В.Ю.Гребенщикова (В.Новгород), кандидат педагогических наук, Л.К.Историк, соискатель ИОВ РАО
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дидактический анализ проектной деятельности, проведённый в контексте различных общественных и педагогических парадигм, позволил выявить причины, вызвавшие интерес к этой форме обучения в различные исторические периоды, сравнить и обосновать ее специфические особенности - зависимость основных компонентов проектной деятельности от общественно-исторических условий, гуманистических воззрений, которые могут значительно изменить смысл проектной деятельности учащихся и повлиять на эффективность процесса обучения. В то же время исследование генезиса проектной деятельности позволило выделить такие её позитивные качества, как гуманистическая направленность, вовлечение в активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность, гибкая система взаимоотношений между субъектами образования, реализация интегративного подхода к содержанию обучения. Все эти ценностные дидактические характеристики и особенности важно учитывать при организации проектной деятельности в современных педагогических и социально-культурных условиях.
Реформирование отечественной системы образования на современном этапе обусловлено социально-экономическими и демократическими изменениями в российском обществе, а также общемировыми тенденциями перехода в фазу информационного культурно-цивилизаци-онного развития. В рамках трансформации мирового сообщества в период переосмысления ценностей идёт зарождение постиндустриальной парадигмы обществознания, в качестве краеугольного камня которой выдвигается идея глобального гуманизма.
В современную эпоху проблема гуманизма и гуманистического миропонимания обретает новые черты и масштабы. Обращение сегодня к идеалам гуманизма связано с угрозой существования самого человечества, вызванной возникновением глобальных проблем современности, которые явились следствием технократического подхода к миру. Альтернативой технократическому вызову, по мнению современной философии, может стать современная «гуманистичес-
кая парадигма», объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы «человек и мир», «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистический подход вовсе не отрицает роли науки, техники, технологии в развитии человечества, однако в рамках новой «гуманистической парадигмы» они приобретают новый смысл, выступают в качестве средств, значимость которых оценивается по социальным, экологическим и человеческим критериям. При таком подходе не могут быть эффективными производство без «человека», социум без прав, образование без личности. Важной стороной современного гуманизма является внимание к проблеме индивидуальности человека, связанное с необходимостью повысить творческий потенциал личности и в целом человечества, которому для выживания предстоит решать комплексы нетипичных задач, что исключает действия по образцу, опираясь на опыт предшествующих эпох.
Эволюция философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, явилась основой пристального внимания современного общества к проблеме гуманизации образования. Теоретической основой современного гуманистического подхода в образовании являются также идеи гуманистической психологии, зародившейся в 50-х годах XX века. Её ведущими представителями являются А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и другие. Центральным понятием теории К. Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует сам себя и намечает перспективы своего развития. По мнению А. Маслоу, каждый человек всегда стремился «быть тем, чем он может быть», то есть самоактуализироваться. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей гуманистической психологии. Ученик должен обучаться сам, так как учение - это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта, связанного с его личностью. При таком подходе он становится ответственным, независимым, творческим, опирающимся
В.Ю. Гребенщикова, Л.К. Историк. Проектная деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода
на себя - в этом гуманистическая психология видит главный смысл образования.
Существенный вклад в изучение условий развития личности внесли работы российских психологов Л.И. Божович (развитие и социальное формирование личности), А.Н. Леонтьева (концепция структуры и развития личности на основе деятельности).
Идеи, провозглашённые гуманистической философией и психологией, педагогические исследования различных аспектов развития личности легли в основу личностно-ориентированной парадигмы образования, сущность которой заключается:
• в рассмотрении человека как сложной саморазвивающейся системы, в признании уникальности и неповторимости каждой личности в траектории её развития, её самоценности;
• в смещении целевых установок образования на создание условий и помощь в развитии и саморазвитии личности в целом (целями и ценностями становятся не столько усвоение системы знаний и способов деятельности, результатом которого должно стать овладение миром, сколько понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре);
• в изменении позиции и места ребёнка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности - самобытной, уникальной, творческой, реализующей собственные цели и ценности в жизни.
Проводимые в России реформы образования, направленные на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию, стимулировали интерес многих учёных к проектному обучению: формирование проектной культуры (И.А. Зимняя), психология проектной деятельности (Н.В. Матяш, Н.Н. Нечаев и др.), технология проектного обучения (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, А.В.
Хуторский), учебное проектирование в предметной области «Технология» (П.Р. Атутов, В.А. Мигунов, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), подготовка учителей к организации проектного обучения (Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина, П.А. Пет-ряков и др.). Исследования зарубежной дидактики, проведённые А.И. Джуринским, М.В. Клари-ным, Е.С. Полат и другими учёными, показывают, что в конце XX века проектная деятельность вновь активно применяется в зарубежной школе
(в США, Великобритании, Бельгии, Франции, Финляндии, Германии и других странах) как дополнение к другим видам обучения.
