трехмерной графики: «тяни-толкай», «ведение», «построение пересечения» тесно связаны с «двумерной графикой». Например, сначала точно нарисованная двумерная фигура (на плоскости) выдавливается на нужное расстояние и получается трехмерное тело.

На основании типовых операций: «выдавливание», «построение тел вращения», «следование», «копирование - и перенос (и поворот)», «врезка», «построение тела по трем проекциям», - можно смоделировать сложные объекты. После того, как трехмерное тело уже сформировано типовыми операциями, на него наносится текстура (специально подготовленный в графическом редакторе из фотографии объекта файл).

Нарисовав один раз колонну дорического ордера от базы до абака (от самого низа до верха), можно построить сложную колоннаду простым копированием, а потом применять ее в других проектах. Можно сымитировать кирпичную кладку и деревянную врубку, используя текстуру, а можно, аккуратно рассчитав все размеры, создать основные архитектурные элементы (дентиды, кронштейны, архивольты, волюты), используя типовые операции.

Поэтому на кружок выносится построение основных архитектурных элементов: окон, лестниц, крыш, колонн, балконов. После этого студенты будут готовы

самостоятельно по карте и детальным фотографиям здания создать трехмерную модель фасада здания.

В процессе изучения возможностей трехмерного моделирования в краеведческих исследованиях стало очевидно, что основной научный потенциал трехмерного визуального моделирования близок по смыслу к построению математических моделей. В данном прикладном значении трехмерная модель позволяет не только реконструировать памятник архитектуры, но и служит средством концентрации визуальных и текстовых описательных источников. В процессе создания модели эти источники по-новому осмысливаются, открывают новые свойства изучаемого объекта (это имеет очевидную актуальность для изучения истории городов, архитектуры). То есть изучение трехмерного моделирования в конечном итоге способствует развитию важных навыков работы с визуальными источниками [4].

Интересно, что Google SketchUp обладает сетевым хранилищем объектов. Модель, созданную на своем компьютере, можно загрузить для использования всем виртуальным сообществом. А для своего проекта можно импортировать деталь другого разработчика (если она будет соответствовать вашим представлениям о качестве трехмерной графики). Программа Google SketchUp гармонично сочетается с другим продуктом этой компании GoogleEarth. С помощью инструментов можно импортировать модель, нарисованную в Google SketchUp, на глобус программы GoogleEarth.

Разработанные 3D модели могут стать частью краеведческих электронных изданий. Так, в настоящее время создается модель одного из памятников архитектуры г. Тамбова - Нарышкинской читальни. Здание Нарышкинской читальни украшает центральную улицу (Советскую) г. Тамбова вот уже больше века. Его строительство было завершено в 1892 г. С 1983 г. в

залах этого здания расположилась областная картинная галерея с богатейшим собранием произведений искусства. Полученная модель будет импортирована в разрабатываемое электронное издание «Нарышкин Э.Д. (1813-1901) - тамбовский меценат и просветитель».

Разработанные краеведческие электронные издания используются на занятиях и помогают не только лучше осваивать новые информационные технологии, но и знакомиться с историей родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипова С.И., Оюунева В.С. Проектная деятельность в формировании у студентов способности работать в команде // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 96-101.

2. Буданцева Н.В. Краеведческие электронные ресурсы библиотек: наукометрический тематический анализ документного потока // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1. С. 41-43.

3. Пронина Л.А., Копытова Н.Е., Шаталова Н.В., Евстигнеев А.Н. Коллекция информационных ресурсов краеведения как информационно-образовательная среда // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. № 11. С. 16-31.

4. Жеребятьев Д.И. Междисциплинарное взаимодействие в процессе виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия // Инф. бюлл. ассоциации «История и компьютер». Петрозаводск, 2011. С. 52-56.

Поступила в редакцию 23 ноября 2012 г.

Kopytova N.E., Sidlyar M.Y. STUDENTS PROJECT WORK FOR BUILDING LOCAL HISTORY ELECTRONIC EDITIONS: EXPERIENCE OF DEVELOPMENT

The article considers the project activities of students on developing local history electronic editions on the department of computer science and information technologies, Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Key words: students project work; local history electronic editions; 3D modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.