Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КРАЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косярский Александр Алексеевич, Щеглова-лазарева Нина Николаевна

Описывается модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности, представленная МАОДУДО «ЦДТ «Прикубанский» в рамках краевого конкурса «Инновационный поиск 2021». Раскрывается содержание каждого элемента модели, даются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся и педагогов на разных уровнях модели. Подчёркивается ориентация на самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, делается акцент на приобщение к исследовательской деятельности педагогов посредством организации научных клубов. Приводится описание системы фундаментальных принципов «ЭКРАН», лежащей в основе предлагаемой модели. Описываются уровни организации проектной и исследовательской деятельности с указанием их содержания и представлением деятельности обучающегося и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косярский Александр Алексеевич, Щеглова-лазарева Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATION OF INTERDISCIPLINARY PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The model of the organization of interdisciplinary design and research activities, presented by Center for Children’s Creativity «Prikubansky» in the framework of the regional competition «Innovative search 2021», is described. The content of each element of the model is revealed, methodological recommendations are given for organizing the interaction of students and teachers at different levels of the model. Emphasis is placed on the orientation towards independent design and research activities of students. At the same time, emphasis is placed on involving teachers in research activities through the organization of scientific clubs. The description of the system of fundamental principles «EKRAN», which underlies the proposed model, is given. The levels of organization of project and research activities are described, indicating their content and presenting the activities of the student and teacher.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2022. № 1(5). С. 10-16 Pedagogical perspective. 2022; 1(5) : 10-16.

Научная статья УДК 371.398

https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Косярский10, Н.Н. Щеглова-Лазарева20

12 Центр детского творчества «Прикубанский», Краснодар, Россия,

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Описывается модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности, представленная МАОДУДО «ЦДТ «Прикубанский» в рамках краевого конкурса «Инновационный поиск 2021». Раскрывается содержание каждого элемента модели, даются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся и педагогов на разных уровнях модели. Подчёркивается ориентация на самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, делается акцент на приобщение к исследовательской деятельности педагогов посредством организации научных клубов. Приводится описание системы фундаментальных принципов «ЭКРАН», лежащей в основе предлагаемой модели. Описываются уровни организации проектной и исследовательской деятельности с указанием их содержания и представлением деятельности обучающегося и педагога.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, дополнительное образование, междисциплинарность, краевая инновационная площадка

Для цитирования: Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н. Об организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 10-16. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10

ON THE ORGANIZATION OF INTERDISCIPLINARY PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

A.A. Kosyarsky10, N.N. Shcheglova-Lazareva20

1,2 Center for Children's Creativity «Prikubansky», Krasnodar, Russia, Russia,

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The model of the organization of interdisciplinary design and research activities, presented by Center for Children's Creativity «Prikubansky» in the framework of the regional competition «Innovative search 2021», is described. The content of each element of the model is revealed, methodological recommendations are given for organizing the interaction of students and teachers at different levels of the model. Emphasis is placed on the orientation towards independent design and research activities of students. At the same time, emphasis is placed on involving teachers in research activities through the organization of scientific clubs. The description of the system of fundamental principles «EKRAN», which underlies the proposed model, is given. The levels of organization of project and research activities are described, indicating their content and presenting the activities of the student and teacher.

Keywords: project activity, research activity, additional education, interdisciplinarity, regional innovation platform

10

Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н., 2022 ©

For citation: Kosyarsky A.A., Shcheglova-Lazareva N.N. On the organization of interdisciplinary project and research activities in the conditions of additional education. Pedagogical perspective. 2022; 1(5): 10-16. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10 (In Russ.).

Активное внедрение цифровых технологий в жизнь человека не прошло бесследно. Сегодня ни в одной сфере жизни общества нельзя обойтись без использования современных технологий, в том числе и в образовании. Цифровизация образования привела к появлению большого числа проблем разной сложности. Особое место среди них занимает проблема трансформации образовательного пространства. Сегодня наша образовательная система вновь находится на этапе поиска новых путей и инструментов, которые позволили бы обеспечить необходимое высокое качество образования.

