Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Ульяна Александровна

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках «Окружающий мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-554571

i

Приходько У.А.

Научный руководитель: Румянцева Л.Н.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

Аннотация

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках «Окружающий мир».

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, проектная деятельность, младший школьник.

Самостоятельную и способную личность младшего школьника изучали многие российские педагоги. Так, выдающийся российский ученый П.Ф. Каптерев утверждал, что важный недостаток школы - это отказ от обучения через самостоятельную деятельность [1, с. 9].

Большой вклад в изучение детской познавательной самостоятельности внёс Л.С. Выготский, который ещё в 1926 году определил самостоятельность как способность действовать относительно независимо от других и рассматриваться как качество собственной деятельности [3, с. 34].

Изучение разных научных трудов подтверждает, что проблема в развитии у младших школьников познавательной самостоятельности требует продолжения исследования особенностей процесса её становления, создания целостной системы обучения, направленной на становление и развитие личности.

Г.А. Цукерман отмечает, что познавательную самостоятельность следует рассматривать как характеристику субъекта учебной деятельности [4]. Исходной основой понятия является положение о том, что она должна рассматриваться как качество субъекта учебной деятельности, включающее инициативность, поисковую активность или желание учиться. Познавательная самостоятельность определяется в способности обнаруживать, какие знания и умения необходимы для решения данной задачи, добывать нужные знания и осваивать недостающие умения. Основным критерием при этом выступает создание педагогических ситуаций, не имеющих готовых способов действий, когда ученик ориентирован на поиск своих собственных вариантов.

Таким образом, развитие познавательной самостоятельности младших школьников определяет одну из приоритетных задач современного российского начального общего образования.

Анализ научно-методической литературы позволил определить противоречие между выдвигаемой нынешним обществом объективной потребностью, в развитии личности, обладающей познавательной самостоятельностью и недостаточной методической разработанностью критериев и средств целенаправленного достижения этой цели на всех уровнях школьного обучения. Возможности применения проектной деятельности для развития познавательной самостоятельности младшего школьника стало проблемой нашего исследования.

А.Б. Воронцов в своих исследованиях отмечает, что проектная деятельность не заменит классно-урочную систему полностью, но она становится хорошим подспорьем для обучения младших школьников посредством решения проектных задач [2]. Стоит отметить, что проектная задача разворачивается в рамках целей, первоначально заданных учителем. Учитель предлагает варианты, а дети с желанием выполняют.

Разработанные школьниками проекты «открывают» их окружающий мир: дети используют книги, читают не только обязательную учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся организовывать свое время. Учитель становится наставником и помощником. Он может предложить ученикам выбрать любую интересующую их тему в рамках курса «Окружающий мир», например, по программе «Школа России» предполагаются темы: «Почему снег не тает?», «Шоколадная фабрика», «Какое животное самое большое в мире?». При этом педагог рекомендует учащимся не ограничиваться поиском информации в книгах и интернете, а предложить список научных теле- и радиопередач, например такие передачи: «BBC: Планета Динозавров», «Все о космосе», «Галилео» и другие. В конце учебного года учащиеся могут представить свои изыскания на школьных научных чтениях. Участие в районных, городских или всероссийских конкурсах таких как: городской конкурс исследовательских работ «Я исследователь», Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки», Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку» и другие конкурсы, связанные с проектированием и развитием познавательной самостоятельности.

Педагогика

Нами разработан проект по теме «Уникальный Сахалин» в разделе «Мой край родной». Цель: создание условий для развития познавательной самостоятельности третьеклассника. Проблемная ситуация заключалась в игровой сюжете: к нам обратились сотрудники туристической фирмы, которые хотели бы иметь программу путешествия школьников по Сахалинской области. Из этого следовало, что необходимо было составить программу «Мой край родной - глазами сахалинских школьников».

Деятельность детей проходит в группах, выполняя ряд заданий для создания итогового продукта в форме газеты, буклета, презентации для туристов и т. д. У этой проектной задачи нет единого варианта решения, за исключением справочного материала, фактических данных. Дети работают с датами, фамилиями, цифрами, сведениями. Анализируя представленный материал, проводится отбор материала, его преобразование, дополняя своим житейским опытом. Работа рассчитана на 3 урока.

На первом этапе учащиеся отправляются в путешествие по региону, используя краеведческие задания. Работа заключается в обработке предложенного текста:

- из текста про Сахалин найди все числа и сложи их. Определите день рождения нашего региона и города;

- используя предложенный текст, определите флаг Сахалинской области, города, в котором ты живешь;

- история открытия острова Сахалин и Курильских островов.

После обсуждения результатов совместной деятельности был собран вариативный материал для итогового «продукта».

Во 2-м этапе предлагались задания по темам:

- «Лекарственные растения Сахалинской области»;

- «Эндемики родного края»;

- «Животный мир Сахалина и Курил»;

- «Красная книга Сахалинской области».

В основу этой части самостоятельной работы прилагался справочный материал, гербарий, фотографии и иллюстрации, репродукции картин сахалинских художников. В работе групп используется ноутбук для оформления презентации со слайдами. Итогом сотрудничества стал собственный текст в сопровождении иллюстрированного материала.

3-й этап предполагал выход на «продукт» проектной деятельности - разработать виртуальную мини-экскурсию «Мои любимые места на Сахалине (Курилах)», предварительно исследовав справочный материал о достопримечательностях Сахалина и Курил. На данном этапе «собирался» материал всех дней работы над проектом. В итоге были предложены разнообразные тексты экскурсий, а также сопровождающий материал в виде буклетов, презентации. Была поставлена новая проектная задача о подготовке фильма с подключением старшеклассников.

Анализ своей деятельности третьеклассниками показал, что они не только узнали больше о Сахалинской области, но и научились работать сообща, осуществлять самостоятельную деятельность.

Проведенная диагностика по методике А.А. Горчинской показала положительную динамику развития познавательной самостоятельности. Качественные изменения характеризуются развитием навыков целеполагания и планирования, поиска и отбора необходимой информации. Статистическая обработка подтвердила результаты исследования.

Таким образом, результаты показывают, что деятельность младших школьников в проектном режиме способствует развитию познавательной самостоятельности. При этом особое внимание следует обратить на развитие действий целеполагания, планирования, контроля и оценки результатов самостоятельной деятельности; расширение интересов детей и побуждение к самостоятельной деятельности.

Литература

1. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.

2. Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения / А. Воронцов // Начальная школа. - 2007. - №6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608 (дата обращения: 02.03.2021).

3. Елизаров А.А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат / А.А. Елизаров, М.Н. Бородин, Н.Н. Самылкина. - М.: Лаборатория знаний, 2019. - 64 с.

4. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. -2014. - №6. - С. 4-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.