Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / исследовательская компетентность / проектная деятельность / история / внеурочная деятельность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Наталья Андреевна

в статье анализируются пути повышения эффективности использования проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Акимова Н.А.

Акимова Наталья Андреевна - Почетный работник воспитания и просвещения РФ, учитель истории и

обществознания, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Валуйки, Белгородская область

Аннотация: в статье анализируются пути повышения эффективности использования проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: ФГОС, исследовательская компетентность, проектная деятельность, история, внеурочная деятельность.

Кого из людей можно считать одаренным? Давайте вспомним некоторых известных личностей, которые оставили значимый след для общества. Это, например, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Людвиг Ван Бетховен. Были ли они так же успешны в школе?

Альберт Эйнштейн. Классический пример великого ученого, который плохо учился в школе. Человек, совершивший переворот в современной физике, автор "Теории относительности", он изменил само представление о времени и пространстве. Но до того, как это случилось, юного Эйнштейна исключили из гимназии за неуспеваемость. Томас Эдисон. Еще одна личность, оказавшая колоссальное влияние на мир и его современный облик. Как известно, Эдисон - великий изобретатель и автор более тысячи патентов. Среди его изобретений - электрическая лампочка накаливания, электросчетчик, фонограф. При всем этом Эдисон отвратительно учился в школе и был вечно рассеян. Что называется, «летал в облаках». После того как Эдисона исключили из школы, образованием будущего гения занималась его мать. Людвиг Ван Бетховен. Из-за того, что отец будущего великого композитора хотел вырастить из своего сына второго Моцарта, Бетховен был вынужден рано бросить школу. Так что он не просто плохо учился - он вообще, можно сказать, не учился. Тем не менее, Бетховен самостоятельно изучил несколько языков и много читал. Интересный факт: в 27 лет Бетховен начал терять слух. При его профессии это было катастрофой двойного масштаба. К возрасту 48 лет Бетховен потерял слух полностью. При этом, благодаря абсолютному внутреннему слуху, композитор смог сочинять музыку даже в таком затруднительном положении.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является раскрытие и развитие всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но, применительно к одаренным детям, эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество, в первую очередь, возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, найти изюминку в ребенке, поддержать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

В нашей школе - это целенаправленный и совместный процесс. Работа с одаренными детьми происходит в рамках модели развития интеллектуальных способностей учащихся МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области.

Так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу учитель начинает со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I. Протекает в рамках урочных занятий, в ходе которых необходимо

проявить интерес к своему предмету).

II. Внеурочная деятельность, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III. Заключительный (на этом этапе учитель проводит работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности по истории).

Одной из главных задач работы с одаренными детьми - это формирование исследовательской компетентности посредством организации проектной деятельности.

В мае 2017 года среди одаренных учащихся секции «Краевед» - членов школьного научного общества «Эрудит» была проведена диагностика определения уровня исследовательской компетентности по методике комплексной диагностики компонентов исследовательской компетентности Н.А. Федотовой

Результаты проведенной диагностики стали предпосылкой для более активного поиска тех технологий, методов и приемов обучения, которые бы способствовали созданию эффективной системы работы с одаренными детьми по формированию и развитию исследовательской компетентности.

При этом учитель столкнулся в своей работе с противоречием: между необходимостью формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся и отсутствием системы работы по данному направлению в педагогической практике школы. Данный опыт предлагает один из способов разрешения этого противоречия на практике.

В рамках исследования проблемы формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся изучались работы следующих авторов: организация исследовательской деятельности учащихся (Е.А. Шашенкова, Д.И. Захарова, Н.А. Семенова, О.Г. Проказова); работа с одаренными детьми (О.Г. Селиванова, Н.С. Лейтес) [2]; проблемы формирования и развития исследовательской компетентности учащихся (Е.В. Феськова, А.А. Ушаков, Н.А. Федотова, Л.А. Никитина); научно-теоретическое, технологическое обоснование решения формирования исследовательской компетентности средствами проектной деятельности (И.С. Сергеев); формирование исследовательской компетентности у одаренных учащихся через работу научных обществ учащихся (М.Ю. Кожухова).

Анализ данной литературы позволяет рассматривать понятие исследовательская компетентность как интегративное личностное качество школьника, проявляющееся в его осознанной готовности и способности заниматься учебным исследованием.

Исследовательская компетентность одаренного учащегося - это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.

Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся происходит постепенно, поэтапно и представляет собой систему индивидуального сопровождения учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности:

I этап - мотивационный (5-7 классы). Происходит формирование интереса и развитие мотивации одаренных детей к проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности.