Государство, осознавая значимость образовательной системы, принимает стратегии и концепции её развития. Особое место среди государственных решений подобного уровня занимает национальный проект «Образование» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16). Как известно, в рамках данного национального проекта реализуется ряд федеральных проектов - «Успех каждого ребёнка» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), «Современная школа» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), «Цифровая образовательная среда» (утверждён президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 07.12.2018 № 3), ориентированных на создание в Российской Федерации целостного образовательного пространства, позволяющего каждому ребёнку получить достойное образование высокого качества.

Отдельное внимание уделяется работе с одарёнными детьми. Государство поставило перед собой цель создания системы выявления и поддержки талантливых детей. Безусловно, осознание государством её необходимости не может не радовать, но ему в этом необходимо помочь. Важно помогать учащимся научиться грамотно выражать свои идеи, нестандартные решения. Эффективным в этом плане является использование проектной деятельности.

Разумеется, метод проектов не является чем-то новым. Это давно известная технология с чётко сформулированной методической базой, к которой обращаются многочисленные исследователи и практики [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7 и др.]. В частности, Н.Н. Терехова [8] рассматривает психолого-педагогические основы проектной деятельности учащихся, определяя понятие проектной культуры, как характерной особенности современной культуры. Л.А. Дорошина [9] рассматривает проектную деятельность как часть пути личностного роста обучающегося, подчеркивая, что проектная деятельность развивает у обучающихся такие умения, как: анализ и обработка больших объёмов информации; сравнение и построение аналогий. В процессе проектирования, обучающиеся учатся применять теоретические знания на практике, учатся находить творческие и нестандартные пути решения поставленных задач.

Анализ научных публикаций показывает, что интерес к методу проектов по-прежнему высок и каждый год предлагаются новые идеи и концепции по его дальнейшему развитию. Развивая практический аспект данной проблематики в 2021 году в МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский» А.А. Косярским, Д.Е. Торшиной и Н.Н. Щегловой-Лазаревой была разработана «Модель организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности

обучающихся в условиях дополнительного образования - «Проектория». По итогам участия в краевом конкурсе «Инновационный поиск 2021» центру был присвоен статус краевой инновационной площадки (приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 27.12.2022 № 3922).

Фундаментальной основной созданной модели стала система из пяти базовых принципов, которая получила название «ЭКРАН»: этапность, коммуникативность, результативность, активность, нормативность.

Этапность подразумевает, что проектная и исследовательская деятельность учащихся разделяется на чёткие шаги - этапы. Благодаря этому происходит переход от замысла к цели, от к цели к задачам и т.д.

Коммуникативность означает, что при переходе с одного этапа на другой, а также в процессе решения задач, поставленных в рамках конкретного шага, предоставляется возможность обратной связи, результатом которой выступают сведения о результативности и полноте приведённых «решений», что обеспечивает своевременность в корректировке выполняемых действий.

Результативность отражает ориентацию проектной и исследовательской деятельности на получение конкретного результата (продукта в проектной деятельности и научного результата в исследовании).

Активность означает, что в процессе работы над проектом или при выполнении исследования, учащиеся имеют возможность проявить свою самостоятельность, активность в достижении поставленной цели и решении выделенных задач. Такая активность способствует усиленному саморазвитию обучающегося и формированию у него логического мышления, навыков анализа, поиска, обобщения.

Нормативность подразумевает, что эффективность проектной и исследовательской деятельности тесно связанна с необходимостью строгой регламентации всех действий.

Соблюдение перечисленных принципов обеспечивает формирование навыков разработки «продуктов» и исследовательской деятельности, формирует умение проводить анализ полученных результатов, а также воспитывает ответственное отношение к выполняемой работе.

На наш взгляд, организация единого пространства, которое позволило бы качественно организовать проектную и исследовательскую деятельность в условиях дополнительного образования, требует подготовки самой образовательной организации. Для повышения качества и эффективности выполняемой деятельности очень важно предусмотреть компоненты, определяющие подходы к организации подобного образовательного процесса, которые в нашем случае включали:

- приказ об утверждении и положение о проектной и исследовательской деятельности;

- приказ об утверждении модели организации системы контроля и управления проектной и исследовательской деятельностью в организации;

- приказ об утверждении перечня мероприятий по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

- интегрированный образовательный модуль «Проектная и исследовательская деятельность».

