Научная статья на тему 'Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы'

Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1568
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ФГОС / СИСТЕМНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT METHOD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / CONSISTENCY / ACTIVITY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е.А.

В статье рассматривается научно-теоретическое обоснование метода проектов, как инновационного подхода к реализации требований ФГОС в рамках школьной учебной деятельности. Приводится анализ понятия «метод проектов», а также описываются его особенности. Также рассматриваются методические рекомендации по использованию данного метода в практической деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the scientific-theoretical substantiation of the method of projects as an innovative approach to the implementation of the requirements of the GEF in the framework of school activities. The analysis of the concept of "project method" and describes its features. Also discusses the methodological recommendations on the use of this method in practical activities of teachers.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы»

Волкова Е.А.

к.п.н., доцент кафедры ИТ Филиал РГППУ в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье рассматривается научно-теоретическое обоснование метода проектов, как инновационного подхода к реализации требований ФГОС в рамках школьной учебной деятельности. Приводится анализ понятия «метод проектов», а также описываются его особенности. Также рассматриваются методические рекомендации по использованию данного метода в практической деятельности педагогов.

Ключевые слова: метод проектов, ФГОС, системность, деятельность.

Volkova E. A.

Ph. D., associate Professor of the Department of it

Branch rgppu in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS: PROBLEMS AND

PROSPECTS

Abstract

The article discusses the scientific-theoretical substantiation of the method of projects as an innovative approach to the implementation of the requirements of the GEF in the framework of school activities. The analysis of the concept of "project method" and describes its features. Also discusses the methodological recommendations on the use of this method in practical activities of teachers.

Key words: project method, Federal state educational standards, consistency, activity.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развиваются стремительно. Система подготовки будущих учителей должна обеспечивать такой уровень, который позволил бы им быстро адаптироваться к инновациям в области ИКТ в своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в учебном плане необходимо наличие таких дисциплин, на которых будущие педагоги обучались бы следовать за изменениями подобного рода. Именно такой дисциплиной и является курс «Компьютерное обеспечение образовательного процесса»,

отражающий связь предметных областей и информатики. Данный курс занимает важное место в профессиональной подготовке будущего учителя.

В современном информационном обществе особую роль играет компетентность учителя в области ИКТ или информационная компетентность. На всех этапах профессиональной подготовки бакалавров необходимы комплексное использование ИКТ, ориентация системы профессионального образования на формирование у педагога информационной компетентности, потребности к овладению знаниями, умениями и навыками по использованию возможностей ИКТ в будущей профессиональной деятельности. Поэтому чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, физика, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную.

ИКТ также выступают как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании. Современные научные исследования, тем более, исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего использования ИКТ. Практически любые исследования в сфере образования носят системный, комплексный характер. Информационные возможности компьютеров, тем более включенных в разветвленные информационно-компьютерные и телекоммуникационные сети, велики, следовательно, использование ИКТ при выполнении исследований в сфере образования позволяет повысить эффективность этих исследований.

Формирование информационной компетентности учителя является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования.

Особенности организации проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ

Учебный проект с точки зрения студента - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы -носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения преподавателя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у студентов. При таком подходе изменяется и роль самого преподавателя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего студентам то, что они должны знать, пассивно усвоив, преподаватель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по

решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить"- вот основной тезис современного понимания метода проектов. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь".

Почему нужно переходить на метод проектов?

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно - урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным из всех технологий является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.