Научная статья на тему 'Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в контексте взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций: региональный опыт'

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в контексте взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций: региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / проектная деятельность / взаимодействие / исследовательские пробы / цифровые ресурсы / профориентация / research activity / project activity / interaction / research samples / digital resources / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталия Альбертовна

Описан региональный опыт взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций посредством совместной работы в рамках научно‑исследовательской лаборатории «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовании». Описаны направления, реализуемые на экспериментальных площадках — образовательных организациях области: цифровые ресурсы в проектной и исследовательской деятельности, исследовательские пробы, профориентация через исследовательскую и проектную деятельность. Представлены результаты такого взаимодействия: кроме образовательных продуктов, положительные результаты связаны с обновлением содержания и форм подготовки будущих педагогов и профессионального развития действующих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Наталия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project and Research Activity of Students in Terms of Interaction Between a Pedagogical University and Educational Organizations: Regional Experience

The author describes the regional experience of interaction between a pedagogical university and schools. This interaction is implemented through the laboratory “Organization of design and research activity in education”. Areas of work at experimental sites — regional educational organizations: digital resources in project and research activities, research samples, researches and projects for career guidance. The results of the interaction are educational products, update of the content and forms of training for future teachers, professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в контексте взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций: региональный опыт»

Вузы: интеграция образования и науки

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в контексте взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций: региональный опыт

Project and Research Activity of Students in Terms of Interaction Between a Pedagogical University and Educational Organizations: Regional Experience

Аннотация. Описан региональный опыт взаимодействия педагогического вуза и образовательных организаций посредством совместной работы в рамках научно-исследовательской лаборатории «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовании». Описаны направления, реализуемые на экспериментальных площадках — образовательных организациях области: цифровые ресурсы в проектной и исследовательской деятельности, исследовательские пробы, профориентация через исследовательскую и проектную деятельность. Представлены результаты такого взаимодействия: кроме образовательных продуктов, положительные результаты связаны с обновлением содержания и форм подготовки будущих педагогов и профессионального развития действующих педагогов. Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, взаимодействие, исследовательские пробы, цифровые ресурсы, профориентация

Abstract. The author describes the regional experience of interaction between a pedagogical university and schools. This interaction is implemented through the laboratory "Organization of design and research activity in education". Areas of work at experimental sites — regional educational organizations: digital resources in project and research activities, research samples, researches and projects for career guidance. The results of the interaction are educational products, update of the content and forms of training for future teachers, professional development of teachers. Keywords: research activity, project activity, interaction, research samples, digital resources, career guidance

Семенова

Наталия Альбертовна,

канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск e-mail:

natalsem@rambler.ru

Natalia

Semenova,

Ph. D. in Pedagogy, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Семенова Наталия Альбертовна

С 2020 года в Томском государственном педагогическом университете функционирует Институт развития педагогического образования (ИРПО). Это интегративное структурное подразделение, объединяющие образовательную и научную деятельность. Научная составляющая реализовывается в Парке инновационных образовательных практик — особой подструктуре, в состав которой входят научно-исследовательские лаборатории и экспериментальные площадки на базе образовательных организаций. Образовательную составляющую удерживает кафедра педагогики и управления образованием, являющаяся основной кафедрой вуза по педагогическим дисциплинам, а также лаборатория качества научно-педагогических исследований, реализующая организационную, научную и образовательную работу с аспирантами. Такая структура позволяет реализовать «включение в содержание постоянно обновляющегося педагогического знания, приобщение студентов к пробам в эффективных и актуальных образовательных практиках, создание возможностей для персонализации педагогического образования» [Макаренко и др., 2021].

Подробнее хотелось бы остановиться на одной из лабораторий Парка ИРПО — научно-исследовательской лаборатории «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовании». Лаборатория нацелена на проведение исследований по данной проблематике, выявление и описание эффективных практик и инициирование разработок на базе образовательных организаций. На данный момент ведутся три направления работы, каждое из которых реализуется на экспериментальных площадках в школах и гимназиях Томской области.

