МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
*
ровали свое понимание того, что дифференциация сложной формы на простые геометрические тела значительно упрощает понимание ее конструктивной основы, ее структуры. Данный метод помогал учащимся увидеть основные формы объекта, его постоянную структуру. Большую помощь по освоению данного метода помогало применение конструктивной светотени положенной по форме объемов. В данном случае объект освещался таким образом, чтобы форма читалась наиболее ясно. Необходимо отметить, что использование современных исследований, технологий и методик в учебном процессе позволяет успешно решить проблему обучения объемно-конструктивному академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов вузов.
Библиографический список
1. Морем, Э. Метод. Природа природы / Э. Морем. — М. : Прогресс-традиция, 2005. — 689 с.
2. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. — М. : Прогресс, 1988. — 464 с.
3. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков. — М. : Искусство, 1953. — 590 с.
4. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и восприятие рисунка / Н. Н. Волков. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 332 с.
5. Кардовский, Д. Н. Рисование фигуры человека / Д. Н. Кардовский // Юный художник. — 1940. — № 5.
АНТИЛОГОВА Лариса Николаевна, доктор психологических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета.
ИКОННИКОВ Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры изобразительного искусства Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2012 г.
© Л. Н. Антилогова, А. И. Иконников
УДК 378 147 Е. А. СЫСОЕВА
Омский государственный педагогический университет
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ__________________________________
В статье автор рассматривает проектирование как инновационную, творческую деятельность. В контексте исследования определен метод проектов как наиболее эффективный для развития пространственного мышления студентов в системе обучения художественной керамике.
Ключевые слова: проектирование, художественная керамика, пространственное мышление, метод проектов.
Культура проектирования сегодня входит во многие области общеобразовательной практики, связано это в первую очередь с модернизацией содержания образования, направленного на усиление практической подготовки специалистов. В контексте новых государственных образовательных стандартов, проектные методики обучения занимают ведущее положение, они предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Такой подход продиктован изменением целей современной образовательной системы, в связи с переходом к гуманистической личностно-центрированной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека.
Теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов реализуется в различных формах деятельности студента, включает содержательную и профессиональные стороны. В квалификационных характеристиках выпускников вуза (ГОС ВПО), декоративно-прикладное искусство представлено как
творческая деятельность, объединяющая в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности — искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии, — и направленная на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
Объектами профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства являются произведения искусства различного назначения (предметы культурно-бытового назначения, декоративная пластика и др.). В соответствии с подготовкой художник декоративно-прикладного искусства может выполнять аналитическую, про-ектную,экспериментально-исследовательскую,произ-водственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности. Также следует подчеркнуть, что в результате обучения студент должен уметь осуществлять творческую деятельность, как авторскую, так и исполнительскую, художественно-производственную, производственно-технологическую и общественную деятельность в творческих союзах и объединениях. В результате
умение проектировать процесс и результат деятельности является основным в овладении профессией художник декоративно-прикладного искусства (специалист по керамике), а умение работать в керамической композиции над созданием и преобразованием плоскости, объема и объемов в пространстве определяет специфику мышления будущего специалиста.
В настоящее время особенность проектирования и в том числе художественной керамики, заключается в том, что ее материал не вещественный (что было в ремесленную пору), а имеет знаковую форму. Это дает основание рассматривать проектирование как процесс мыслительной деятельности с точки зрения особенностей знакового конструирования, моделирование объекта проектирования. Проектная деятельность относится к разделу инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
В работах ряда авторов, таких как Н. Г. Алексеев, Е. С. Заир-Бек, В. Р. Имакаев, Т. И. Шамова, выделены этапы в соответствии с содержанием «проектирования» как деятельности. Следовательно, проектирование содержит определенный инвариант мыслительных операций, когда движение идет от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: позиционное самоопределение
— анализ ситуации — проблематизация — концептуализация целеполагание — программирование
— планирование. Следовательно, проектирование можно назвать комплексной деятельностью, являющейся средством интеллектуального творческого саморазвития субъекта образовательной деятельности, а в более узком смысле — средством развития его проектировочных способностей.