На рисунке представлена модель организации проектного и исследовательского пространства, в которой уделяется внимание привлечению учащихся не только к написанию проектов, но и к организации самой проектной и исследовательской деятельности в целом.

Администрация центра

I

Рисунок. Модель организации системы контроля и управления проектной и исследовательской

деятельностью в образовательных организациях

Основными функциями ученического управляющего органа являются: работа с обучающимися (определение сфер их интересов, увлечений для лучшего определения темы проекта и научного руководителя), проведение развивающих игр и конкурсов, а также организация своеобразных тематических дискуссионных клубов, в рамках которых они имеют возможность продемонстрировать промежуточные итоги своей проектной и исследовательской деятельности, а также найти единомышленников для консолидации усилий.

Педагогический управляющий орган в лице научного клуба «Успех» занимается общими организационными моментами и просветительской деятельностью: подготавливает перечень основных перспективных направлений и тем для возможной проектной и исследовательской

деятельности с ориентацией на рекомендации научного сообщества и кейсы представителей реального сектора экономики. Научный клуб занимается разработкой плана мероприятий, среди которых могут быть мастер-классы по написанию проекта, исследования, научного освещения результатов работы и так далее. Основными функциями клуба являются: сопровождение деятельности учащихся, организация и проведение конференций. В рамках данных конференций учащиеся представляют результат своей деятельности, а педагоги получают возможность поделиться своими педагогическими результатами и разработками.

Предлагаемая нами модель организации проектной и исследовательской деятельности имеет уровневую структуру, содержание которой представлено в таблице.

Таблица

Описание уровней модели «Дом проектов и исследований - Проектория»

Уровень Краткое описание Деятельность учащегося Деятельность педагога

Первый Начальный (фундаментальный) уровень научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. На данном уровне изучаются общие принципы создания проекта и написания исследования. Рассматриваются конкретные примеры, формируются первые идеи по созданию учебного проекта Знакомится с типами проектов и исследований, методами проектирования и исследования. Формирует общее представление о проектной и исследовательской деятельности Транслирует знания и опыт по созданию проекта и написанию исследования. Помогает учащимся определить направление их будущей деятельности

Второй На данном уровне предполагается выполнение первых групповых и индивидуальных мини-проектов и исследований в рамках конкретных дополнительных образовательных программ. Формируются первичные умения и навыки проектной и исследовательской деятельности, навыки выступления на публике Проходит стадии проектирования или исследования от постановки цели до представления конечного результата. Опирается на рекомендации руководителя Определяет тему проекта или исследования. Руководит деятельностью учащегося, организует публичную демонстрацию результатов

Третий На данном этапе учащиеся выбирают одну тему, над которой работают в течение учебного года в форме проекта или исследования. Все темы проектов носят междисциплинарный характер, затрагивают зоны соприкосновения разных областей знаний Выбирает научного руководителя (руководителей). Предлагает примерную тему для работы. Самостоятельно проходит все этапы написания проекта или исследования. Совместно с руководителем готовится к публичной защите Анализирует и корректирует тему учащегося, направляя её в сторону междисциплинарности (важно, чтобы ученик самостоятельно сформулировал тему). Работает с учеником в формате обратной связи н протяжении всего исследования или проектирования

Четвертый Высший уровень развития навыков проектирования и исследовательской деятельности предполагает создание индивидуальных и (или) групповых проектов и исследований прикладного значения. На данном этапе учащиеся принимают участие в рейтинговых научных конференциях и конкурсах Самостоятельно определяет тему, цель, задачи своей работы. Самостоятельно проходит все этап от постановки цели до публичной защиты. Совместно с руководителем освещает результаты своей деятельности в научных журналах, на конференциях Выполняет роль наблюдателя, куратора и научного консультанта. Проводит предварительную защиту работы. Обучает навыкам написания научных статей, выступлений на научных конференциях

Таким образом, в разработанной ющегося. Если в начале учащийся тесно нами модели предполагается поэтапное связан со своим научным руководителем, расширение самостоятельности обуча- то на последнем этапе он уже становит-

ся полноправным участником научного сообщества, предлагая и реализуя свои идеи. После прохождения учащимся последовательно всех этапов уровневой модели у него формируется система знаний,

умений и навыков, которые позволяют самостоятельно осуществлять все этапы проектирования или исследования, начиная с формулирования идеи и заканчивая анализом и тиражированием результата.