Первое направление связано с проблемой использования цифровых ресурсов и инструментов в исследовательской и проектной деятельности. Данное направление исследований и разработок зародилось в период пандемии, когда цифровые компетенции в любой сфере стали очень востребованными. В ТГПУ был реализован проект «Цифровые волонтеры» [Нетесова, 2021], в рамках которого студенты оказывали поддержку педагогам для обеспечения образовательного процесса.

Одним из эффектов оказалась незапланированная причастность техноволонтеров к организации и сопровождению конференций и конкурсов ученических исследовательских работ. Дальнейшее исследование показало, что, во-первых, среди цифровых компетенций педагогов превалируют такие, как информационно-медийная и компетенция по организации цифровых коммуникаций/коллабораций [Глухов и др., 2022], а во-вторых, если при обучении педагоги используют достаточно широкий спектр цифровых инструментов, то при организации исследовательской и проектной деятельности гораздо меньший.

Вузы: интеграция образования и науки

Опрос педагогов начального образования двух школ показал, что в качестве самых часто используемых цифровых ресурсов и инструментов при организации проектной и исследовательской деятельности педагоги называют следующие:

• программы для создания презентаций (85,7 %);

• программы для связи с участниками исследования/проекта (71,4 %);

• приложения для создания интерактивных заданий (50 %);

• электронные книги, энциклопедии, сайты с информацией (42,9 %).

Остальные предложенные для выбора цифровые ресурсы и инструменты либо не были выбраны, либо были упомянуты небольшим количеством респондентов — например, цифровые лаборатории, облачные сервисы, инструменты для опросов и сбора данных, программы для совместного управления проектами, программы планирования и пр.

На вопрос о том, работе с какими цифровыми ресурсами и инструментами педагоги обучают детей при реализации проектной и исследовательской деятельности, самым популярным ответом был «программы для создания презентаций» (71,4 %). На втором месте — использование электронных книг и видеофильмов познавательного характера (57,1 %). При этом все респонденты отметили потребность в разработке методических рекомендаций по применению цифровых ресурсов в исследовательской и проектной деятельности. Дополнительно отметим, что такая ситуация объясняется уверенностью педагогов в том, что цифровые компетенции обучающихся выше, чем у самих педагогов [Глухов и др., 2022].

Проведенный опрос высветил следующие проблемные вопросы: какие цифровые ресурсы и инструменты могут быть использованы в проектно-исследовательской деятельности обучающихся? Как эффективно обучить детей использовать эти цифровые инструменты и ресурсы в своем исследовании/проекте? Данное исследовательское направление оказалось интересным для молодых педагогов и реализуется в настоящее время в двух школах города.

Второе направление связано с разработкой технологии «Исследовательских проб». Создание данной технологии было инициировано Гимназией № 29 г. Томска на основе проведения внутреннего обследования, которое позволило выявить дефициты в организации системы вовлечения обучающихся начальной школы в исследовательскую деятельность (проектная работа реализовывалась в рамках технологии «Решение проектных задач»).

Искомая технология должна была отвечать ряду требований:

1. вписываться в существующую модель организации проектной и исследовательской работы гимназии (с 1-го по

Семенова Наталия Альбертовна

11-й классы), причем для начальной школы это циклы мероприятий, где дети «погружаются» на несколько дней в конкретную деятельность, работая в группах;

2. эффективно формировать исследовательские умения обучающихся;

3. включать механизмы активного вовлечения школьников. Разработка технологии направлена на вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с первого класса, когда реализуются именно пробные действия, обеспечивающие обучающимся возможность сделать пробу через выбор исследовательского действия, ошибиться, принять новое решение и таким образом получить свой личный реальный опыт. Далее полученный опыт школьники применяют при реализации исследований.