В настоящий период проектная деятельность учащихся - это не возврат к старому («свободному» или «авторитарному» воспитанию), а рассмотрение на новом витке педагогических, социальных и культурных достижений, педагогических истин и традиций, использовавшихся ранее в других условиях и в иной интерпретации.
В рамках личностно-ориентированной парадигмы образования цель организации проектной деятельности - создание условий, способствующих саморазвитию личности обучаемого (ученика, студента), его самоопределению, творческой реализации. Личностно-ориентированный подход в процессе организации проектной деятельности предполагает максимальную опору на интерес, личностные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности, условия и источники которой у каждого свои, особые, неповторимые.
В проектной деятельности, создавая личный образовательный продукт, субъект учения участвует в отборе нового содержания образования, приобретает опыт применения готовых знаний для ориентировки в жизненно-практических и познавательных ситуациях, опыт применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. По предметно-содержательной области проект может быть монопредметным (в рамках одной области знания), межпредметным (интегрируется тематика нескольких предметов), надпредметным (изучение сведений дисциплин, не входящих в школьную программу), а доминирующая в проекте деятельность, осваиваемая субъектом учения, может быть исследовательской, поисковой, творческой, ролевой, прикладной, практико-ориенти-рованной. По мнению исследователей (Н.В. Горбуновой, В.В. Гузеева, А.В. Хуторского, И.Д. Чечеля и др.), в содержании проектной деятельности наибольший акцент делается на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний.
В рамках личностного подхода к обучению меняется схема взаимодействия учителя и ученика в проектной деятельности. Субъект-объектные отношения между педагогом и обучаемым заменяются субъект-субъектным учебным взаимодействием, сотрудничеством. Преподаватель должен познакомить обучаемого с сущностью проектирования, его алгоритмом, с по-
Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования
этапным разделением деятельности. Он организует и координирует весь процесс, оказывает необходимую консультационную помощь, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы над проектом, но при этом его задача - добиться большей самостоятельности на всех этапах выполнения проекта — от идеи до воплощения в продукте труда. Таким образом, организация проектной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода способствует формированию самостоятельной творческой деятельности обучаемых.
Исследователи проектного обучения (О.И.Агапова, В.В.Гузеев, Н.В.Матяш, А.С.Ти-
хонов и др.) считают, что проектное обучение -полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её, становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения роста и в личностном и в академическом смысле.
Осуществлённый историко-дидактический анализ проектной деятельности в контексте различных парадигм образования позволил выявить тенденции ее развития в периоды перемен в общественной жизни, обусловленные сменой философских, социально-политических, экономических и педагогических парадигм (см. таблицу).
Таблица
Характеристики проектной деятельности обучаемых США начало ХХ века Россия 20-е годы ХХ века
Педагогическая парадигма Прагматическая школа Трудовая школа
Дидактические цели в организации проектной деятельности Воспитание человека деятельного, предприимчивого, умеющего самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, сотрудничать с людьми Формирование инициативной и активной личности школьника, обладающего морально-волевыми качествами, готового к творческому участию в социалистическом строительстве
Содержание обучения проектной деятельности Комплексная система обучения, связующим стержнем которой были индивидуальность человека, его интересы и потребности Выполнение учебно-трудовой задачи, взятой из общественно-политической, хозяйственно-производственной или культурно-бытовой сферы. Комплексно-проектные программы
Целеполагание участников проектной деятельности Самостоятельный поиск учащимися проблем, выбор темы, самостоятельная постановка цели и планирование предстоящей работы Проблема, содержание и цель проекта определялись педагогом на основе регламентированных программ
Источники информации Справочники, учебники, литература по изучаемой проблеме, советы компетентных лиц Вводная лекция, инструкции, планы, учебники, литература по проблеме. Консультации специалистов
Наиболее применяемые проекты Индивидуальные, парные, групповые Коллективные: групповые, бригадные, звеньевые
Результаты внедрения проектной деятельности в образование Развитие самостоятельности, познавательной активности, ориентация на интересы обучаемых, отсутствие логической системы в изучении материала, отказ от других методов обучения Универсализация проектного обучения, в котором общественно-полезная работа и трудовая деятельность преобладали над учебно-познавательной
Современный этап развития системы проектного обучения связан с усилением потребности в гуманизации общества, ее социальных институтов (школы, вузов), с поиском путей создания новых моделей обучения и воспитания, возникающих как следствие разрешения накопившихся противоречий. Дидактические цели, содержание, целеполагание участников проектной деятельности, источники информации, типология проектов зависят от целей реформирования и модернизации образования, ориентированных на реализацию концепции высокого качества образования для достаточного качества жизни человека.
Исследование генезиса проектной деятельности позволило определить её позитивные идеи (гуманистическая направленность, создание условий для вовлечения учеников в самостоятельную познавательную и практическую деятельность, демократический характер взаимоотношений между субъектами, реализация интегративного подхода к содержанию обучения) и сделать вывод, что организация проектной деятельности на основе личностно-ориентированного образования создаёт наиболее эффективные условия для осуществления современных задач модернизации российского образования.