Рассматривая художественную керамику как вид искусства, необходимо учитывать, что художественная керамика является одним из видов декоративно-прикладного искусства, а также дизайна и монументально-декоративного искусства. Понятие «художественная керамика» приобрело значение собирательного термина, так как общность технологии изготовления и состав массы художественных изделий в фарфоре, фаянсе, майолике, терракоте и других керамических материалах объединяет эти изделия в одну группу под общим названием. Все они изготовлены из глины, проходят процесс обжига и, в большинстве случаев, процесс декорирования, имеют схожие приемы нанесения декора. Следует учесть, что каждая из разновидностей керамики имеет свои специфические особенности, присущие лишь данному материалу, которые отличают его от других даже по внешнему виду [1].
Для понимания специфики искусства художественной керамики и способов ее проектирования мы проанализировали разные источники. Отмечается различие характера, метода проектирования, функций изделий и произведений, относящихся к разным видам искусства и являющихся принципиально разными объектами художественной керамики.
В специализированной литературе по материаловедению и технологии производства керамики, отечественных авторов (А. И. Августиник, Л. Ф. Акунова, А. И. Захаров, В. А. Крапивин, Г. Е. Лукич, И. И. Мороз) содержатся подробные сведения о керамическом производстве, истории развития художественной керамики. Описаны разнообразные
виды керамического сырья и способы его обогащения, технологические процессы изготовления художественной керамики. Подробно описаны приемы и способы декорирования изделий. Большое значение для образовательного процесса имеет методика конструирования художественной керамики.
Зарубежные авторы Д. Бубико, Х. Крус, Р. Доло-рос, Х. Чаварра охватывают определенные аспекты искусства и техники создания керамики, что представляет интерес на первоначальном этапе обучения студентов.
Во время технологических и производственных практик студенты подробно знакомятся со всеми требованиями и этапами проектирования в условиях массового производства изделий из керамики, но не меньшее значение эти требования приобретают и в процессе учебно-творческой деятельности.
Проектирование, в системе обучения художественной керамике в вузе, имеет следующие составляющие: эффективное использование тра-
диционных и новых методов художественного проектирования, выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых идей, методов исследования структуры проблемы, методов оценки; формулирование целей художественного проекта, программы, решение задач; разработка критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей; выявление приоритетов решения задач с учетом эстетических и этических аспектов деятельности; разработка обобщенных вариантов стилевого решения художественных проектов, их анализ, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности; планирование реализации художественных проектов; разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивнотехнологических, эстетических, стилистических, экономических и других параметров; использование информационных технологий при разработке новых изделий, предметов, функций, нововведений.
В системе подготовки художника декоративноприкладного искусства, дисциплина «Проектирование (художественная керамика) интегрирует в себе знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами общеобразовательного и общехудожественного циклов. Специфика проектной деятельности предъявляет, в процессе освоения, особые требования к мышлению обучаемого.
Учащийся должен освоить не только этапы проектирования данного вида искусства, но должен легко ориентироваться в стилях, жанрах, и, самое главное, в современных направлениях и тенденциях развития живописи, графики, скульптуры, архитектуры, всех видах дизайна и декоративных видах искусства. Главное внимание должно быть уделено современному состоянию искусства, особенностям российского искусства, региональной специфике, поскольку в этой среде придется творить выпускнику вуза.
Именно специфика данного вида искусства определяет особенность в развитии и формировании профессионального мышления художника декоративно-прикладного искусства, специалиста по керамике. Одним из важных качеств художника декоративно-прикладного искусства (специалиста по керамике), влияющего на способность к инновационной деятельности, является высокий уровень пространственного мышления.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
*
Будучи обобщенным и опосредованным отражением действительности, мышление может быть направлено на анализ качественно различных сторон этой действительности, что определяется направленностью, избирательностью, познавательной активностью человека, его потребностями, мотивами, сложившимися у него средствами деятельности (знаниями, умениями, навыками). Именно сфера деятельности определяет содержание индивидуального мышления, специализируя его, направляя на анализ тех сторон действительности, которые наиболее важны для продуктивного осуществления этой деятельности.