Существенной особенностью технологии

«Исследовательских проб» является применение кейс-метода [Семенова, 2022]. Детям предлагается кейс, представляющий собой описание жизненной ситуации, решение которой в обязательном порядке требует применения исследовательских умений. К содержанию кейса применяется ряд серьезных требований: с одной стороны, материал должен быть знаком детям, связан с жизнью и их опытом, с другой стороны, содержать что-то новое и вызывающее затруднение, противоречие, позволяющее увидеть проблему.

«Вовлечение детей и подростков в такие практики образования, которые строятся на основе присвоения культурных средств работы с новизной, неопределенностью, избыточностью информации, — то, что будет особо значимо для становления осознанной и продуктивной деятельности в современном быстро изменяющемся мире многообразия» [Обухов, 2021].

Разрабатываемая технология решает целый ряд образовательных задач: во-первых, вовлечение детей в исследование имеет элемент игры, что добавляет дополнительный стимул к участию в разрешении ситуации. Во-вторых, первые шаги в исследовании дети делают совместно, что помогает формировать коммуникативные умения, снимает тревожность. В-третьих, в процессе решения кейса формируется ряд исследовательских умений. В-четвертых, так как представленные кейсы связаны с жизненными ситуациями, при этом для решения применяют предметные знания и исследовательские умения, то речь может идти о формирование функциональной грамотности [Егорова и др., 2022].

Третье направление связано с профориентацией через проектную и исследовательскую деятельность. Установлена тесная связь между учебными проектами и исследованиями и выбором профессии [Петунин, 2020]. Северская гимназия (г. Северск Томской области) имеет большую историю, связанную с вовлечением школьников в исследовательскую деятельность с

Вузы: интеграция образования и науки

первого по одиннадцатый классы, и ведет весьма интересную деятельность по профориентационной работе [Высоцкая, 2022]. В процессе создания новой программы развития гимназии было определено направление, которое объединяет эти две линии.

Профориентационная деятельность через проектную и исследовательскую работу подразумевает создание модулей, которые реализуются в программах внеурочной деятельности с первого по девятый классы и содержание которых основано на следующих положениях:

1. Концентрический принцип построения содержания. Три концентра — исследовательская деятельность, проектная деятельность, профориентационное содержание — реализуются последовательно, обеспечивая преемственность от класса к классу, от уровня к уровню.

2. Важной особенностью каждого концентра будет являться связь проектной и исследовательской деятельности с отраслями производства, с миром профессий, с предметным содержанием дисциплин и возможностью применения предметных знаний для реализации исследования или проекта в конкретном направлении. При реализации исследовательских и проектных работ вне зависимости от возраста и класса педагог-наставник прорабатывает с обучающимся следующие вопросы: в рамках какой отрасли могут быть выполнены данные исследования и проекты? Знания каких дисциплин нужны для выполнения данного исследования или проекта? Люди какой профессии могут реализовывать подобные исследования или проекты? Где можно обучиться данной профессии?

3. Поощряется и инициируется выполнение междисциплинарных исследований и проектов, выполненных индивидуально или в группах.

Организация подобного взаимодействия научно-исследовательской лаборатории педагогического вуза и образовательных организаций имеет ряд положительных результатов:

• в исследовательскую работу и в разработку образовательных продуктов активно вовлечены практики;

• педагоги образовательных организаций перманентно включены в жизнь университета через участие в научных и образовательных мероприятиях;

• экспериментальные площадки, реализующие указанные направления, служат исследовательским пространством для студенческой науки: студенты-бакалавры и магистранты активно вовлекаются в работу экспериментальных площадок от момента написания курсовой работы до защиты магистерской диссертации;

• студенты разных профилей являются участниками научных образовательных событий образовательных

