Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
проектная культура / наука / проектная деятельность / период / культура / развитие / project culture / science / project activity / period / culture / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очкин А.С.

В работе изучены периоды развития исторического развития человечества. Изучены различные этапы развития человечества. Описание периодов объясняет появление проектной деятельности человечества в разных периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT CULTURE AS A RESULT OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF MANKIND

The work examines the periods of development of the historical development of mankind. Various stages of human development have been studied. The description of the periods explains the emergence of human project activity in different periods.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УДК 1

Очкин А.С.

Международный инновационный университет (г. Сочи, Россия)

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация: в работе изучены периоды развития исторического развития человечества. Изучены различные этапы развития человечества. Описание периодов объясняет появление проектной деятельности человечества в разных периодах.

Ключевые слова: проектная культура, наука, проектная деятельность, период, культура, развитие.

Историческое развитие проектной культуры содержит в себе несколько этапов и периодов. Изучая вопрос развития проектной культуры необходимо изучить каждый период отдельно. Таким образом, в историческом разрезе, мы увидим появление проектной деятельности в различных сферах общества.

Первый этап начинается с развития приматов и появления у них способностей к мыслительным действиям. Именно способность рефлексии и размышления породила способной действия и творения первых людей. [3] Переход человека инстинктивного к осознанным формам сознания, психики, мышления породил способности к трансляции окружающей действительности, явлений, событий. Например, появление языков, визуальной семиотики и символики, изобретение письменности, числовой символики, ритуалы, когда перед выполнением какой-либо деятельности (охоты) люди собирались в определённом месте и определёнными способами проигрывали (или протанцовывали) её ориентировочную основу, составление календаря в Древнем Шумере, мифология и мн. др. Так зародилась культура общения. [2]

Таким образом, произошли попытки объяснить и придать смысл окружающей действительности (анимизм, тотемизм, фетишизм, то есть своего рода «распределение ролей» между объектами окружающего мира, одухотворение окружающей действительности) оформляются в магию как переходное звено от созерцания и пассивного смыслообразования к активному ремесленническому действию по правилу. Это ведёт к магическим ритуалам, которые объединяют веру человека во всеобщую одухотворённость мира (сверхъестественные силы) с активными попытками подчинения этих сил, что включает в себя элементы активного действия по правилу или магическому рецепту для воздействия на окружающий природный и социальный мир.

Далее следует классический период развития проектной культуры (корпоративно-ремесленный тип организационной культуры - каноническая культура). Для данного периода характерно появление первых канонов и дальнейшее развитие каноничности (в жизни и деятельности, различных видах искусства, в культуре), ориентация в культуре и деятельности только на совершенные образцы (эталоны) предшествующего культурного опыта с целью сохранить культурные достижения Античности в виду неразвитости средств хранения и передачи культурного «текста», смена политеизма монотеизмом.

Неклассический период развития проектной культуры (профессионально-научный/исследовательский тип организационной культуры) начинается с:

1. Религия, стремящаяся сохранить своё доминирование, использует схоластические методы для поиска доказательств существования Бога.

2. Преодоление религиозного мировоззрения не только в пользу научного, но и в пользу изобретательского подхода благодаря выдающимся деятелям искусства и естествознания, таким как Леонардо да Винчи. Его изобретательская и исследовательская деятельность включает трагические эксперименты на детях для изучения кожного дыхания, успешные опыты по трансплантации и имплантации человеческих органов (конечностей, глаз, волос, бороды, бровей, усов и т. д.), а также изобретение новых механизмов.

Постнеклассический период развития проектной культуры произошёл во времена открытий Дарвина. Также, данный период можно охарактеризовать как период организационной культуры.

Начало периода характеризуется следующими событиями:

1. Создание теории эволюции Чарльзом Дарвином,

2. Открытие Периодического закона Дмитрием Менделеевым в 1869 году и составление периодической таблицы с незаполненными ячейками,

3. Перенос методов естественнонаучного исследования в гуманитарную сферу,

4. Переход науки от объяснительной (опытно-экспериментальной, исследовательской) модели к прикладной (проектной), [1]

5. Развитие идей предпринимательства, совершенной конкуренции и рыночной экономики в европейских странах, частично реализованных в форме капитализма.

6. Вторая жизнь библейских канонов в социалистических и коммунистических идеях, а также оформление марксизма.

Окончание периода: вопрос открытый. Предположительно - общество свободных и равноправных предпринимателей (коммунистическая формация по К. Марксу), что, в свою очередь, не лишено в определённой степени утопических черт, т. к. сопряжено с объективными трудностями: например, проблема отказа от денежных знаков как всеобщего эквивалента в пользу прямого бартера между хозяйственными субъектами, и пр.

Персоналии: Проектный синтез Д. И. Менделеева: на основе табличного и карточного методов представления данных и информации создал периодическую систему химических элементов.

Проектный синтез К. Маркса. Евангельские идеи нашли отражение в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, посвящённых поиску идей справедливого общественного устройства.

Проектный синтез В. И. Ленина: реализация идей общественного устройства Платона, К. Маркса и др., построение социалистического государства.

Проектный синтез в сталинской архитектуре: советский неоклассицизм, основанный на архитектурной традиции античности и ренессанса.

Проектный синтез А. С. Макаренко: реализация в сфере образования идей коллективной организации общественной жизни (теория коллектива) и прагматической педагогики.

Проектный синтез в строительстве и архитектуре СССР. Перенос эстетических представлений футуристов начала XX века о стекле как строительном материале технического будущего в промышленное и гражданское строительство СССР: возведение внешних и внутренних стен зданий, а также отдельных строений из стеклоблоков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранов, Олег Александрович. Медиаобразование в школе и вузе : Учеб. пособие / О.А. Баранов, М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. -Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. - 85;

2. Пензин С. Н. Медиаобразование и уроки воспитания // Медиаобразование. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-i-uroki-vospitaniya (дата обращения: 10.06.2024);

3. Хаматгалеев Эмиль Ринатович Развитие проектной культуры учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности: к постановке проблемы исследования // ПНиО. 2018. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-proektnoy-kultury-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-v-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-k-postanovke-problemy-issledovaniya (дата обращения: 10.06.2024)

Ochkin A.S.

International Innovation University (Sochi, Russia)

PROJECT CULTURE AS A RESULT OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF MANKIND

Abstract: the work examines the periods of development of the historical development of mankind. Various stages of human development have been studied. The description of the periods explains the emergence of human project activity in different periods.

Keywords: project culture, science, project activity, period, culture, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.