11.Слепцова М.В. Определение целей педагогического процесса профессиональной подготовки в условиях перехода к компетентностной парадигме образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6. №2. с.221-227.
12.Слепцова М.В. Особенности педагогического проектирования профессионального развития детей и подростков с особыми образовательными потребностями // Мир науки. 2016. Т.4. №1. с.25.
13.Слепцова М.В. Ситуационная модель педагогического процесса // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №4. (39). с.149-152.
14.Слепцова М.В. Теоретические основы построения универсальной модели педагогического процесса // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25) с.24.
15.Слепцова М.В. Универсальная модель педагогического процесса // Мир науки. 2014. №3 с.26.
16.Сычёва Л.П. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-1. с. 209-216.
© Остапенко Д.А. 2017г.
УДК 373.31
Пулатова А.Р.
студентка 1 курса магистратуры института педагогики Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
г. Уфа, Российская Федерация
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Ключевые слова
Начальная школа, проектная деятельность, педагогическая технология, интеллектуальный поиск, презентация, обучающий, воспитывающий, развивающий, интегрирующий знания, здоровьесберегающий.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках, и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [1].
Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наглядно это можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
«Действия ученика и учителя в проектной деятельности». Ученик Учитель
Определяет цель деятельности. Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания. Экспериментирует Выбирает пути решения Активен
Субъект обучения Несет ответственность деятельность.
за
Рекомендует источник получения информации. Раскрывает возможные формы работы. Содействует прогнозированию результата. Создаёт условия для активности школьника. Партнер ученика. свою Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником. Главное отличие учебных проектов от профессиональных - они должны быть сугубо дидактическими - «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний, умений и навыков» [2].
Исследователи [1] характеризуют метод проекта как:
1. Личностно ориентированный;
2. Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
3. Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
4. Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
5. Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
6. Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
7. Здоровьесберегающий.
Таким образом, эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.
Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.
Что касается условий к организации проектной деятельности. Особых требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу предлагают взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:
1. Проект должен быть посильным для выполнения;
2. Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);
3. Вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
4. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
5. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме [1].
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы.
- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
- Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
- Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
- Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск [3].
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. При этом представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. Планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности [4].
При выполнении проекта выделяют следующие этапы.
1. Погружение в проект.
2. Организационный этап.
3. Осуществление деятельности.
4. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе. Список использованной литературы:
1. Полат Е. С., Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. - М., 2000. [Электронный ресурс]: URL: http://www.raop.ru/mdex.php?id=127.
2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение. 2008 г.
3. Конышева Н. М., Проектная деятельность школьников // Начальная школа, № 1. 2006. - с. 22.
4. Землянская Е. Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, № 9. 2000. - с. 21.
© Пулатова А.Р., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 796.5
Н.Н. Севрюков
старший преподаватель Н.О. Вязовцева
студентка 3 курса исторического факультета СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОДНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ
Аннотация
В стать рассматривается проблема подготовки и проведения водных туристских походов, организационным основам таких походов, особенностям водных путешествий, тактике сплавов и аспектам обеспечения безопасности туристов при сплаве.
Ключевые слова Водный поход, безопасность, особенности сплава, тактика.
Каждый здоровый человек может отправить в водный поход. В данный вид похода могут отправить практически все люди всех возрастов, в зависимости от его сложности. Большая грузоподъемность лодки позволяет брать с собой больше груза, более комфортабельно обставить походный быт, взять больше продуктов, посуды и прочего снаряжения.
Однако в водный туризм может отправиться человек, который овладел техникой передвижения по воде, соблюдает правила, законы и обычаи, выработанные практикой, помогающие туристам провести и закончить маршрут без аварий. Турист-водник должен знать устройство своего судна, назначение всех его деталей и снастей, овладеть техникой посадки и выхода из лодки, техникой гребли, ведения судна по курсу, подхода к берегу и отвала от него. Необходимо знать внешний вид и названия элементов, слагающих русло и долину реки, законы водного потока, внешние признаки препятствий, быть знакомым с требованиями, предъявляемыми к судну, с навигационными качествами и маневренными элементами судна, с техникой ведения судна в сложных условиях и тактикой водного путешествия.
Туристу - воднику будет необходима способность, ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, а также без них. Умение ставить палатку и разжигать костер в любых погодных условиях, навыки по оказанию первой помощи пострадавшему в водном походе, а также по ремонту вышедшего из строя туристского судна, являются очень важными.
При организации водного туристского похода, следует обратить внимание на следующие этапы подготовки.
1. Подготовка к походу начинается с общего собрания участников, на котором утверждается маршрут, календарный план похода, составляется смета расходов, распределяются основные организационные, хозяйственные и прочие обязанности. Уделяется особое внимание разработке маршрута, выбору судна для сплава, организация стоянки в водном походе. В зависимости от выбранного маршрута, особенностей материально технического обеспечения и способа сплава выбирается судно.
2. Главной задачей при организации водных походов является подготовка его участников. Система обучения для водного туризма делится на подготовку туристских организаторов и руководителей туристских походов.
3. К руководителя и участникам водного туристского похода предъявляется ряд требований. К ним относится: требования к разработке маршрута, требования к туристскому опыту группы, требования к продуктам питания, требования к снаряжению, требования к аптечке.
В тоже время, следует выделить следующие моменты, которые способствуют обеспечению активной части водного туристского похода.
Нужно учитывать технические и тактические схемы преодоления встречающихся на пути препятствий, так как именно в водных маршрутах они бывают и на воде в виде порогов, топляков и других