Художник декоративно-прикладного искусства, в частности художник-керамист, работая в проекте «над формой», должен решать стоящие перед ним проектные задачи и добиваться, чтобы форма изделия стала содержательной, удобной, приобрела высокую информативность, максимально отвечала технологии производства и соответствовала представлению о красоте и комфорте. Этапы поиска замысла фиксируются в эскизах, набросках в схемах образа модели, из них выбираются лучшие, которые впоследствии будут подвергнуты детальной разработке. Поиск ведется в двух аспектах — функциональном (функциональный анализ) и с точки зрения формы (анализ формы). Цель функционального анализа — выявить соответствие назначения изделия его функции. Анализ формы позволяет определить особенности ее строения; анализу подвергается объемно-пространственная структура, пропорции, масштаб изделия и т.д. Приемы композиционного формообразования призваны сообщить объекту проектирования образную целостность. Но это качество достигается не только удачным решением композиционных задач — таких как, например, пропорциональность, выразительный ритм его элементов, динамичность или статичность формы, применение принципов симметрии-асимметрии, контраста-нюанса и пр. Целостность, завершенность образу вещи придает соответствие ее формы — смыслу, который несет она в своем культурном и предметном окружении, то есть «вещь обладает внутренним смыслом, не сводимым к ее материальному бытию». Так что формообразование непосредственно связано с так называемым «смыслообразованием» [2].
С точки зрения художественного образования, проектирование позволяет освоить законы объемно-пространственной организации формы, принципы передачи эмоционально-смыслового содержания ограниченными средствами, способствуют развитию образного и объемно-пространственного мышления.
Многоплановые проблемы развития мышления рассматривались в науке многими специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Тазылина, Д. Б. Эльконин.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии, структуре, диагностики пространственного мышления внесли: Б. Г. Ананьев, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплунович, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская.
Как известно, развитие пространственного мышления идет далеко не одинаково у разных учащихся, находящихся в одних и тех же условиях обучения. Это свидетельствует о том, что в структуре
пространственного мышления имеются такие компоненты, которые под воздействием обучения развиваются неравномерно. Исследование этих компонентов представляет особы интерес. Показатели, их характеризующие, и есть собственно показатели умственного развития. Они отражают те новообразования в структуре мышления, которые складываются в ходе усвоения знаний, умений и навыков с учетом индивидуальных предпосылок психического развития [3, с. 151].
Для понимания взаимодействия компонентов в учебно-творческой деятельности студентов, обучающихся искусству керамики, мы проанализировали следующие составляющие: процесс проектирования через механизмы восприятия, представления и пространственное мышление, а также результат проектирования, в частности техническое исполнение проекта и само изделие из керамики. Определили что, результат проектирования изделий художественной керамики зависит от решения творческих задач, направленных на проектирование плоскостных и рельефных керамических изделий, проектирование объемных изделий и композиций, проектирование объемных композиций в пространстве. Мы можем отметить, что процесс проектирования зависит от способности студентов к восприятию: плоскости и ее характеристик; объема и его характеристик; объемов в пространстве и их характеристик. Процесс представления образа зависит от функции плоскости, функции объема, функции объема в пространстве. Следовательно, исполнение проекта студентом зависит от технических навыков и знания законов построения и гармонизации плоскостных (фронтальных) композиций, объемных композиций и объемов в глубинно-пространственных композициях. Все предыдущие процессы объединены мышлением, для анализа мы выделили следующие показатели: успешность создания пространственного образа, тип оперирования образами, изменение пространственного положения созданного образа, изменение структуры созданного образа, одновременное изменение пространственного положения образа и его структуры; широта оперирования; полнота образа, т.е. отражение в нем основных пространственных характеристик.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что способности для определенного вида деятельности развиваются в той деятельности, которая требует применения этих способностей. Пространственное мышление является неотъемлемым компонентом художественных способностей и эффективно развивается в процессе учебно-творческой деятельности по проектированию объемных и глубинно-пространственных композиций из керамики.
