Научная статья на тему 'Проектная деятельность в колледже в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»'

Проектная деятельность в колледже в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрычева О.В.

Статья посвящена возможности применения метода проектов на уроках информатики и ИКТ в профессиональной деятельности на примере одной из тем курса. На основе анализа анкетирования студентов сделаны выводы о целесообразности включения в процесс обучения по данной дисциплине проектного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в колледже в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»»

Хрычева О. В.

преподаватель информатики и ИКТ Ярославский колледж сервиса и дизайна г. Ярославль, Россия

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОЛЛЕДЖЕ

В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья посвящена возможности применения метода проектов на уроках информатики и ИКТ в профессиональной деятельности на примере одной из тем курса. На основе анализа анкетирования студентов сделаны выводы о целесообразности включения в процесс обучения по данной дисциплине проектного метода.

Ключевые слова: информационные технологии в профессиональной деятельности, компетенции, метод проектов, электронный комплекс

Современное образование одной из актуальных задач ставит перед собой подготовку квалифицированного специалиста, способного к профессиональному росту в условиях новых информационных технологий.

Студенты колледжа как будущие специалисты в области сервиса и дизайна, помимо общих компетенций, согласно требованиям к среднему профессиональному образованию по специальностям 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), 43.02.04 Прикладная эстетика, 43.02.11 Гостиничный сервис, 43.02.02 Парикмахерское искусство, должны сформировать следующие профессиональные компетенции:

- создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале;

- собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;

- выполнять эскизы и проекты с использованием раз-

личных графических средств и приемов;

- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;

- варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями;

- использовать компьютерные технологии при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства;

- выполнять художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов;

- выполнять комплекс сервисного макияжа;

- принимать заказ от потребителей и оформлять его;

- бронировать и вести документацию;

- информировать потребителя о бронировании;

- принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг;

- обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг;

- производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей;

- вести учет оборудования и инвентаря гостиницы;

- консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу;

- внедрять новые технологии и тенденции моды;

- планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства различного уровня;

- самостоятельно осуществлять взаимодействие со специалистами и организациями с целью продвижения своих услуг;

- создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.

Для успешной реализации ФГОС в условиях колледжа по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и формирования у специалистов требуемого уровня подготовки освоение материала осуществляется с ис-

пользованием инновационных методов обучения. Один из таких методов - метод проектов.

Этот метод не только активно задействует творческий и интеллектуальный потенциал студентов, позволяет распределить время на его выполнение в соответствии с индивидуальным графиком, но дает возможность решения практических задач, вызывая чувство ответственности и заинтересованности в конечном результате.

Студентами колледжа как будущими специалистами в сфере услуг в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» рассматривается несколько тем, результат выполнения которых предполагает получение конечного продукта профессиональной направленности, созданного непосредственно с использованием информационных технологий: «Создание базы данных компьютерных программ, используемых в профессиональной деятельности», «Оформление буклета профессиональной среды средствами настольной издательской системы», «Презентация моей профессии», «Блог специалиста в профессиональной сфере (вебстраница)», а также такая тема, как «Дидактические особенности ЭК. Оформление и презентация электронного комплекса профессиональной направленности». Результатом выполнения этой работы является проект.

Особенность рассматриваемого нами проекта в том, что он ориентирован на будущую профессиональную деятельность, носит междисциплинарный характер (связь с такими дисциплинами, как «Основы композиции и дизайна, «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства», «Организация деятельности службы приема, размещения и выписки гостей», «Основы прически и укладки волос»). Работа над проектом предполагается в паре или индивидуально (на протяжении шести уроков) и предусматривает следующие этапы деятельности студентов: постановка целей и задач работы над проектом, планирование и организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов. Считаем необходимым отметить, что доминирующее место в методе проектов занимают не субъектно-объектные отношения преподавателя и студентов,

а субъектно-субъектные с организующей, координирующей, положительно стимулирующей функцией преподавателя [2]. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Правила и принципы успешной проектной деятельности в чем-то схожи с основными командными принципами: все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело, все члены команды, выполняющие проектное задание, должны нести ответственность за конечный результат.

На первом этапе определяются цели и задачи проекта по созданию ЭК: изучение информационной технологии создания электронного комплекса, основных этапов проектной деятельности, происходит распределение по парам (если проект не индивидуальный), выбор темы проекта (профессиональной направленности). На втором этапе осуществляется поиск источников и структурирование информации по теме проекта, распределение задач (обязанностей) в паре, установление процедур и критериев оценки результатов проектной деятельности. На третьем этапе изучается теоретический материал по блоку темы «ЭК: требования к содержанию и структуре». Далее с практической точки зрения рассматриваются технологии гипертекста и технологии проектирования ЭК. Осуществляется сама деятельность по созданию ЭК. На четвертом этапе осуществляется презентация проекта с помощью средств информационных технологий и его оценивание.

Проведенное нами анкетирование студентов 2-го курса (30 человек) показало следующие результаты. На вопрос «Впервые ли Вы встречаетесь с таким методом обучения на практике?» утвердительно ответили 74% опрошенных. «Может ли пригодиться рассмотренный алгоритм метода проектов в Вашей будущей профессиональной деятельности?» - 63%. «Позволяет ли применение этого метода, на Ваш взгляд, совершенствовать умение брать на себя ответственность за выбор, принятие решения?» - 75%, «...умение работать в коллективе?» - 85%, «...анализировать результаты

своей деятельности?» - 79%. «Способствует ли этот метод более мотивированному усвоению знаний по теме?» - 71%, «Вызвал ли этот метод у Вас больший интерес к изучаемой теме?» - 86%.

Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод. Метод проектов оптимально подходит для организации учебного процесса по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и способствует развитию мотивационной, познавательной, рефлексивной сфер личности, формированию ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, профессиональной), выработке опыта по самоорганизации учебно-познавательной деятельности. Он может успешно использоваться на занятиях по другим дисциплинам.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура / [Электронный ресурс] -http://www.edu.ru/.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М., 2000.

© Хрычева О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.