Семенова Наталия Альбертовна

организаций: принимают участие в планировании и проведении школьных конференций и других форм представления результатов детских исследовательских работ в качестве помощников педагогов, в некоторых случаях — в роли экспертов и наставников для школьников. Последний пункт очень важен, так как меняет содержание педагогического образования в отношении формирования позиции будущего педагога как человека, который сопровождает исследование/проект ученика. «Модель наставничества представляется на данный момент переходной от учителя и руководителя (ключевого субъекта организации деятельности учащегося) к тьютору (навигатора и фасили-татора учащегося как субъекта собственной деятельности). Сейчас при освоении проектной и исследовательской деятельности учащимися позиция наставника (отличная от традиционной позиции учителя по отношению к ученику) — важная подвижка в сторону роста ценности субъектности самого учащегося» [Обухов, 2020]. Начало в формировании позиции наставника должно начинаться со студенчества в формате взаимодействия школы и вуза.

Важной частью работы при таком взаимодействии является организация трансфера результатов научных исследований и разработок в педагогическое сообщество. В отношении педагогического образования эту функцию выполняет кафедра педагогики и управления образованием, преподаватели которой читают курс педагогики на всех факультетах университета. Один из модулей педагогики называется «Трансформация современного образования», именно в рамках данного модуля до бакалавров и магистрантов доносят результаты работ экспериментальных площадок. Это может быть формат открытых лекций, мастер-классов приглашенных педагогов-практиков, видеолекции, доступные на электронной платформе.

Второй путь трансфера реализуется через Федеральный научно-методический центр, созданный в ТГПУ в 2022 году. Слушателями и участниками мероприятий, организуемых ФНМЦ, являются педагоги образовательных организаций региона. Таким образом, результаты исследований и разработки могут транслироваться не только будущим педагогам, но и действующим.

Взаимодействие педагогического вуза и образовательных организаций в подобном формате позволяет сделать содержание педагогического образования постоянно обновляющимся, а для педагогов-практиков дает возможность непрерывного профессионального развития и создает пространства для творческого поиска и профессиональной самореализации. щ

Вузы: интеграция образования и науки

Литература:

Высоцкая, 2022 — Высоцкая С. В. Управленческий опыт организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности в МБОУ «Северская гимназия» // Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях: материалы II региональной научно-методической конференции (17 декабря 2021 г.). — Томск: Издательство ТГПУ, 2022. С. 12-18.

Глухов и др., 2022 — Глухов А. П., Камнева О. С, Соломина И. Г. Цифровая грамотность педагогов: концептуализация и мониторинг // Научно-педагогическое обозрение, 2022. № 5 (45). С. 39-47.

Егорова и др., 2022 — Егорова А. В., Кержакова И. С., Королева К. Е. Исследовательские пробы как средство формирования функциональной грамотности младшего школьника // Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях: материалы II региональной научно-методической конференции (17 декабря 2021 г.). — Томск: Издательство ТГПУ, 2022. С. 22-31.

Макаренко и др., 2021 — Макаренко А. Н, Смышляева Л. Г., Волчкова И. В. и др. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России, 2021. Т. 30. № 10. С. 129-136.

Нетесова, 2021 — Нетесова О. С. Проект «Техноволонтеры просвещения» Томского государственного педагогического университета как решение проблем цифровой трансформации образования // Научно-педагогическое обозрение, 2021. № 2 (36). С. 75-80.

Обухов, 2020 — Обухов А. С. Наставить на путь исследования // Исследователь/Researcher, 2020. № 1. С. 9-12.

Обухов, 2021 — Обухов А. С. В фокусе внимания: от спонтанной познавательной активности к целенаправленной исследовательской деятельности // Исследователь/Researcher, 2021. № 3-4.

Петунин, 2020 — Петунин О. В. Основные пути профессиональной ориентации старших школьников в условиях реализации ФГОС СОО // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2020. № 3 (39).

Семенова, 2022 — Семенова Н. А. Кейсметод в организации исследовательской деятельности обучающихся: сборник трудов конференции // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы III Всероссийской научнопрактической конференции (10 ноября 2022 г.). — Чебоксары: ИД «Среда», 2022. С. 325-327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.