Многие исследователи отмечают, что одним из важнейших факторов успешного развития пространственного мышления является осознанная совместная деятельность учителя и учащегося. Мы также считаем, что успешность в процессе развития пространственного мышления может быть достигнута, если будет иметь место совместная осознанная деятельность преподавателя и студента, в процессе которой должно осуществляться усиленное формирование личности обучающегося за счет следующих принципов ее функционирования: активности, диалогичности, самостоятельности, инициативности, творчества, рассмотрения учащегося как открытой, способной к саморегулированию (выбору образовательной траектории) и самоорганизации системы.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрели возможности педагогической технологии метода проектов, обеспечивающего совместную сознательную деятельность преподавателя и студентов, и позволяющего целенаправленно развивать пространственное мышление студента при обучении искусству художественной керамики.
Обращение к методу проектов в наше время связанно прежде всего с тем, что он дает возможность рассмотреть проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. Метод проектов ориентирован на интересы ученика, где освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах, где, со слов Д. Дьюи: «проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Вопросы организации обучения на основе метода проектов рассматривались отечественными учеными (П. П. Блонский, М. Ю. Бухаркина, В. В. Гузеев, Е. С. Полат, Н. Ю. Селевко и др.) и зарубежными учеными (Д. Дьюи, В. Килпатрик, М. Нолл, Р. Сим-сон и др.).
По мнению Е. С. Полат: «Метод проектов в современной его трактовке всегда предполагает наличие проблемы, субъективно либо социально, профессионально значимой для ученика. Для интеллектуального развития человека недостаточно выполнять разнообразные действия, даже весьма интересные для него. Важно, чтобы при этом выполняемая деятельность стимулировалась работой мысли, для чего необходима проблема, затруднение. Особое внимание следует обратить на социально и профессионально значимые проблемы. Кроме того, метод проектов всегда прагматичен по своей сути. Он предполагает не просто рассмотрение и исследование обозначенной проблемы, не просто поиск путей ее решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности. Ученик должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, и аргументировать свое решение. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, т. е. целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, в процессе самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работы он приобретает собственное знание, «конструирует» его. Это знание становится его знанием, а не абстрактной научной мыслью» [4, с. 199].
Развитие навыков мышления является неотъемлемой частью работы над проектом, таким образом, варьируя стратегии и стили обучения, возможно, задать богатую учебную среду и запустить развитие навыков высокого мышления. Метод проектов в силу своей комплексности, проблемной направленности, ориентации в большинстве случаев на совместную работу как нельзя лучше способен решать
сложные и необходимые дидактические задачи. Следовательно, студент должен быть готов решать довольно сложные мыслительные задачи, причем самостоятельно, либо индивидуально либо совместно с партнерами.
В дидактике разработаны разные уровни про-блемности в зависимости от сформированности у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности. Специалисты международного исследования образовательных достижений PISA сформулировали общеучебные умения, необходимые для решения проблем: понимать проблему; характеризовать проблему; представлять проблему; решать проблему; размышлять над решением; сообщать решение проблемы.
Учитывая специфику учебно-творческой деятельности студентов, обучающихся искусству керамики в вузе мы сделали акцент на разработку прак-тико-ориентированных (прикладных) проектов; с открытой, явной координацией; средней продолжительности (от двух до четырех месяцев).
Методика проектного обучения предполагает выявление дидактических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов в соответствии с педагогическими целями и особенностями каждого этапа проектирования. Следовательно, в рамках дисциплины «Проектирование (художественная керамика)» мы выбираем основанным метод проектов, так как видим возможность развития пространственного мышления студентов при обучении искусству керамики. Такой подход позволит оптимизировать проектировочный процесс по созданию изделий из керамики к современным условиям.
Библиографический список
1. Ткаченко, Л. А. Художественная керамика Западной Сибири последней трети ХХ— начала XXI века : дис. ... канд. искусствоведения / Л. А. Ткаченко. — Барнаул : АГУ, 2009. — 150 с.
2. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна : учеб. для вузов / И. А. Розенсон. — СПб. : Питер, 2008. — 219 с.
3. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская / Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2008. — 368 с.
СЫСОЕВА Елена Анатольевна, аспирантка кафедры декоративно-прикладного искусства.
Адрес для переписки: е-таП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.04.2012 г.
© Е. А. Сысоева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