II этап - когнитивно-процессуальный (8- 9 классы). На этом этапе происходит формирование системы знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования и системы исследовательских умений.

III этап - рефлексивный (10-11 классы) формирование способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения исследовательского проекта для формирования исследовательской компетентности одаренных детей.

Этот процесс тесно переплетается с формулой одаренности ребенка, выведенной сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность [5].

Учебный процесс и воспитательную работу учитель организует как субъект - субъектное взаимодействие учителя и ученика. Этому способствует использование системно - деятельностного подхода, который позволяет достигать высокого качества предметных компетенций, эффективно развивать интеллект, формировать нравственный смысл учения, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, что позволяет учащимся становиться субъектами своей деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни. Календарно-тематический план к рабочей программе составляется на основе принципа дифференциации, включаю содержание и организацию проектной деятельности.

I этап - мотивационный (5-7 классы).

Трудности с формированием исследовательской компетентности у одаренных детей возникают же в 5-7 классах, с того самого момента, когда учащиеся начинают изучать историю. Поэтому очень важно на данном этапе сформировать внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для мотивирования одаренных учащихся применяются разнообразные формы и приемы организации проектной деятельности:

• составление плана темы, опорных схем (в учебнике И.М. Арсентьева, А.А. Данилова История России 6 класс есть рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем», благодаря которой одаренные дети могут выполнить задания повышенного уровня, способствующие формированию исследовательской компетентности);

• сравнение и анализ событий, явлений (упражнение «Почемучка»: Даются исторические ситуации. Необходимо задавать вопросы, начинающие со слова: «Почему?» к описаниям и признакам ситуаций, которые представляли одноклассники. Победит тот участник, которому было адресовано меньше всего вопросов. При анализе ситуации необходимо найти признаки, находящиеся в противоречии друг с другом, и на их основе сформулировать проблему);

• выделение терминов и определений к ним - формирование понятийного аппарата (прием «Лестница сужения и расширения понятий»);

Таким образом, применяя на этом этапе разнообразные приемы и методы работы с одаренными детьми по формированию исследовательской компетентности через проектную деятельность, автор опыта повышает внутреннюю и внешнюю мотивацию одаренных детей.

II этап - когнитивно-процессуальный (8-9 классы).

Работа по развитию исследовательской компетентности при работе с одаренными детьми посредством использования проектной деятельности значительно усложняется.

Одаренные дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Чтобы этого не произошло, автор опыта в своей работе использует следующие формы и приемы организации проектной деятельности:

• составление схем, диаграмм, таблиц, карт, презентаций к темам (прием «Дерево предсказаний»: этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева -это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы). Самостоятельная работа с документом (В качестве примера этот прием я использую на уроке истории в 8 классе в форме исторических дебатов по теме: «14 декабря 1825 года - восстание декабристов или акт гражданского неповиновения?».

Результат своей работы одаренные дети представляют, в основном, в виде презентации. Презентация работы - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию одаренных детей. Таким проектом, например, стала работа Котовой Дианы «Участники Великой Отечественной войны в нашей семье».

III этап - рефлексивный (10-11 классы).

В 10 и 11 классах в МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области действуют профильные классы, в том числе социально-гуманитарный, где история изучается на профильном уровне (4 часа в неделю). Поступление в старшие классы происходит на конкурсной основе, поэтому в классах остаются дети с повышенной мотивацией, которые осознанно выбирают те предметы, которые впоследствии нужны им для поступления в ВУЗ. На этом этапе развития исследовательской компетентности групповые проекты уходят из практики. Одаренные дети выполняют индивидуальные исследования, позволяющие рассмотреть историческую ситуацию со всех сторон.

Для этого учитель в своей работе использует следующие формы и приемы организации проектной деятельности, позволяющие развить третий критерий формулы одаренности - креативность. При этом формируются такие компоненты исследовательской компетентности, как: умение работать с монографией, научно-справочной и художественной литературой; мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного; анализ источника, выявление скрытых фактов, умений делать выводы.

В качестве примера можно привести урок истории в 11 классе. Тема: «Россия в годы революции и гражданской войны» (урок-обобщение). В ходе урока идет работа по созданию проекта в виде исторического сочинения.

Таким образом, на третьем этапе формируется рефлексивный компонент исследовательской компетентности - способности к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения учебного исследования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что комбинация методов и приемов проектной деятельности позволила создать наиболее эффективные условия формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Баранников А.В. Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А.В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

2. "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827).

3. Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений в научном обществе учащихся: научно-методическое пособие [Текст]. Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009. 103 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под редакцией Н.С. Лейтеса [Текст]. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.