Список литературы

1. Косярский А.А. Организация проектной деятельности: методическое пособие. Казань: Бук, 2019. 64 с.

2. Багринцева Н.Д. Модель организации проектной деятельности в школе и развития гражданской активности обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 3(51). С. 59-72.

3. Харитонова А.А. Методика проектно-исследовательской деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2018, № 3(9). С. 127-139.

4. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. СПб: КАРО, 2017. 128 с

5. Ходорковская Р.Ф. Проектная деятельность обучающихся во внеурочной деятельности // Вестник ТОГИРРО. 2018, №2 (40). С. 98.

6. Кулебякина М.Ю. Проектная деятельность как средство формирования исследовательской деятельности младших школьников // Роль и место информационных технологий в современной науке: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Самара, 17 января 2019 г. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2019. С. 129-132.

7. Демушкина О.С. Особенности исследования эффективности деятельности малых групп в отношении проектной деятельности в области информационных технологий // Аллея науки. 2018, № 10 (26). С. 577-578.

8. Терехова Н.Н. Проектная деятельность как способ научно-познавательной деятельности учащихся // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Казань, 23 апреля 2019 г. Уфа: Агентство международных исследований, 2020. С. 178-180.

9. Дорошина Л.А. Инновационная проектная деятельность как путь совершенствования проектной деятельности учащегося // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Липецк, 26-27 апреля 2018 г. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шан-ского. С. 23-26.

References

1. Kosyarsky A.A. Organization of project activities: a methodological manual. Kazan: Buk; 2019. 64 p. (In Russ.).

2. Bagrintseva N.D. Model of the organization of project activities at school and the development of civic activity of students. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika. 2018; Vol. 2, 3(51): 59-72. (In Russ.).

3. Kharitonova A.A. Methods of design and research activities of students. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2018; 3 (9): 127-139. (In Russ.).

4. Komarova I.V. Technology of design and research activities of schoolchildren in the conditions of the Federal State Educational Standard. SPb: KARO; 2017. 128 p. (In Russ.).

5. Khodorkovskaya R.F. Project activity of students in extracurricular activities. Vestnik TOGIRRO. 2018; 2 (40): 98. (In Russ).

6. Kulebyakina M.Yu. Project activities as a way of scientific and cognitive activity for students. In: The role and place of information technology in modern science: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Samara, January 17, 2019. Ufa: OMEGA SAINS, 2019; 129-132. (In Russ).

7. Demushkina O.S. Features of the study of the effectiveness of small groups in relation to project activities in the field of information technology. Alley Science. 2018; Vol. 3, 10(26): 577-578. (In Russ).

8. Terehova N.N. Project activity as a way of scientific and cognitive activity of students. In: Psikhologo-pedagogicheskii vzglyad na professional'no-orientirovannoe obrazovanie: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kazan, April 23, 2019. Ufa: Agentstvo mezhdunarodnykh issledovaniy, 2020; 178-180. (In Russ).

9. Doroshina L.A. Innovative project activity as a way to improve the student's project activity. In: Sovremennoe tekhnologicheskoe obrazovanie: opyt, innovatsii, perspektivy: sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Lipetsk, April 26-27, 2018. Lipetsk: Lipetskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2018; 23-26. (In Russ).

Александр Алексеевич Косярский - заведующий отделом Центра детского творчества «При-

Нина Николаевна Щеглова-Лазарева - директор Центра детского творчества «Прикубан-ский», заслуженный учитель Российской Федерации, почётный работник общего образования Российской Федерации.

Information about the authors

Alexsander A. Kosyarsky - Center for Children's Creativity «Prikubansky», Head of Department. Nina N. Shcheglova-Lazareva - Head of Center for Children's Creativity «Prikubansky», Honoured Teacher of Russia, Honorary Worker of General Education of the Russian Federation.

Статья принята в редакцию 24.01.2022; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации 04.02.2022

The article was submitted 24.01.2022; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication

Информация об авторах

кубанский».

04.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.